Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура дисциплины. Таблица 1 № п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы (в академических часах) Л С ПЗ ЛБ СР
Таблица 1
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы
(в академических часах)
| Л
| С
| ПЗ
| ЛБ
| СР
| Раздел I. Введение в теорию культуры
| 1.
| Становление культурологии как интегральной области социально-гуманитарного знания
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Философские учения о культуре
|
|
|
|
|
|
| Раздел II. Историческая культурология
| 3.
| Традиционные культуры Востока
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Античная культура
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Культурный феномен Европы
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Русская культура: особенности, основные этапы развития
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Культура ХХ века
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Современная российская культура в поисках новой идентичности
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Глобализация и культура конца ХХ – начала ХХI в.
|
|
|
|
|
|
| Раздел III. Современные проблемы культурологического знания
| 10.
| Диалогизм и проблемы межкультурной коммуникации
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Проблемы прикладной культурологии и охрана культурного наследия
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 72*
| 18*
| 18*
|
|
| 36*
| *-в зависимости от профиля.
Содержание дисциплины
Таблица 2
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
(дидактические единицы)
| I. Введение в теорию культуры
| 1.
| Становление культурологии как интегральной области социально-гуманитарного знания
| «Культура»: явление и понятие.
Феномен культуры как форма и способ жизнедеятельности человека и общества. Этимология и семантика слова «культура». Многообразие определений культуры и его причины. Обыденно-оценочные и теоретические представления о культуре.
Культурология в системе социально-гуманитарного знания: соотношение с философией культуры, социологией культуры, психологией культуры, культурной антропологией, филологией, искусствоведением и др.
Предмет культурологии. Структура культурологического знания: теория культуры, история культуры, прикладная культурология.
Эвристические возможности культурологического категориального аппарата как целостной системы, выраженной в таких понятиях, как: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация, культурно-исторический процесс, культурная картина мира.
Методы культурологических исследований.
Становление методологии изучения современной культуры.
Рождение структурализма (К.Леви-Стросс). Главная концептуальная установка структурализма – культура как система смыслов, находящихся в бинарной оппозиции. От структурализма к семиотической концепции культуры (Ю.М.Лотман).
Постструктурализм и его концептуальные установки. Р.Барт, Ж.Деррида, Ю.Кристева. Разработка постструктурализмом всеобъемлющей концепции постмодерна как современного состояния культуры.
Постмодернистская культурная картина мира. Постмодернизм как отрицание стиля. Постмодернистское течение в художественной литературе и других видах искусства.
Поиски методологии изучения современной культуры и наиболее значимые достижения в мировой и отечественной культурологии.
| 2.
| Философские учения о культуре
| Социально-историческая основа проблематизации феномена культуры в эпоху Возрождения. Формирование нового типа материальной деятельности. Гуманизм и антропоцентризм. Рождение историзма и рационализма. Возникновение философии культуры. Человек – системообразующий центр культурологического анализа. «Новая наука» (Д.Вико) – прообраз культурологии в европейской мысли Нового времени.
«Классическая модель» культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Представления о культуре в трудах Ж.-Ж.Руссо и Г.Гердера. Социоцентризм французского Просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизация». Антропоцентризм немецкого Просвещения и понятие «культура». Культура как проблема европейской философии XVIII-XIX вв. Природа и культура в философии И.Канта. Фихтеанство как философско-эстетическая основа немецкого романтизма. «Эстетическая утопия» Ф.Шиллера. Гегелевская концепция культуры как «образования».
Трансформация классического взгляда на культуру (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Неокантианство (В.Виндельбандт) о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре». Герменевтика: от экзегетики к философской герменевтике (В.Дильтей, Г.Гадамер). Роль марксизма в науках о культуре.
Эволюционизм. Циклические концепции культуры. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Морфология культуры О.Шпенглера. А.Тойнби и типологии цивилизаций.
Психоаналитическая концепция культуры (З.Фрейд, К.Юнг).
Символическая философия культуры Э.Кассирера.
Методологические возможности концепции «осевого времени» К.Ясперса. Ж.-П.Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А.Камю: «абсурд» как метафизическая характеристика бытия человека в культуре.
Теория суперсистем П.Сорокина.
Семиотика и культурная семантика.
Синергетическая концепция культуры.
| II. Историческая культурология
| 3.
| Традиционные культуры Востока
| Специфика анализа истории культуры на основе методологических возможностей культурологического знания. Принципы периодизации и основные периоды исторического развития культуры. Типологический и проблемно-логический подходы. Компаративистика как метод историко-культурологического исследования.
Понятие традиционной культуры. Типологические характеристики «Востока» и «Запада». Проблемы периодизации. Ценности в системе культуры. Миф как система представлений о мире. Верования в культурной истории. Религиозно-символическая система и социальное бытие человека. Язык как условие социальной коммуникации и смысловая структура культуры. Традиция как смысловая модель мира и социальный порядок. Сакральный закон как нормативная система социального бытия. Религиозная идеология в структуре культуры. Инновации и знания в традиционных культурах.
Модернизационные процессы в традиционных культурах.
Культурогенез в первобытную эпоху.
Культура Древнего Востока.
История открытия и изучения памятников древневосточной культуры.
Характерные черты культуры Древнего Египта. Египетская религиозно-мифологическая система. Преобладающий зооморфизм ранних культов. Образ жизни древних египтян. Особая роль жречества в управлении государством. Культ мертвых. Древнеегипетская культурная картина мира.
Древние цивилизации Месопотамии и Передней Азии. Царский культ, первые универсальные империи. Появление клинописи. Развитие рациональных знаний о мире. Циклический тип пространственно-временных представлений.
Древнееврейская культура. Ветхий завет: освящение норм и традиций, система вечных образов и сюжетов.
| 4.
| Античная культура
| Античность как тип культуры. Крито-микенская цивилизация как историческая основа древнегреческой. Культура ахейской Греции. Мифологическое сознание и гомеровский эпос. Полис – основа греческой гражданской культуры. Проблема гармонии духовного, телесного и социального в греческой цивилизации. Античный антропоцентризм. Эпоха эллинизма, ее происхождение и специфика. Трансформация классических греческих образцов в эллинистической культуре. Философия. Виды и жанры древнегреческого искусства.
Рим и особенности его культуры. Прагматизм, реализм, регламентированность жизни римского общества. Этатистский характер римской цивилизации. Систематизированная правовая культура и ее роль в устроении римской жизни: пример взаимодействия ценностей и норм в культуре. Античная культурная картина мира. Возникновение и распространение христианства. Новый завет: новые ценности, система вечных образов и сюжетов. Рождение христианской картины мира.
| 5.
| Культурный феномен Европы
| Античное наследие в культуре средневековой Европы.
Христианство – культурно-цивилизационная основа западной Европы. Социальная структура средневекового общества. Культурная роль университетов в Западной Европе. Романский стиль в архитектуре. Готический синтез искусств. Светская литература средневековой Европы. Средневековая культурная картина мира.
Понятие «Возрождение». Религиозно-философские традиции средневековья и духовные идеалы итальянского Возрождения. Роль античного наследия. Художественная культура итальянского Возрождения. Творческие гении ренессансной культуры. Понятие «Южное и Северное Возрождение». Особенности культурного развития стран северной Европы. Мастера Северного Возрождения. Культурные истоки Реформации. Протестантизм в истории западноевропейской культуры. Ренессансная культурная картина мира.
Понятие «Новое время». Особенности культурно-исторического развития Западной Европы в XVII - ХVIII вв. Барокко в истории западноевропейской культуры. Классицизм в истории западноевропейской культуры. Философские и социально-политические идеи европейского Просвещения. Художественная культура XIX века: романтизм, реализм, символизм. Европейская культурная картина мира в Новое время.
| 6.
| Русская культура: особенности, основные этапы развития
| Этногенез и культурная история славян. Мир славянского язычества. Историко-культурный контекст христианизации Руси. Синкретизм мировосприятия, преобладание ритуала над идеологией. Древнерусское государство и православная Церковь: византийское наследие. Духовные идеалы древнерусской культуры. Художественные открытия древнерусской культуры. Кризис традиционализма: причины и исторические последствия церковного раскола.
Культурное значение петровских реформ. Послепетровская Россия. Империя и имперская идеология как основание новой российской идентичности. Сложение дворянско-аристократической культуры. Русская литература и искусство ХVIII века в контексте культурной истории Западной Европы. Театрализованный характер культуры.
Российская империя в XIX веке: социально-политический аспект. Формирование секулярных основ в науке России. Русская классическая литература: образы, идеи, прозрения. Эстетические направления и борьба идей в русском искусстве XIX века. Русская композиторская школа. Великая музыкальная классика. Особенности развития философской мысли в России во второй половине XIX века. Русский религиозно-философский ренессанс.
Дискуссия между славянофилами и западниками. Рождение русской интеллигенции и ее основные черты. «Серебряный век» рубежа XIX-XX вв. как последний всплеск классической дворянской культуры.
Революция 1917 г. и внутринациональные отношения в России. Государственная культурная политика СССР. Достижения отечественной культуры в ХХ веке. Трагические страницы культурной истории. Великая Отечественная война и консолидационные процессы в культуре. Культура в послевоенный период: характерные черты.
Основные особенности русской культуры, преемственность и эволюция в культурной картине мира.
| 7.
| Культура ХХ века
| Зависимость западной культуры от динамики научно-технической модернизации. Взрыв социальной активности масс в 20-е – 30-е годы. Нацизм и фашизм. Вторая мировая война и ее отражение в культурных установках новых поколений. Культура и искусство стран Запада в послевоенный период. Изменения в динамике способов социализации и инкультурации личности.
Развитие массовой культуры западного общества в ХХ веке.
Проблемы термина: массовая культура, популярная культура, народная культура.
Масса, толпа и человек массы в социокультурной ситуации конца XIX - начала ХХ века.
Гносеологические, исторические, социальные, психологические и общекультурные предпосылки возникновения массовой культуры.
Превращение произведения искусства в рыночный товар и развитие технических средств тиражирования звука и изображения как необходимые условия развития массовой культуры.
Массовая культура и общество потребления.
Основные формы бытия произведений массовой культуры (бестселлер, шлягер, шоу, клип). Китч, кэмп, гламур как наиболее характерные черты современной массовой культуры.
Музыка, кинематограф и литература как наиболее значимые для развития массовой культуры виды искусства.
| 8.
| Современная российская культура в поисках новой идентичности
| Культурные последствия распада СССР. Становление новой российской идентичности. Проблема культурно-демографической устойчивости России.
Российская молодежь. Молодежные субкультуры в контексте других российских субкультур. Российский вуз глазами студентов. Специфика культурной картины мира современного российского студенчества.
| 9.
| Глобализация и культура конца ХХ - начала ХХI в.
| Современность и актуальные проблемы культурологии: конструирование новой культурной картины мира.
Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.
Динамика роли культуры в постиндустриальном обществе: изменение характера культурной традиции. Ослабление сословных и национальных оснований западной культуры. Переход от «книжной культуры» прошлого к «визуальной культуре» современности. Новые модели миропонимания в западной культуре послевоенного времени. Рождение постмодерна. Процессы вытеснения в приватную область традиционных признаков религиозности, национальности, социального происхождения и т. п., выдвижение на первый план признаков социальной конкурентоспособности и мобильности личности как ее индивидуальных качеств.
Информационное общество и культурные трансформации. Теории современного информационного общества (М.Маклюэн, О.Тоффлер). Проблема информационного взрыва и ускорения времени культуры. «Культурный империализм» Г.Шиллера – концепция нового мирового информационного порядка.
Интернет, сотовая связь и другие глобальные средства коммуникации; вызванные ими культурные достижения и риски.
Дизайн, его функции в меняющемся мире.
Телевидение и его роль в конструировании современной культуры повседневности. Телевизионная картина мира: проблема времени и пространства. Конструирование культуры повседневности через телевизионную мифологизацию. Демифологизация как стратегия управления телевизионной политикой будущего.
Глобализация как социальный, экономический и культурный феномен. Глобализация как унификация культуры на основе культуры потребления. Угроза сохранению культурного многообразия человечества в форме национальных культур и расцвет субкультур.
Массовая миграция населения «третьего мира» на Запад и формирование мультикультурных обществ. Противоречивость результатов политики мультикультурализма. Множественность культурных картин мира как воплощение плюралистических тенденций эпохи.
| III. Современные проблемы культурологического знания
| 10.
| Диалогизм и проблемы межкультурной коммуникации
| Диалогическая философия ХХ века (М.Бубер, М.Бахтин). Коммуникация в контексте культуры. Понятие коммуникационной среды. Начало разработки теории межкультурных коммуникаций (Э.Холл). Основные подходы к изучению межкультурной коммуникации в контексте культурных трансформаций рубежа XX-XXI века.
Межкультурная коммуникация в контексте глобализации: новые исторические условия, риски и вызовы. Обновление форм межкультурной коммуникации с учетом развития глобальных информационных систем. Формирование способности к толерантному отношению в рамках коммуникационных контактов с представителями иных культур. Коммуникативная компетенция как необходимое условие полноценного участия в процессах межкультурных взаимоотношений.
Мультикультуральность современного общества как источник усиливающегося доминирования культурной политики по отношению к социальной.
| 11.
| Проблемы прикладной культурологии и охрана культурного наследия
| Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований. Интегративный характер прикладного культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: образовательная и просветительская деятельность учреждений культуры.
Охрана культурного наследия как фундаментальный компонент социокультурной политики государства. Становление и развитие глобальной и национальной систем охраны наследия.
|
|