Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности культуры России советского периода
Культура России советского периода - явление сложное и противоречивое. С одной стороны, в XX веке в русской культуре заявили о себе многие талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры. Этот век дал России также немало гениальных ученых и исследователей. В.И.Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в основу политики партии в области художественной культуры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выражать интересы рабочего класса. Считалось, что именно этот класс, как революционный, выражает интересы общества в целом, Октябрьская революция по замыслу ее вождей, должна была коренным образом изменить положение в сфере духовной культуры. Культура впервые должна была в подлинном и прямом смысле являться собственностью народа, выражать его интересы и духовные запросы. И в тоже время эта культура должна быть пролетарской. Это означало отказ от преемственности, от эволюции, от традиций культурного развития. Эволюция, как известно, является наиболее благоприятным путем для культурного процесса.
Первое послеоктябрьское десятилетие в истории культуры России показало, что задача формирования абсолютной пролетарской культуры невыполнима, особенно в сфере искусства. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особенно выделялись две творческие организации - Пролеткульт и РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей). К 30-ым годам они прекратили свое существование.
Ряд выдающихся культурных деятелей этого периода - А.Платонов, Е.Замятин, М.Булгаков, М.Цветаева, О.Мандельштам активно противостояли "вульгарной" социологии искусства, за что были подвергнуты советской критике того периода как чуждые новой культуре элементы. Решительные перемены в этот период произошли с русским театром. Возник советский режиссерский театр, становление которого связано с именем Е.Б.Вахтангова. Его постановки пьес отличались высокой гражданственностью и художественной активностью. В этот период большевистское правительство пыталось наладить контакт с творческой интеллигенцией России. К тому же многие поэты, даже такие как А.Блок и В.Брюсов, свято верили в революционный переворот во всей цивилизации. Большую роль в установлении такого диалога сыграл первый советский нарком просвещения А.В.Луначарский. Блестящий оратор и эрудит, он в двадцатые годы перекинул "временной мост" между революцией и миром русской интеллигенции.
30-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной идеологии они именовались как годы первых пятилеток, массового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а потом и семилетнее). Коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, первые стройки отражались и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массовая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Театры, художественные музеи, концертные залы посещаются огромными количествами людей. Развивается киносеть, большими тиражами издаются книги, открываются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, мажорным.
В 1934 г. начал свою работу Первый всесоюзный съезд советских писателей, где основным творческим методом советской культуры был определен социалистический реализм. Этот метод предписывал художникам содержание произведений искусства и творческие принципы. В литературе значительно увеличивается значение исторического романа. Выходят такие романы как "Кюхля" Ю.Тынянова, "Емельян Пугачев" В.Шишкова, "Петр Первый" А.Толстого. Развивается детская литература. Широкую популярность приобретают стихи для детей, написанные В.Маяковским, С.Маршаком, К.Чуковским, С.Михалковым, повести А.Гайдара, В.Каверина, Л.Кассиля. В марте 1940 г. завершена публикация романа М.Шолохова "Тихий Дон". Великая Отечественная война, вызвавшая огромный патриотический подъем русского народа с особой силой отразилась в поэзии и песне. Лирика М.Исаковского, Н.Тихонова, С.Щипачева, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Берггольц, К.Симонова, песня В.Лебедева-Кумача "Священная война" вошли в историю художественной культуры этого периода. Кроме этого, в годы войны было написано одно из величайших произведений XX века - седьмая симфония Д.Шостаковича. Композитор начал писать эту симфонию через месяц после начала войны, а продолжил свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Эта музыка высекала огонь из мужественных сердец ленинградцев. Симфония, по словам Д.Шостаковича, была посвящена борьбе с фашизмом.
В годы войны с большим успехом в театрах России шли пьесы Л.Леонова ("Нашествие"), А.Корнейчука ("Фронт"), К.Симонова ("Русские люди"). Огромной популярностью пользовались песенные концерты таких солистов, как К.Шульженко, Л.Русланова, Л.Утесов, С.Лемешев, И.Козловский и др.
В послевоенные годы были созданы такие художественные произведения на документальной основе как "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого.
60-70-е годы в русской художественной культуре связаны с политической и культурной "оттепелью". На становление культуры этого периода большое влияние оказал научно-технический прогресс и социально-экономические процессы. Проза В.Шукшина, В.Распутина, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, драматургия А.Вампилова, В.Розова, поэзия В.Высоцкого отразили целый ряд злободневных проблем этого времени. Среди них особое место занимали экологические проблемы, нравственные, эмиграция жителей в города, усложнение жизни и быта в них и др. Кинорежиссеры Г.Чухрай, С.Ростоцкий, писатели В.Быков, Г.Бакланов, В.Астафьев создают правдивые фильмы и романы о прошедшей войне. В художественной литературе появляется так называемая "деревенская проза" (В.Белов, Ф.Абрамов и др.), в которой получили отражение мораль деревенского человека, глубокие изменения в его сознании, драматизм деревенской жизни в изменившихся условиях, в период вымирания русских деревень ("Дом" Ф.Абрамова, "Прощание с Матерой" и "Пожар" Ф.Абрамова).
Проблеме взаимоотношения человека с природой посвящен фильм-панорама "У озера" С.Герасимова. Загрязнение озер, расточительство природных ресурсов, уничтожение лесов явились тяжелейшим последствием научно-технической революции. Это не могло не сказаться на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а нередко и прямым виновником экологических проблем.
Особое место в культуре России представляет феномен А.Солженицына. Его рассказы "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор" стали классикой инакомыслия 60-х годов. В определенной мере эту традицию продолжали в своей театральной деятельности театры "Современник" и "Таганка", журнал "Новый мир" А.Твардовского. Таким образом, художественная культура периода "хрущевской оттепели" поставила перед советским обществом ряд существенных проблем.
Date: 2015-09-03; view: 1617; Нарушение авторских прав |