Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейская культура эпохи Возрождения





Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв.

к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса. Процессы Возрождения в двух обозначенных культурных центрах продолжались до конца XVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейских странах, в том числе в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском.

Экономические и социально-политические предпосылки итальянского Возрождения. В Италии ренессансная культура возникла в городах-государствах. Их расцвет обеспечивался экономическими факторами: торговлей и ремесленным производством, в котором достойное место занимал человек, самостоятельно организующий свой труд и досуг. Новая цивилизационная данность создавала условия для невиданного ранее проявления творческих способностей индивидов, которые совершенствовались в процессе созидающей деятельности. Происходило формирование нового, нетрадиционного типа личности, для которой характерны творческая активность, неустанные усилия, направленные на развитие интеллектуальных способностей и обогащение духовного мира, интерес к своему Я. Новая организация труда, рациональная, зависящая от скрупулезного учета и планирования своих действий, создавала предпосылки для пересмотра взгляда на способ божественного вмешательства в материальный мир. Тенденция к секуляризации, нараставшая в культуре Возрождения, не приводила к отрицанию Бога, но допускала передачу ряда демиургических функций от Создателя человеку-творцу.

Развитие нового типа культуры стимулировали итальянские городские коммуны, основанные на принципе самоуправления и выборной власти. Они не признавали «естественного права» сеньора, заменяя его сознательным социально-политическим соглашением равноправных горожан. Равноправие не затрагивало социальные различия, а предполагало равенство возможностей и не только не возбраняло, но даже требовало от личностей проявлять индивидуальную инициативу, самостоятельную активность, предприимчивость, направленную на увеличение богатства.

Духовные истоки культуры Возрождения надо искать, конечно же, в античности, но и религиозный, интеллектуальный, художественный опыт средневековья не был полностью отброшен. Известно, что итальянские гуманисты восставали против умозрительной средневековой схоластики и доктринерской теологии. Однако не следует также забывать о том, что христианство и церковь продолжали играть значительную роль в обществе. По-разному складывались отношения между деятелями Возрождения и церковью; сотрудничество порой сменялось открытым противостоянием. Развивая светские элементы культуры, они не отказывались от категорий возвышенного и одухотворенного. Наоборот, именно устремленность к возвышенному задавала тон творчеству литераторов и художников Ренессанса. Возрождение не было атеистической эпохой, но оно впервые обнажило противоположность между религией и наукой, преобразило само религиозное мировоззрение.

Важнейшей предпосылкой развития ренессансных представлений явилось стремление к научному познанию природы, идейное обоснование которого можно найти в доктрине двойной истины: «истины веры», источником которой может быть только религиозное откровение, и «истины знания», опирающейся на опытно-экспериментальное исследование и теоретическое обобщение.

Полученное опытным путем знание было еще не вполне системно организованным, а скорее выражало стремление человека разносторонне исследовать природу, чтобы подчинить ее своим интересам. В представлениях о мироустройстве произошли достаточно серьезные изменения. В ренессансном мировоззрении утверждалась идея концентрации всего сущего в человеке, ему отводилось промежуточное положение между миром земным и миром небесным. Движущими силами, пронизывающими все мировое устройство, были признаны силы любви, симпатии и антипатии. В философских представлениях той эпохи особое место занимала идея единства макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека). Языку зарождавшейся науки, нацеленному на постижение универсума, были свойственны метафоричность и особая смыслообразность, а синтетическое мышление еще не освободилось от магических практик, алхимии, нумерологии и т.п.


Отказываясь от средневековой системы ценностей, деятели культуры Возрождения видели свою задачу в возвращении к античным идеалам. Назревшая необходимость в преобразовании системы ценностей определила интерес к древности. Античность, взятая в небывалом по своему масштабу измерении, вообще выступала идеалом, универсальным образцом для подражания, неисчерпаемым источником и верным ориентиром для создания новых форм как в литературном языке (древняя латынь), так и в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.п. Античные идеи не просто соседствовали с нарождающимися интеллектуальными движениями, но и тесно взаимодействовали с ними, в результате чего зарождалось новое видение мира. Возрожденная античность была своего рода зеркалом, отражающим те идеи и образы, посредством которых эпоха Возрождения распознавала саму себя, выявляла собственное своеобразие на фоне традиционных христианских представлений.

Экономические и социально-культурные процессы, составлявшие содержание новой эпохи, высокие идеалы и интеллектуальное наследие античности были мировоззренчески переосмыслены итальянскими гуманистами. Основополагающей ценностью явился человек как свободная, деятельная, творческая Индивидуальность. Антропоцентризм – доминанта культуры Возрождения. Изучение природы имело значение только в связи с центральным местом, занимаемым в ней человеком. Однако с отходом от средневекового теоцентризма ренессансный Человек был поставлен перед необходимостью автономного самоопределения, что вначале осознавалось как проблема, а в Позднем Возрождении – и как трагедия одинокой личности.

Важно заметить, что человек в эпоху Возрождения не просто помещал себя в центр мироздания, он приписывал себе бесконечное могущество, фактически присваивал божественные функции. В земном самоутверждении человека угадывается смысл возрожденческого титанизма. Полагая собственное видение мира единственным основанием истины, человек Возрождения освобождался от абсолютного приоритета теологизированных норм и ценностей.

Среди неотъемлемых признаков ренессансной культуры именно гуманизм был признан той ценностью, которая подобно установлениям древнегреческой демократии и средневековому кодексу рыцаря пережила века и стала символом Возрождения.

Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» появился позже, в век Просвещения. В XIX в. окончательно утвердилось его значение и он стал широко использоваться также для ретроспективной характеристики духовных процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения.

Важными чертами ренессансного гуманизма являлись вера в человеческий разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины и формирования моральной оценки. Идеальный человек гуманистов – свободная творческая личность, опирающаяся на свои силы, гармонично сочетающая в себе природное и духовное начала, служащая благу других людей.

В возвеличенном до уровня божества человеке в потенции заключен весь мир. Чем полнее и богаче его жизнь, шире духовные стремления, тем всесторонне он развит и более широко эрудирован. Таким образом, с гуманизмом связана другая черта мировоззрения ренессансного человека – энциклопедизм.

Энциклопедизм, в свою очередь, сочетался с такой особенностью культуры Возрождения, как единство научной и художественной культур. Еще во времена средневековья науки входили в систему «семи свободных искусств». Искусство же в ренессансном понимании этого слова, будучи профессионально-художественной, а не ремесленной деятельностью, широко использовало методы точных наук и само претендовало на целостное познание мира, объединение всех форм творчества.

Особенно большое внимание уделялось при этом анатомии, позволявшей проникнуть во внутреннее строение человека. Математика и геометрия рассматривались как дисциплины, при помощи которых можно постигнуть объективную сущность красоты (вспомним, что и эта идея заимствована из античности, где число служило основанием мировой гармонии). В средние века считали, что наиболее совершенным способом познания являются слух и умозрение. Художники Возрождения самую точную информацию о мире получали благодаря зрению. Леонардо да Винчи говорил, что только натренированный глаз художника может увидеть массу подробностей, скрытых от умозрительной теории. Он и другие носители интегрального знания повлияли на приумножение форм опытно-экспериментального изучения природных процессов в науке Нового времени.







Date: 2015-09-03; view: 713; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию