Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура эпохи Просвещения
Восемнадцатое столетие, которое называют иногда веком философов, эпохой разума, вошло в историю Европы, как время упорной борьбы и решительной схватки буржуазии с феодализмом. Борьба велась уже не одно столетие, но в силу экономической слабости «третьего сословия)! носила идеологическийхарактер. Антифеодальное движение в Европе было повсеместным, но успех его определялся степенью экономического развития стран. В Англии, например, оно вылилось в буржуазную революцию уже в середине XVII века (1648), во Франции разразилось Великой французской революцией 1789—94 гг., когда экономически окрепшая буржуазия, опираясь на народные массы, открыто потребовала права на политическое господство, Свершению революции предшествовал длительный период идеологической подготовки. Идейными вождями молодой революционно настроенной буржуазной демократии были философы, ученые, писатели — непримиримые враги феодализма, церковного мракобесия, деспотического абсолютизма, враги схоластической псевдонауки. Возникшее в условиях кризиса феодальной системы еще в первой половине XVIII века, это идеологическое течение стало оплотом назревающей революции и получило название Просветительства или Просвещения '. Своими корнями Просветительство уходит в век Возрождения и самым тесным образом связано с гуманистическим свободомыслием ее лучших представителей. Но просветители XVIII в. говорили уже не только о праве человека на всестороннее развитие и духовную его свободу, они поднимали вопрос о несоответствии общечеловеческому идеалу современной им общественной структуры государства, об устройстве новой равноправной системы отношений между людьми. Выражая взгляды буржуазии, французские просветители XVIII в. выступали от имени народных масс — «третьего сословия» — и боролись за общее благоденствие, которое, как полагали они, будет достигнуто путем умственного и нравственного воспитания людей. Ф. Энгельс писал о них: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно, никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок — все было подвергнуто беспощадной критике, все должно было предстать перед судилищем разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него». Во главе французского Просветительства стояли люди широчайшей эрудиции: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж Руссо, П. Гольбах, К- Гельвеций, Ж. Бюффон, Ж. Ламетри, А. Тюрго и др. Это были «отважные мужи науки», не боявшиеся преследования и упорно сражавшиеся за свои идеалы. Признанным вождем французского Просветительства был Вольтер, которого называли не только учителем мыслителей, но «совестью» Франции. Кипучая неутомимая деятельность его как философа, писателя, историка, новеллиста, публициста, ученого-математика и тонкого поэта, огромный авторитет мыслителя, 70 томов его ] сочинений сделали Вольтера главной фигурой мятежного XVIII века, который иногда называют веком Вольтера. Свои письма к друзьям из изгнания он, как правило, завершал девизом «Раздавите гадину!», вкладывая в этот лозунг ненависть не только к церковнослужителям, но к угнетателям всякого рода. С 1751 года французских просветителей объединило большое и многотрудное дело — издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Ее вдохновителем и бессменным редактором на протяжении тридцати лет был Дени Дидро. Истинный подвижник, он сумел привлечь к великому делу мудрецов своего века. «Энциклопедия» была больше похожа на сборник статей полемического содержания, чем на свод сведений, как в наши дни. "Выпуск каждого тома встречал яростное негодование церкви. Фанатизму и мистике Вольтер противопоставлял «естественную религию», которая сводится к простейшему правилу: «делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе». Просветители, как и гуманисты XVI века, не смешивали понятия церкви и религии. В первом они видели зло, во втором — один из стимулов морального здоровья 1 людей. В религиозном чувстве Вольтер видел ту узду, которая сдерживает человеческие пороки, тайные безнаказанные преступления; то есть оно должно являться внутренним судом человека, судом совести. В большинстве своем просветители не были сторонниками революции и связанного с нею кровопролития. Они желали бы, чтобы общественная перестройка в интересах нации осуществлялась «сверху». Вольтер и Дидро продолжительное время верили в силу «просвещенной монархии» и вели переписку с Екатериной II и прусским королем Фридрихом II. Другие просветители выдвигали теорию «общественного договора». Но внушая людям мысль о прирожденном равенстве людей, воспитывая в них ненависть к деспотизму, протест против сословных привилегий дворян и духовенства, они тем самым становились прямыми идеологами революции. Просветители мало вникали в вопросы экономического развития общества. Частная собственность для них была священна. Их занимала борьба идей и вопросы нравственности. Они были уверены, что народные бедствия в эпоху средневековья объясняются господством варварских идей, владевших людьми. И если осветить сознание людей благородными идеями и гражданскими чувствами, мир изменит свое лицо, не станет гнета и несправедливости. То есть просветители полагали, что «мнения правят миром» и что все сферы жизни, в том числе экономическое и социальное развитие государств, зависят от общественного сознания людей. Одним из радикальных средств воздействия на умы и чувства людей просветители считали печатное слово и свои идеи пропагандировали в публицистических статьях,, памфлетах, ученых трактатах, исследованиях, а также в художественной литературе. Так, по удачному замечанию' Дидро, они давали отчет в своих талантах перед обществом. Огромное значение просветители придавали театру, призванному воспитывать ум и сердце людей. В просветительной литературе XVIII века сосуществовали, в основном, три направления: просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.. Первый из них нашел воплощение в трагедиях Вольтера,, которому импонировала гражданская дисциплина классицистических героев, необходимая людям будущего царства разума. В Германии данью классицизму явились поздние произведения Гёте и Шиллера («веймарский классицизм»).
Date: 2015-09-03; view: 422; Нарушение авторских прав |