Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Румской Империи в I-II—вв





 

Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.

Именно Марк Аврелий в своем дневнике “Наедине с собой” писал: “Время человеческой жизни- миг, ее сущность- вечное течение, ощущение- смутно, строение всего тела- бренно, душа- неустойчива, судьба- загадочна, слава- недостоверна”.

Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели — Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые — Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, Что в ее создании принимали активное уча­стие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провин­ций.

Литература.

Уроженец греческого города Херонея “Плутарх” прославился как автор сравни­тельных “Жизнеописаний” греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных куль­тов. Грек “Дион Хризостом” (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей — первых 12 императоров — от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был “Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исто­рического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намере­нию писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристи­ки персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма се­натора Плиния Младшего к друзьям и им­ператору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один— “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).

Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современно­го ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остро­умный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.


Архитектура и изобразительное искусство.

 

Преемники Августа продолжали укра­шать Рим новыми зданиями и сооружения­ми. На Палатинском холме “Тиберий” построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Кали­гуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила са­мого Нерона, император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дво­рец с окружающими его резиденциями. Но­вый дворец получил название “Золотой дом” из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и “вечным Римом” которым восторгались его современники.

После гражданской воины 63—69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфи­театра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.).

Ликует буйный Рим… торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена;

А он- пронзенный в грудь,- безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена…

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор…

Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

Он презрен и забыт… освистанный актер.

М.Ю. Лермонтов.

В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры, В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это — трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея, высотой около 50 м., состояла из трех ярусов арок — входов (80 арок нижнего яруса по­зволяли пятидесяти тысячам зрителей за­полнить трибуны в считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедро­выми мачтами, укрепленными на крон­штейнах. В жаркие дни для защиты от солн­ца (или в случае непогоды) над три­бунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизей находились полуколонны дориче­ского ордера, во втором — ионического, а в третьем — коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подвальные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.


В 400 г. гладиаторские игры как языче­ские зрелища были официально запрещены, и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр был превращен в каменоломню. Из огром­ных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.

К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее лич­ным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохра­нились только арки Тата- монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г.) Септимия Севера (III в.) и Констан­тина (IV в.). Последняя, наиболее сложная и пышная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.

Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум, Са­мым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в нача­ле II в., под руководством греческого зодче­го Аполлодора. Он включал в себя собствен­но форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения, так называемые “рынки”. Траян, служивший для хранения заморских то­варов, привозившихся в Рим. В глубине фо­рума высилось еще одно грандиозное сооружение —“базилика Ульпия” — здание для судебных заседаний. Любопытно, что бази­лика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь харак­терных для римской архитектуры. К бази­лике примыкали две библиотеки - латин­ская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была также массивная три­умфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высо­та почти 37 м, ствол ее сложен из 37 колос­сальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запе­чатлевших различные эпизоды войн Трояна с даками (длина рельефа — 200 м).

При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломра­морными коринфскими капителями. Со­единение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон - один из прекраснейших памятников ан­тичности.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в по­вседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам импе­раторской эпохи. Они принадлежали и ча­стным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.


В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Ита­лии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных со­оружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, ам­фитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохрани­лись следы античной, греко-римской архи­тектуры: амфитеатры и цирки, термы и ак­ведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

 

КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ УПАДКА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (III-V вв. н.э.)

 

События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III ве­ка”. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гра­жданские войны, “варваризация” Империи, растущий сепаратизм провинций, все уси­ливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и куль­туру. Практически пропал интерес к фило­софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз­личным мистическим культам и суевериям.

Языческая историография III в. пред­ставлена главным образом сочинениями ав­тора, писавшего по-гречески — Диона Кассия. Он составил обширную “Римскую исто­рию” в 80-ти книгах — исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практиче­ски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римско­го искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он дос­тиг своего высшего расцвета в эпоху Импе­рии. Очень выразительны портретные бюс­ты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий -целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театрально­сти.

В конце III в. вступивший не импера­торский трон Диоклетиан, уроженец рим­ской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, кото­рые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.

Сильная императорская власть позво­лила добиться некоторых успехов в сохра­нении единства империи. Союзницей госу­дарства теперь выступала христианская цер­ковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Кон­стантина (313 г.) признал равноправие хри­стианства с другими религиями. В IV—V вв. жили виднейшие представители христиан­ского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христи­анской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть раз­рушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось го­сударственной религией Рима.







Date: 2015-09-03; view: 387; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию