Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психический треннинг





 

Во сне я, вмес­те с дру­ги­ми людь­ми, ока­зал­ся на кат­ке. Мы иг­ра­ли в хок­кей, и я ка­тал­ся в сво­ем при­выч­ном сти­ле - как ко­ро­ва на льду. Вдруг я по­нял, что сплю, и ска­зал се­бе, что сей­час мои дей­с­т­вия бу­дут ру­ко­вод­с­т­во­вать­ся мо­им выс­шим зна­ни­ем. Я пол­нос­тью слил­ся с про­цес­сом ка­та­ния. Мгно­вен­но ис­чез страх, ис­чез­ли все дру­гие прег­ра­ды, и я зас­коль­зил по льду, как про­фес­си­онал, чув­с­т­вуя се­бя сво­бод­ным, как пти­ца.

Когда я в оче­ред­ной раз встал на конь­ки, то ре­шил поп­ро­бо­вать эту тех­ни­ку «сли­яния». Для это­го я пе­ре­нес свя­зан­ные с ней ощу­ще­ния из сна в бод­р­с­т­ву­ющее сос­то­яние. Слов­но ак­тер, я «во­шел в роль» и сно­ва стал опыт­ным конь­ко­беж­цем. Я вы­шел на лед и,… но­ги сли­лись с мо­им сер­д­цем, ос­та­вив мне толь­ко чув­с­т­во сво­бо­ды. Это слу­чи­лось око­ло двух с по­ло­ви­ной лет на­зад, и с тех пор ощу­ще­ние сво­бо­ды ста­ло мо­им не­из­мен­ным спут­ни­ком в ка­та­нии на конь­ках, как на обыч­ных, так и на ро­ли­ко­вых. (Т.Р., Ар­лин­г­тон, Вир­д­жи­ния)

Несмотря на то, что ис­поль­зо­ва­ние пси­хи­чес­ко­го тре­нин­га в ка­чес­т­ве сред­с­т­ва со­вер­шен­с­т­во­ва­ния дви­га­тель­ных на­вы­ков бы­ло все­го лишь сме­лой ги­по­те­зой, ис­сле­до­ва­ния по дан­ной те­ме прев­ра­ти­лись в ши­ро­кую меж­дис­цип­ли­нар­ную об­ласть. Они по­ка­за­ли, что оп­ре­де­лен­ные на­вы­ки мо­гут быть ус­во­ены прос­тым «про­иг­ры­ва­ни­ем» в уме со­от­вет­с­т­ву­ющей си­ту­ации. Эф­фект уси­ли­ва­ет­ся, ког­да пси­хи­чес­кая прак­ти­ка со­че­та­ет­ся с фи­зи­чес­кой.

Каким же об­ра­зом прос­тое во­об­ра­же­ние по­мо­га­ет луч­ше вы­пол­нить ка­кую-то ра­бо­ту? Преж­де все­го, вспом­ним, что сог­лас­но ла­бо­ра­тор­ным ис­сле­до­ва­ни­ям в Стэн­фор­де, ког­да лю­ди вы­пол­ня­ют оп­ре­де­лен­ные дей­с­т­вия во сне, та­кие, как пе­ние или сек­су­аль­ная де­ятель­ность, их мозг и те­ло ре­аги­ру­ют на это, как на ре­аль­ность, за ис­к­лю­че­ни­ем мы­шеч­но­го ап­па­ра­та, ко­то­рый в REM-сне па­ра­ли­зо­ван. Оче­вид­но, нер­в­ные им­пуль­сы от моз­га к те­лу про­дол­жа­ют ид­ти, при­чем они ана­ло­гич­ны, ес­ли не иден­тич­ны, тем, ко­то­рые соп­ро­вож­да­ют эти дей­с­т­вия в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии.

Аналогичным об­ра­зом ис­сле­до­ва­те­ли мыс­лен­ных об­ра­зов вы­яс­ни­ли, что «яркие во­об­ра­жа­емые со­бы­тия вы­зы­ва­ют ин­нер­ва­цию мышц, ко­то­рая ана­ло­гич­на вы­зы­ва­емой ре­аль­ным учас­ти­ем в этих со­бы­ти­ях». Нап­ри­мер, Ри­чард Су­инн фик­си­ро­вал элек­т­ри­чес­кую ак­тив­ность в но­гах гор­но­лыж­ни­ка, ког­да тот мыс­лен­но пред­с­тав­лял се­бе про­цесс спус­ка. Он ус­та­но­вил, что мы­шеч­ная ак­тив­ность лыж­ни­ка из­ме­ня­лась в со­от­вет­с­т­вии с про­фи­лем трас­сы, то есть бы­ла бо­лее вы­со­кой, ког­да он про­хо­дил по­во­ро­ты и не­ров­ные учас­т­ки. Воз­мож­но, мыс­лен­ный тре­нинг улуч­ша­ет дви­га­тель­ные на­вы­ки бла­го­да­ря ус­та­нов­ле­нию ней­рон­ных свя­зей, за­дей­с­т­ву­емых для вы­пол­не­ния тре­бу­емо­го дви­же­ния.

Однако су­щес­т­ву­ет важ­ное раз­ли­чие меж­ду во­об­ра­жа­емым и ви­ди­мым дей­с­т­ви­ем во сне. Ког­да мы бод­р­с­т­ву­ем, нер­в­ные им­пуль­сы, иду­щие к мыш­цам, дол­ж­ны ка­ким-то об­ра­зом ви­до­из­ме­нять­ся, что­бы не дать нам вы­пол­нить во­об­ра­жа­емое дей­с­т­вие. Ес­ли бы это бы­ло не так, то по­ду­май­те, что про­ис­хо­ди­ло бы каж­дый раз, ког­да вы о чем-ни­будь меч­та­ете. Ска­жем, в жар­кий день вы си­ди­те за ра­бо­чим сто­лом, и вам при­хо­дит мысль, как здо­ро­во бы­ло бы сей­час ныр­нуть в озе­ро. Ес­ли бы нер­в­ные им­пуль­сы, выз­ван­ные ва­шей фан­та­зи­ей, дош­ли до мышц в не­из­мен­ном ви­де, вы мог­ли бы сло­мать се­бе шею, пы­та­ясь за­тем вы­ныр­нуть из-под сто­ла. В быс­т­ром же сне, ког­да по од­но­му нер­в­но­му ка­на­лу к мыш­цам идет ко­ман­да на сок­ра­ще­ние, по дру­го­му ка­на­лу им пе­ре­да­ет­ся бло­ки­ру­ющий им­пульс. При­чем, нер­в­ные им­пуль­сы, по­да­ва­емые мыш­цам во сне, мо­гут быть та­ки­ми же ин­тен­сив­ны­ми, как и в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии. Этот факт до­ка­зан в ис­сле­до­ва­ни­ях с кош­ка­ми. Фран­цуз­с­кий уче­ный Ми­шель Юветт, ко­то­рый бло­ки­ро­вал у ко­шек ме­ха­низм, вы­зы­ва­ющий мы­шеч­ный па­ра­лич в REM-сне, уви­дел, что кош­ки при этом дви­га­лись, как ес­ли бы они при­ни­ма­ли учас­тие в сво­их снах.

Таким об­ра­зом, осоз­нан­ное сно­ви­де­ние мо­жет ока­зать­ся бо­лее мощ­ным сред­с­т­вом раз­ви­тия мо­тор­ных на­вы­ков, не­же­ли мыс­лен­ные об­ра­зы, соз­да­ва­емые в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии, бла­го­да­ря не толь­ко жи­вос­ти об­ра­зов, но и фи­зи­оло­ги­чес­ким ус­ло­ви­ям REM-сна, яв­ля­ющим­ся иде­аль­ны­ми для ус­та­нов­ле­ния нер­в­ных свя­зей без дви­же­ния. Об­ра­зы или осоз­нан­ные сно­ви­де­ния да­ют воз­мож­ность спор­т­с­ме­нам вы­пол­нять да­же те дви­же­ния, к ко­то­рым их фи­зи­чес­кие те­ла еще не го­то­вы, обес­пе­чи­вая тем са­мым нер­в­ный и пси­хи­чес­кий ба­зис для даль­ней­ше­го со­вер­шен­с­т­во­ва­ния, т.е. спор­т­с­ме­ну ос­та­ет­ся под­го­то­вить толь­ко мыш­цы.

Необходимость пси­хи­чес­ко­го тре­нин­га воз­ни­ка­ет так­же в свя­зи с иде­ей «поз­на­ва­тель­но­го ко­ди­ро­ва­ния». Бо­лее слож­ные дви­га­тель­ные на­вы­ки тре­бу­ют, вдо­ба­вок к ус­та­нов­ле­нию нер­в­ных свя­зей, соз­да­ния в уме схе­мы на­вы­ка. Это на­зы­ва­ет­ся сим­во­ли­чес­ким обу­че­ни­ем. Те­ория сим­во­ли­чес­ко­го обу­че­ния пред­по­ла­га­ет, что во­об­ра­жа­емое пов­то­ре­ние по­мо­га­ет за­ко­ди­ро­вать пос­ле­до­ва­тель­ность дви­же­ний, из ко­то­рых стро­ит­ся на­вык. Нап­ри­мер, пло­вец мог бы за­ко­ди­ро­вать пра­виль­ную пос­ле­до­ва­тель­ность дви­же­ний в брас­се сло­ва­ми «гре­бок - вдох - тол­чок». В том слу­чае, ког­да на вы­пол­не­ние дви­же­ния тре­бу­ет­ся так мно­го энер­гии, что вы не в сос­то­янии од­нов­ре­мен­но еще и ана­ли­зи­ро­вать его струк­ту­ру, нуж­но пе­ред вы­пол­не­ни­ем ре­аль­ных дви­же­ний соз­дать в во­об­ра­же­нии их сим­во­лы. Для этой це­ли, опять-та­ки, бла­го­да­ря при­су­щей им не­пос­ред­с­т­вен­нос­ти вос­п­ри­ятия, мож­но ус­пеш­но ис­поль­зо­вать и осоз­нан­ные сно­ви­де­ния.

 

Date: 2015-09-02; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию