Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогика Древней Руси. Особенности развития образования в России
Воспитание у славян осуществлялось вначале инстинктивно, выражаясь, прежде всего, в заботе о кормлении детей, их ограждении от подстерегавших на каждом шагу опасностей, неблагоприятных условий внешней среды. Постепенно стали формироваться элементарные педагогические воззрения. Они закреплялись в обычаях, образе жизни,устных преданиях. Цели, задачи воспитания и обучения во многом определялись такими факторами, как географическая, климат, природные условия. Вовремена древних славян необходимо было воспитывать в ребенке качества,помогавшие человеку в его нелегкой трудовой деятельности, непрерывной борьбы с природными силами, а также в отражении набегов чужеземных племен.Первым и главным воспитателем ребенка была мать. От нее он получал знание языка, представления о явлениях природы, обычаях племени,религиозные убеждения. После семи лет воспитание мальчиков проходило преимущественно на мужской «половине», девочек - на женской. Подростки готовились к труду охотников, земледельцев, ремесленников, воинов. Воспитание детей проходило в процессе их приобщения к различным видам труда и сопровождалось участием в различного рода ритуалах, обрядах, празднествах, играх. Таким образом, еще в глубокой древности происходило становление народной педагогики и ее методов.К началу IX в. на берегах Днепра образовалось самое крупное государство Европы – Киевская Русь, сложившееся в результате объединения земель восточных славян. Постепенно оно крепло и развивалось, устанавливались торговые и дипломатические связи Византией, другими государствами. В 988 г. Русь приняла христианство, присоединившись к восточной христианской церкви. Это явилось важнейшим фактором, определившим дальнейшее развитие воспитания и обучения. Принятие христианства наРуси произошло на 500 лет позднее, чем в Западной Европе, в период расцвета Византии. Это обстоятельство благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Славянская культура соединилась со зрелым восточным христианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитания человека.Славянам более всего подходила модель воспитания, основанная напатриархальном семейном укладе с непререкаемым авторитетом отца, подчиненным положением женщины и детей, строгой домашней дисциплиной. В итоге был заимствован не новозаветный воспитательный идеал с его проповедью любви, кротости, ценности каждого человека, а старый, суровый, во многом варварский ветхозаветный идеал.Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а, славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). Это обстоятельство в значительной степени обусловило самобытность древнерусской школы.Важнейшим фактором, определявшим сам характер воспитания и обучения на Руси, было отрицательное отношение к католической церкви, «латинянам», что, в конечном итоге, привело к тому, что на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим пониманием общечеловеческих ценностей, своими способами передачи их от поколения к поколению. Главным очагом воспитания и обучения в Киевской Руси оставалась семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии с традициями, сложившимися в каждом сословии. Начальное образование, как правило, получали в семье, его важнейшей стороной было приобщение к православию. В богатых семьях домашними учителями обычно являлисьприглашенные священники. Основы христианства в народе распространялись устным путем через деятельность духовенства. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека.Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Обучая грамоте, они сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Мастер мог иметь сразу несколько учеников. Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Кроме того, древнерусский ученик, подобно ученику ремесленника, должен был по образцу сделать новое изделие: составить на основе изучения и осмысления учебных текстов собственную книгу – изборник, переплести и проиллюстрировать ее.Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». Первое такое училище было отрыто при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 г. В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси. Школы основывались преимущественно в местах пребыванияепископов: Киеве, Новгороде, Смоленске и др. Школы открывались с целью приготовления для церкви сведущих служителей, ознакомления с догмами веры и христианской нравственности. Однако в них, наряду чтением, письмом, счетом, ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы. Сами монастыри, при которых прежде всего устраивались школы, не чуждались жизни, не впадали в аскетизм,охотно наставляли всех приходивших вере, благочестию, добрым делам,обучали грамоте. Это было характерно как для мужских, так и для женских монастырей Однако процесс развития образования на Руси был прерван нашествим монголо-татар (1237-1241). Учение книжное пришло в упадок, были разорены многие монастыри, являвшиеся очагами просвещения. В 1240 г.был сожжен главный центр культуры Древней Руси – Киев. Погибли многие культурные ценности, были убиты или угнаны в рабство мастера грамоты, книжники. Развитие культуры славян из-за монголо-татарского нашествия затормозилось. Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но и среди князей и бояр, даже среди духовенства. В силу отсутствия училищ часто священниками ставили малограмотных, а то и почти неграмотных людей.Вся Русь оказалась отрезанной: татарами – от Византии, Польшей,Литвой и Ливонией – от Европы. В р азиатских нравов.Для стран Западной Европы этого периода в силу действия комплекса экономических и идеологических факторов было характерно развитие образования, увеличение количества школ и университетов. На Руси политико-экономическое развитие не вызывало потребности в образованных людях, поэтому не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Исходя из этого, подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы. Обучение грамоте, чтению, счету происходило в семье, у грамотного родственника либо «мастера грамоты». Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярий, приказных изб и т.д., а также представители низшего духовенства. Начиная с XV в. начинаются все более решительно осуществляться попытки выхода Руси из невежественного застоя, а в середине XVI в. определенные меры в этом направлении стали приниматься на уровне государственной власти. При царе Иване Васильевиче в 1551 г. на Стоглавом соборе было принято решение: - по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадежных священников и дьяконов, у которых в домах и завести училища, чтобы всеправильные христиане отдавали им своих детей в учение: читать, писать,знать церковное пение и получать правильное воспитание; - завести грамотных писцов, дурные списки книг отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам. К сожалению, решения собора во многом оказались благими пожеланиями. Однако усилия по развитию образования давали свои результаты. В 1553 г. впервые в России была открыта типография. В 1574 г. печатником Иваном Федоровым была создана первая печатная азбука, которая явилась усовершенствованной системой обучения грамоте.Укреплялась связь между образованием и церковью. Грамота по-прежнему изучалась прежде всего ради возможности читать церковные книги, чтению и письму обучали по Псалтыри, Часослову, Евангелию.формировалось представление, и не без основания, о том, что школа есть «церковный угол».Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена в первую очередь на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников, таких, как «Пчела» (XIV-XV вв.), «Домострой» (XV-XVI вв.) и др. Так, «Домострой» был одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в. Он являлся сводом нравственных норм и правил российского православного общества. Обращаясь к родителям, «Домострой» требовал воспитывать детей в строгости и страхе божьем. В то же время он призывал любить детей, заботиться об их росте и развитии, воспитывать мужественность, трудолюбие, бережливость, вежливое обращение. Истины, заложенные в «Домострое», способствовали, по мнению исследователей, утверждению в обществе согласия и миролюбия, осознанию необходимости трудиться, заботиться о близких, родных, слабых. Если в целом оценивать состояние системы образования, то следует отметить, что существовавшие тогда способы обучения вполне соответствовали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и не случайно вплоть до XVII в. го-сударственных школ в России не было. В XVII вв. образование в России начинает выходить на новый уровень развития. Это было связано с тем, что после Смутного времени началисьпозитивные социально-экономические и политические изменения. Совершенствовалась системы государственного управления, менялась социальная роль дворянства. Страна постепенно включалась в европейскую политику, расширялись дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами. Как следствие – возникала потребность государствав большом количестве людей, обладавших широким кругозором В начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. Однако у представителей высших сословий, особенно со второй половины XVII в., наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, обучать их иностранным языкам. При различных монастырях стали появляться такого рода учебные заведения. Первая же государственная школа повышенного образования - Типографское училище – была основана в 1681 г. В Москве по инициативе царя Федора Алексеевича.Появление школ повышенного образования вызвало в обществе острую полемику относительно содержания обучения, осуществляемого в них. Это было не случайным, поскольку данная проблема являлась составной частью глобального вопроса о путях развития страны, который неизбежно вставал перед Россией. Борьба развернулась между сторонниками греческого (византийского) и латинского (западноевропейского) вариантов образования. Представители «грекофильского» направления полагали, что ориентация на греческую культуру послужит укреплению православия, и выступали против изучения латыни как транслятора еретических взглядов.Идеологи «латинофильского» направления видели в латыни источник светской культуры и образованности Запада.Своеобразной попыткой объединить эти два направления оказалась деятельность греческих монахов, выпускников Падуанского университета в Италии братьев Иоаникия и Сафрония Лихудов. В 1685 г. же году они открыли школу в Москве в Богоявленском монастыре. В 1687 г. школа Лихудов была переведена в новое специально отстроенное здание. Так было основано учебное заведение нового типа – Славяно-греко-латинская академия. Ряд исследователей склонны считать ее первым высшим учебным заведением в России. Однако это не так. По своему уровню она далеко не соответствовала европейскому университету. Академия скорее напоминала западноевропейскую школу повышенного образования. Согласно уставу, она должна была готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. Здесь достаточно серьезно изучалось не только богословие, но и светские науки. В результате только четверть учащихся получала подготовку, необходимую для принятия духовного сана.Таким образом, для России второй половины XVII в. было характернопоявление образовательных учреждений, построенных с учетом опыта западноевропейских средневековых школ. В самой Европе школы такого рода постепенно уходили в прошлое, уступая место новым тенденциям в воспитании и обучении. Однако, благодаря созданию школ нового типа,произошел поворот русского общества в сторону европейской образованности. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось внимание к светскому знанию.Следует признать, что эти тенденции многими воспринимались отрицательно. В них видели опасность проникновения вместе с западной образованностью религиозных «ересей». Утверждалось, что Россия имеетсвой, сложившийся естественным путем на протяжении веков, наилучший для нее тип образования – церковно-религиозный.
Date: 2015-09-02; view: 1103; Нарушение авторских прав |