Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как объект и субъект педагогической науки. Концепция развития личности





Понимание личности как социального явления было подробно обосновано еще Марксом, который указывал, что «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией.В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме разви­тия личности.

В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностя­ми, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с норма­ми общества, то он вынужден их скрывать или замещать.

В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отво­дится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той сре­дой, в которой человек прожил ранние годы жизни.

В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формиру­ются как социальные явления.

Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:

• противоречия между новыми потребностями личности и возможно­стями их удовлетворения;

• противоречия между требованиями общества к человеку и сущест­вующим уровнем его развития;

• противоречия между возросшими физическими и духовными возмож­ностями ребенка и старыми формами взаимоотношений и видами дея­тельности.

Развитие личности происходит в обществе, в процессе взаимодейст­вия человека с окружающим миром и усвоения его норм и правил. Этот процесс называется социализацией. Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни и имеющий свои особенности на дотрудовой, трудовой и послетрудовой стадиях. Воспитание, в отличие от социализации, является процессом целе­направленным и сознательно контролируемым со стороны общества в лице педагогов. Поэтому воспитание упорядочивает стихийные влия­ния на личность и создает условия для ускорения процессов социали­зации с целью развития личности. Так, воспитание может ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистиче­скую направленность. Действие разных факторов социализации неоднозначно на протяже­нии жизни человека. Так, в раннем и дошкольном возрастах наиболее значимым является влияние семьи, в подростковом - группы сверстни­ков, в зрелом - трудового коллектива. Факторы социализации одновре­менно являются факторами формирования личности, составляя группу средовых факторов.

Содержание образования является одним из основных средств разви­тия личности. В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохра­нению) и развитию материальной и духовной культуры общества. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъ­екта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Сторонники теории материального образования (или энциклопедиз­ма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я. А. Коменского о том, что вы­пускник должен быть энциклопедически образованным.

Главной задачей формального образования (или дидактического фор­мализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития вы­ступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).

Критика рассмотренных выше подходов была дана в XIX в. К. Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспече­ния единства формального и материального подходов к отбору содержа­ния образования.

В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В. В. Краевским.

Это принципы:

· соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

· единства содержания и организации образования;

· гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного

цикла и пр.);

· фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).

Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на:

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для само­реализации;

• развитие общества;

• укрепление и совершенствование правового государства.

 







Date: 2015-09-02; view: 555; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию