Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогика Нового времени. Ян Амос Коменский-основоположник всемирной педагогики(17вв)
В XVII — XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Элементы новых социальных отношений, подходов к человеку, воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма в XIV — XVII в., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация. В преддверии нового времени (XVII — начало XVIII в.) в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека". XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и его воспитания. В этот период нарастает роль образования в процессе вхождения личности в общество, что также получило отражение в педагогической мысли. В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Яркий пример проявления указанных тенденций — творчество ряда мыслителей. Наиболее ярким представителем педагогической мысли того времени был Ян Амос Коменский (1592—1670) – крупнейший педагог-демократ,выдающийся общественный деятель. Он родился в Чехии в семье члена об-щины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени – окончил латинскую школу, университет. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы: в Чехии, Польше, Венгрии. Благодаря своим учебникам он стал знаменит еще прижизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававшего одновременно знания об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX в. Принято считать, что именно с Коменского берет начало современнаяпедагогика, так как он первым попытался отыскать и привести в системузакономерности обучения и воспитания.Главным произведением Коменского являлся его педагогический труд«Великая дидактика», в котором он разработал основные вопросы теории иорганизации учебной работы с детьми Одним из основополагающих принципов образования, выработанных Коменским, является принцип природосообразности. Суть его состоит в том, что правильное воспитание должно быть прир из одосообразным, т.е. исходить указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития чело-века, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение и воспитание, которое Строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Поубеждению Коменского, воспитание должно осуществляться на основе природных дарований. Благодаря воспитанию человек становится человеком в самом полном смысле этого слова. С помощью воспитания происходит его совершенствование, подготовка к улучшению окружающей жизни для установления гармонии и порядка во всем.Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел «учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения, которое должно рас- пространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек. Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием. Коменский полагал, чтошкола должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю.Исходя из принципа природосообразности, Коменский устанавливал возрастную периодизацию и определил четыре периода в развитии человека: детство; отрочество; юность; зрелость. Детство – период от рождения до 6 лет; характеризуется «физическим ростом и развитием органов чувств». Отрочество - от 6 до 12 лет. В этот период главное – «развитие памяти и совершенствование языка и руки». Юность - от 12 до 18 лет. Особое значение имеет развитие «понимания и суждения», т. е. фактически развитие ума. Зрелость — от 18 до 24 лет. Главное в этом возрасте – «развитие воли,способности управлять собой».Для каждой из этих ступеней Коменский разработал содержание, орга-низацию воспитания и обучения в их единстве, опираясь при этом на принцип природосообразности. Он реализовал идею универсальности образования как приобщения подрастающего поколения ко всему богатству культуры. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствовала определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет – материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Коменский по сути дела заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Исходя из идеи о природных основаниях воспитания, он видел главную задачу в развитии органов чувств, в обогащении представлений детей об окружающем мире, в развитии руки и речи. Этому должны были способствовать элементарные трудовые навыки. Серьезное внимание должно было уделяться нравственному воспитанию, отношению к людям.Воспитывались почтительность к старшим, послушание, справедливость в поступках, правдивость, вежливость, приветливость и другие качества. Для детей от 6 до 12 лет – предназначалась школа родного языка, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Само название школы говорило о том, что обучение в этой школе шло на родном языке. В этом было новаторство Коменского, его отступление от многовековой традиции Средневековья — вести обучение только на латинском языке. Третья ступень обучения — это латинская школа, которая должна быть в каждом городе. Предназначалась она для юношей с 12 до 18 лет,проявивших склонность к занятию наукой. В этой школе главенствовали латинский язык, риторика и диалектика. Одновременно с этим изучались такие предметы, как математика, физика, элементы естествознания.Для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовившихся стать учеными, - должна была создаваться в каждом государстве или даже в каждой более значительной провинции академия. Таким образом, Коменский разработал школьную систему, реализуя в ней свои демократические устремления, стремясь преодолеть средневековую ограниченность образования, опираясь на гуманистические требования к его организации. Он считал необходимым установление стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения.Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной си-стемы занятий, при которой один учитель одновременно работал со всем классом по определенномуучебному материалу. До этого существовала индивидуальная и индивидуально-групповая форма обучения. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с группой детей, имевших различный уровень подготовки. Хотя учащиеся сидели вместе, каждый продвигался в обучении индивидуальным темпом. Учитель поочередно спрашивал у каждого ученика пройденное, каждому в отдельности объяснял новый материал, давал задания. Такая организация учебного процесса позволяла ученикам приходить в школу в любое время года и в любое время дня. Однако ни индивидуальная, ни индивидуально-групповая формы обучения не обеспечивали охвата большого числа учащихся. На смену им пришла более совершенная форма обучения — классно-урочная система. При классно-урочной системе учащиеся группировались в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель вел занятия со всем классом одновременно. Основной формой обучения был урок. Уроки проводились по твердому расписанию.Коменский производил прием в школу один раз в году, учебный год разделял на четверти, ввел каникулы, определил продолжительность учебного дня. Он считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которые включать весь необходимый материал по предмету.Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он первым стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.Коменский установил «золотое правило» дидактики, согласно которому «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию - путем ося- зания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать нескольки- ми чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами». Коменский разработал «9 правил к искусству обучения», которые лег- ли в основу дидактики. Они востребованы и в современной педагогике. 1. «Всему, что должно знать, нужно обучать». 2. «Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащемуся, как вещь, действительно существующую и приносящую пользу». 3. «Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными пу- тями». 4. «Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и проис- ходит, т.е. путем изучения причинных связей». 5. «Все, что подлежит обучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям». 6. «Части вещи должно рассматривать все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями».
7. «Все нужно изучать последовательно, сосредотачивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном». 8. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». 9. «Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы пони- мание всего было отчетливым». Великий славянский педагог Ян Амос Коменский, обобщив передовой для своей эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние дан- ные науки, впервые научно разработал единую систему народного образо- вания, которая была проникнута демократизмом. Ян Амос Коменский ока- зал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обо- гатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педагогики. Его идеи во многом актуальны и сегодня.
Date: 2015-09-02; view: 2415; Нарушение авторских прав |