Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материально-техн. обеспечение 1 page





Перспективы развития информационно-консультационной деятельности

 

Введение

 

Сформировавшиеся на современном этапе развития экономические условия в АПК привели к значительному и прогрессирующему до сегодняшнего дня росту себестоимости сельскохозяйственной продукции и убыточности ее производства. Большинство сельских товаропроизводителей, причем различных форм собственности, оказались неконкурентоспособными в условиях продовольственной интервенции, государство утратило продовольственную безопасность, а импорт продовольствия в Россию превысил 50% общего потребления.

 

В этой ситуации вопросы решения продовольственной проблемы с особой остротой встали перед регионами, их властными структурами, осуществляющими непосредственные экономические связи между сельскохозяйственными производителями, перерабатывающими предприятиями, заготовительными организациями, торговлей и потребителями продовольствия. Власти регионов, решая данную проблему, вынуждены выстраивать экономическую политику сохранения собственного товаропроизводителя с одновременным решением проблемы конкурентоспособности производимой им продукции за счет повышения качества и снижения себестоимости.

 

От того, насколько региональные власти смогут решить данную проблему, во многом будет зависеть выход аграрной сферы из кризиса и ее дальнейшее развитие, обеспечения населения продовольствием, поскольку решение продовольственной проблемы напрямую связано с уровнем развития сельского хозяйства. В сегодняшней ситуации главнейшей проблемой, усугубляющей кризис всего агропромышленного комплекса страны и регионов, стал кризис кадрового обеспечения сельхозпроизводства. Остро не хватает кадров массовых профессий, а также руководителей и специалистов среднего и высшего уровня управления.

 

Большинство регионов в этой ситуации, используя опыт многих стран мира, начинают делать ставку, наряду с решением других вопросов, на создание информационно-консультационных служб, позволяющих сгладить дефицит кадров, сориентироваться в экономическом пространстве.

 

Все это подтверждает актуальность и в то же время сложность, многоплановость указанной проблемы, ее важность для стабилизации и дальнейшего устойчивого функционирования АПК, создания собственной продовольственной базы, в том числе на уровне отдельного региона; показывает необходимость комплексного решения экономических проблем АПК в увязке с другими составляющими экономики применительно к новым экономическим условиям.

 

В данной работе отражены:

 

- попытки обобщения теоретических взглядов ученых-экономистов и экономистов-практиков по вопросам информационно-консультационной деятельности в сельхозпроизводстве и АПК, выявлению сущности и содержания, объективной необходимости и возможности развития ее на современном сельскохозяйственном рынке услуг;

 

- эволюция процессов информационно-консультационной деятельности за рубежом, а также в условиях плановой и рыночной экономики России;

 

- анализ результатов исследования деятельности ГБУ РБ «Информационно-методологического центра Республики Бурятия»;

 

- предложения по совершенствованию работы информационно-консультационной службы в регионе.

 

Объектом исследования данной работы были процессы информационно-консультационной деятельности в сельскохозяйственном производстве региона (на примере Республики Бурятия) в условиях развития региональных связей и углубления рыночных отношений; предметом исследования - закономерности, принципы, формы и методы создания и функционирования информационно-консультационных центров. Более углубленно вопросы создания и функционирования ИКС прорабатывались на материалах ГБУ РБ «Информационно-методологический центр Республики Бурятия».

 

Глава 1. Сущность информационно-консультационной службы и ее значение для развития сельского хозяйства

 

1.1 Теоретические основы деятельности ИКС

 

Теоретическое обоснование деятельности ИКС изложил А.В. Чаянов в своей работе "Основные идеи и методы работы общественной агрономии" (1918). По его замыслу во взаимоотношениях с государством общественная агрономия должна играть активную роль, способствуя выработке соответствующей аграрной политики. Только при этом условии общественная агрономия сможет решать стоящие перед ней задачи.

 

В качестве одной из основных функций ИКС А.В. Чаянов видит увеличение темпов развития сельского хозяйства. Новые научные открытия, результаты опытов или новые возможности рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. ИКС может стимулировать развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом.


 

А.В. Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра.

 

Становление и укрепление административно-командной системы в нашей стране на долгие годы прервет в экономике процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений. На смену самодеятельности хозяйствующих субъектов придет администрирование, порой грубое и некомпетентное, со стороны партийных и государственных органов. Последствия этого особенно отразятся на сельском хозяйстве.

 

Несомненно, за годы Советской власти будет осуществлен качественный прорыв в области общего и специального образования, в налаживании системы подготовки и переподготовки кадров, в развитии фундаментальной и прикладной науки. Однако кадры, лишенные инициативы и поставленные в условия зависимости от трафаретных решений «верхов», будут бессильны в использовании своего творческого потенциала.

 

Возрождение ИКС в России начнется только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии.

 

В современных условиях, когда прирост производства сельскохозяйственной продукции связан с трудностями, когда идет жесткая конкуренция среди производителей сельхозпродукции, как внутри страны, так и между странами, когда идет массовое разорение сельхозпроизводителей, работающих неэффективно, особая роль возлагается на сельскохозяйственную информационно-консультационную службу. Задача службы - содействовать решению проблем сельских товаропроизводителей путем интеграции образования, аграрной науки в производство, обеспечить взаимодействие с организациями, влияющими на развитие аграрного сектора.

 

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно на основе принятия оптимальных управленческих решений, внедрения новой техники и прогрессивных технологий.

 

1.2 Функции и модели ИКС

 

Одной из основных функций является идентификация для целей ИКС законченных научных разработок. Она начинается с составления реестра разработок и описания их реальной значимости. Оценка инноваций проводится по нескольким параметрам и в заключении составляется паспорт разработки. Ранжированный по значимости список разработок с паспортами заносится в базу данных и становится доступным для сельхозпроизводителей.


 

В функции ИКС входят также формирование, актуализация и доведение до сельхозпроизводителей коммерческой информации о рынках сбыта, ценовом мониторинге, представляющей интерес для потребителей, взаимодействующих в рыночном пространстве. Формирование обратного потока информации от сельхозпроизводителей также занимает важное место в работе ИКЦ. Одной из главных задач ИКС является процесс обобщения мнений и запросов первичных товаропроизводителей по интересующим их проблемам.

 

Важной функцией является оказание помощи сельскохозяйственным производителям по вопросам стратегии их развития. Большое место в деятельности ИКЦ занимает образовательная функция. Это, прежде всего работа по организации встреч, семинаров, обучающих курсов, клубов обучения, фермерских кружков самообразования.

 

Функции информационно-консультационной службы национального (федерального) и регионального уровня имеют определенные различия.

 

Для ИКС национального уровня характерны следующие направления деятельности:

 

* Участие в разработке программ, имеющих общенациональную значимость, в том числе путем подготовки законодательных актов в области аграрной политики.

 

* Координация региональных программ функционирования ИКС.

 

* Научно-методическое обеспечение деятельности службы, в том числе разработка и распространение в регионах материалов и документов, касающихся целей, задач, стратегии.

 

* Взаимодействие с НИИ и вузами в определении направлений научных исследований с целью ориентирования их на решение проблем сельских производителей, а также обзоров по состоянию и перспективам развития отрасли. Для ИКС регионального уровня перечень основных функций во многом схож с функциями национального центра, но с привязкой к региону. Из региона в национальный центр передается информация о проблемах сельских товаропроизводителей.

 

Информационно-консультационная служба регионального уровня работает непосредственно с сельскими товаропроизводителями и их функции существенно отличаются от вышестоящих.

 

Основные функции, выполняемые ими следующие:

 

Передача сельхозпроизводителям знаний, полученных в результате сельскохозяйственных исследований:

 

· Консультирование сельхозпроизводителей по вопросам, касающимся ведения их хозяйства;

 

· Повышение квалификации сельхозпроизводителей, что позволит им принимать правильные, обоснованные решения;

 

· Предоставление сельхозпроизводителям права на выбор собственного пути, оказывая в этом необходимую информационную поддержку и консультируя их.

 

· Информирование региональной службы и местных органов власти о нуждах и проблемах сельских товаропроизводителей, взаимодействие с ними с целью выработки необходимых решений.

 

Модели организации ИКС многообразны. Службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления - министерства сельского хозяйства, региональных и местных управлений и департаментов.


 

1.Службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов (так называемая модель “land-grant” университетов), сельскохозяйственных колледжей и профильных школ.

 

1. Фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг.

 

2. Консультационные службы как подразделения коммерческих фирм.

 

3. Частные консультационные службы.

 

Каждая из представленных моделей обладает рядом преимуществ перед другими моделями, но, как правило, имеет и недостатки, часто, весьма существенные.

 

ИКС в рамках министерства и департаментов сельского хозяйства

 

Такая служба имеет следующие основные преимущества:

 

она имеет большие возможности оказывать влияние на формирование политики государства в аграрном и социальном секторах экономики, поскольку сотрудники службы, будучи одновременно сотрудниками соответствующих органов управления отраслью, как правило, отвечают за разработку и реализацию национальных (или региональных) программ развития сельского хозяйства. Такое сочетание профессиональных, должностных и консультационных обязанностей открывает дополнительные возможности для использования властных функций аппарата управления в целях развития и укрепления службы, для расширения влияния службы на государственную аграрную политику;

 

при формировании ИКС в органах управления используется уже существующая и, как правило, достаточно мощная материально-техническая база, а также квалифицированные и опытные кадры государственных административных учреждений, что позволяет создать службу и начать ее функционирование в короткие сроки и с минимальными затратами.

 

С другой стороны, данная модель не лишена и серьезных недостатков:

 

вмешательство службы в политику может вступать в противоречие с одним из основных принципов ИКС, согласно которому консультационную службу нельзя использовать в политических целях, поскольку это неизбежно приведет к подрыву ее авторитета у товаропроизводителей и, следовательно, к потере клиентов и срыву реализации программ ИКС. В то же время консультационная служба является одним из главных инструментов аграрной политики. Общенациональные (а часто и региональные) политические цели не всегда совпадают с целями сельских товаропроизводителей. Однако руководство министерств и департаментов сельского хозяйства не всегда осознает, что ИКС может использоваться в качестве инструмента проведения политики только в том случае, когда эти цели совпадают. Перед сотрудниками службы часто ставят цели, которые противоречат интересам товаропроизводителей. Естественно, это затрудняет завоевание и поддержание доверия к сотрудникам службы со стороны клиентов;

 

исполнение чиновниками функций консультантов часто наталкивается на определенные препятствия, связанные с отношениями клиентов. Товаропроизводитель, будь то фермер или руководитель (специалист) крупного сельскохозяйственного предприятия, как правило, не испытывает особого доверия к представителю власти, подозревает (на основе своего предыдущего опыта), что его намерения продиктованы интересами администрации, а не клиента, и не желает переходить к откровенным доверительным отношениям, что крайне необходимо для успешной работы службы;

 

связи администрации с другими участниками процесса консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей (специалистами и учеными-консультантами в узких областях знаний и т.п.) носят вертикальный характер, то есть основаны на отношениях соподчиненности, что также может сказаться на снижении мотивации и желания давать исчерпывающую информацию и качественные консультации.

 

Университетская модель ИКС

 

В большинстве стран мира информационно-консультационная служба (или служба “extension”) зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики - модель “land-grant” Университетов, - где нашла наиболее широкое распространение и развитие.

 

Основные аргументы в пользу данной модели можно свести к следующим:

 

при формировании и организации функционирования информационно-консультационной службы используется мощная материально-техническая и учебно-методическая база университетов;

 

опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского и научного персонала факультетов, кафедр и лабораторий различного профиля гарантируют высокое качество консультационных услуг товаропроизводителям практически во всех областях аграрной науки и практики;

 

широкие связи “land-grant” университетов с научными, административными, коммерческими и другими организациями, а также с сельскохозяйственными предприятиями, их авторитет в регионах позволяют университетам оказывать значительное влияние на формирование аграрной политики;

 

доверие товаропроизводителей к консультантам, преподавателям и специалистам служб, основанных на модели “land-grant” университетов и на прямую не связанных с административным аппаратом, значительно выше, чем к чиновникам, что создает исключительно благоприятные условия для эффективной реализации агентами службы своих основных функций.

 

ИКС на базе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций

 

Мировой опыт показывает, что информационно-консультационные службы могут быть созданы на основе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций.

 

Явными преимуществами такой модели можно назвать следующие:

 

служба формируется и управляется непосредственными пользователями, что гарантирует большую степень мотивации обеспечения высокого качества предоставляемых консультационных услуг;

 

сотрудники ИКС при такой организационной структуре больше ориентируются на действительные проблемы товаропроизводителей;

 

объединения и организации товаропроизводителей предоставляют хорошие возможности для использования индивидуальных и групповых методов работы ИКС;

 

служба предлагает консультации практически по всем видам деятельности сельскохозяйственных предприятий.

 

С другой стороны, такие службы

предназначены в основном для обслуживания своих собственных членов;

ориентированы на нужды товаропроизводителей, представители которых пользуются влиянием в их организации (т.е. существует опасность коррупции и использования служебного положения в корыстных целях руководством служб, а также организаций и объединений).

Консультационные службы в составе коммерческих фирм

Последние десятилетия широкое распространение получило оказание консультационных услуг коммерческими фирмами, занимающимися производством распространением материально-технических ресурсов для сельского хозяйства, разработкой и внедрением новых сортов и технологий и т.п. Для этого в структуре таких фирм создаются специальные подразделения, в обязанности которых вменяется подбор потенциальных клиентов, проведение консультаций по вопросам правильного использования поставляемых фирмой ресурсов или применения предлагаемых технологий.

Организация ИКС в составе коммерческих фирм имеет ряд преимуществ:

работа таких служб, как правило, организована более эффективно и менее бюрократично, чем государственных;

службы коммерческих фирм могут привлекать более квалифицированных специалистов благодаря более высокой оплате труда.

Данная модель не лишена и существенных недостатков:

сотрудники ИКС в соответствии со своим служебными обязанностями должны обеспечивать реализацию интересов фирмы, которые могут, но не обязательно должны, совпадать с интересами товаропроизводителей;

консультации товаропроизводителям даются агентами службы только в той области, в которой работает фирма. При этом трудно ожидать от консультантов объективных оценок продукции и технологий конкурирующих фирм.

Фирма заинтересована в рекламе своей продукции, расширении рынка сбыта, увеличении числа клиентов. Этому способствует дополнительная деятельность фирмы по оказанию консультационных услуг в соответствии с направлениями своей деятельности. Фирма дает консультации сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам по современным технологиям выращивания сельскохозяйственных культур, выбору сортов, качеству продукции, современным направлениям селекции, технологиям производства семян, их доработке и подготовки к посеву и т.п. При этом используется широкий спектр приемов и методов консультационной работы: непосредственная консультация на месте производства, организация полевых дней, демонстрационных опытов, публикация и распространение брошюр и методических материалов и др. Основная часть услуг и обучающих мероприятий проводятся на «бесплатной» основе, то есть затраты на консультационную деятельность учитываются в цене на продукцию фирмы.

Государственные информационно-консультационные службы в развитых странах все больше осознают, что коммерческие фирмы играют важную роль в оказании консультационных услуг сельским товаропроизводителям. Они занимают значительное место на рынке консультационных услуг и фактически являются конкурентами для государственных ИКС. Поэтому государственные службы практически поставлены перед фактом существования сильного соперника и стараются больше дополнять, чем дублировать функции служб коммерческих фирм, предлагая те услуги, которые они могут обеспечить дешевле или более высокого качества.

Частные консультационные службы

Частные консультационные службы - широко распространенная в мире модель организации ИКС. Однако ни в одной стране формирование службы не начиналось с организации частных ИКС. Исторический опыт показывает, что главной причиной возникновения консультационных служб практически во всех странах был кризис сельского хозяйства, когда отрасль не способна самостоятельно без государственной поддержки перейти на эффективный путь развития. И лишь после того, как государственная информационно-консультационная служба делает свой вклад в стабилизацию экономического положения отрасли (а на это, как правило, уходит не одно десятилетие), появляются предпосылки и необходимость постепенного перехода к возмещению затрат на консультационные услуги и, возможно, формированию частных консультационных служб.

Частные службы имеют те же преимущества и слабые стороны, что и службы при коммерческих фирмах.

Кроме того:

считается, что советы частных консультантов более практичны и эффективны, чем полученные от государственных служащих. Консультации, предоставляемые на платной основе, усиливают направленность службы на проблемы пользователей и повышают эффективность взаимоотношений между консультантом и клиентом. Обратная связь (товаропроизводитель - консультант) является более тесной и действенной: клиент, оплачивая консультационные услуги, ожидает значительного эффекта от вложенных средств и предъявляет законные требования к качеству предоставляемых услуг. С другой стороны, частная консультационная служба полностью зависит от заинтересованности товаропроизводителей в получении услуг и желания платить за них. Другими словами, при данной форме организации службы очень высока мотивация к максимальному удовлетворению потребностей клиента в качественных услугах.

В то же время

 

частные службы относительно отдалены от государственных институтов, взаимодействующих с сельскими товаропроизводителями, их связи с наукой, системой образования, общественными организациями обычно не столь налажены, как у государственных сотрудников;

 

нередко используется практика, когда частные консультанты не только получают свою плату за услуги, но и комиссионные от продажи продукции, которую они рекомендовали, что создает угрозу их объективности;

 

существует точка зрения, что взимание платы за услуги снижает доступность сельскохозяйственных консультационных услуг для товаропроизводителей с низкими доходами и из зон рискованного земледелия.

 

Основные функции агентства сводились к следующим:

 

1). Предоставление информационно-консультационных услуг:

 

Правительству по вопросам современных технических знаний и консультаций;

 

сельскому населению по общим вопросам (сохранению окружающей среды, содержанию животных, переработке сельскохозяйственного сырья, законодательству, регулирующему землепользование, и т.п.) от имени и за счет средств Правительства;

 

клиентам частного и государственного секторов на платной основе;

 

Правительству по научным исследованиям, организациям производителей, финансируемым за счет специальных сборов по товарным группам.

 

2). Проведение работы по государственному регулированию в соответствии с заданиями Правительства.

 

При создании ИКС в современных экономических условиях наиболее значимыми элементами являются следующие:

 

- создание ИКС закреплено законодательно;

 

-предпочтение должно быть отдано структуре, состоящей из трех уровней: федеральный, региональный и районные центры ИКС с четким управлением по вертикали;

 

-финансирование деятельности ИКС (по крайней мере, до стабилизации экономики АПК) должно обеспечиваться за счет смешанных источников;

 

- к работе ИКС необходимо широко привлекать научно-исследовательские и образовательные организации.

 

Глава 2

 

2.1 Информационно-консультационное обслуживание населения и субъектов предпринимательства Республики Бурятия

На современном этапе системного кризиса экономики и общества России особенно существенно пострадала аграрная сфера хозяйственной деятельности и сельская среда обитания. Реализация аграрной реформы в Республике Бурятии, как и в целом в стране, в 1991 - 1998 гг.характеризовалась всеобъемлющей либерализацией цен, приведшей к обнищанию основной массы населения и соответственно к снижению его покупательной способности и обострению диспаритета межотраслевых экономических отношений, принудительной деколлективизацией объектов сельского хозяйства, непродуманной приватизацией перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйство предприятия, поспешной реорганизацией колхозов и совхозов вместо создания условий для нормального формирования многоукладной экономики с развитием кооперации и агропромышленной интеграции, включающей в себя производство, хранение, переработку сельхозпродукции и ее реализацию, раздельной приватизацией предприятий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, дезинтеграцией агропромышленного комплекса, созданием условий для резкого увеличения ценового диспаритета между промышленностью и сельскохозяйственным производством, унификацией экономической политики без учета специфики сельского хозяйства: цикличности производства продукции, более медленного оборота капитала и рядом других проблем.

 

Все это, в совокупности с идеологической подменой комплекса аграрных проблем исключительно вопросом о собственности на землю, привело к тому, что разрушительные тенденции в аграрном секторе явно опередили созидательные процессы, чему способствовали разрыв экономических, организационных и технологических связей в аграрно-промышленном комплексе, потеря значительной части регионального и межрегионального продовольственного рынка.

 

В результате ухудшения финансового положения и материально-технической базы в большинстве сельскохозяйственных предприятий продолжается спад агропромышленного производства, сократившей объемы производства, вызвавшей сокращение посевных площадей, снижением численности скота.

 

За период реформирования в Республике Бурятия произошло резкое сокращение поголовья и снижение производства животноводческой продукции. В 2000 году к уровню 1992 года поголовье КРС составляет - 42,2 %, свиней - 45,7%, овец и коз - 82,3 %, а в коллективных хозяйствах соответственно - 60%, 52%, 87%.

 

Объем производства продукции животноводства уменьшился соответственно: мясо - 44,9%, молоко - 30,4 %, шерсть - 84,1%.

 

Процесс разрушения реального аграрного сектора проявился в потере почвенного плодородия, продолжения процесса деградации почв (водной и ветровой эрозии охвачено до 70% сельхозугодий). Продолжилась тенденция ресурсной деградации сельскохозяйственного производства, разрушение его материально - технической базы.

 

Если же к этому добавить еще и поистине бедственное положение с заработной платой (ее уровень, а также выплаты социального характера, в аграрном секторе самые низкие во всем народном хозяйстве), становятся очевидными основные причины пребывания отрасли в острейшем кризисе и возможные пути выхода из него.

 

Одна из главных особенностей сельскохозяйственного производства, это ее зависимость от природно-климатических условий региона, биологических особенностей животных и растений. Почвенно-климатические условия, биоклиматический потенциал региона предопределяют урожайность сельскохозяйственных культур, разведение тех или иных видов и пород животных. Выбор последних, т.е. видов скота и пород животных предопределяют в свою очередь их продуктивность. Кроме того, на организацию производства и ее эффективность большую роль играют погодные условия и состояние здоровья животных и растений. Можно принять правильные организационные решения, но непредвиденные обстоятельства, в виде града, засухи или наводнения, эпидемии и болезни животных и растений могут свести на нет их эффективность.

 

Биологические особенности и физиологические потребности животных и растений заложены самой природой, и они должны учитываться при организации производства, их надо удовлетворять, только тогда возможно получать в сельском хозяйстве максимальную прибыль.

 

Биологические или естественные закономерности тесно связаны с историческими закономерностями. Природно-климатические условия того или иного региона предопределяют род сельскохозяйственных занятий местного населения. Специализация производства в последующем переходит в традиционную этническую экономику. Так, в частности в Бурятии традиционными являлись мясное скотоводство, грубошерстное овцеводство и козоводство, табунное коневодство и верблюдоводство. Данный набор скота назывался у бурят «табан хошуун мал». Традиции русского населения, как известно, сложились в европейской части России. Для русского крестьянства традиционными является земледелие, т.е. хлебопашество, овощеводство и картофелеводство. В животноводстве традиционными для русских являются молочное скотоводство и козоводство, свиноводство и рабоче-упряжное коневодство. Таким образом, естественно-исторические закономерности необходимо учитывать при организации сельскохозяйственного производства.







Date: 2015-09-02; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.069 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию