Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VIII. Паттерн горя/потери
Grief» (видеозапись) (Boulder: NLP Comprehensive, 1987). Часть I 1. Определите «потерю» – (отсутствие/пустоту). «А» просит «Б» подумать о реальной потере, например, о потере в результате смерти или развода. Или «А» может попросить «Б» подумать о потенциальной потере, например, значимого человека, страдающего от хронического заболевания. Если «Б» выберет потенциальную потерю, вы будете иметь дело с «заблаговременным горем», работа над которым позволяет справиться с возможной будущей потерей. «А» следует убедиться в том, что репрезентация «Б» включает то, что «Б» ценит и не хочет потерять, а не человека после смерти или развода. Состояние, придуманное Андреас: «Горе вызывает то, что вы ценили, чего вам теперь не хватает – смех и игра ребенка, особые качества, надежды на будущее и т. д.». Если «Б» представляет больного ребенка или гроб, спросите его: «Как вы узнали, что потеряли что-то ценное?» или «Как вы узнали, что это имело значительную ценность и заслуживает того, чтобы горевать об этом?» Задавайте подобные вопросы, пока «Б» не подумает о каком-нибудь ценном переживании, а не о его отрицании. В данном паттерне эта часть играет крайне важную роль. Без нее паттерн горя работать не будет. 2. Определите структуру «потери». «А» спрашивает «Б»: «Как вы представляете себе этого человека - потерю этого человека?» Используйте в этом упражнении визуальные субмодальности репрезентации: цветная/черно-белая, фильм/неподвижная картина, трехмерная/плоская, в рамке/панорамная, ассоциированная/диссоциированная, яркая/темная, в фокусе/не в фокусе, далекая/близкая и положение. После определения этих визуальных субмодальностей «А» спрашивает у «Б», имеются ли в этой репрезентации аудиальные или кинестетические субмодальности, которые кажутся значимыми и важными. Если да, определите их. «Б» приводит список этих субмодальностей в левой верхней части чистого листа бумаги. Структура потери будет тем или иным образом содержать ощущение пустоты. Человек попытается представить человека, предмет, переживание, ценность и т. д., а затем для создания значения «превратить это в призрак» - «на самом деле этого больше нет». 3. Определите структуру наличия и полноты (ресурсного человека). «А» просит «Б» подумать о значимом для него человеке, который умер или больше не живет с ним рядом, но при воспоминании о котором «Б» больше не ощущает потери. «Б» выбирает такого человека, смерть или потеря которого вызвала у него горе, но при воспоминании о котором в настоящее время «Б» ощущает полноту или его наличие, как если бы тот человек «в некотором роде все еще был с ним». Этот человек является для «Б» в некотором смысле ресурсом. Иногда человек может оказаться неспособным определить такой ресурс. В таком случае попросите клиента подумать о человеке, который обычно доступен, но в данный момент живет в другом месте. Ресурсом может явиться ребенок, живущий в другом месте. Или я могу попросить человека вспомнить любимого учителя, который еще жив, но проживает в другом месте. Человек подойдет при условии, что клиент будет ощущать его как ресурс, имеющийся в его распоряжении. «А» определяет субмодальности ресурсного человека «Б». «А» спрашивает «Б»: «Как вы представляете себе этого ресурсного человека?» «Б» приводит список соответствующих субмодальностей в правой верхней части листа бумаги. Запишите их рядом с субмодальностями нежелательного убеждения (№ 1) в том же порядке. 4. Выполните сравнительный анализ. Сопоставьте эти два переживания (№ 1 и № 2). Отметьте звездочкой различающиеся субмодальности. Обратите внимание на то, как человек говорит о каждом Переживании, и определите специфический язык каждого из них. 5. Проверьте структуры переживаний. «А» предлагает «Б» проверить все (помеченные звездочкой) различия субмодальностей 1 и 2 переживаний. Это нужно для определения того, какие субмодальности окажутся наиболее действенными при изменении горя/потери в наличие/полноту. После проверки каждой субмодальности «А» просит «Б» вернуть ее в исходное состояние. 6. Проведите экологическую проверку. «А» спрашивает у «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против восприятия человека № 1 как человека № 2? Отнесется ли какой-нибудь из членов вашей семьи неодобрительно к тому, что вы прекратите горевать?» Удовлетворите при помощи рефрейминга все возражающие части. Например, если «Б» скажет, что если он не будет горевать, тем самым он не отдаст покойному дань уважения, вы можете осуществить рефрейминг, спросив: «Что может быть лучшим способом отдать дань уважения этому человеку, чем радостное сохранение его в своем сердце на протяжении всей оставшейся жизни и расходование ресурсов, которые он дал вам, на то, чтобы сделать свою жизнь более полной?» 7. Отобразите различия субмодальностей с одного человека на другого. Используя субмодальные драйверы, обнаруженные в пункте № 4, «А» подводит «Б» к изменению переживания потери (№ 1) в переживание наличия/полноты (№ 2). Как правило, содержание репрезентации будет оставаться неизменным. Однако иногда для соответствия структуре текущего переживания содержание необходимо отрегулировать. Также перекрестно отобразите то, что человек говорит о потере, когда примиряется с ней и полностью принимает ее. 8. Проверка. «А» говорит «Б»: «Подумайте сейчас о переживании "потери". Ощущается ли оно вами как ресурс; как исходное переживание "полноты"? «А» проверяет субмодальности бывшего переживания потери «Б». Они должны оказаться теми же, что и субмодальности переживания наличия/полноты. Иногда субмодальности этих переживаний могут слегка отличаться. В таких случаях используйте эти различия для завершения изменения. Часть II В части I вы использовали перекрестное отображение субмодальностей для трансформации переживания прошлой потери в имеющийся в настоящем ресурс. В части II вы будете направлять клиента на поиск переживаний, которые смогут заменить в настоящем и в будущем переживания, связанные с утраченным человеком, и на осуществление этой замены. Это делается с помощью подстройки к будущему, призванной гарантировать то, что человек уладит свою собственную жизнь. 1. Получите доступ к ценному переживанию. «А» просит «Б» вызвать тот связанный со значимым человеком опыт, который вы только что трансформировали из потери в полноту, и репрезентировать его таким образом, который кажется ему естественным и самым простым. Представьте перед собой пустой экран. Поместите на одной стороне этого экрана образ данного человека. 2. Определите ресурсы. «А» говорит «Б»: «Я знаю, что этот человек многое значил для вас. Он дал вам многое, что позволяет вам улучшить свою жизнь сейчас и в будущем. Получите репрезентацию (образ) того, как этот человек дарит вам ресурсы, качества и ценности, которые помогут вам сейчас и в будущем. Поместите этот образ на второй стороне экрана». «А» осуществляет подстройку к «Б». Иногда клиенту для получения такого образа потребуется несколько минут и небольшая тренировка. «А» вспоминает некоторые качества, ценности и ресурсы, которые узнал от «Б» в предыдущей беседе, и указывает на них «Б» для того, чтобы помочь ему сформировать такой образ. 3. Выполните экологическую проверку. «А» спрашивает «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против того, чтобы сделать эти переживания или инструкции частью вашего будущего? Будет ли кто-нибудь в вашей жизни иметь возражения против того?» Перед тем как продолжить, отрегулируйте эту репрезентацию и/или осуществите ее рефрейминг так, чтобы это удовлетворяло все возражающие части. 4. Встраивание в будущее. «А» говорит «Б»: «Теперь возьмите ресурсы, качества и ценности, которые этот человек дал вам, с собой в будущее, и обратите внимание на то, какую форму примут эти ресурсы, и как они помогут вам жить с другими людьми». «А» может предложить «Б» представить последовательность образов, в которых «Б» использует эти ресурсы для улучшения своей жизни. Эти репрезентации должны выглядеть привлекательно и убедительно, но они не должны быть слишком конкретными. Они должны выглядеть в чем-то неопределенно и неясно, допуская множество возможностей. Большинство клиентов получают при этом очень ценный опыт.
Вопросы для размышления 1. Опишите различия между дигитальными и аналоговыми субмодальностями. 2. Если бы вы хотели узнать критические, или ведущие, субмодальности какого-нибудь человека, как бы вы попытались их установить? 3. Что означает «перекрестное отображение» с использованием субмодальностей? 4. Какие субмодальности вы находите наиболее критическими в ваших репрезентациях «времени»? 5. Как субмодальности объясняют паттерн «Взмах»? 6. Какие проблемы связаны с использованием термина «субмодальности»? 7. Какие слова или термины мы предлагаем в качестве более точной и эффективной альтернативы «субмодальности»? 8. Как работают субмодальности при вызове изменений?
Date: 2015-09-02; view: 298; Нарушение авторских прав |