Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VIII. Паттерн горя/потери





Grief» (видеозапись) (Boulder: NLP Comprehensive, 1987).

Часть I

1. Определите «потерю» – (отсутствие/пустоту).

«А» просит «Б» подумать о реальной потере, на­пример, о потере в результате смерти или разво­да. Или «А» может попросить «Б» подумать о потенциальной потере, например, значимого человека, страдающего от хронического заболевания. Если «Б» выберет потенциальную потерю, вы бу­дете иметь дело с «заблаговременным горем», ра­бота над которым позволяет справиться с возмож­ной будущей потерей. «А» следует убедиться в том, что репрезентация «Б» включает то, что «Б» ценит и не хочет потерять, а не человека после смерти или развода. Состояние, придуманное Андреас: «Горе вызывает то, что вы ценили, чего вам теперь не хватает – смех и игра ребенка, особые качества, надежды на будущее и т. д.». Если «Б» представляет больного ребенка или гроб, спроси­те его: «Как вы узнали, что потеряли что-то цен­ное?» или «Как вы узнали, что это имело значи­тельную ценность и заслуживает того, чтобы горе­вать об этом?» Задавайте подобные вопросы, пока «Б» не подумает о каком-нибудь ценном пережи­вании, а не о его отрицании. В данном паттерне эта часть играет крайне важную роль. Без нее паттерн горя работать не будет.

2. Определите структуру «потери». «А» спрашива­ет «Б»: «Как вы представляете себе этого челове­ка - потерю этого человека?» Используйте в этом упражнении визуальные субмодальности репре­зентации: цветная/черно-белая, фильм/непо­движная картина, трехмерная/плоская, в рамке/панорамная, ассоциированная/диссоциированная, яркая/темная, в фокусе/не в фокусе, далекая/близкая и положение. После определения этих визуальных субмодальностей «А» спрашивает у «Б», имеются ли в этой репрезентации аудиальные или кинестетические субмодальности, которые кажутся значимыми и важными. Если да, опреде­лите их. «Б» приводит список этих субмодальнос­тей в левой верхней части чистого листа бумаги.

Структура потери будет тем или иным образом со­держать ощущение пустоты. Человек попытается представить человека, предмет, переживание, цен­ность и т. д., а затем для создания значения «пре­вратить это в призрак» - «на самом деле этого больше нет».

3. Определите структуру наличия и полноты (ресур­сного человека). «А» просит «Б» подумать о зна­чимом для него человеке, который умер или боль­ше не живет с ним рядом, но при воспоминании о котором «Б» больше не ощущает потери. «Б» вы­бирает такого человека, смерть или потеря которо­го вызвала у него горе, но при воспоминании о ко­тором в настоящее время «Б» ощущает полноту или его наличие, как если бы тот человек «в неко­тором роде все еще был с ним». Этот человек явля­ется для «Б» в некотором смысле ресурсом.

Иногда человек может оказаться неспособным определить такой ресурс. В таком случае попроси­те клиента подумать о человеке, который обычно доступен, но в данный момент живет в другом ме­сте. Ресурсом может явиться ребенок, живущий в другом месте. Или я могу попросить человека вспомнить любимого учителя, который еще жив, но проживает в другом месте. Человек подойдет при условии, что клиент будет ощущать его как ресурс, имеющийся в его распоряжении.

«А» определяет субмодальности ресурсного че­ловека «Б». «А» спрашивает «Б»: «Как вы представляете себе этого ресурсного человека?» «Б» приводит список соответствующих субмодально­стей в правой верхней части листа бумаги. Запи­шите их рядом с субмодальностями нежелатель­ного убеждения (№ 1) в том же порядке.

4. Выполните сравнительный анализ. Сопоставьте эти два переживания (№ 1 и № 2). Отметьте звез­дочкой различающиеся субмодальности. Обрати­те внимание на то, как человек говорит о каждом Переживании, и определите специфический язык каждого из них.

5. Проверьте структуры переживаний. «А» предла­гает «Б» проверить все (помеченные звездочкой) различия субмодальностей 1 и 2 переживаний. Это нужно для определения того, какие субмо­дальности окажутся наиболее действенными при изменении горя/потери в наличие/полноту. После проверки каждой субмодальности «А» просит «Б» вернуть ее в исходное состояние.

6. Проведите экологическую проверку. «А» спраши­вает у «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против восприятия человека № 1 как чело­века № 2? Отнесется ли какой-нибудь из членов вашей семьи неодобрительно к тому, что вы пре­кратите горевать?» Удовлетворите при помощи рефрейминга все возражающие части. Например, если «Б» скажет, что если он не будет горевать, тем самым он не отдаст покойному дань уважения, вы можете осуществить рефрейминг, спросив: «Что может быть лучшим способом отдать дань уваже­ния этому человеку, чем радостное сохранение его в своем сердце на протяжении всей оставшейся жизни и расходование ресурсов, которые он дал вам, на то, чтобы сделать свою жизнь более пол­ной?»


7. Отобразите различия субмодальностей с одного человека на другого. Используя субмодальные драйверы, обнаруженные в пункте № 4, «А» под­водит «Б» к изменению переживания потери (№ 1) в переживание наличия/полноты (№ 2). Как правило, содержание репрезентации будет ос­таваться неизменным. Однако иногда для соответ­ствия структуре текущего переживания содер­жание необходимо отрегулировать. Также пере­крестно отобразите то, что человек говорит о потере, когда примиряется с ней и полностью при­нимает ее.

8. Проверка. «А» говорит «Б»: «Подумайте сейчас о переживании "потери". Ощущается ли оно вами как ресурс; как исходное переживание "полно­ты"? «А» проверяет субмодальности бывшего пе­реживания потери «Б». Они должны оказаться теми же, что и субмодальности переживания наличия/полноты. Иногда субмодальности этих пе­реживаний могут слегка отличаться. В таких слу­чаях используйте эти различия для завершения изменения.

Часть II

В части I вы использовали перекрестное отобра­жение субмодальностей для трансформации пережи­вания прошлой потери в имеющийся в настоящем ресурс. В части II вы будете направлять клиента на поиск переживаний, которые смогут заменить в на­стоящем и в будущем переживания, связанные с ут­раченным человеком, и на осуществление этой заме­ны. Это делается с помощью подстройки к будуще­му, призванной гарантировать то, что человек уладит свою собственную жизнь.

1. Получите доступ к ценному переживанию. «А» просит «Б» вызвать тот связанный со значимым человеком опыт, который вы только что трансфор­мировали из потери в полноту, и репрезентировать его таким образом, который кажется ему есте­ственным и самым простым. Представьте перед собой пустой экран. Поместите на одной стороне этого экрана образ данного человека.

2. Определите ресурсы. «А» говорит «Б»: «Я знаю, что этот человек многое значил для вас. Он дал вам многое, что позволяет вам улучшить свою жизнь сейчас и в будущем. Получите репрезента­цию (образ) того, как этот человек дарит вам ре­сурсы, качества и ценности, которые помогут вам сейчас и в будущем. Поместите этот образ на вто­рой стороне экрана». «А» осуществляет подстрой­ку к «Б». Иногда клиенту для получения такого образа потребуется несколько минут и небольшая тренировка. «А» вспоминает некоторые качества, ценности и ресурсы, которые узнал от «Б» в пре­дыдущей беседе, и указывает на них «Б» для того, чтобы помочь ему сформировать такой образ.

3. Выполните экологическую проверку. «А» спра­шивает «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против того, чтобы сделать эти переживания или инструкции частью вашего будущего? Будет ли кто-нибудь в вашей жизни иметь возражения против того?» Перед тем как продолжить, отрегу­лируйте эту репрезентацию и/или осуществите ее рефрейминг так, чтобы это удовлетворяло все воз­ражающие части.

4. Встраивание в будущее. «А» говорит «Б»: «Теперь возьмите ресурсы, качества и ценности, которые этот человек дал вам, с собой в будущее, и обра­тите внимание на то, какую форму примут эти ре­сурсы, и как они помогут вам жить с другими людьми». «А» может предложить «Б» представить последовательность образов, в которых «Б» ис­пользует эти ресурсы для улучшения своей жиз­ни. Эти репрезентации должны выглядеть привле­кательно и убедительно, но они не должны быть слишком конкретными. Они должны выглядеть в чем-то неопределенно и неясно, допуская множе­ство возможностей. Большинство клиентов полу­чают при этом очень ценный опыт.

 

Вопросы для размышления

1. Опишите различия между дигитальными и анало­говыми субмодальностями.

2. Если бы вы хотели узнать критические, или веду­щие, субмодальности какого-нибудь человека, как бы вы попытались их установить?

3. Что означает «перекрестное отображение» с ис­пользованием субмодальностей?

4. Какие субмодальности вы находите наиболее кри­тическими в ваших репрезентациях «времени»?

5. Как субмодальности объясняют паттерн «Взмах»?

6. Какие проблемы связаны с использованием терми­на «субмодальности»?

7. Какие слова или термины мы предлагаем в каче­стве более точной и эффективной альтернативы «субмодальности»?

8. Как работают субмодальности при вызове измене­ний?

 







Date: 2015-09-02; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию