Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как ваш мозг различает время





Вспомните, что в НЛП мы фокусируемся, глав­ным образом, на процессе или структуре, а не на содержании. Поэтому мы задаем вопрос: «Как наш мозг понимает время?» Что, происходящее внутри головы, позволяет нам знать о различии между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о последовательности событий в прошлом? Мозг должен делать что-то для этого, иначе мы не смогли бы разделять события, происходящие в нашей жизни. Одна под­сказка заключается в самом способе, которым мы го­ворим о времени:

«Это еще впереди».

«Я постоянно оглядываюсь назад и не могу изба­виться от этого».

Такие высказывания являются пространственны­ми метафорами понятия времени, и описывают, как мы при помощи метафор наделяем «понятия» смыс­лом. Пространственная метафора времени позволя­ет нам «установить положение» времени в простран­стве относительно своего тела.

Проведите следующий эксперимент. Подумайте о чем-нибудь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните время около пяти лет назад, когда вы де­лали это. Конечно, вы, наверное, не сможете вспом­нить конкретное время. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществ­ляли это действие. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. Затем вспомните, как вы делали это на прошлой неделе. Хорошо. Представьте это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года спустя и пять лет спу­стя.

Когда вы вспоминали и представляли данную де­ятельность, вы, вероятно, наблюдали в своем созна­нии ряд картин. Посмотрите на эти картины еще раз и скажите, какие различия субмодальностей вы за­мечаете.

Черно-белой или цветной выглядит каждая карти­на?

Содержит ли каждая картина движущиеся эле­менты?

Трехмерной или плоской выглядит каждая карти­на?

Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?

Каждая ли картина заключена в рамку или выгля­дит как панорама?

Насколько яркими выглядят картины?

Становится ли яркость больше или меньше, когда вы уходите дальше в прошлое?

Как далеко вы видите каждую картину?

Как различается фокус картин?

Где вы видите каждую картину в своем поле зре­ния?

Способ, которым мы кодируем время, позволяет нашему мозгу мысленно различать «прошлое», «настоящее» и «будущее». Он также позволяет нам знать, к насколько давнему времени относится дан­ное воспоминание. Мы также можем различать прошлое и настоящее, прошлое и будущее и знаем, на­сколько далеко находится это будущее. Обычно мы делаем это неосознанно. Подсознание помнит поло­жение воспоминаний. Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных психотерапии, на линии времени зада­ет такой вопрос: «Когда вы проснулись этим утром, как вы узнали, что это вы?» Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний, и когда мы смотрим в зеркало, мы сравниваем то, что видим, с прошлыми воспоминаниями о том, как мы выглядим, и говорим: «Да, это я». В НЛП мы называем этот на­бор воспоминаний линией времени. Наше ощущение идентичности является метауровневой системой от­счета.

При работе с линией времени важнейшим компо­нентом является положение картин. Большинство людей кодируют и сохраняют «время» линейным образом. Обратили ли вы внимание на важность по­ложения в списке субмодальностей линии времени? Это связано с тем, что для «времени» вы используе­те пространственную метафору. Кодирование «вре­мени» при помощи положения - основной способ репрезентации мозгом времени последовательным образом.

Для кодирования изменений времени мозг должен выбрать аналоговую субмодальность.

Из-за пространственной метафоры (линии), ис­пользуемой в случае «времени», для кодирования и сохранения «времени» мы используем, главным об­разом, визуальную субмодальность положения. Хронологическое расстояние по времени мы кодируем в терминах размера и/или расстояния. Яркость и интенсивность указывают на другие аспекты времени. У нас есть «потухшие воспоминания», «смутное или мрачное прошлое» или «яркое будущее».

Кодирование «времени» при помощи поло­жения — основной способ репрезентации мозгом времени последовательным обра­зом.

Аудиальные субмодальности не позволяют осуще­ствить одновременный доступ к воспоминаниям. Неточность кинестетических субмодальностей у боль­шинства людей исключает всякий смысл их использования для хранения времени. Мы можем репрезентировать намного больше информации визуально, чем при помощи аудиальной или кинестетической системы. Конечно же, каждый человек обладает своим собственным способом хранения време­ни. Итак, одна система имеет преимущество перед другими. Однако способ, при помощи которого вы храните время, имеет определенное значение. Что случится, если ваше прошлое появится прямо перед вами? Ваши воспоминания, появившиеся прямо пе­ред вами, будут управлять вашим состоянием и по­ведением.


Билл пришел ко мне в состоянии депрессии. Год назад его бросила девушка. Работая с Биллом, я обнаружил, что картина ее ухода располагалась прямо перед его лицом. Я использовал определенные вмешательства. Главное изменение состояния Билла было вызвано перемещением образа от его лица, назад, за его затылок.

IV. Субмодальности «линии времени» (выполняется в группе из трех человек)

1. «Б» выбирает действия, которые выполняет до­статочно часто. Возьмите, например, поездку на работу, чистку зубов, завтрак и т. д.

2. «А» подводит «Б» к тому, чтобы он подумал о нескольких случаях выполнения данной деятель­ности. (Если «Б» испытывает трудности при из­влечении из памяти конкретных воспоминаний, ему следует просто представить, как он выполнял/будет выполнять эти действия).

а) год назад;

б) неделю назад;

в) вчера;

г) сегодня;

д) завтра;

е) на следующей неделе;

ж) в следующем году.

3. «А» узнает у «Б» различающиеся субмодально­сти каждого воспоминания. Проверьте в этом уп­ражнении все три основные репрезентативные си­стемы. Уделите пристальное внимание таким па­раметрам, как положение картины, ассоциация/ диссоциация, расстояние, размер, четкость, внут­ренний диалог и т. д.

Для определения различий этих картин при их не­изменном содержании «Б» будет некоторым обра­зом осуществлять к этим картинам внутренний доступ. Как он узнает, что одна картина относится к прошлому, другая – к настоящему, а третья – к будущему? Как он узнает различия между дав­ним и недавним прошлым?

4. Поменяйтесь ролями.

5. Обсудите результаты, поделившись сходствами и различиями.

6. Поэкспериментируйте с личными формами време­ни для того, чтобы узнать, как это изменяет переживания. Предположим, что в воспоминаниях о прошлом вы ассоциированы, а в картинах будуще­го – диссоциированы; что случится, если вы из­мените это на противоположное? Или, предполо­жим, что ваше будущее появляется слева, а прош­лое – справа; что случится, если вы измените это? Какой эффект произведет переключение с одной картины на другую? Поэкспериментируйте с другими субмодальностями. Когда закончите, верни­те все в исходное состояние.

V. Паттерн «Шоколад леди Годивы»

Апатия является чувством, с которым время от вре­мени вынуждено бороться большинство из нас. Допустим, вы вынуждены что-то сделать, но в настоящее вре­мя вам делать это не хочется. Вы вынуждены сделать это или чувствуете, что должны, но не даете себе сде­лать это конкретное задание из-за того, что не получа­ете при этом удовольствия. Для изменения чувства апа­тии на желание Ричард Бэндлер разработал паттерн изменения субмодальностей, названный им паттерном «Шоколад леди Годивы». Желание (хотение, принуж­дение) и нежелание (апатия) сделать нечто можно рас­сматривать как переживания основного уровня. Сдвиг этих переживаний легко осуществить при помощи перекрестного отображения субмодальностей.


1. «Б» начинает с размышления о чем-то, по отно­шению к чему он испытывает энтузиазм или принуждение. Этот метод получил свое название из-за способа, при помощи которого некоторые люди принуждают себя съедать чрезмерное количество шоколада. В своем образе используйте все три репрезентативные системы.

2. «Б» думает о чем-либо, что он должен или что ему нужно сделать и от чего мог бы при этом по­лучить удовольствие. Решение должно быть кон­груэнтным целой системе. «Б» выбирает то, что он не только вынужден, но и хочет сделать. «Б» де­лает экологическую проверку, спрашивая о том, не возражают ли какие-нибудь части, чтобы он полу­чил удовольствие в процессе увлеченного выпол­нения этого решения.

3. «А» направляет «Б» при формировании образа решения (№ 2) в своем разуме. Затем «А» про­сит «Б» сделать небольшое отверстие точно в се­редине образа.

4. «А» направляет «Б» на формирование образа № 1 позади образа № 2. «Б» будет видеть небольшую часть образа № 1 через отверстие в образе № 2.

5. Теперь «А» направляет «Б» на то, чтобы «Б» по­зволил отверстию раскрыться, но только с той скоростью, какая нужна ему для того, чтобы полнос­тью почувствовать реакцию на образ № 1. Затем «А» просит «Б» закрыть отверстие, но не быстрее той скорости, при которой «Б» может удерживать чувства, вызванные переживанием образа № 1.

6. «А» просит «Б» повторить описанный в пункте 5 процесс еще три или четыре раза. «Б» выполня­ет эти повторы быстро. Перед каждым повтором прерывайте состояние. Убедитесь в том, что чув­ства, вызываемые образом № 1, присоединились к чувствам, вызываемым образом № 2.

7. «А» просит «Б» одновременно представить об­раз № 2 и испытать чувства, вызываемые обра­зом № 1.

8. Поменяйтесь ролями.

VI. Паттерн «Взмах»

Паттерн «Взмах» позволяет изменять воспомина­ния или заменять визуальные компоненты стертых воспоминаний. В книге «Используйте свой мозг для изменений» Бэндлер описал метод, предназначен­ный для влияния на специфические формы поведе­ния, которыми клиент больше обладать не хочет. Паттерн доказал свою эффективность при удалении нежелательных привычек. Он также служит очень эффективным инструментом для удаления негатив­ных образов и замены их позитивными. Паттерн «Взмах» дает человеку, практикующему НЛП, эф­фективное средство создания новых ответов. Это приводит к позитивным изменениям поведения.

Данный метод создает новое направление работы мозга человека. Паттерн «Взмах» имеет два основных элемента:

1. Цепь, которая ведет от сигнала, вызывающего про­блемное состояние, к желаемому состоянию.

2. Мотивационная часть, использующая диссоцииро­ванный образ себя с привлекательными субмодальностями.

Здесь мы приводим краткое содержание общей модели «Паттерн «Взмах»».

1. Определите специфический вид поведения, кото­рый вы желаете изменить. Метод доказал свою эффективность в случае привычки грызть ногти, переедания и иногда курения. Лучше всего он ра­ботает при изменении второстепенных привычек. Хотели бы вы отвечать кому-нибудь иначе, не так, как вы отвечаете сейчас?


2. Определите точный сигнал, который запускает нежелательную реакцию. Как вы узнаете, когда нужно совершать нежелательные действия? Испы­тываете ли вы ощущение, звук или картину? Если бы вы должны были научить кого-нибудь, как де­лать это, что бы вы сказали ему? Если сигнал при­ходит снаружи, получите образ того, что именно вы видите. Ассоциируйтесь с переживанием. В случае привычки грызть ногти этим сигналом может быть образ руки, движущейся ко рту. Как и большинство методов НЛП, паттерн «Взмах» работает лучше с визуальными образами. Однако аудиальные и кинестетические сигналы также будут работать. Определите субмодальности сигнала.

Задавайте вопросы по следующей схеме:

A. «Когда у вас проявляется нежелательное пове­дение?» (Это помещает человека в соответству­ющий контекст и, таким образом, создает кон­текст для ответа на следующий вопрос.)

Б. «Что из того, что вы видите/слышите/ощущаете, вызывает у вас желание осуществить нежелатель­ное поведение?» Если человек не знает этого, и вы не можете это обнаружить, вы можете найти сиг­нал, который должен существовать перед запус­ком поведения, например, приближение руки к лицу в случае привычки грызть ногти.

B. «Создайте большой, яркий, ассоциированный образ того, что вы видите непосредственно перед началом нежелательного поведения». Откалибруйте внешнее невербальное поведение клиента.

Г. «Теперь отложите эту картину в сторону на ко­роткое время».

3. Создайте образ обладания желаемым результатом.

Задайте следующие вопросы:

A. «Как вы видите себя с желаемым изменением?»

Б. «На кого бы вы были похожи, если бы не осу­ществляли нежелательное поведение?»

B. «Как бы вы выглядели, если бы осуществляли желаемое поведение?»

Г. «Создайте диссоциированную картину». Помни­те, что в НЛП вы ассоциируетесь с текущим и

* Richard Bandler, Using Your Brain For a Change, p. 131-152.

диссоциируетесь с желаемым состоянием. В ас­социированной картине вы уже имеете ощуще­ние полученного желаемого результата. Таким образом, ассоциированная картина не будет мо­тивировать вас. Картина должна представлять собой привлекательный и желаемый образ. Чем более желанным кажется состояние, тем выше вероятность, что паттерн «Взмах» сработает.

4. Создали ли вы экологичное желаемое состояние?

Проверьте желаемое состояние при помощи моде­ли хорошо сформулированного результата.

A. Сформулировали ли вы его позитивно?

Б. Опишите его сенсорным языком.

B. Ваше желаемое состояние инициируется и кон­тролируется вами?

Г. Ваше желаемое состояние соответствует всем контекстам вашей жизни?

Д. Учли ли вы соответствующие вторичные выгоды?

Е. Какие ресурсы вам понадобятся?

Ж. Экологично ли ваше желаемое состояние для всей вашей системы? Есть ли какая-нибудь ваша часть, не согласная с тем, чтобы вы обла­дали этим состоянием?

Задайте следующие вопросы:

A. «Сформулировали ли вы свой результат пози­тивным образом?»

Б. «Что вы будете видеть, слышать и ощущать, когда будете обладать своим результатом?»

B. «Зависит ли ваше желаемое состояние от вас и только от вас?»

Г. «Где, когда, как и с кем я хочу обладать этим ре­зультатом? Хотите ли вы обладать этим резуль­татом всегда и везде безо всяких ограничений?»

Д. «Что вы потеряете, если получите свой резуль­тат?»

Е. «Что вы уже имеете и в чем нуждаетесь для по­лучения своего результата?»

Ж. «Как обладание этим результатом повлияет на жизнь окружающих вас людей?»

5. Примените к образам паттерн «Взмах», исполь­зуя их размер и яркость. Возьмите картину и сде­лайте ее яркой и большой. Убедитесь в том, что вы ассоциированы с картиной. Скажите клиенту: «Закройте глаза и увидьте перед собой большой яркий ассоциированный образ себя в текущем со­стоянии (в котором вы находитесь сейчас). В ле­вом нижнем углу картины поместите маленькую,

Рис. 14. 2. Паттерн «Взмах» I - использование размера/яркости

тусклую и диссоциированную картину образа желаемого состояния (рис. 14.2.). Теперь возьмите большую яркую картину и быстро сделайте ее ма­ленькой и тусклой. В это же время сделайте ма­ленький тусклый образ желаемого состояния большим и ярким. Сделайте это очень быстро. По­мните, что мозг обучается быстро. Когда клиент выполняет эту процедуру, скажите «Ра-з-з-з!» для того, чтобы помочь вызвать изменения. Очистите экран. Повторите эту процедуру по меньшей мере пять раз.

6. Подстройтесь к будущему, проверив результаты.

Попросите клиента подумать о сигнале, запуска­ющем нежелательное поведение. Если он приво­дит к получению нового образа, процесс завершен. Если нет, перейдите к следующему этапу.

7. Применение к образам паттерна «Взмах» с ис­пользованием расстояния. Если размер и яркость не работают, драйвером может стать расстояние. Возможно, вы захотите проверить это. Следуйте вышеописанной методике, только вместо использования маленькой тусклой картины, расположен­ной в углу, вы применяете паттерн «Взмах» с ис­пользованием расстояния. Попросите клиента представить картину, вызывающую нежелательное и отдалять ее к горизонту до тех пор, пока она не станет черной точкой.

Паттерн взмаха

Положение/размер/расстояние поведение,

Рис. 14.3. Паттерн «Взмах» II – использование положения/размера/расстояния.

Поместите на горизонте маленькую, тусклую и диссоцииро­ванную картину желаемого результата. Затем по­просите клиента приблизить с горизонта картину желаемого поведения. Попросите клиента сделать это по-настоящему быстро. Повторите это пять или шесть раз и выполните проверку (рис. 14. 3.).







Date: 2015-09-02; view: 338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию