Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия/ эпистемология НЛП





*Эта глава является переработанным вариантом главы 1 книги Майкла Холла «НЛП: Становимся "мета" на ло­гических уровнях» (Hall, 1997).

Эпистемология НЛП является конструктивист­ской и основана на идеях, впервые высказанных Эммануилом Кантом, а затем развитых в рамках общей семантики. Эпистемология описывает то, что мы зна­ем; как мы узнаем, что именно мы знаем, и как мы узнаем, что мы это знаем. Частью эпистемологии НЛП является высказывание Альфреда Кожибски (Korzybski, 1933/1994): «"Карта" - не "террито­рия". То, что мы знаем и испытываем «внутри» себя («субъективный опыт»), коренным образом отлича­ется от того, что существует «снаружи» (то есть от «территории»). То, что мы знаем и испытываем внут­ри себя, является «картой» по отношению к «терри­тории» - карта может репрезентировать террито­рию, соответствовать ей, отражать ее, символизиро­вать ее - но она не является территорией. Эти два феномена («карта» и «территория») находятся на разных уровнях (поверхностно называемых «субъек­тивным» и «объективным» уровнями опыта). Как пишут Дилтс, Бэндлер, Гриндер и Делозье (Dilts, Bandler, Grinder & DeLozier, 1980), это означает, что мы не оперируем непосредственно самим миром:

«Вместо этого мы оперируем закодированными интерпретациями окружающей среды, полу­чаемыми и испытываемыми нашими сенсорны­ми репрезентативными системами: образами, звуками, запахами, вкусами и ощущениями (так­тильными и проприоцептивными). Информация о нашем внутреннем мире (как и о наших внут­ренних состояниях) воспринимается, организу­ется, группируется и передается по внутренней системе нервных путей, которые заканчиваются в мозге, нашем центральном биопроцессоре. Эта информация затем преобразуется при по­мощи внутренних стратегий обработки, которые есть у каждого человека»

Мы оперируем непосредственно, но не с ми­ром, а с нашими «картами» мира. Модели, которые мы создаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис.

Мы оперируем непосредственно, но не с миром, а с нашими «картами» мира. Модели, которые мы со­здаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис. Структурные элементы являются составными ком­понентами, а синтаксис - набором правил или ин­струкций, описывающих то, как мы можем собрать эти компоненты вместе.

Эпистемология НЛП является конструктивист­ской, поэтому, как и другие западные научные модели, она основана на сенсорном опыте и преобра­зовании факторов окружающей среды в факторы решений. Следовательно, она фокусируется в боль­шей степени на форме, а не на содержании, но от­личается от других моделей тем, что включает на­блюдателя.

Исследуя то, как мозг формирует (или конструи­рует) внутренние репрезентации, создающие состо­яние сознания, НЛП принимает системный подход к сознанию и телу. Сознание и тело, культура, язык и т. д. образуют сложную систему, в которой ни одна часть не функционирует изолированно от других частей.

Под конструктивизмом мы здесь понимаем тот факт, что мы имеем дело не с территорией (реально­стью первого уровня), а только с создаваемыми нами внутренними реальностями.

Сначала Кожибски придерживался модели соот­ветствия истины, то есть он считал, что наша модель должна соответствовать территории. Затем он при­водил доводы в пользу прагматической модели исти­ны, то есть говорил, что нам нужна модель, которая позволила бы нам эффективно функционировать, даже если «карта» не совсем точно соответствует «территории».







Date: 2015-09-02; view: 306; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию