Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поставка товаров для государственных нужд





 

Статья 525. Основания поставки товаров для государственных нужд

Статья 526. Государственный контракт на поставку товаров для

государственных нужд

Статья 527. Основания заключения государственного контракта

Статья 528. Порядок заключения государственного контракта

Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных нужд

Статья 530. Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для

государственных нужд

Статья 531. Исполнение государственного контракта

Статья 532. Оплата товара по договору поставки товаров для

государственных нужд

Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или

расторжением государственного контракта

Статья 534. Отказ государственного заказчика от товаров, поставленных по

государственному контракту

 

Комментарий к статье 525 ГК РФ

 

1. Коммент. статья определяет особенности правового регулирования отношений по обеспечению товарами государственных нужд. Они признаются отношениями по поставкам. При этом поставки для государственных нужд осуществляются на основе договоров - государственного контракта и (или) заключенного в соответствии с ним договора поставки.

Государственный контракт, договор поставки товаров для государственных нужд отличаются от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Продажа и приобретение товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребовали установления нормами ГК особого порядка заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированности государственным заказчиком платежей за поставленные товары.

2. Государственному контракту (договору поставки товаров для государственных нужд) присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются вещи, определяемые родовыми признаками; срок исполнения этого договора отдален от момента заключения, передача товаров осуществляется в определенные договором сроки и периоды.

Вместе с тем можно отметить и существенные отличия государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) от иных видов договора купли-продажи, включая поставку: 1) покупателем является государственный орган - государственный заказчик или уполномоченные им юридические лица; 2) договор - государственный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке; 3) предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов); 4) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК; 5) государственный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта; 6) законами о поставках для государственных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров; 7) споры, возникающие при заключении государственного контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

3. Сходство с договором поставки при наличии существенных отличий государственного контракта (договора поставки для государственных нужд) предопределило особенности правового регулирования отношений по этому договору. Такие отношения прежде всего регулируются §4 гл.30 ГК, затем нормами специальных законов и иных правовых актов о поставках для государственных нужд. В соответствии с п.2 статьи к этим отношениям в части, не урегулированной комментируемым разделом Кодекса и специальными законами, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих норм в §3 гл.30 и в законах о поставках для государственных нужд к отношениям, возникающим из государственного контракта или договора поставки товаров для государственных нужд, на основании п.5 ст.454 применяются общие нормы о купле-продаже.

При поставках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применимы также соответствующие нормы о договоре контрактации.

4. Отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются Законом о поставках, Законом о государственном материальном резерве, Законом об оборонном заказе, Законом о закупках, а также принятым на его основе постановлением Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 "О мерах по реализации Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (СЗ РФ, 1995, N 12, ст.1055) и рядом иных правовых актов.

Важное значение имеют Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1756) и постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 628 "Об утверждении Порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей" (СЗ РФ, 1997, N 22. ст.2598).

Таким образом, нормы, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд, составляют сложную систему законов и иных правовых актов.

5. В перечисленных законах названы задачи организации поставок товаров для федеральных и региональных государственных нужд. К ним отнесены: создание и поддержание государственного резерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; реализация федеральных и региональных целевых программ. Эти цели и задачи позволяют определить сферу применения государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) и отношения, подпадающие под регламентацию §4 ГК.

 

Комментарий к статье 526 ГК РФ

 

1. Определение государственного контракта, данное в статье, означает, что контракт является договором о возмездной передаче поставщиком товаров государственному заказчику (покупателю) - видом купли-продажи и разновидностью договора поставки, т.к. товары покупаются не для личного, семейного, домашнего потребления.

2. Термин "государственный контракт", с одной стороны, подчеркивает особую значимость поставок для государственных нужд, с другой - участие государства в лице соответствующих органов - государственных заказчиков в размещении заказов на товары и в обеспечении обязательств по своевременной оплате государственного заказа. Термин "контракт" является языковым эквивалентом слова "договор". Однако в коммент. главе термин "государственный контракт" используется в ином значении, чем договор поставки товаров для государственных нужд. Последний заключается на основании государственного контракта, и покупателем выступает лицо, уполномоченное государственным заказчиком.

 

Комментарий к статье 527 ГК РФ

 

1. Государственный контракт заключается на основании либо заказа государственного заказчика, принятого поставщиком (исполнителем), либо на основании заявки поставщика, представленной им на конкурс и выигравшей, т.е. на основе его свободного волеизъявления, кроме случаев, когда он обязан принять заказ. Вместе с тем нормативные акты о размещении заказов на торгах в соответствии с коммент. нормой предусматривают обязанность государственного заказчика заключить договор с победителем конкурса. Размещение государственного заказа и принятие его будущим исполнителем можно рассматривать как преддоговорные контакты, порождающие правовые последствия. При проведении торгов (конкурсов) основанием заключения договора является признанная выигравшей заявка поставщика, представленная в соответствии с требованиями государственного заказчика, проводившего торги, т.е. в соответствии с его заказом.

2. Законы о поставках для государственных нужд устанавливают обязанность отдельных категорий юридических лиц заключить контракт. Однако необходимым условием для ее выполнения согласно п.2 статьи служит принятие государственным заказчиком на себя обязанности возместить все убытки, которые могут быть причинены выполнением такого заказа. Это условие неприменимо в отношении казенного предприятия, обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.

Закон о поставках и Закон о государственном материальном резерве устанавливают обязанность заключить государственный контракт прежде всего для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Закон о поставках обязывает заключить контракт на поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и казенные предприятия.

Согласно п.4 ст.9 Закона о государственном материальном резерве обязанность заключить государственный контракт возложена не только на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, но и на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%.

Наиболее широко трактуется обязанность поставщика принять заказ и заключить государственный контракт (договор поставки) на выполнение оборонного заказа. В соответствии с Законом об оборонном заказе государственный контракт заключается с головным исполнителем оборонного заказа, а последний заключает контракты (договоры) с поставщиками комплектующих изделий и материалов для обеспечения выполнения оборонного заказа. Если по конкурсу головной исполнитель (исполнитель) не определялся, то оборонный заказ обязателен для принятия организациями, занимающими доминирующие положения на товарном рынке, а также государственными унитарными предприятиями, независимо от того, доминируют ли эти предприятия на рынке определенного товара. Однако обязанность принять оборонный заказ возникает при условии, если он обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.

3. Понятие организации - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, предусмотрено ст.4 Закона о конкуренции. Для установления доминирующего положения используются два критерия - принадлежащая хозяйствующему субъекту доля рынка и наличие возможности оказывать решающее влияние на условия обращения товаров на рынке и на конкуренцию. При доле рынка 65% доминирующее положение хозяйствующего субъекта презюмируется, а при доле, не превышающей 35%, - исключается. В пределах 35% и 65% доминирующее положение устанавливается антимонопольными органами на основании анализа конкурентной среды. Организации с долей более 35% включаются в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Формируют и ведут Реестр Государственный антимонопольный комитет РФ и его территориальные управления. Реестр служит источником информации при применении нормы, обязывающей организацию, доминирующую на рынке определенного товара, принять заказ на поставку этого товара для государственных нужд.

4. Иначе решается вопрос об основаниях заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Таким основанием служит извещение государственного заказчика о прикреплении покупателей к поставщику (см. подробнее коммент. к ст.529 ГК).

5. Заказы на поставку товаров для государственных нужд, предшествующие заключению государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд), размещаются в порядке, установленном упомянутыми Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 и постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 628.

Положение об организации закупки товаров для госнужд предусматривает, что заказы размещаются государственными заказчиками или юридическими лицами, которым государственные заказчики передали выполнение части своих функций. При этом передача функций осуществляется на конкурсной договорной основе.

Первоначально проводится квалификационный отбор для выявления поставщиков. От них требуется наличие необходимых профессиональных знаний, опыт и положительная репутация. Заказчик при этом оценивает комплект квалификационной документации, предоставленной поставщиком.

Положение об организации закупки товаров для госнужд в качестве наиболее предпочтительного способа называет процедуру по размещению заказов на закупку товаров для государственных нужд путем проведения открытых торгов (торгового конкурса). Кроме того, возможно размещение заказов на закрытых торгах (когда круг поставщиков в силу технической сложности продукции ограничен или цена государственного контракта составляет менее 2500 размеров МОТ); специализированных закрытых торгах (когда продукция приобретается для нужд национальной обороны); путем запроса у поставщиков котировок (при закупке имеющейся в наличии продукции, если цена не превышает 2500 размеров МОТ); путем размещения заказа у единственного изготовителя и др.

После квалификационного отбора для проведения торгов (конкурсов) поставщики подают заявки на участие в торгах и одновременно предоставляют обеспечение заявки (банковскую гарантию, залог, поручительство).

Конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в торгах и учитывает цену заявки; сроки поставки товаров и их функциональные характеристики; обеспечение национальной обороны и безопасности.

Письменное уведомление о признании заявки выигравшей немедленно направляется поставщику и является основанием для заключения государственного контракта.

Любой поставщик может обжаловать решение заказчика, нарушающее установленные Положением процедуры, руководителю заказчика, а затем обжаловать его решение (уклонение от принятия решения) в Министерство экономики РФ.

Поставщики и иные заинтересованные лица вправе обжаловать нарушения процедуры, допущенные при размещении заявок, либо принятые Министерством экономики РФ решения - в соответствующий суд.

В 1997 г. наибольшее распространение получили торги (конкурсы) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров. Согласно п.2 Порядка проведения торгов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 628, основными принципами организации и проведения торгов являются создание равных конкурентных условий для всех участников, гласность, единство требований и объективность оценки.

Государственные заказчики осуществляют процедуру по размещению заказов путем проведения открытых торгов (открытых конкурсов). Заказчик предоставляет конкурсную документацию поставщикам, прошедшим конкурсный отбор. Заявка на участие в конкурсе оформляется в письменном виде и представляется в запечатанном конверте. Одновременно поставщик предоставляет обеспечение заявки, размер которой не должен превышать 3% предполагаемой цены государственного контракта.

Конкурсная комиссия объявляет победителем конкурса участника, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям, содержащимся в конкурсной документации.

Поставщик, представивший заявку, признанную выигравшей, уведомляется немедленно в письменной форме. К этому моменту заказчик должен быть готов представить поставщику текст проекта государственного контракта.

Признанная выигравшей заявка служит основанием либо заключения государственного контракта, либо договора поставки продукции для государственных нужд в случаях, когда поставка осуществляется покупателям, определенным государственным заказчиком.

Государственный контракт и договор поставки заключаются по правилам, установленным ст.528 и 529 ГК.

6. Государственным заказчиком в соответствии с п.1 ст.3 Закона о поставках может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.

Согласно п.2 ст.9 Закона о государственном материальном резерве государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв - также и иные федеральные органы исполнительной власти.

Государственными заказчиками по формированию федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров постановлением Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 (СЗ РФ, 1995, N 12, ст.1055) определены в зависимости от вида продукции Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственный комитет РФ по государственным резервам.

По Закону об оборонном заказе государственным заказчиком может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования.

Государственные заказчики вправе в порядке, установленном соответствующими законами, передать полномочия на заключение государственного контракта (договора поставки) другим лицам.

 

Комментарий к статье 528 ГК РФ

 

1. Коммент. статья детально регламентирует заключение государственного контракта. Она содержит правила, определяющие порядок и сроки направления его проекта государственным заказчиком или поставщиком; возвращения подписанного контракта другой стороной; согласования разногласий, возникающих при заключении контракта; передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.

Эти правила применяются независимо от того, существует ли обязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в то время как нормы ст.445 ГК определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.

2. П.3 статьи возлагает на сторону, получившую государственный контракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.

Нарушение этого правила влечет последствия, предусмотренные п.2 ст.507 (см. коммент. к ст.507).

3. Сроки для заключения договора установлены дифференцировано для случаев, когда конкурс не проводился (использовались иные способы размещения заказа) и когда государственный контракт заключается по результатам конкурса. При последнем варианте все стадии заключения государственного контракта (представление проекта контракта, его акцепт и согласование разногласий) должны быть проведены не позднее 20 дней со дня подведения итогов конкурса и направления поставщику уведомления.

4. Установление ГК выше изложенных правил означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд в части, касающейся порядка и сроков заключения государственных контрактов, применению не подлежат.

 

Комментарий к статье 529 ГК РФ

 

1. Из ст.529 и 531 вытекает, что государственный заказчик может выбрать один или несколько вариантов порядка поставки товаров для государственных нужд, предусмотренных этими статьями.

Передача товаров (поставка) может осуществляться либо непосредственно государственному заказчику одним из способов, установленных ст.458, 510 ГК, либо лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика, заключившего государственный контракт.

Кроме того, государственный заказчик вправе направить поставщику извещение о прикреплении к нему покупателей. В этом случае поставщик по государственному контракту осуществляет поставку товаров на основании договора поставки, заключаемого с другим лицом - покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.

При заключении государственного контракта стороны согласовывают применение того или иного варианта поставки.

2. Коммент. статья предусматривает порядок и сроки заключения договора поставки поставщиком с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, направляемом им поставщику не позднее 30 дней со дня заключения государственного контракта.

Заключение договора лицом, указанным в извещении государственного заказчика в качестве покупателя, с поставщиком по государственному контракту, т.е. с непосредственным исполнителем, способствует согласованию с ним количества и ассортимента товаров и иных условий договора, позволяет отразить в нем фактические потребности в товарах.

3. Извещение о прикреплении покупателя к поставщику, направленное государственным заказчиком, не порождает обязанность поставщика заключить договор, если государственным контрактом не предусмотрено право государственного заказчика направлять такое извещение. Таким образом, обязанность поставщика заключить договор поставки с покупателем, указанным государственным заказчиком, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту (см. ст.421 ГК). Извещение о прикреплении не создает и для покупателя обязанность заключить договор. Отсюда следует, что извещению о прикреплении не присущ характер планового акта.

4. В случаях, когда из государственного контракта возникла обязанность поставщика заключить договор поставки с лицом, указанным в извещении о прикреплении, однако поставщик уклоняется от заключения договора или отказывается заключить договор, возможен иск покупателя о понуждении поставщика заключить договор.

 

Комментарий к статье 530 ГК РФ

 

1. Покупатель вправе отказаться полностью или частично от товаров, названных в извещении о прикреплении, не указывая каких-либо мотивов, т.е. извещение никаких обязанностей для покупателя не порождает. Об отказе покупателя поставщик уведомляет государственного заказчика. В этом случае государственный заказчик, не позднее тридцати дней с момента получения уведомления, должен либо выслать поставщику извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить отгрузочную разнарядку, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

2. Если государственный заказчик не совершает ни одно из действий, указанных в п.1 статьи, поставщику предоставлена альтернатива: либо требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров, предусмотренных государственным контрактом, либо продать товары по своему усмотрению с отнесением на государственного заказчика возможных убытков (разумных расходов).

 

Комментарий к статье 531 ГК РФ

 

1. Если государственным контрактом предусмотрена передача товаров поставщиком государственному заказчику либо получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной разнарядке, то стороны руководствуются правилами, установленными для исполнения договора поставки, а при их отсутствии - основными положениями о купле-продаже.

Особенностью исполнения такого контракта является оплата переданных получателям товаров непосредственно государственным заказчиком, если иной порядок расчетов в нем не определен.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд стороны вправе взыскать убытки и неустойку (штраф, пени), если она предусмотрена соответствующими законами о поставках товаров для государственных нужд или договором.

Закон о поставках за нарушение условий контракта (договора) о количестве и сроках предусматривает уплату поставщиком неустойки в размере 50% от стоимости непоставленных товаров. Такую же ответственность несет поставщик за невыполнение контракта, заключенного для выполнения государственного оборонного заказа.

Неустойке за недопоставку Законом о поставках придан штрафной характер, т.е. поставщик одновременно уплачивает неустойку и возмещает убытки.

Государственный заказчик (покупатель) за несвоевременную оплату поставленных товаров по Закону о закупках платит пени в размере 2% за каждый день просрочки, а при просрочке оплаты более 30 дней - 3%.

Поставщик при нарушении государственным заказчиком сроков оплаты вправе применить последствия, предусмотренные п.5 ст.486 и ст.523 ГК.

 

Комментарий к статье 532 ГК РФ

 

1. Статья устанавливает непосредственное воздействие государственного контракта на содержание договора поставки, заключаемого на основе извещения государственного заказчика о прикреплении покупателя к поставщику.

Цена товаров, согласованная при заключении государственного контракта, должна применяться сторонами договора поставки. Покупатель, заключивший договор поставки, сам оплачивает товары в отличие от получателя, которому поставка производится на основании отгрузочной разнарядки.

Однако эта норма диспозитивна и не лишает стороны договора возможности определить иной порядок расчетов и согласовать иную цену, чем цена, установленная в государственном контракте.

2. Более тесная связь государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд установлена абз.2 коммент. статьи.

В случаях, когда в соответствии с договором поставки товаров для государственных нужд оплата осуществляется покупателем, государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству. Такое правило означает, что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель - государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность, если государственным контрактом не предусмотрено иное (ст.363 ГК).

 

Комментарий к статье 533 ГК РФ

 

1. П.1 статьи устанавливает тридцатидневный срок для возмещения государственным заказчиком убытков, которые причинены поставщику выполнением государственного контракта. Срок для возмещения убытков исчисляется со дня передачи товаров.

Под убытками, причиненными поставщику выполнением государственного контракта (договора), можно понимать разумные расходы на производство и передачу товаров, ведущие к превышению обычного уровня рентабельности.

2. Нарушение государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику убытков, вызванных выполнением государственного контракта, дает поставщику право отказаться от дальнейшего исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, не только причиненных исполнением государственного заказа, но и вызванных расторжением договора.

Об отказе от исполнения договора поставщик обязан уведомить государственного заказчика. С момента уведомления государственного заказчика об отказе от исполнения государственного контракта контракт считается расторгнутым.

3. Расторжение государственного контракта в связи с невозмещением убытков порождает право поставщика односторонне отказаться и от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного на основании извещения о прикреплении.

Требование о возмещении убытков, причиненных как исполнением, так и расторжением договора поставки, поставщик предъявляет государственному заказчику.

 

Комментарий к статье 534 ГК РФ

 

1. Коммент. статья устанавливает последствия отказа государственного заказчика полностью и частично от товаров, подлежащих поставке по государственному контракту. Государственный заказчик вправе отказаться от товаров для государственных нужд в случаях, когда потребность в товарах соответствующего вида отпала. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом.

Убытки исчисляются по правилам, установленным ст.15 ГК.

2. Полный или частичный отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта порождает право поставщика отказаться от исполнения заключенных на его основе договоров поставки товаров для государственных нужд, а также право предъявить государственному заказчику требования о возмещении убытков, причиненных изменением или расторжением договора поставки.

 

Date: 2015-09-02; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию