Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 30. Купля-продажа 3 page





Конкретная цель приобретения товара может быть прямо указана в договоре либо сообщена продавцу в процессе преддоговорных контактов сторон. Определение конкретной цели имеет значение в случае, когда покупатель четко не представляет, каким качественным показателям должен соответствовать необходимый ему товар, но знает, для чего он будет его использовать.

В соответствии с абз.2 п.2 покупатель должен сообщить о конкретной цели приобретения товара до заключения договора. Поэтому, если она становится известной продавцу после заключения договора, передача покупателю товара, не соответствующего этой цели, должна признаваться надлежащим исполнением обязательства.

4. На практике широко распространена продажа по образцам и (или) описанию. Образец - это изделие, потребительские (эксплуатационные) характеристики которого определяют требования к качеству передаваемого товара. Описание товара - это перечень потребительских (эксплуатационных) характеристик, которыми должен обладать товар. Описание может сопровождаться графическим изображением, фотографией и т.п.

Надлежащим исполнением признается передача товара, который соответствует согласованному сторонами образцу или описанию.

5. Обязательные требования к качеству товаров определяются в установленном законом порядке. Согласно Закону о стандартизации они устанавливаются в государственных стандартах РФ (см. п.1 настоящего коммент.), и стороны обязаны включать в договор условие о соответствии товара этим требованиям. Это правило на основании п.4 распространяется только на договоры, в которых продавцами выступают граждане и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Следует отметить некоторую неточность формулировки Закона о стандартизации, которая позволяет трактовать ее неоднозначно. Обязанность передать товар, соответствующий обязательным требованиям государственных стандартов, предусмотренная п.4 коммент. статьи, существует независимо от того, включено ли соответствующее условие в договор. Поэтому положение Закона о стандартизации приобретает юридический смысл, если понимать его как обязанность сторон включить в договор условие о государственном стандарте, обязательным требованиям которого должен соответствовать товар. В этом смысле такое условие является существенным в силу Закона.

В договоре могут быть предусмотрены только более высокие требования к качеству товара по сравнению с обязательными требованиями ГОСТа.

Поэтому условия договора, предусматривающие требования к качеству ниже обязательных, не соответствуют ГК и являются ничтожными на основании ст.168 ГК.

 

Комментарий к статье 470 ГК РФ

 

1. ГК различает два вида гарантии качества товара, предоставляемой продавцом покупателю: т.н. законную (п.1 ст.470) и договорную (п.2 ст.470).

Законная гарантия согласно ГК представляет собой ручательство продавца за отсутствие в товаре в момент его передачи недостатков, снижающих его стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре (см. п.2 ст.469 и коммент. к ней). О последствиях передачи товара с недостатками см. п.1 ст.476 и коммент. к ней.

Положения ГК о законной гарантии качества уточняют предписания, содержавшиеся в Основах ГЗ (п.1 ст.76).

Позиция ГК по этому вопросу в принципе совпадает с соответствующими предписаниями Венской конвенции 1980 (ст.35 и 36). Новым по сравнению с Основами ГЗ и Венской конвенцией 1980 является включенное в ГК положение о пригодности товара для использования не только в момент его передачи, но и в пределах разумного срока, что является полезным уточнением.

2. Договорная гарантия - это дополнительное обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение предусмотренного им времени (т.н. гарантийного срока).

Договорная гарантия (п.3 ст.470) охватывает, если сторонами не согласовано иное, все составляющие товар части (комплектующие изделия). На это правило при заключении договора следует обратить особое внимание, имея в виду, что в состав изделия нередко входят т.н. быстроизнашивающиеся детали, на которые гарантийное обязательство (т.е. обязанность продавца их бесплатно заменить) обычно не распространяется. Если это предусмотрено договором, такие детали продавец передает в количестве, нормально необходимом для использования основного изделия в период действия гарантии.

Специальные правила о применении договорной гарантии см. в ст.471, п.2 ст.476, пп.3 и 5 ст.477 и коммент. к ним. Большая их часть носит диспозитивный характер.


3. Правила ГК о договорной гарантии сформулированы значительно шире, чем в ранее действовавших актах (ст.263 ГК 1964, п.40 Положения о поставках продукции, п.33 Положения о поставках товаров). Во-первых, они включены в общие положения о купле-продаже, применяющиеся к различным видам этого договора. В указанных выше актах они содержались в нормах, регулирующих только договор поставки в отношениях между организациями. Отдельно решался вопрос о договорной гарантии применительно к розничной купле-продаже (ст.248 ГК 1964). Во-вторых, ранее действовавшими актами возможность предоставления договорной гарантии ограничивалась двумя случаями: (1) когда гарантийные сроки не предусмотрены в стандартах или технических условиях; (2) когда предоставляется более продолжительный гарантийный срок, чем установленный стандартами или техническими условиями.

4. При формулировании норм ГК о договорной гарантии был учтен многолетний опыт применения этого условия во внешнеторговой практике (в т.ч. в многосторонних и двусторонних Общих условиях поставок, заключенных Советским Союзом, а также в документах, разработанных Европейской Экономической Комиссией ООН). Эта практика отражена в опубликованных решениях Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате, а также в соответствующей литературе.

 

Комментарий к статье 471 ГК РФ

 

1. Правила коммент. статьи относятся к основным вопросам, связанным с исчислением гарантийного срока: момент, с которого он начинается (п.1); влияние на исчисление срока невозможности использовать покупателем товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (п.2); исчисление срока гарантии на комплектующие изделия (п.3) и на товар (комплектующие изделия), переданный взамен при обнаружении недостатков (п.4). Все положения этой статьи (кроме абз.1 п.2) сформулированы в диспозитивной форме, что дает сторонам возможность по-иному оговорить данные условия.

2. Необходимо обратить особое внимание на некоторые моменты. Во-первых, продление срока гарантии при невозможности использовать товар из-за его недостатков обусловлено своевременным (в соответствии со ст.483) направлением продавцу извещения об обнаруженных недостатках (абз.2 п.2 коммент. статьи). Во-вторых, правило (п.3) не только предусматривает порядок исчисления гарантийного срока на комплектующие изделия, но и определяет в диспозитивной форме его продолжительность. Нередко по техническим причинам комплектующие при их нормальном использовании изнашиваются быстрее основного изделия. Соответственно применение для них одинакового гарантийного срока может привести к необходимости неоднократной замены комплектующих изделий за счет продавца.

3. Ссылка в п.1 на ст.457 ГК является неточной, по смыслу норм ГК имеется в виду ст.458.

 

Комментарий к статьям 472, 473 ГК РФ

 

1. В ранее действовавших правовых актах (см., например, п.40 Положения о поставках продукции и п.33 Положения о поставках товаров) допускалось смешение понятий "срок гарантии" и т.н. "гарантийные сроки годности и хранения". Отличие между ними состоит в следующем: первым определяется период времени, при обнаружении недостатков товара в течение которого продавец обязан за свой счет их устранить с тем, чтобы товар мог быть использован покупателем по назначению; вторым - срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Отказ в ГК от слова "гарантийные" применительно к срокам годности и хранения устраняет терминологическую неточность.


2. ГК регулирует только случай, когда срок годности товара установлен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но при этом недопустимо отступать от закона и иных действующих обязательных правил.

Законом о защите прав потребителей (пп.4 и 5 ст.5) предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок годности на продукты питания, товары бытовой химии и иные подобные товары. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. Запрещена продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть, но не установлен срок годности.

3. От "срока гарантии" и "срока годности" необходимо отличать "срок службы".

Законом о защите прав потребителей (п.1 ст.5) предусмотрено право изготовителя устанавливать срок службы на товар, предназначенный для длительного использования. Под таким сроком понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использовать товар по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя. В отношении товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок службы. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. Срок службы действует также в отношении комплектующих изделий: деталей, узлов, агрегатов (п.2 ст.5). Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения (километрах, метрах и т.п.) (п.3 ст.5). Запрещена продажа товара, на который изготовителем должен быть, но не установлен срок службы (п.5 ст.5). В отношении тех товаров, на которые изготовитель был вправе установить срок службы (п.1 ст.5), но этого не сделал, на него возложена обязанность обеспечивать безопасность товара в течение десяти лет со дня его передачи потребителю (п.2 ст.7).

4. Применительно к ответственности продавца за передачу товара, не выдержавшего установленного срока годности, по аналогии должно применяться правило, действующее в отношении товара, на который предоставлена гарантия качества (см. п.2 ст.476 и коммент. к ней). В отношении прав потребителей см. соответствующие положения Закона о защите прав потребителей (ст.14, 15). См. также ст.503 и коммент. к ней.


 

Комментарий к статье 474 ГК РФ

 

1. П.1 коммент. статьи устанавливает общее правило, в соответствии с которым продавец и покупатель обязаны проверять качество товара только в случае, когда такая обязанность предусмотрена законом, иными правовыми актами, государственными стандартами или договором. В остальных случаях проверка может не проводиться. Однако отсутствие обязанности проверить качество товара не является основанием освобождения продавца от ответственности за его ненадлежащее качество, а покупатель не может ссылаться на это обстоятельство в обоснование просрочки извещения продавца о выявленных в товаре недостатках (см. коммент. к ст.483).

Так, п.2 ст.513 предусматривает обязанность покупателя (получателя) проверить качество поставленных товаров, а Правила продажи отдельных видов товаров розничными торговыми организациями, утвержденные Правительством РФ (см. коммент. к ст.492), - обязанность продавца осуществить проверку качества товара до выставления его в торговом зале. Проверка качества товара и ее методы могут быть установлены обязательными или рекомендательными требованиями государственных стандартов (об этих требованиях и их правовых отличиях см. коммент. к ст.469).

2. Порядок проверки качества определяет сроки, в течение которых покупатель должен проверить качество товара после его принятия и известить продавца об обнаруженных недостатках, порядок и сроки составления акта о них, требования к его оформлению, методы проверки и т.п. Он может устанавливаться законом, иными правовыми актами или договором. Договором порядок проверки предусматривается, если положения закона или иных правовых актов о нем являются диспозитивными, либо вообще отсутствуют, либо порядок определен рекомендательными требованиями ГОСТов. В договоре этот порядок определяется путем указания нормативных документов по стандартизации, установивших его, либо путем вьючения в договор соответствующих условий. Однако в случае определения порядка проверки императивными нормами закона или иных правовых актов, или обязательными требованиями ГОСТов условия договора должны соответствовать им.

3. П.2 ст.474 предусматривает порядок проверки качества товара в тех случаях, когда он не установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором.

4. При обнаружении несоответствия качества товара требованиям, предусмотренным ст.469 ГК, покупатель обязан известить об этом продавца (см. коммент. к ст.483).

Сроки, в течение которых покупатель обязан осуществить проверку качества товара после его получения и известить продавца об обнаруженных недостатках, могут быть предусмотрены законом, иными правовыми актами или договором. Если такие сроки в указанном порядке не определены, покупатель должен в разумный срок осуществить проверку и известить продавца об обнаруженных недостатках, но не позднее сроков, установленных ст.477 (см. коммент. к ней).

5. Из п.3 ст.474 вытекает, что в тех случаях, когда продавец обязан осуществить проверку качества товара, он должен представить покупателю документы, подтверждающие осуществление им такой проверки (акт проверки, сертификат качества или др. документ).

По ряду товаров, приобретаемых в предпринимательских целях, для покупателя имеет значение не только факт проверки их качества продавцом, но и ее результаты. В таких случаях продавец обязан передать покупателю документы о результатах проверки (данные лабораторных анализов, испытаний и т.п.). Порядок передачи документов определен ст.456 (см. коммент. к ней).

6. Для идентификации результатов проверки качества продавцом и покупателем и предупреждения споров об оценке качества п.4 установлено, что ее порядок и иные условия должны быть одинаковыми для продавца и покупателя. Если нормативными документами по стандартизации допускается несколько вариантов методов проверки качества одного и того же товара, стороны в договоре должны четко определить, каким из них они будут руководствоваться при проверке. При отсутствии в договоре такого условия применяется правило ст.320 ГК об исполнении альтернативного обязательства - продавец выбирает вариант проверки. Поэтому на основании п.4 в этом случае покупатель должен проверять качество товара способом, выбранным продавцом.

 

Комментарий к статье 475 ГК РФ

 

1. Правовые последствия, предусмотренные ст.475, наступают, если покупатель обнаружил в переданном продавцом товаре недостатки, о которых не был им предупрежден.

В зависимости от характера различаются явные и скрытые недостатки. К явным относятся те, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (например, при осмотре товара) либо для которых определены специальные методы контроля (например, лабораторные анализы или испытания). Скрытые - это недостатки, которые нельзя обнаружить указанными выше способами, и они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранения товара.

Продавец обязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, если они ему известны. В противном случае он будет нести ответственность перед покупателем.

2. Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе по своему выбору предъявить ему одно из следующих требований:

а) соразмерного уменьшения покупной цены. Это требование предъявляется в случае, когда товар можно использовать по прямому назначению, не устраняя недостатков, но при определении его цены не было учтено снижение качества;

б) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется, когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, замены комплектующих деталей, узлов, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанных изделий производится за счет продавца;

в) возмещения своих расходов на устранение недостатков. Покупатель может устранить недостатки сам либо поручить это третьим лицам. Расходы возмещаются в полном объеме, однако они должны быть разумными, т.е. во всяком случае не превышать цену самого товара.

3. Иные правовые последствия предусмотрены п.2 для существенных нарушений требований к качеству товара, примерный перечень которых определен в нем. По выбору покупателя продавец обязан либо заменить товар на тот, который будет соответствовать договору, а если качество договором не определено, - требованиям, предусмотренным п.2 ст.469 (см. коммент. к ней), либо при отказе покупателя от исполнения договора возвратить ему уплаченную за товар денежную сумму. Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупатель с учетом правил, закрепленных п.3, может предъявить продавцу требования, установленные п.1, вместо указанных в п.2.

4. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков.

5. Если предъявление предусмотренных пп.1, 2 требований не покрывает всех убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, покупатель в соответствии со ст.15 и 393 ГК вправе потребовать от продавца возмещения убытков.

6. Положения пп.1 и 2 применяются также к товарам ненадлежащего качества, входящим в комплект (см. коммент. к ст.479). Если какие-либо из этих товаров окажутся ненадлежащего качества, покупатель вправе предъявить в отношении них требования, предусмотренные пп.1, 2.

7. Права, закрепленные пп.1 и 2, могут быть осуществлены покупателем, если недостатки в товаре обнаружены в течение сроков, установленных ст.477 (см. коммент. к ней), и покупатель известил продавца о них в порядке, определенном ст.483 (см. коммент. к ней).

8. ГК или другие законы могут устанавливать иные правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества, чем предусмотренные ст.475. В этом случае к отношениям сторон будут применяться не ст.475, а нормы этих законов. Так, ст.503 ГК и ст.18 Закона о защите прав потребителей предусматривают иные последствия такого нарушения.

 

Комментарий к статье 476 ГК РФ

 

1. Правило, предусмотренное п.1 ст.476, соответствует общим положениям ГК о моменте перехода права собственности (см. ст.223 ГК) и риска случайной гибели или случайного повреждения товара (см. ст.211, ст.459 и коммент. к ней). Поскольку недостатки товара выявлены после перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, на нем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

2. Принципиально иной подход применяется к товарам, по которым договор предусматривает гарантию качества (п.2 ст.476). При обнаружении недостатков товара в пределах срока гарантии продавец несет бремя доказывания того, что эти недостатки возникли после передачи товара покупателю и по причинам, за которые продавец не отвечает (нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо возникшим вследствие действий третьих лиц, например перевозчика, либо непреодолимой силы).

 

Комментарий к статье 477 ГК РФ

 

1. При формулировании этой статьи были использованы принципы Венской конвенции 1980 (ст.38 и 39). Хотя в отличие от Венской конвенции 1980 в общих положениях о купле-продаже не содержится предписаний об обязанности покупателя осмотреть товар или обеспечить его осмотр в такой короткий срок, который практически возможен при данных обстоятельствах (предписания по этому вопросу применительно к договору поставки содержатся в п.2 ст.513 и п.1 ст.515 - см. коммент. к ним), ГК, как и Венская Конвенция 1980, исходит из права покупателя предъявить требование к продавцу при условии обнаружения недостатков в установленные сроки.

В ГК проводится четкое разграничение между понятиями "сроки обнаружения недостатков" (ст.477) и "сроки извещения продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи" (см. ст.483 и коммент. к ней).

2. Применено дифференцированное урегулирование разных ситуаций: а) когда не установлен ни гарантийный срок, ни срок годности (п.2); б) когда установлен гарантийный срок (абз.1 п.3) или срок годности (п.4): в) когда на комплектующее установлен гарантийный срок иной продолжительности, чем на основное изделие (абз.2 и 3 п.3); г) когда гарантийный срок составляет менее двух лет, предусмотренных статьей в качестве общего срока для обнаружения недостатков на товары, гарантия на которые не предоставлялась (п.5).

Недостатки товара, на который не установлен срок гарантии или срок годности, должны быть выявлены покупателем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если законом или договором не установлен более длительный срок. Это правило ГК существенно отличается от ранее действовавшего. Согласно ст.247 ГК 1964 покупатель должен был выявить недостатки проданной вещи не позже шести месяцев со дня ее передачи, а в отношении строений - одного года. В этот же срок он должен был предъявить претензию продавцу.

Исчисление срока для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, производится со дня его доставки в место назначения.

В отношении товаров, на которые установлен срок гарантии или соответственно срок годности, недостатки должны быть обнаружены в течение этих сроков (об исчислении сроков гарантии и сроков годности см. ст.471 и 473 и коммент. к ним).

Недостатки комплектующего изделия могут устанавливаться в течение срока гарантии на основное изделие, даже если на такое комплектующее был установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие. Но в случае, когда на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем на основное изделие, требование по поводу комплектующего изделия может быть предъявлено в пределах этого более продолжительного срока.

Специальное правило защищает интересы покупателя в случаях, когда предусмотренный договором срок гарантии составляет менее двух лет со дня передачи товара. При обнаружении недостатков в пределах этих двух лет покупатель вправе предъявить продавцу требование. Однако к такому требованию, предъявленному по истечении гарантийного срока, будет применяться правило о недостатках товара, предусмотренное п.1 ст.476, а не п.2 этой же статьи (см. ст.476 и коммент. к ней).

 

Комментарий к статье 478 ГК РФ

 

1. Понятие комплектности применяется к таким технически сложным изделиям, как оборудование, машины, приборы, а также бытовая техника.

Под комплектностью следует понимать совокупность основного изделия и комплектующих его самостоятельных изделий, не входящих в состав основного изделия, но составляющих с ним единое целое, используемое по общему назначению.

Признание изделия, передаваемого с основной вещью, комплектующим имеет важное правовое значение, поскольку в соответствии со ст.471 ГК гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

2. В коммент. статье установлена обязанность продавца передать товар, соответствующий условиям договора о комплектности. Из этой нормы вытекает, что комплектность товара является условием, устанавливаемым соглашением сторон.

Комплектность может быть определена в договоре либо путем перечисления изделий (комплектующих изделий, агрегатов), подлежащих передаче вместе с основной вещью, либо путем указания в договоре государственного стандарта, отраслевого стандарта, стандарта предприятия, технических условий или иных нормативных документов по стандартизации, которыми определена комплектность. Указание сторонами в договоре соответствующего нормативного документа по стандартизации означает, что требования такого документа к комплектности стороны принимают как договорные условия (см. коммент. к ст.469).

Требования государственных стандартов, стандартов предприятий и иных нормативных документов по стандартизации, предъявляемые к комплектности, являются рекомендательными. Поэтому при ссылке в договоре на такие документы стороны могут предусмотреть передачу товара (вещи) без отдельных ненужных покупателю изделий, включенных упомянутыми документами в комплект либо с дополнительными к комплекту изделиями.

Когда государственным стандартом или иным нормативным документом по стандартизации предусмотрены варианты комплектности, то в договоре покупатель определяет вариант комплектности подлежащего передаче товара, в частности, с какими комплектующими изделиями подлежит передаче товар. Если же покупатель не воспользовался такой возможностью, то действует правило об исполнении альтернативного обязательства, предусмотренное ст.320 ГК. Согласно этому правилу право выбора в рассматриваемой ситуации принадлежит продавцу.

Таким образом, комплектность сложной вещи определяется либо соглашением сторон путем перечисления в договоре комплектующих изделий, либо указанием нормативного документа по стандартизации, либо путем сочетания этих способов, т.е. не только указания нормативного документа по стандартизации, но и изменения сторонами перечня комплектующих изделий, определенного нормативным документом.

Если же ни один из этих способов установления комплектности сложного изделия не использован, то в соответствии с п.2 коммент. статьи продавец должен руководствоваться деловыми обычаями или обычно предъявляемыми к комплектности товара требованиями.

3. В статье не определен порядок передачи-товара, комплектность которого оговорена в договоре. Если договором такой порядок не установлен, то комплектность товара должна быть соблюдена на момент его передачи. В соответствии со сложившейся практикой в договоре может быть предусмотрена передача товара отдельными частями (изделиями) с тем условием, чтобы комплектность товара продавец обеспечил к окончанию срока исполнения обязательства по передаче товара, установленного договором.

В договоре может быть также предусмотрена передача покупателю комплектующего изделия его изготовителем, не являющимся стороной договора с покупателем.

 

Комментарий к статье 479 ГК РФ

 

1. Включение в ГК самостоятельного от комплектности товара понятия комплекта товара требует дифференциации этих понятий. Комплект товаров - это определенный соглашением сторон набор изделий (товаров), способствующий совместному их использованию. В отличие от комплектности сложной вещи, соблюдение которой является обязанностью продавца, если даже она не определена договором, обязанность передачи товаров в комплекте вытекает только из договора. При этом ассортиментный и количественный набор изделий, включенных в комплект, зависит от усмотрения сторон. Каждая вещь, включенная в комплект товара, является самостоятельной. Правило об исчислении гарантийного срока, его продолжительности на каждое из комплектующих изделий, установленное п.3 ст.471 ГК для сложного изделия (основного и комплектующих), неприменимо к комплекту товаров.

2. Продавец, занимающий на товарном рынке доминирующее положение, не вправе при определении комплекта подлежащих продаже товаров навязывать покупателю ненужные ему товары. Такой запрет установлен ст.5 Закона о конкуренции.

Гарантии права гражданина-покупателя на свободный выбор товара предусмотрены Законом о защите прав потребителей. П.2 ст.14 Закона установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. С учетом этих норм продавец не вправе навязывать покупателю ненужные ему товары путем их включения в комплект.

Включение продавцом в продаваемый комплект товаров, не заказанных покупателем, может рассматриваться как злоупотребление правом, нарушение пределов осуществления гражданских прав с применением последствий, предусмотренных ст.10 ГК.

3. В отличие от норм ГК о комплектности, коммент. норма устанавливает порядок передачи товаров в комплекте.

Товары, включенные в комплект, могут быть переданы покупателю одновременно либо передаются разрозненно. В этом случае в соответствии с п.1 коммент. статьи моментом исполнения продавцом условия договора признается момент передачи последнего из товаров, включенных в комплект.

 

Комментарий к статье 480 ГК РФ

 

1. Коммент. статья устанавливает одинаковые последствия нарушения продавцом обязанности передать комплектный товар или товары в комплекте.

При нарушении комплектности товара либо передаче товаров не в комплекте, установленном договором, покупатель вправе потребовать от продавца либо уменьшения цены, либо доукомплектования товара в разумный срок. Лишь при невыполнении продавцом требования о доукомплектовании товара покупатель получает право требовать замены некомплектного товара комплектным либо возврата уплаченной за товар денежной суммы. Договором могут быть предусмотрены другие последствия нарушения условий договора о комплектности и передаче товаров в комплекте.







Date: 2015-09-02; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию