Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 13





ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Предпосылки девиации в подростковом возрасте. Типы девиаций. Причины девиантного поведения под­ростков. Концепции девиаций.

Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход­ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подро­стка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его дея­тельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз­ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста­тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв­ляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, пси­хологии и педагогики, которые характеризуют личность подро­стка. Анатомо-физиологические особенности подростка характе­ризуются неравномерностью его физического развития, совершен­ствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скеле­та. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердеч­но-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр крове­носных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не все­гда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созрева­ние подростка происходит при заметном отставании в социальном


становлении подростка, что влечет за собой социально-психологи­ческие проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми­руются собственные взгляды и суждения; появляются собствен­ные оценки на те или иные события и факты; он пытается оце­нить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверст­никами и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отда­ление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между офици­альным коллективом и неформальной группой общения. Пред­почтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чув­ствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаю­тся, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают пробле­мы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжа­ют смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослы­ми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, уси­ливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяе­тся характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появ­ляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое прояв­ляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой филь­ма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень боль­шое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты


 



дают подростку возможность отделить себя от других, утвер­диться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремле­ние к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются уме­ния самообладания, самоуправления своими мыслями и по­ступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недоста­точно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвер­диться и стать взрослым.

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно со­циально возмужалый человек, это личность, находящаяся на осо­бой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно всту­пить в отношения с окружающими и следовать в своих поступ­ках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Подросток способен принимать продуманные решения, со­вершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подро­сток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как ха­рактеризующийся личностной ответственностью.

Типы девиаций

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обще­стве правил, норм поведения, называют трудными или труд­новоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается со-


противление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связан­ными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обу­чения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю­щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа­на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото­рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.


Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо­вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю­щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек­ватного учета средой особенностей его индивидуальности и про­являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подро-стковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

- дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

- социальные сироты; действительность такова, что в силу
ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут оче­
реди для помещения их в детский дом, живя с родителями,
лишенными родительских прав, не имея нормальной еды,
одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуально­
му насилию;

- подростки, употребляющие наркотики и токсические сред-

ства;


- подростки сексуально распущенного поведения;

— подростки, совершившие противоправные действия; по
официальным данным, их число среди детей и подростков ра­
стет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлени­ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен­ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес­кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль­ного характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, харак­теризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчи­вый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбле­
ния, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в
основном, против личности человека;


- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымога­
тельство, угоны автотранспорта и другие имущественные пося­
гательства, связанные со стремлением получить материальную
выгоду;

- распространение и продажа наркотиков.
Делинквентное поведение выражается не только во внешней,

поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуля­ции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответ-


ственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовно­го кодекса. Криминальному поведению, как правило, предше­ствуют различные формы девиантного и делинквентного пове­дения.

Негативные формы девиаций являются социальной патоло­гией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значи­тельный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда бу­дет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностя­ми их удовлетворения. Стремление к удовлетворению матери­альных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответ­ствующим общепринятым нормам поведения. Также фактора­ми отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом со­циальным нормам или генетическая предопределенность от­клонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

- видам преступления (уголовные, административные) и амо­
ральных поступков (пьянство, проституция);

- уровню или масштабности отклонения, когда принято го­
ворить об индивидуальном или массовом отклонении;

- внутренней структуре отклонения, когда отклонение свя­
зывают с принадлежностью к той или иной социальной группе,
половозрастными особенностями;

- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семей­
ные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого
себя (суицид, алкоголизм и др).

Причины девиантного поведения подростков

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обуслов­ленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассмат­ривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействи­ем многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.


Можно выделить основные факторы, обусловливающие деви-антное поведение несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен­ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап­тацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных ге­нах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся: — генетические, которые передаются по наследству. Это мо­гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Дан­ные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; за­болеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные за­болевания, черепно-мозговые и психические травмы, венери­ческие заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

— психофизиологические, связанные с влиянием на орга­низм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых ви­дов энергии, приводящих к различным соматическим, аллер­гическим, токсическим заболеваниям;

- физиологические, включающие в себя дефекты речи, вне­шнюю непривлекательность, недостатки конституционно-сома­тического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются нали­чие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража­ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невра­стении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая яв­ляется отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязви­мы для различных психологических воздействий и нуждаются,


как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подро­стка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуж­дение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае бу­дет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с ок­ружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболе­ваниями выраженного или пограничного характера, отставани­ем или задержкой психического развития, разными психичес­кими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмо­ционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценно­стей подростка сфера его интересов начинает принимать пре­имущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преоб­ладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пре­небрежительного отношения к существующим нормам и пра­вам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправды-ванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефек­тах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные осо­бенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негатив­ного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с раз­рывом связей со школой (педагогическая запущенность), веду­щей к несформированности у подростка познавательных моти­вов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.


Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

—учебной декомпенсации — состояния ребенка, характери­
зующееся возникновением затруднений в изучении одного или
нескольких предметов при сохранении общего интереса к шко­
ле;

—школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наря­
ду с возрастающими трудностями в обучении на первый план
выступают нарушения поведения, выраженные в виде конф­
ликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

—социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда от­
мечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школь­
ном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение
спиртными напитками, наркотиками;

- криминализации среды свободного времяпрепровожде­ния. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего воз­раста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасыва­ет детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из мало­обеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существова­ния у них будут носить криминальный характер.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить оп­ределенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к фор­мированию асоциального поведения несовершеннолетних:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемей­ных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потвор­ство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоциро­вание ребенка на конфликтные ситуации; или характеризую­щийся утверждением в семье двойной морали: для семьи -одни правила поведения, для общества — совершенно другие;

—нестабильный, конфликтный стиль воспитательных вли­
яний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз­
дельного проживания детей и родителей;

—асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье
с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, амо­
ральным образом жизни, криминальным поведением родите­
лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестоко­
сти» и насилия.

Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти


действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сек­суальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.

Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учрежде­ниях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального разви­тия. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объе­диняет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

Тип реагирования детей и подростков на жестокое обраще­ние зависит от возраста ребенка, черт его личности, социаль­ного опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нару­шение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выражен­ная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, ро­бость, нарушение общения со сверстниками, снижение само­оценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентифи­кации, страх перед любыми видами проявления сексуальнос­ти и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрос­лых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли на­сильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или пси­хического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность с формирова­нием устойчивых форм делинквентного или криминального

поведения.

4. Социально-экономические факторы включают социальное
неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обни­
щание значительной массы населения, ограничение социально
приемлемых способов получения достойного заработка; безра­
ботицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряжен­
ность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной сто­
роны, в низком морально-нравственном уровне современного


общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с дру­гой — в нейтральном отношении общества к проявлениям де-виантного поведения. Не удивительно, что следствием равноду­шия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжниче­ство, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркоти­ков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нор­мальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в ко­торых они оказались, и в то же время как язык общения с со­циумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Концепции девиации

Рассмотренные выше предпосылки и причины девиантного поведения легли в основу разработки научных концепций и теорий девиации. Основными из них являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.

Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нор­мы в связи с биологическим складом индивида. В XIX в. италь­янский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминаль­ным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделяет следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, по­ниженная чувствительность к боли.

Известный американский психолог и врач У. X. Шелдон по­зднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его мнению, таким является «мезоморфный тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический».

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные иссле­дования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса. В 1950 г. Шуэсслер и Крессли пытались дока­зать, что преступникам присущи особенные психологические


черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочета­ния психологических и социальных факторов.

С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социали­зации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компен­саторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать роля­ми но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др., которые характеризуются определенными атрибутами.

Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Внача­ле ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоня­ющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается лич­ностный смысл.

Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувство­вать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не полу­чит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противо­правного поступка значительно снизится. Для подростка, пер­вый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стрем­ление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изоли­рованности и беспокойства.

Последним этапом принятия роли, является закрепление за собой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайно­го мстителя», «грубияна» и др. на психологическом (когда ре­бенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.

Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что подросткам с откло-


няющимся поведением свойственно стремление к самоудовлет­ворению психологической потребности в оправдании своих по­ступков и действий, какими бы опасными они ни были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и ус­пешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построе­нию девиантной карьеры — процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования деви­антной структуры личности, которая определяется девиантным самосознанием, не позволяющим (или ограничивающим) ре­бенку овладеть положительными социальными ролями и полез­ными видами деятельности.

Социологические концепции пытаются учесть в девиации со­циальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгей-мом, который разработал теорию аномии (от греч. аномос -беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равно­душие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряе­тся стабильность института семьи, выражается полное безраз­личие к деятельности государства. Лишенные целей и смыс­ла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревож­ности, что приводит к различным формам отклоняющегося по­ведения.

Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен соци­альной солидарности, а всякие отклонения от него есть соци­альная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он дока­зал, что число самоубийств в разных социальных группах нео­динаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяс­нение этому явлению было дано такое: чем выше уровень спло­ченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены


и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи.

Р. Мертон в 1938 г. внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации проис­ходит в результате разрыва между культурными целями обще­ства и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определенных социаль­но-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.

Так, структура индивидуального отклоняющегося поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном деви­антного поведения является изменение ценностных ориентации в различных слоях населения и социальных группах, что обус­ловлено реальными социально-экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще не­давно главенствовали такие ценности, как труд на общее бла­го, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и др., то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценнос­тями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализа­ции.

 

Искажения в системе ценностей большей частью ведут к раз­ложению социальных институтов. Например, нарушения в ра­боте институтов юстиции — суда, прокуратуры, пенитенциар­ной системы — ведут к разложению аппарата власти, порожда­ют аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситу­ациях. Это проявляется в деятельности некоторых представи­телей власти, политиков, бизнесменов и др. Общественные нор­мы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможность использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневоенормотворчество», своеобраз-

8 М. А. Галагузова


ная «мораль преступного мира». Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситу­ации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем.

Культурологические тории (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации — в конфликтах между норма­ми господствующей культуры и нормами субкультуры, склады­вающейся в той или иной социальной группе.

Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация — это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защи­щенных групп или отдельного человека.

Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивали позицию, что девиация — это результат противодей­ствия нормам капиталистического общества.

Новейшие теории девиации делают акцент на характере об­щества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент на исправле­нии не какого-то конкретного человека, а всего общества.

Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от соци­альных норм являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов пове­дения человека и сформированное отношение общества к лю­дям, нарушающим нормы морали и права.

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте особенности подросткового возраста, влияющие на фор­
мирование отклонений от принятых норм.

2. Раскройте сущность понятий «девиантноеповедение», «делинквен-
тное поведение», «криминальное поведение».

3. Назовите и обоснуйте основные причины девиантного поведения
несовершеннолетних.

4. Назовите основные идеи биологических, психологических и соци­
альных теорий девиации.

Литература

1.Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С.
Богдановой. — М., 1979.

2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно­
летних. — Свердловск, 1986.

3. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.
— Киев, 1986.


 

4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

5. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.

6. Леей В. Л. Нестандартный ребенок. — М., 1983.

7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —
М., 1986.







Date: 2015-09-02; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.052 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию