Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аутизм и мю-волны





Однако какое отношение имеет сказанное к аутизму? В конце 1990-х гг. мы заметили, что зеркальные нейроны выполняют как раз те функции, нарушение которых от­мечается при аутизме. Если систе­ма зеркальных клеток участвует в интерпретации человеком сложных намерений других, то наиболее се­рьезную патологию у аутичных лю­дей (дефицит социальных навыков) можно объяснить повреждением этой нейронной сети. Дисфункции зеркальных нейронов могут прово­цировать возникновение и прочих важных симптомов данного рас­стройства: неспособности к сопе­реживанию, дефектов речи, плохо развитых подражательных способ­ностей и т. д.

Для того чтобы продемонстриро­вать нарушение функций зеркаль-


 


АНАТОМИЯ АУТИЗМА У пациентов с аутизмом отмечается снижение активности зеркаль­ных нейронов в нижней фронтальной извилине — одном из отделов премоторной коры мозга. Данным обстоятельством можно объяснить их неумение распознавать намерения других людей. Дисфункции зеркальных нейронов островковой и передней поясной коры могут обусловливать их неспособность к сопереживанию, а нарушения зеркальной системы угловой извилины — дефекты речи. У людей с аутизмом выявлены и структурные изменения в мозжечке и стволе мозга.

ных нейронов у детей с аутизмом, нам нужно было найти способ ре­гистрации их активности, не тре­бующий вживления электродов в головной мозг. Проще всего было воспользоваться электроэнцефа­лографией — одним из методов изучения мозговой ритмической деятельности. Более полувека тому назад ученые обнаружили, что вся­кий раз. когда человек совершает произвольное движение (например, сжимает и разжимает кисть руки), происходит подавление одного из компонентов электроэнцефалограм­мы (ЭЭГ), называемого мю-ритмом. Любопытно, что мю-волны исчеза­ют и в том случае, когда, испыту­емый наблюдает, как то же самое действие совершает другой человек. Один из авторов настоящей статьи (Рамачандран) и Эрик Альтшулер (Eric L. Altschuler) предположили, что реакцию подавления мю-волн можно использовать в качестве про­стого, надежного и безопасного инс­трумента для изучения активности зеркальных нейронов.

Вначале мы решили изучить ЭЭГ ребенка с аутизмом, не обнаружи­вающего серьезных когнитивных нарушений. Анализ ЭЭГ показал, что при совершении пациентом простого произвольного движения, у него (как и у обычных детей) от­мечалось подавление мю-ритма. Но в том случае, когда он наблюдал за выполнением того же движения другим человеком, подавления мю-волн не происходило. Мы заключи­ли, что система моторных команд­ных нейронов у ребенка оставалась целой и невредимой, но функции его системы зеркальных нейронов были нарушены. Данное открытие, о котором мы сообщили на ежегод­ном собрании Общества нейробио-логов в 2000 г.. стало убедительным свидетельством верности нашей ги­потезы.

Но поскольку делать выводы на ос­новании единичного наблюдения — дело рискованное, сотрудники нашей лаборатории решили провести более


углубленное обследование 10 боль­ных аутизмом и контрольной группы из 10 человек соответствующего пола и возраста. Когда здоровые участни­ки эксперимента совершали движе­ние рукой или наблюдали аналогич­ное действие на экране телевизора, в их ЭЭГ. как и следовало ожидать, отмечалось подавление мю-волн. Между тем, у испытуемых с аутизмом подавление этого ритма наблюдалось только в тех случаях, когда они сами выполняли движение.

Полученные данные и результаты других исследований свидетельству­ют о дисфункции системы зеркаль­ных нейронов у людей с аутизмом. Ученым пока неизвестно, какие ге­нетические или средовые факторы


вызывают нарушение развития дан­ной системы, но в настоящее время предложенная гипотеза обстоятель­но изучается во многих лабораториях мира, поскольку она предсказывает и объясняет все симптомы недуга. Так, например, исследователям давно из­вестно, что дети с подобным наруше­нием нередко испытывают трудности с интерпретацией пословиц и мета­фор. Когда однажды мы попросили одного из наших испытуемых «взять себя в руки», он воспринял предло­жение буквально и попытался это сделать. Чем можно объяснить такое нарушение?

Понимание метафор неразрывно связано со способностью находить общее в, казалось бы. совершен-


РЕГИСТРАЦИЯ МЮ-ВОЛН

Импульсная активность зеркальных нейронов премоторной коры подавляет мю-волны в элект­роэнцефалограмме (ЭЭГ). (Частота мю-ритма со­ставляет 8-13 Гц.) Исследователи регистрирова-


ли мю-волны у детей с аутизмом и контрольных испытуемых, когда они совершали произвольные движения или наблюдали за такими же действия­ми по телевизору.



 




 


 

У детей с аутизмом нарушены функции мозговой системы зеркальных нейронов

но несходных вещах. Рассмотрим, к примеру, знаменитый эффект «буба-кики», описанный более 60 лет назад немецко-американским психологом Вольфгангом Келером. Экспериментатор демонстрирует испытуемым две небрежно нарисо­ванные фигуры (одну с резкими, а другую с плавными очертаниями) и спрашивает, какая из фигур — буба, а какая — кики. На каком бы языке ни говорили испытуемые. 98% из них называют более «мягкий» на вид рисунок «буба». а более угловатый — «кики». Результаты теста наводят на мысль, что человеческий мозг спо­собен каким-то образом соотносить образ объекта с его названием (на­пример, сопоставлять острые очер­тания фигуры «кики» со звучанием его «имени»). Мы предположили, что подобный тип кросс-зонального отображения [cross-domain mapping) сенсорной информации сродни по­ниманию метафор и должен опос­редоваться нейронными сетями, сходными с теми, что присутству­ют в системе зеркальных нейронов. Верность нашего предположения подтверждает и то, что в тесте «буба-кики» дети с аутизмом неправильно ассоциировали форму фигур со зву­чанием их имен.

Но какие области мозга опосреду­ют данные способности? Наиболее вероятным кандидатом служит уг­ловая извилина, расположенная на стыке зрительной, слуховой и ося­зательной зон мозга и содержащая клетки со свойствами зеркальных нейронов. Изучая больных, не стра­дающих аутизмом, но имевших пов­реждения названной области мозга, мы обнаружили, что многие из них тоже не справлялись с тестом «буба-кики» и испытывали трудности с пониманием метафор. Полученные результаты заставляют предпо­лагать, что способность мозга к кросс-зональному отображению информации, впервые возникшая у приматов, помогала животным вы­полнять сложные моторные задачи (например, хвататься за ветки де-


ревьев, что требует мгновенного ус­воения и переработки зрительной, слуховой и осязательной информа­ции) и в конце концов превратилась в свойственную человеку способ­ность придумывать и понимать ме­тафоры. Таким образом, благодаря зеркальным нейронам людям стали доступны не только лежащие под рукой орехи, но и далекие звезды.







Date: 2015-08-24; view: 984; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию