Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОБ АВТОРАХ. Джакомо Риццолатти(Giacomo Rizzolatti), Леонардо Фогасси(Leonardo Fogassi) и Витторио Галлезе(Vittorio Gallese) работают в Пармском универ-ситетае (Италия)
Джакомо Риццолатти (Giacomo Rizzolatti), Леонардо Фогасси (Leonardo Fogassi) и Витторио Галлезе (Vittorio Gallese) работают в Пармском универ-ситетае (Италия). Риццолатти — декан факультета нейробиологии, а Фогасси и Галлезе — адъюнкт-профессоры. В начале 1990-х гг., изучая моторные системы головного мозга человека и обезьян, они впервые обнаружили существование нейронов с «зеркальными» свойствами. С тех пор деятельность исследователей посвящена изучению зеркальных нейронов приматов и человека, а также участия моторных систем мозга в познавательных процессах.
способами распознавания эмоций существуют глубокие различия: в первом случае человек выводит умозрительное заключение о характере переживаний, но сам их не испытывает; во втором происходит непосредственное узнавание ощущений — зеркальный механизм вызывает у наблюдателя точно такое же эмоциональное состояние, что и у наблюдаемого. Выражая ближ- нему сочувствие словами «Я чувствую твою боль», мы. как правило, и сами не осознаем, насколько точно эта фраза отражает глубинную суть вещей. В качестве наглядного примера можно привести отвращение — эмоцию, выражение которой порой имеет для животных и человека жизненно важное значение. Выражая чувства в их наиболее примитивной форме, животное предупреждает сородичей, что объект, который он обнюхал и попробовал, несъедобен, а возможно, и опасен. В исследовании, проведенном совместно с французскими нейробиологами методом МРТ. мы решили проверить предположение, что чувство омерзения, вызванное вдыханием зловония, и созерцание гримасы брезгливости на лице другого индивида вызывает активацию одних и тех же частей центральной доли (островка) коры головного мозга человека. В наших опытах зеркальные нейроны островка активизировались и в том случае, когда испытуемые сами обоняли неприятный запах, и когда они видели соответствующее выражение лица другого человека. Таня Сингер (Tania Singer) из Лондонского университетского колледжа обнаружила сходное поведение зеркальных нейронов у людей, ощущавших боль, и у сопереживавших им наблюдателей. Участникам опытов причиняли боль с помощью электрического разряда, а затем они наблюдали, как электроды подключаются к руке другого добровольца, и подается сигнал к началу воздействия. В обоих случаях у испытуемых отмечалась активация одних и тех же участков переднего островка и передней поясной коры. Результаты, полученные в ходе эксперимента, показывают, что люди способны понимать чувства (или хотя бы сильные отрицательные эмоции) за счет их непосредственного отображения на те части мозга, что отвечают за висцеральные моторные реакции. Конечно, такой зеркальный механизм понимания чужих ощущений не может дать исчерпывающего объяснения всем формам социального познания. Однако он определяет функциональный нейробиологи-ческий субстрат некоторых форм межличностных отношений, на
которых основаны более сложные формы социального поведения, что, возможно, и позволяет нам проникаться чувствами других людей. Не исключено, что нарушение работы зеркальной системы мозга лишает человека способности к сопереживанию, что, например, характерно для детей, страдающих аутизмом [см. в этом номере журнала: Оберман Л. и Рамачандран В. Разбитое зеркало: теория аутизма). Как показывают недавние исследования, система зеркальных нейронов головного мозга принимает принципиальное участие и в освоении животными новых навыков. Хотя подражателя нередко называют «обезьяной», имитационные способности у этих животных достаточно ограничены: они плохо развиты у низших приматов и играют незначительную роль в жизни шимпанзе, горилл и других человекообразных. Напротив, у людей подражательство служит одним из важнейших средств обучения и овладения новыми навыками, речью и культурой. Обязаны ли мы этим преимуществом системе зеркальных нейронов? Одно из первых свидетельств в пользу данного пред- положения получил М. Якобони. который провел МРТ-изучение головного мозга людей, наблюдавших или имитировавших движения пальцев руки. В обеих ситуациях отмечалась активация части системы зеркальных нейронов, локализованной в НФИ. Однако в подобных исследованиях движения, воспроизводимые испытуемыми, были очень простыми и часто используемыми в жизни. А какую роль могут играть зеркальные нейроны, когда человек пытается посредством подражания научиться выполнять сложные и совершенно новые для него действия? Для ответа на этот вопрос Джованни Буччино (Giovanni Buccino) из Пармского университета недавно провел МРТ-исследова-ние головного мозга людей, которые пытались брать аккорды на гитаре, посмотрев, как то же самое делает профессиональный гитарист. Наблюдение за музыкантом сопровождалось активацией фронтально-теменной системы зеркальных нейронов. Более сильное возбуждение в данной области отмечалась при попытке воспризведения испытуемыми движений руки гитариста. Любопытно, что когда участ- ники эксперимента, следя за рукой музыканта, перебирающей струны, готовились собственноручно повторить то же самое, отмечалась активизация еще одной области мозга. Речь идет о префронтальном поле 46 — части моторной коры, связанной с рабочей памятью и моторным планированием и. таким образом, играющей ключевую роль в упорядочении элементарных двигательных актов в сложное действие, которое намеревается выполнить человек. С тех пор как были открыты зеркальные нейроны, минуло всего десять лет. Исследователям еще предстоит разгадать многие тайны, связанные с работой данной системы мозга, в том числе и ответить на вопрос о возможной роли зеркальных нейронов в развитии речи — одного из самых сложных когнитивных навыков в жизни людей. Ведь система зеркальных нейронов включает и поле Бро-ка — главный корковый центр, связанный с речью. И если, как полагают некоторые лингвисты, человеческая коммуникация началась с мимики и жестикуляции, то зеркальные нейроны, возможно, принимали важнейшее участие в эволюции речи и языка, щ Перевод: В.В. Свечников ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ■ Autonomic Responses of Autistic Children to People and Objects. William Hirstein, Portia Iversen and Vilayanur S. Ramachandran in Proceedings of the Royal Society of London B, Vol. 268, pages 1883—1888; 2001. ■ EEG Evidence for Mirror Neuron Dysfunction in Autism Spectrum Disorders. Lindsay M. Oberman, Edward M. Hubbard, Joseph P. McCleery, Eric L. Altschuler, Jaime A. Pineda and Vilayanur S. Ramachandran in Cognitive Brain Research, Vol. 24, pages 190—198; 2005. ■ A Brief Tour of Human Consciousness. New edition. Vilayanur S. Ramachandran. Pi Press, 2005
Изучение системы зеркальных нейронов мозга поможет ученым понять природу аутизма и разработать новые подходы к его диагностике и лечению
а первый взгляд, ребенок, больной аутизмом, ничем не отличается от своих сверстников. Однако, попытавшись разговорить его. вы скоро поймете, что с ним творится что-то неладное: он избегает вашего взгляда, нервничает, может даже начать биться головой о стену. Охваченный крайним смущением, он не в состоянии поддержать даже самую простую беседу. Ему не чужды чувства страха, гнева и удовольствия, но он глух к переживаниям других людей и не замечает тонких оттенков их поведения, понятных большинству его сверстников. Аутизм, которым страдает около 0.5% американских детей, представляет собой одну из форм нарушения развития. В 1940-х гг. он впервые был описан двумя специалистами — американским психиатром Лео Кэннером (Leo Kanner) и австрийским педиатром Хансом Аспергером (Hans Asperger). Ничего не зная о работе другого, исследователи, словно сговорившись, присвоили обнаруженному синдрому одно и то же название — аутизм (от греческого слова autos — «сам»). Оно как нельзя лучше отражает сущность расстройства — ведь его основным признаком является вы-ключенность человека из социальных взаимодействий. Описав недуг, медики задумались о его причинах. Они установили, что аутизм может передаваться по наследству, однако немалую роль в его возникновении играют другие факторы. В конце 1990-х гг. сотрудники нашей лаборатории в Калифорнийском университете в Сан-Диего решили выяснить, имеется ли связь между аутизмом и недавно открытым классом нервных клеток, получивших название зеркальных нейронов. Именно им человек обязан своей способностью распознавать намерения и эмоции других людей, поэтому мы предположили, что некоторые симптомы аутизма могут возникать вследс- твие дисфункций системы зеркальных нейронов. Объяснение симптомов Основными признаками аутизма считаются социальная изолированность, нежелание смотреть в глаза собеседнику, дефекты речи и неспособность к сопереживанию. Однако расстройство нередко сопровождается и менее явными симптомами. Так. многие больные аутизмом не понимают метафор, иногда воспринимая их слишком буквально, не могут воспроизвести действия других людей. Они могут быть озабочены пустяками, но не обращать внимания на существенные события (особенно социального плана). И, наконец, нередко они испытывают отвращение к определенным звукам, вызывающих у них сильную тревогу. Теории возникновения аутизма можно разделить на две группы: анатомические и психологические. Эрик Корчесн (Eric Courchesne) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и ряд других анатомов обнаружили у детей с аутизмом характерные аномалии в развитии мозжечка — мозговой структуры, ответственной за координацию сложных произвольных движений. Но повреждения мозжечка, обусловленные кровоизлиянием в мозг, обычно вызывают тремор, нарушение походки и аномальные движения глаз, однако при аутизме подобные симптомы наблюдаются крайне редко. И наоборот, показатели, типичные для аутизма, никогда не отмечаются у пациентов с пораженным мозжечком. Таким образом, патологические изменения данной структуры у детей с аутизмом представляют собой скорее всего побочные эффекты работы аномальных генов, а истинные причины расстройства имеют иное происхождение. Наиболее оригинальное объяснение аутизма предложили Юта Фрит (Uta Frith) из Лондонского уни-
верситетского колледжа и Саймон Бэрон-Коэн (Simon Baron-Cohen) из Кембриджского университета. Главную причину заболевания они усматривают в неспособности человека «создавать теории о чужой психике». По мнению исследователей, выстраивать сложные гипотезы о психических особенностях других людей нам позволяют особые нейронные цепи в головном мозге, благодаря которым мы предугадываем поведение окружающих. Однако теория Фрит и Бэрон-Коэна не объясняет многообразия симптомов аутизма, на первый взгляд не связанных друг с другом. Исследователям необходимо в первую очередь идентифицировать мозговые механизмы, нарушение которых вызывает аутизм. Один из подходов к изучению данного вопроса изложен в работе Джакомо Риццолатти (Giacomo Rizzolatti) из Пармского университета в Италии (см. в этом номере: Галлезе В.. Риццолатти Д. и Фогас-си Л. Зеркальная часть мозга). В 1990-х гг. итальянские исследователи изучали активность нервных клеток головного мозга макак, выполнявших целенаправленные действия. Как известно, некоторые нейроны премоторной коры (части фронтальной доли мозга) участвуют в управлении произвольными движениями. Так. например, один нейрон генерирует импульсы, когда животное протягивает руку к лежащему рядом арахису, другой — когда оно нажимает на рычаг, и т. д. Данные клетки мозга называют моторными командными нейронами. Риццолатти и его коллег удивило то обстоятельство, что некоторые популяции моторных командных нейронов генерировали разряды даже в том случае, когда обезьяна не действовала сама, а наблюдала, как те же движения выполняет другая особь или человек. Как показали дальнейшие исследования с использованием методов нейровизуализа-ции. такие «зеркальные нейроны» присутствуют и в соответствующих областях мозговой коры человека. Исследователи предположили, что зеркальные нейроны (а точнее, нейронные сети, частью которых они являются) не только посылают моторные команды к мышцам, но и позволяют обезьянам и людям определять намерения других индивидов путем мысленного воспроизведения их действий. Если у животных роль данных систем ограничена предсказанием простых целенаправленных действий, то у человека зеркальные клетки могут опосредовать способность к интерпретации более сложных намерений. Позже было доказано, что зеркальные нейроны имеются и в других частях головного мозга человека (например, в поясной и ос-тровковой коре), и они могут принимать участие в таких сложных формах эмоционального поведения, как сопереживание. Изучая переднюю область поясной коры бодрствующих людей, исследователи обнаружили, что некоторые нейроны, активизирующиеся в ответ на болевое воздействие, генерируют импульсы и в том случае, когда испытуемый видит, что другому человеку больно. Не исключено, что зеркальные нейроны отвечают и за подражательные способности, слабо развитые у человекообразных обезьян и играющие огромную роль в жизни людей. Date: 2015-08-24; view: 488; Нарушение авторских прав |