Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха раннего железа





скифский (7-3 вв. до н.э.)

гунно-сарматский (2 в. До н.э.- 4 в. Н.э.).

 

6. Табл. 4.3. Основные этапы эволюции человека.

Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных
200—500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений
1—1,3 млн. лет назад Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем
2—2,5 млн. лет назад Человек умелый Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура)
9 млн.лет назад Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости). Дальнейшее развитие стадности
25 млн. лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки Древесный образ жизни, стадность

 

7. Мутации – изменения наследственных структур живой материи, ответственных за хранение и передачу генетической информации [1].

Способность мутировать — универсальное свойство всех форм жизни от вирусов и микроорганизмов до высших растений, животных и человека. В результате мутаций могут изменяться самые различные биохимические, физиологические и морфологические признаки организма.

Мутации, как правило, вредны для организма, они нарушают жизненные процессы, протекающие в организме, нередко мутантный ген обусловливает гибель развивающегося организма. Но очень редко мутации улучшают те или иные свойства организма. Эта категория мутаций, несмотря на свою относительную редкость, имеет огромное значение, т. к. даёт основной материал как для естественного отбора, являясь необходимым условием эволюции.

«Многие расовые признаки, возникшие первоначально путём мутаций, приобрели приспособительное значение и под действием естественного отбора … в условиях жаркого влажного климата с усиленным солнечным освещением, от вредного действия которого могла предохранять тёмная окраска кожи»[2].

Мутации возникают под воздействием внешних факторов, которые называют мутагенами. Пример сильнейшего мутагена – радиация. Широко распространенным мутагеном являются вирусы, не до конца изучены мутагенные свойства удобрений, генномодифицированных продуктов питания

Широко известен печальный опыт ДДТ – химиката применяемого против комаров, саранчи, вредителей хлопка, соевых бобов, арахиса. Долгое время ДДТ считался панацеей от вредителей. Крайне успешно с помощью ДДТ боролись против комаров и малярии, вшей и тифа, саранчи. Было спасено много жизней. Пик эйфории в по поводу нового чудо средства пришёлся на 1962 год, когда в мире были применены 80 миллионов килограммов ДДТ. Но неожиданно ученные выяснили, что чудо средства не только убивает вредителей, но попадая в пищевую цепь, не распадается на безвредные вещества, а начинает циркулировать, накапливаясь в организмах живых существ вызывает мутации живых организмов, в том числе и человека. ДДТ был запрещен к использованию.

Метисация – смешение различных человеческих рас между собой. Потомков от этих смешанных браков называют метисами. Метисация имела место с древнейших времён в областях соприкосновения различных расовых групп. Значительного масштаба она достигла в связи с Великими географическими открытиями XV — XVII вв. и последующей колониальной экспансией и работорговлей.

Происходит метисация и сегодня, например, в настоящее время на Гавайских островах формируется новая расовая группа вследствие метисации европеоидов, монголоидов и полинезийцев.

Изоляция – ограничение или нарушение свободного скрещивания индивидов. Изоляция определяет специфику метисации.

Если какая-либо, чаще периферическая, часть исходной популяции изолируется какими-либо географическими преградами, то со временем эта часть популяции может превратиться в самостоятельный вид. Данный механизм, действующий для всего живого, применим и к человеку, с той только разницей, изоляция может привести не к образованию нового вида, а к образованию новой расы.. Например, своеобразие американоидов и их отличие от прародительницы – монголоидной расы, объясняется долгим развитием американоидов в изоляции.


Изоляция ведет к так называемому дрейфу генов. Если от популяции отделить небольшую часть, то ввиду того, что в ней не представлены в полном объеме генотип первоначальной популяции, отделенная популяция, развивая свой неполный генетический материал, постепенно превращается в другой вид. В результате, по прошествии времени, первоначальная популяция и отделенная популяция становится различными видами.

Именно благодаря дрейфу генов практически полностью отсутствует группы крови «В» у индейцев, а у австралийских аборигенов дрейф генов, напротив, вызвал увеличение частоты группы «А».

Естественный отбор — согласно Дарвину, «переживание наиболее приспособленных» организмов. Механизм естественного отбора прост. Индивиды с определенными качествами оставляют потомство, а индивиды, у которых эти качества отсутствуют, оставляют малочисленное потомство или не оставляют потомство вовсе. Например, у населения стран Азиатского региона наблюдается повышенная концентрация группы крови «В», системы «АВ0», ввиду того что в этих регионах довольно часто были эпидемии оспы, а люди с этой группой реже заболевают оспой и легче её переносят.

«Основной движущей силой естественного отбора живых организмов является борьба за существование. Высокие темпы размножения, приводящие к недостатку жизненных средств — пищи, убежищ и т. п., служат предпосылками борьбы за существование, в ходе которой часть особей гибнет, а часть выживает, отбирается. Так, по подсчётам Дарвина, при условии выживания и размножения всех появившихся на свет детёнышей, пара слонов — одного из самых медленно размножающихся млекопитающих — через 750 лет оставила бы 19 млн. потомков. Одна диатомовая водоросль при беспрепятственном размножении могла бы в течение полутора суток покрыть плёнкой всю поверхность Земли. Однако эта потенциальная способность к размножению никогда в природе не реализуется полностью. Большая часть появляющихся особей не доживает до взрослого состояния и гибнет в процессе борьбы за существование»[3].

Борьба за существование встречается и в человеческом обществе, так например, борьба за право обладания Америки, привела к столкновению европеоидной и американоидной рас, что являлось причиной к уничтожения немалого количества этносов американоидной расы. В конце XIX века даже возникает концепция социал-дарвинизма, объясняющая социальное неравенство и экспансионизм во внешней политике борьбой за существование и выживанием наиболее приспособленных.

Генотипические и средовые факторы не изолированы, а наоборот находятся в тесной взаимосвязи. Например, среда влияет на мутации, в тоже время человек, преобразуя природу, создавая вторую природу, влияет средовые факторы - на естественный отбор.

9. 1) антикварный период в истории археологии

15 век - раннее Возрождение, возвращение античных достижений и ценностей. Поло Дириенци – первый создатель итальянского гос-ва.1347 – его указ о нац ценностях(идея нац достояния, все античн памятники под охрану). Италия – родина античной археологии. Любование античностью, осознание ценности= начало искусствоведения. Антикварный периодт(антикварные твещи оч ценны) Ватикан становится первым учреждением, кот занимается арх. (антич арх, чтобы подтвердить библию). 1506 - первый музей «Бельведер» (красивое место) Действует до сих пор.1515 год – указ папы льва 1 о сохранении всех античных памятников, необходимость доставлять все в ватикан за вознаграждение.а повреждение и непредоставление – опред санкции)= быстрое увеличение экспонатов. Одновременно начинаются арх раскопки, но не с целью изучения жизни др людей, а сцелью добычи антиков = грабежа.


1507 -1512 - археологические раскопки в термах Каракаллы. Огромное количество подделок.= наука герменевтика (о подделках и подлинности).1515 - создание первого научного сообщества людей, занимающимися древностями - "общество дилетантов" ("дилетер"- умеющий видеть красивое).отличали подлинность. Создатель Рафаэль Санти= основа для сложения науки. = создаются музеи европы.(вся европа болеет античностью) (с 17 века) при каждом музее – общ дилетантов. (общ ценителей древностей).Кунсткамера –1718- все старые вещи собирать и доставлять+ необходимо делать чертежи. граф фиксация. 1728 – открытие нового здания. Вход свободный + каждому рюмка водки.Коллекция золотых вещей из куябы = золотая клодовая Эрмитажа. Антикврн период кончился в 18 веке. Его итоги: 1 – накопление археологического материала..+ создана арх основа в области антич.2 – большое кол изданий при музеях, напеч трудов. Бернард де Монкофон- 10 томов»Древности объясненные и представленные в рисунках»- подзаголовок. 3 – первые науч общ + специалисты – любители. НО не было своего понятийного аппарата,терминов, теории, стратегииЮ, техники.(до 60 –х 19 в).

 

10. открытия в Помпеях

 

Винкельман. Раскопки Помпей. 79-извержение. Детей и женщин эвакуировали на о-в Стабий (Плиний Старший). 1710 – на месте Геркуланума устроили дачный поселок, начали рыть колодцы, наткнулись на античный театр и коллекцию статуй. Геркуланум остается не раскопанным. 1728- открытие Помпей. 1738- начало раскопок и до сего дня (уже более 70%). Нашли письма Плиния младшего (сына) и все сопоставили. Винкельман (1717-1768) – занимался античной керамикой, археолог, назначен верховным правителем древностей Рима, первый ввел термины, понятия, изучил производство массовых керамических изделий, был убит грабителем. После его смерти вышла книга. Его д.р. 9 декабря – день археолога (у нас 15 августа). Был заслуженно признан «отцом археологии», т.к. стоял у ее истоков.

За два с половиной века изучения Помпей методы раскопок и способы их консервации менялись. 19 управляющих ставили перед собой разные цели и по-разному их достигали.

 

15. начало палеолитоведения

 

Буше-Деперт (19век) – основатель археологической науки во Франции, был таможенным чиновником, основал общество естествознателей – искали кости древних животных на островах в реке Солма, город Абевинь. 1837 – первые каменные орудия (двустороннее рубило Ашельского типа и кости древних животных). 1838 – выставка, но церковь запретила дальнейшие исследования, Деперта выгнали с работы. 1854 – англичанин Джон Лебокк с комиссией подтвердил подлинность найденных вещей. 1868 Буше- деперт умер, а родственники все записи его сожгли. Габриэль Монтинье (1821-1898)– создатель науки о палеолите. Революционер, общественный деятель, директор музея в Сен-Жермен. 1859- приверженец дарвинизма. «развитие культуры происходило тоже эволюционно». Считал, что показатель развития человеческой культуры – технология обработки орудий: 1. Грубая обивка (первичная) 2.вторичная обработка 3.Отжимная ретушь 4. Чешуйчатая ретушь. По месту находок на юге Франции деревушек ввел понятия: Шель, Ашель, Мустье, Ориньяк, Солютре, Мадлен. Не признавал тупиковых ответвлений.


 

16. скандинавская школа археологии

 

Исследователи неолита, бронзы и железа. Расме Нееру – основал национальный музей в Копенгагене. Кристиан Томпсон (1778-1865) – хранитель древностей музея в Копенгагене. Объединил вместе орудия из разных материалов – каменных бронзовых, железных. Вывел второе название эпох: Камень и кость, золото и бронза, железо и серебро; делал описания быта и жизни в те времена. На этом заканчивается антикварный период. Энц-Яков Ворсес – профессор универа в Копенгагене, собирал коллекции в археологических раскопках, первым применил археологическую практику с участием студентов. Кьёккен Мёденг – ввел понятие вертикальной стратиграфии-раскопки по слоям, привязал погребения к тому или иному культурному слою, четкая датировка. Мателиус (1843-1921) – Швеция, разработал теорию изучения первобытности, вывел закономерности и общие тенденции развития, это помогло создать абсолютную хронологию по типу погребений, «король археологии»

 

17. типологический метод Оскара Мантелиуса

 

Разработка периодизации в XIX – начале XX вв. была тесно связана с типологическим методом, одним их основателей которого считается шведский ученый Оскар Монтелиус (1843-1921). Он распределил множество вещей, происходящих их разных стран, по типам в соответствии с господствующим в то время эволюционным принципом и в 1885 г. опубликовал результаты своей пятнадцатилетней работы. Ученый разделил бронзовый век на периоды и обозначил проблему начала железного века, подчеркнув, что он наступает только с всеобщим употреблением железа. По О. Монтелиусу, в бронзовом веке Северной Европы выделялось шесть стадий, последняя из которых соответствовала раннему железному веку. В абсолютных датах эта периодизация выглядела следующим образом. Период 1 (1600-1400 гг. до н.э.), Период 2 (1400-1250 гг. до н.э.), Период 3 (1250-1150 гг. до н.э.), Период 4 (1150-900 гг. до н.э.), Период 5 (900-650 гг. до н.э.), Период 6 (650-450 гг. до н.э.). О. Монтелиус отметил, что в последние три периода становится господствующим погребальный обряд с кремацией, когда остатки сожжения помещали в биконические неорнаментированные урны. Система О. Монтелиуса была применима к странам, лежащим к северу от Дуная. Она не отвечала материалам Южной и Западной Европы, но сыграла большую роль в исследовании североевропейских древностей. Большой вклад в создание представлений о периодизации внесли такие археологи как Пауль Рейнеке, Питер Мюллер-Карпе, Жозеф Дешелетт.

 

19. общая характеристика ашельской эпохи

 

Около 1 миллиона лет назад началось освоение новых территорий.(1 миллион 500 тыс. лет ранний ашель) В России памятники ашельского периода: Закарпатье, Закавказье, СредняяАзия, Южная Сибирь. Расселение происходило в нескольких направлениях. В Закавказье пришли люди, родиной которых являлась Передняя Азия и Африка. Приднестровье было связано с Южной Европой. К востоку от этой культурной области лежала область азиатско-ашельской культуры с массивными рубящими орудиями (чоппинг, чопперы) Найдены в Казахстане,Средней Азии, на Алтае. Известны два типа поселения: открытые и пещерные. Открытые-связаны с местами охоты и добычи камня. Коллективы людей жили в неглубоких гротах или площадках под навесом скалы, где сооружались жилища из веток и шкур. Вообще архантропы были оседлыми.. В Раннепалеолитическое время люди научились делать орудия труда определённых форм. Значительная роль была у галечных орудий и ручного рубила (Галечные орудия-чопперы и чоппинги-изготовление путём обработки одного конца гальки)Рубила-делали из целой гальки и крупных отщепов, полученных с ядра.) В археологии приёмы обработки камня, сложившиеся в нижнем палеолите, назыв.»техника обивки». Камень для древнего человека был средством для изменения другого предмета, воздействовать на окружающую среду. Основным материалом для изготовления орудий труда была речная и морская галька овально-уплощённой формы. Рубило было универсальным. С его помощью выполняли многие виды работ: наносили сильные удары,резали,дробили кости,копали землю. Встречаются орудия и меньших размеров: грубые проколки, остроконечники, примитивные скребла, сделанные из расколотой гальки. Изменения в технике обработки камня произошло в позднем ашеле. В это время был изобретён способ скалывания с ядра(нуклеуса) плоских овальных или немного удлиннёных пластин. Назывался приём «техника леваллуа» (по месту близ Парижа)

 

21. общая характеристика мустьерской эпохи

 

Мустьерский период пришел на смену ашельской археологической культуре в Евразии. Это время выделяют как средний палеолит. Мустьерский период совпал с концом рисс-вюрмского межледниковья, началом вюрмского оледенения в Евразии и распространением человека неандертальского типа. Территория расселения неандертальцев была обширнее, а приспособленность к окружающей среде выше, чем у людей раннего палеолита.

Мустьерский период был значительным шагом вперед в развитии производительных сил первобытного общества. Появляется разнообразный по количеству и производственным функциям каменный инвентарь. Более совершенной стала техника раскалывания и так называемой вторичной обработки камня. В мустьерскую эпоху окончательно оформляется леваллуазский способ изготовления каменных пластин. Их скалывали с нуклеуса, нанося удары от центра с двух сторон камня. В результате получались крупные пластины-сколы, которые были заготовками для дальнейшей обработки. Такие пластины леваллуа становятся основным материалом для изготовления орудий труда. Мустьерские нуклеусы, с которых скалывали пластины, обычно имеют правильную дисковидную или пирамидальную форму. Применение леваллуаз-ской техники обработки камня улучшило качество орудий труда, сделало их более разнообразными. Заготовку-пластину легче было превратить в орудие с острым лезвием, например в нож или наконечник копья, скребло или скобель. Обрабатывая пластину ударами, ей придавали нужную форму.

Природные условия, в которых жили неандертальцы, отличались от современных. В результате значительного увлажнения и некоторого общего похолодания в северных областях Европы, Азии и Америки образовались мощные ледяные покровы. Часть современной Европы и Северной Азии была покрыта льдом. Существовало три центра этого оледенения: один в Скандинавии, другой в Западной Сибири (Таймырский ледник), а на северо-востоке Азии и севере Америки возвышался Чукотский ледяной барьер. На многие миллионы квадратных километров простиралась безмолвная, необитаемая ледяная пустыня. Некоторые представления о древнем леднике дает ледяной массив современной Гренландии, ледники в горах и слои вечной мерзлоты на севере.

Климат ледниковой эпохи отличался большой влажностью, лето было прохладным, а зима сравнительно мягкой. В предледниковой зоне ландшафт в основном был тундровый и лесотундровый: травы и кустарники служили кормом для травоядных животных — мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей. В степях обитали бизоны и зубры, ближе к ледникам — типичные представители приледниковой зоны: мускусный овцебык и песец.

Значение ледниковых природно-климатических условий в антропогенезе чрезвычайно велико. Дело в том, что в мустьерский период развитие человека достигло такого уровня, который позволил приспособиться и устоять в суровых природных условиях. Новые условия, несомненно, активизировали сознательную деятельность человека и позволили сделать следующий шаг по пути прогресса. Появление одежды, совершенствование способов добывания огня и устройства жилищ способствовали расселению первобытного человека на новых территориях. В мустьерский период были освоены просторы Крыма, Южной Украины, Молдовы, Средней Азии, южных районов Сибири и Дальнего Востока; неандертальцы двигались на север, в приледниковую зону.

Известно много мустьерских стоянок, около 30 только в Крыму. Среди них поселения Заскальная, Пролом II, Киик-Коба, Волчий Грот, Чокурча, Старо-селье, Шайтан-Коба, Ак-Кая I—V и др. Мощно и последовательно залегающие слои Заскальной дали большое количество каменного инвентаря и позволили проследить развитие аккайской мустьерской культуры Крыма и ее связь с местным ашелем. Наиболее характерными для аккайской культуры Крыма являются бифасы, мустьер-ские остроконечники, скребла, односторонние и двусторонние ножи. В слоях поселений преобладают кости мамонта, бизона, сайги, оленя.

На Кавказе мустьерских памятников, пожалуй, больше всего. Мустьерские слои известны почти на 200 стоянках. Наиболее значительные — Кударо I и Цона в Южной Осетии, в Ахштырской, Хостинской и Ворон-цовской пещерах. На Черноморском побережье Кавказа обнаружено обширное стойбище древнего человека у станицы Ильской на Кубани.

Крупный очаг мустьерской культуры — Средняя Азия. Еще в 1930-х годах здесь была открыта мустьерская стоянка в гроте Тешик-Таш в Узбекистане, а позднее — стоянки в Ходжи-кентской пещере, Капчагае, в Каракумах. Памятники той поры есть в Узбекистане, Таджикистане, в горах Каратау и Прибалхашье в Казахстане. Интересно, что в мустье в этом регионе отмечались колебания климата и изменение природной среды. Стоянки отличаются друг от друга набором инвентаря, однако везде преобладает леваллуазская техника, площадочные нуклеусы и разнообразные скребла, скребки, проколки, резцы. Проблема заключается в отсутствии признаков преемственности между мустьерской культурой региона и предшествующей ей каратауской галечной культурой ашеля.

Стоянки мустьерской культуры известны в Выхватинцах в Молдове, на берегах Среднего Дона и Средней Волги, в Антоновке в Приазовье, на Днепровских порогах, в Усть-Кан-ской им. Окладникова и Страшной

пещерах на Алтае. Одним из опорных памятников Северной Азии является Денисова пещера в Горном Алтае. Исследования здесь еще продолжаются. Открытые 22 слоя (их, видимо, больше) — это раннее и среднее мустье. В мустьерских слоях обнаружены галечные изделия с односторонне оббитой формой лезвия (чопперы), нуклеусы, леваллуазские остроконечники, скребла и зубчатые орудия.

Мустьерские памятники многочисленны и разнообразны: поселения в пещерах и гротах, поселения открытого типа, стоянки типа временных охотничьих лагерей. Люди этой эпохи строили жилища. Так, на поселении Моло-дова I было раскопано жилище в виде продолговатого двухкамерного шалаша с двумя боковыми пристройками площадью около 40 кв. м. Строительным материалом служили кости мамонта. Внутри жилища обнаружены очаги. Рядом были открыты остатки летних сооружений и отдельные очаги. Каркас жилища сооружался, видимо, из жердей и покрывался шкурами. В таком помещении жили, должно быть, 15—20 человек, составлявших первобытную общину. Остатки жилищ обнаружены и в пещерных поселениях. В гротах Киик-Коба и Волчьем Гроте жилая площадь была прикрыта от ветра заслоном, в Иль-ской — ограждена выкладкой из каменных плит, а в пещере Чокурча найдены остатки специально сооруженного жилища.

К мустьерской эпохе относятся и самые ранние сохранившиеся захоронения в гротах Тешик-Таш в Средней Азии и в Староселье в Крыму. Появление погребений, несомненно, связано с осмысленным представлением о жизни и смерти, природе и человеке, душе и потустороннем мире у неандертальцев, т. е. с теми мировоззренческими ценностями, которые лежат в основе всех религий мира. Этот факт исторически важен.

С долговременными поселениями, коллективной охотой и развитием сознания связано рождение примитивной родовой организации. Длительное сожительство, преодоление животных инстинктов, забота не 'только о себе, но и о потребностях всего коллектива, были характерны уже для первых общин неандертальцев.

Развитие культур мустьерской эпохи проходило не везде одинаково. Можно выделить по крайней мере три обширные мустьерские области: Кавказ с классическими мустьерскими традициями, тяготевший к Передней Азии; центр европейской части России, частично Причерноморье, где население и культура были больше связаны с зоной Центральной Европы; Средняя Азия, Казахстан и Южная Сибирь испытывали влияние центральноазиатской техники. Процессы формирования культуры палеоантропов и пути заселения ими просторов Евразийского континента сложны. Даже отдельные памятники Крыма, Кавказа и других территорий имеют свою специфику. Выделяется, например, так называемое зубчатое мустье стоянок Северного Кавказа. Внутри среднеазиатско-казахстанской зоны по приемам обработки камня и набору орудий тоже зафиксированы различия.

 

22.

Проблема неандертальской стадии состоит в том, какую роль играли палеоантропы в становлении человека современного типа.

Вопрос об участии палеоантропов в формировании современного человека решался по-разному. Существует мнение, что все группы палеоантропов, либо их часть могли дать начало современному человеку. Есть предположение, что палеоантропы участвовали в формировании человека путем метисации. Крайняя позиция по этому вопросу - выведение современного человека от Homo erectus, минуя неандертальскую фазу. Эта позиция касается более всего классических неандертальцев, полностью исключая их из предков современного человека как крайне адаптированных к агрессивным условиям среды.

Остается проблемой причина исчезновения классических неандертальцев. Существует целый ряд гипотез на этот счет:

- их истребление более развитыми кроманьонцами;

- смешение неандертальцев с кроманьонцами;

- сочетание первого и второй причин;

- самоистребление неандертальцев в стычках с себе подобными в результате своей сверхагрессивности (свидетельства каннибализма и насилия над человеком) (гипотеза Я.Я.Рогинского);

- их гибель в результате экологической катастрофы;

- фантастическая гипотеза об уходе неандертальцев в труднодоступные районы Земли и превращение в "снежного человека".

Трудно сказать, какая из гипотез более соответствует истине. Скорее всего исчезновение неандертальцев объясняется целым рядом факторов. Безусловно, у кроманьонцев была более прогрессивная и совершенная материальная культура, развитая речь и более сбалансированное социальное поведение, о чем свидетельствует развитие верхней лобной доли, являющейся центром регуляции эмоций и агрессии. Адаптация к крайне тяжелым условиям холодового стресса также сыграла свою роль в жизни неандертальцев. Об этом говорит крайняя специализация морфологического типа, вероятное отсутствие необходимой витаминизированной пищи, ультрафиолетового облучения, изоляция в ледниках, болезни.

Интересное предположение об исчезновении классических неандертальцев делает О.Гильбурд (1998), изучавший поведение народов Крайнего Севера, Сибири - хантов, манси, ненцев, селькупов. У них отмечается поведение, напоминающее проявление шизофрении у народов средней полосы - отсутствие жестов, гипомимия, вялая походка и ряд других поведенческих паттернов, свидетельствующих об экономии энергии. Такое поведение было названо " парашизоидией ". У переселенцев-славян через некоторое время наблюдали сходное поведение с аборигенами Севера.

Можно предположить, что вследствие хронического холодового стресса поведение классических неандертальцев, как и их морфология, стало крайне специализированным, и они не сумели выработать наиболее адаптивную стратегию поведения, что и привело к их гибели.

Однако следует отметить, что классические неандертальцы все же, не являясь непосредственными предками, принимали участие в формировании современного типа человека, смешиваясь с ним путем метисации. Поэтому современное человечество в своем генотипе и иногда в фенотипе имеет неандерталоидные черты.

Таким образом, так или иначе все локальные группы могли принимать участие в формировании человека современного типа Homo sapiens sapiens.

Возникает вопрос: а можно ли вообще среди многообразных среднеплейстоценовых гоминид Европы выделить находки, относящиеся к линии сапиенса? Такие попытки предпринимаются. Одна из наиболее известных - концепция "пресапиенса". В ее основе - кладистический подход (от греч. "кладос" - ветвь), т.е. признание расхождения линий сапиенса и неандертальца в среднем плейстоцене. В качестве предков "пресапиенса" и "пренеандертальца" рассматривалась группа из Сванскомба и Штенгейма ("Пресапиентная группа").

Новые исследования опровергли это построение.

Возможна схема эволюции гоминид с позиций "фамногенеза" (от греч. "фамнос" - куст), т.е. развитие по типу куста с несколькими ветвями и широким общим стволом. По этой схеме линия сапиенса выделяется в глубокой древности наравне с линиями питекантропа и австралопитека.

Есть и другие группировки палеоантропологических материалов, более древние и архаичные находки причисляют к поздним эректусам, а гоминид из Сванскомба и Штенгейма - к ранним сапиенсам.

Чешский антрополог Елинек считал, что в среднем и верхнем плейстоцене Европы был плавный переход от архаического комплекса признаков у древнейших гоминид к более прогрессивному. Это прямая эволюционная линия.

Общая картина морфологического разнообразия европейского населения того времени свидетельствует о сосуществовании популяций с разным уровнем морфологического прогресса. Ход сапиентации еще более усложняли, межпопуляционные контакты. Создается впечатление эволюции, происходящей по сетевидному типу.

Таким образом, хотя на некоторых черепах можно проследить отдельные признаки комплекса сапиентации, но все-таки в период среднего плейстоцена в Европе не обнаружено сформировавшегося человека современного типа

23.Многие идеалистически мыслящие философы и историки стремятся представить религию наиболее высоким проявлением.человеческого духа, идейным достижением человечества, «венцом его развития». С этой точки зрения религия не могла возникнуть в отдалённые первобытные времена; она должна была появиться лишь у вполне.сформировавшегося и высокоразвитого человека, «завершая» его достижения в области духовной культуры.

Другие реакционные философы и историки-идеалисты пытаются, напротив, доказать «извечность» религии. Они утверждают, что уже на самых начальных ступенях своего древнейшего развития человек не только имел религию, но и получил будто бы в порядке «божественного откровения» веру в единого бога — творца вселенной и источник всех благ на земле. На самом же деле такие религиозные представления возникают лишь в ходе длительного развитиячеловеческого общества, в классовом обществе, а первоначальные религиозные верования, возникающие у первобытного человека, чрезвычайно примитивны.

Обе эти реакционные, идеалистические точки зрения полностью, опровергаются всем ходом первобытной истории человечества. Они разоблачаются фактами, археологическими данными, раскрывающими действительное время и конкретные условия, в которых возникают зачатки первобытных религиозных верований.

На деле религия зародилась в результате придавленности первобытного человека силами природы, как фантастическое отражение этой слабости и приниженности.

Данные о древнейших захоронениях, появляющихся в мустьерское время, дают фактический материал о возникновении зачатков этих первобытных религиознофантастических верований.

Исследователи обнаружили более 20 случаев захоронения тел неандертальцев. Самые замечательные из них отмечены в Спи (Бельгия, у Намюра); в пещере Буфиа, у селения Ля-Щапелль о-Сен, ив, Ля-Ферраси (Франция), где найдены останки 6 скелетов; на горе Кармел, в пещерах Эт-Табун и Эс-Схул (Палестина), где обнаружены останки 12 скелетов, В СССР мустьерские погребения найдены в Крыму, в пещере Киик-Коба, и в Средней Азии, в гроте Тешик-Таш.

Во всех этих случаях имело место намеренное захоронение трупов в земле. Местом захоронения служили пещеры, являвшиеся жилищем людей, но не исключены захоронения и вне пещер. В некоторых пещерах захоронения производились неоднократно. Иногда трупы умерших помещали, возможно, в готовые углубления, в «спальные» ямы. В других же случаях для этого рылись, и даже с немалыми усилиями, специальные ямы.

Захоронению подвергались как трупы взрослых мужчин и женщин, так и трупы детей. В некоторых случаях наблюдаются захоронения двух костяков взрослых людей, расположенных рядом, а также костяков ребёнка и женщины (пещера Киик-Коба, в Крыму). Устанавливается и определённое положение костяков в могилах:

они лежат обычно с подогнутыми ногами, т. е. в слегка скорченном положении. В ряде случаев обе руки или одна из них согнута в локте, а кисти рук находятся около лица. Поза эта напоминает положение спящего человека.

Таким образом, в середине и в конце мустьерского времени, к которым относятся перечисленные погребения, впервые появляется определённое и совершенно новое отношение к умершим, выраженное в намеренных и уже достаточно сложных по характеру действиях — в захоронениях трупов. В основе этого отношения лежала, несомненно, забота о сочлене своего коллектива, вытекающая из всего жизненного строя первобытной общины, из всех неписаных законов и норм поведения того времени. Это было бесспорное выражение того чувства неразрывной кровной связи между сородичами, которое проходит красной нитью через всю первобытную эпоху истории человечества.

Но эта забота об умершем члене первобытной общины имела здесь основу в ложных представлениях о самом человеке, о жизни и смерти. Это, надо полагать, были первые зачатки фантастических, в корне неправильных представлений, на основе которых впоследствии развиваются представления о «душе» и «загробной жизни», продолжающейся после смерти, которые являются одним из важнейших истоков, а затем и непременной.составной частью каждой религии.

Следует при этом подчеркнуть, что раньше мустьерского времени нет никаких следов намеренного погребения человека. В более раннее время, к которому относятся костные останки питекантропа, синантропа и близких к последнему древнейших людей, не было никакой заботы о мертвецах. Отсюда видно, что ни о какой «изначальной религии» не может быть и речи; первые следы намеренного захоронения трупов людей появляются лишь спустя 500—600 тыс. лет после начала становления человека.

Религиозные верования не «присущи человеческой природе», не «присущи человеческому мышлению», как утверждают идеалисты разных толков. Религиозные верования возникают при определённых общественных условиях, изменяются, а затем и исчезают в зависимости от изменения этих условий.

Медвежьи пещеры, наиболее представительная группа памятников натурального творчества мустье. Объектом многовекового «коллекционирования» в таких комплексах были характерные части туши большого пещерного хищника (головы и конечностей). Медведь как основной соперник человека в межвидовом противостоянии занял исключительное место во всем мировосприятии палеоантропа. В тяжелых условиях холодного и сырого климата начавшегося вюрма выживание каждого вида в карстовой зоне обеспечивалось природной экологической микронишей — пещерой (относительная сухость, ориентировка и др.). Источниковедческая выразительность этой группы памятников обусловлена высокой сохранностью тематических «коллекций», размещавшихся неандертальцами в пещерах (в отличие от собраний символов других зверей, располагавшихся под открытым небом). «Медвежьи пещеры» распространены от Испании до черноморского и каспийского побережий Кавказа. При изучении этих памятников особое значение имела пещера Драхенлох (Швейцарские Альпы, высота 2 445 м), где были открыты особые конструкции (каменные ящики с черепами и др.), в которых неандертальцы сохраняли свои символические реликвии. В противовес атрибуции «Медвежьи пещеры» как свидетельств духовно-материальной деятельности палеоантропа выдвигалось предложение считать подобные «оссуарии» остатками гигантских хозяйственных запасов. Раскопки в Регурду (Франция) полностью подтвердили символическую природу всех «Медвежьих пещер». Продолжение такой практики видится в этнографическом «медвежьем празднике» (глобальное явление первобытной культуры глубиной не менее 40 000–50 000 лет). «Медвежьи» комплексы мустье объясняют не только сохранение этой темы в каноническом анимализме неоантропа, но и противопоказанное искусству размещение «картинных галерей» в непроглядном мраке пещерной глубины. Объяснение — в исключительной, свойственной только палеолиту стереотипной устойчивости традиций, преодолевающей тысячелетия, антропологические и исторические рубежи.

36 общая характеристика энеолита

 

Палеометаллическая эпоха — качественно новый период в истории. Она дала человечеству много принципиально нового в материальной и духовной культуре. Среди изобретений, ставших достоянием человечества, начало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. нового материала для изготовления орудий труда и бытовых предметов. Эта археологическая эпоха отмечена появлением колеса и колесного транспорта ъ использованием тягловой силы животных. Надо отметить, что в энеолите тягловым животным был бык. Орудия труда — это уже медные и бронзовые серпы, кельты, наконечники стрел и копий. Наконец, можно говорить и об отмеченных в археологии контактах и передвижениях, особенно вдоль степного пояса Евразии, преодолении определенной замкнутости историко-культурных археологических образований, характерных для неолита.

Изменения происходят в сфере духовной культуры. Однако невозможно в силу специфики археологических материалов представить все разнообразие духовной культуры. Вместе с тем отдельные существенные элементы отражены в искусстве. Среди них солярная символика, свидетельствующая о появлении культа солнца и его животворной сущности, представление о трехчленной вертикальной структуре мира, о Вселенной, источниках жизни, Древе жизни и священном животном.

Монументальные каменные стелы в степях, наскальные изображения, орнаменты сосудов несут отпечаток нового мировоззрения древних скотоводов и земледельцев.

В энеолите были реализованы достижения «неолитической революции производящего хозяйства», а в последующую эпоху бронзы эти достижения стали основными. Что же принципиально важного произошло в энеолите?

Из отдельных, часто разрозненных центров земледелия и скотоводства образовались крупные хозяйственные зоны, включавшие значительные территории в Европе и Азии. Исторически оформились две формы производящего хо зяйства: старого, основанного на оседлом поливном и пойменном земледелии, и нового — перспективно развивающегося животноводства. Была преодолена территориальная ограниченность производящего хозяйства, основанного на ирригационном земледелии. Животноводческая направленность хозяйства давала более быстрое воспроизводство продуктов питания и получение прибавочного продукта при низких трудовых затратах. Простор в этом отношении открывали степи, предгорные и горно-долинные зоны, которые начали осваиваться в энеолите. Произошел колоссальный прорыв в производящем хозяйстве, качественный скачок в его развитии — завершилось первое крупное общественное разделение труда.

В эпоху палеометалла закладываются основы цивилизации: появляются крупные поселения, возникает протогородская культура.

Энеолит связан с освоением нового материала — металла. Медь была первым металлом, из которого стали делать сначала украшения, а позже орудия труда. Местами добычи меди были горные территории — Передняя Азия, Кавказ, Балканы, т. е. районы, богатые медью.

 

Известны два способа обработки меди — холодный и горячий. Трудно сказать, какой из них освоен первым. Орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. способом ковки. В руки людей попадали куски самородной меди, и, применяя к ним традиционную обработку, человек открывал для себя особые свойства материала, его способность коваться. Наряду с этим познавались и другие свойства самородной меди или кусков медной руды — способность плавиться в костре и принимать любую форму.

В III тысячелетии до н. э. в предгорных районах, богатых полиметаллическими рудами, а во II тысячелетии почти повсеместно в Евразии распростра няются изделия из бронзы. Освоив производство бронзы, люди приобрели более совершенный по своим качествам материал для изготовления орудий труда. Бронза — это сплав меди и олова. Однако ее часто получали и из других сплавов: менее качественную бронзу можно получить из сплава меди с мышьяком, сурьмой или даже серой. Бронза — сплав более твердый, чем медь. Твердость бронзы увеличивается в зависимости от количества олова: чем больше в сплаве олова, тем тверже бронза. Но когда количество олова в сплаве начинает превышать 30%, эти качества исчезают. Не менее важной является и другая особенность: бронза плавится при довольно низкой температуре — 700-900 °С, а медь - при 1084 °С.

С полезными свойствами бронзы, очевидно, познакомились случайно, выплавляя медь из кусков полиметаллических руд, в силу особенностей которых бронза получалась естественно. Позднее, познав причину качественных изменений металла, бронзу получали путем плавки, добавляя олово в нужных количествах. Однако и бронзовые орудия не смогли полностью вытеснить каменные. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что руды, из которых выплавляли бронзу, распространены далеко не везде. Поэтому значительного развития в эпоху бронзы достигли народы, проживающие в богатых рудами районах. Так сложились горно-металлургические области и отдельные центры добычи полиметаллических руд. Горно-металлургическая область — это достаточно обширная геолого-географическая территория с доступными для обработки рудными ресурсами. Внутри таких областей исторически выделяются отдельные центры. Раньше всего выделились Кавказ с его рудными месторождениями, Урал, а на востоке — территория Казахстана, Алтае-Са-янское нагорье, Средняя Азия (горная часть) и Забайкалье.

Древние выработки были небольшими и устраивались в тех местах, где рудные жилы выходили прямо на поверхность или залегали совсем неглубоко. Формы и размеры выработок, как правило, соответствовали форме рудной жилы. В древности разрабатывались в основном окисленные руды. Руду дробили каменными молотами. В тех случаях, когда встречались твердые участки, применялся метод поджога. Для этого участок рудной жилы сначала нагревали с помощью костра, а потом охлаждали водой, после чего выбирали растрескавшуюся породу. Выносили руду из шахт в кожаных мешках. В местах добычи руду подготавливали к плавке. Металл выплавлялся из руды, которую предварительно дробили массивными каменными молотками округлой формы на специальных плитах, а затем растирали в специальных каменных ступах.

Выплавка металла происходила в специальных ямах, а позднее в керамических горшках и примитивных печах. Яму загружали послойно древесным углем и рудой, затем разжигали костер. По окончании плавки металл выбирали из углубления, куда он стекал, застывая в виде лепешки. Выплавленный металл очищали проковкой. Для этого кусок металла разрубали на более мелкие части, складывали в специальный толстостенный глиняный или каменный ковш, так называемый тигль, и нагревали до жидкого состояния. Потом нагретый металл разливали в формы.

В палеометаллическую эпоху сложилась технология первобытного литья. Формы для литья делали из мягкого сланца, известняка, песчаника и глины, позже из металла. Они были различными по устройству, в зависимости от то го, что нужно было отлить. Простые ножи, серпы, некоторые украшения чаще всего отливали в открытых односторонних формах. Для этого на каменной плите вышлифовывали углубление по форме будущего предмета и заливали туда расплавленный металл. В такой форме отливали предметы по несколько раз, смазывая ее жиром. Более сложные и объемные предметы отливали в составных формах, изготовление которых было делом сложным. Их тоже делали по готовым предметам или моделям, вылепленным из воска или вырезанным из дерева. Составная форма собиралась из разъемных створок, внутри она была полая и точно передавала форму предмета, который собирались отливать. Створки формы плотно соединяли, а в отверстие заливали металл. Некоторые формы использовались неоднократно, другие служили только один раз, после чего их разбивали. Так поступали в том случае, если бронзовую вещь отливали способом вытеснения. Восковую модель предмета обмазывали глиной, которая, застывая, превращалась в форму. Внутрь через отверстие заливали расплавленный металл. Металл застывал, форму разбивали и получали готовый предмет. Полученные способом отливки предметы дополнительно обрабатывали: убирали наплывы металла, затачивали.

Весь процесс возникшего металлургического производства состоял из ряда последовательных операций — добыча руды и ее подготовка, выплавка металла, литейное производство, заливка металла в формы и'получение заготовок изделий и обработка полученных изделий — и требовал знаний, навыков и профессиональной подготовки.

Из металла изготавливали основные предметы: ножи, серпы, наконечники копий, стрел и так называемые кельты. Кельт представляет собой полый клин с острым лезвием, достаточно тяжелый, с отверстием или проушинами по бокам, с помощью которых он крепился к ручке. Применение этого универсального орудия зависело от того, как его надевали на ручку,— он мог быть топором, им можно было рубить, он мог быть заступом, теслом или наконечником мотыги.

С началом эпохи металла тесно связано расширение культурных контактов между народами, удаленными друг от друга. В это время возникает обмен между племенами, владевшими бронзой, и остальным населением, между скотоводческими и земледельческими племенами.

Изобретение колеса было своего рода революцией в области техники, повлияло на материальное производство, представления человека, его духовную культуру. Колесо, круг, движение, окружность воспринимаемого мира, круг солнца и его движение — все это приобретало новый смысл и находило объяснение. В эволюции колеса в археологии выделяются два периода. Древнейшие колеса были сплошными, это круги без втулки и спиц или круги, соединенные из двух половинок. Они наглухо крепились на ось. Позже, в эпоху бронзы, появляются легкие колеса с втулкой и спицами.

Историю Евразии необходимо рассматривать в контексте тех процессов, которые являются предметом изучения истории Древнего мира. Энеолит и эпоха бронзы в контексте мировой истории — это время складывания древнейших, первичных цивилизаций Месопотамии и Ирана, харапской цивилизации Махенджо-Даро в Индии, расцвета Урука, раннединастического перио да Шумера и додинастического периода, а потом Древнего и Среднего царств в Древнем Египте. В Юго-Восточной Европе это период Крито-Микенской Греции, Трои, дворцовых комплексов в Микенах и Клосе. На Востоке на территории Среднекитайской равнины на базе племен так называемой крашеной керамики культуры яньшао складываются раннегосударственные объединения Ся, Шан-Инь и Чжоу, известные как период «трех царств». На другом континенте, в Мезоамерике, в конце II тысячелетия до н. э. создается древнейшая в тех местах цивилизация ольмеков.

Эти цивилизационные процессы не были изолированными, особенно в Евразии. Цивилизационные процессы, отмеченные известными сейчас археологическими культурами, составляли характерное явление периода энеолита и бронзы конца IV—II тысячелетия до н. э.

В эпоху палеометалла наблюдались большие передвижения древних индоевропейцев, а позднее и индоиранцев.

37.Ранние земледельцы и пр

Расписная керамика – посуда, поверхность которой покрыта орнаментом, нанесенным красками, т.е. крашеная керамика. Триполье открыто Флойко. Культура Триполье – Кукутени (4200- 3000 гг. до н.э.) (Днепр – Днестр, север Украины – ерное море). Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Находки фигурок женщин (культ плодородия), остатки глинобитных домов. Занятие – мотыжное земледелие- пшеница, ячмень, просо (мотыги из камня, кости и рога). Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием форм – двуконусные, кратерообразные, грушевидные, конические, кувшины. Украшены стандартным энеолитическим орнаментом. Загадка – «бинокли»- 2 полых цилиндра, соединенные перемычками – особенность культуры энеолитических земледекльцев. Трипольцы разводили овец и свиней, к концу триполья появляется домашняя лошадь – известно несколько фигурок. Охота и собирательство – вспомогательная роль. В орнаменте выражены природные явления, смена дня и ночи, времен года, животные, растения.

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

· Ранний этап — (Триполье А)- вторая половина VI - начало первой половины V тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука Врублевецкая).

· Средний этап — (Триполье В - Триполье С1)- вторая половина V тысячелетия до н. э. - 3200/3150 гг. до н.э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы,тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.

· Поздний этап — (Триполье С2)- 3150—2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваеться добыча обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами.Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения — браслеты, пронизи, медные,каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

38.Ранние скотоводы.Ямная и Афанасьевская культуры

(Энеолит (3-нач. 2 тыс. до н.э.) – не формационный период, в- отличие от остальных). В это время происходит первое освоение степных районов, начало будущего культурогенеза. Каменные изделия все еще сохраняются, но камень уже добывают, а не берут с поверхности (кремний). Это начало всего рудного дела, что в конце приводит к металлургии. (красное село – Белоруссия, 268 шахт с настилом и орудиями для добычи, поселок рудознатцев). Их кремниевые орудия передавались другим племенам, т.е. уже в каменном веке происходил обмен. Медь не вытесняет камень, знакомятся с новыми ме: золото, серебро, метеоритное железо. Афанасьевская – юг Сибири (Окунево). Ямная- от Каспия до Днестра (Триполье (под Киевом), Флорешти(Румыния), Усатово (Крым)). Расписная бедная керамика, зачатки скотоводства, (4 тыс. л. До н.э.). Потом в 3-2 тыс. супер -керамика, впервые найдены каменные стрелы, от которых идет традиция степных культур. «Культура воронкообразных кубков»

Энеолит:

Процесс овладения землед. и скот-вом, начавшийся еще в неолите, достиг огромных успехов в раннем металле: энеолит-период сложения земледельческо-скотов. экономики (формир. специфич. специализир. экономики в разных экологических зонах). Землед.:

-аридная зона: ирригац. (поселения Чога Мамми в Месоппо тамиии VIт. до н. э.);

-лесостеп. зона Европы: подсеч. -огнев. землед., а возм, и перелог;

-горы Кавказа: террасное землед. (2полов. VIт. до н. э.).

Жив-во: -Юго-Вост. Европа (Гумелица, Триполье и т. д.): придомное мясо-молочное (круп. рог. скот и свиньи);

-Южн. Кавказ (Куро-аракская культура): отгонное скот-во (овца, коза) с базовыми землед. поселениями;

-степи Вост. Европы (Ямная культура IIIт. до н. э.): полукочевое скот-во (лошадь, коза).

Ремесло (зарожд. в неолите): отделение ремесла от землед. в рамках общинного ремесла (с мастерами-профессионалами): гончарство, камнеообработка, ткачество, деревообр., в развитых металлургич. ценрах-металлургия как специализир. ремесло на обмен.

Соц. структура: идет процесс разложения первоюытно-общинного строя (могильники с разн. кол-вом погреб. даров, богатые дома (на юге Евразии), иерархия поселков (выделение центральн. поселений с властями и т. п.)).

39. общая характеристика эпохи бронзы

 

Задолго до того, как неолитическая революция распространилась по всей Европе, в некоторых областях Передней Азии и в долине Нила возникли первые города. В напластованиях, прослеживаемых в теллях, или «жилых холмах», на территории «Плодородного полумесяца», отражены последовательные этапы развития цивилизаций, основанных в конечном счете на земледелии, которое получило дальнейшее развитие с изобретением запряжного плуга и ирригации; их история ознаменована многочисленными технологическими усовершенствованиями. Самым замечательным из них явилось открытие металлургии, поначалу сочетавшейся с употреблением каменных орудий.

 

Термин «бронзовый век» употребляется для обозначения второй из трех стадий развития древней технологии, выделенных археологами Старого Света, – той, на которой бронза сменила кремень и другие породы камня в качестве основного материала для изготовления орудий труда и предметов вооружения. В самом деле, открытие того обстоятельства, что медь делается тверже, если к ней добавить олово, – второе по значению после обнаружения того, что из медной руды можно получать поддающийся плавке металл. Впрочем, применение бронзы (состоящей из одной части олова и девяти частей меди) в том или ином регионе зависело прежде всего от наличия там олова; к примеру, в Египте формирование полноценной цивилизации оказалось возможным на основе использования одной лишь меди.

 

Практика изготовления медных орудий, а затем бронзового литья повлекла за собой разделение труда; о специализации мастеров в описываемое время свидетельствуют также искусная обработка камня и разнообразие высококачественной посуды, изготовленной на гончарном круге и обожженной в крупных печах с хорошо регулируемым температурным режимом. О стабильном обитании людей на одном и том же месте говорит не только значительная высота холмов, образовавшихся на месте поселений, но и характер самого строительства; вместо непрочных шалашей и навесов появились глиняные, а затем и кирпичные дома, а святилища из тростника и циновок в конечном итоге превратились в величественные каменные храмы. В Египте рост благосостояния населения в додинастический период отразился в увеличении размеров и усложнении убранства гробниц, и завершением этого процесса явилось возведение больших пирамид. В поисках сырья, необходимого для быстро развивающихся технологий, люди осваивали все более обширные территории; примечательно, что Южная Месопотамия, демонстрирующая наиболее разительный прогресс, не обладала почти ни одним из материалов, в которых нуждалась формирующаяся городская цивилизация. Вместе с развитием торговли ширилось употребление личных печатей, а затем и письменности, необходимой для ведения счетов и отчетности; совершенствовались средства коммуникации, в том числе водные суда и колесный транспорт. Столь же примечательны прогресс военного дела и возникновение все более крупных политических образований, которые, начав свою историю как города, со временем переросли в империи. В это же время из грубых природных культов каменного века сформировались развитые религии со своим жречеством и храмами, возникли царства, а ок. 3000 до н.э. появились исторические династии.

 

Значительная часть бронзового века Передней Азии, Египта и греко-римского мира не относится к доисторическому периоду, поскольку освещена письменными источниками. Однако на территории большей части Европы проникновение и эволюция свойственной бронзовому веку технологии предшествовали усвоению письменности.

 

40.Майкопская культура

 

Майкопская культура — археологическая культура Кубани эпохи бронзового века III тыс. до н. э. Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским. Основа хозяйства — скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство[1]. Граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой.

Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Они также знали колесо. Керамика красная, сделанная при помощи гончарного круга. Специфической чертой погребального обряда «майкопцев» была курганная насыпь над захоронением (по мнению Гимбутас, признак «курганизации» майкопцев).

Со временем майкопскую культуру стали вытеснять пришедшие с севера строители северокавказских дольменов[2].

Предполагается, что родиной майкопцев была Передняя Азия (восточная Анатолия, северо-западный Иран). Преемницей Майкопской культуры стала северокавказская культура, хотя существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии[3], где они растворились в среде степняков ямной культуры.

Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких автохтонов Западного Кавказа как абхазы и адыги[4]. Гамкрелидзе и Иванов видят в майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества.

 

41. эпоха бронзы степной полосы

 

В тот момент – основное культурное пространство (Дунай - Енисей). Определяющие факторы и новации– скотоводство, европеоидность, металлургия. Западная часть степей – захоронения в катакомбах, плоскодонная керамика с большим количеством солярных элементов, рельефные отпечатки шнура. (Городцов). Здесь складываются все основы скотоводства. Центры: 1.Европейские степи 2. Южно-сибирские степи. Находки – молоточковидные булавки – возможно застежки для одежды, бронзовые ножи, кинжалы. Находят отдельно захороненные клады. Хволынки (Подмосковье) – срубно-хволынкская культура. Катакомбная культура- южная, охватывает широкий ареал степной зоны. Регионы катакомбной: донецкий, предкавказский, поднепровый, северокавказский. Катакомбная культура соответствует крито-микенской эпохе, догомеровской Греции. Продолжают людей хоронить в катакомбах до 2 тыс. до н.э., 11 века. Хоронили в деревянных срубах, были дополнительные ходы для подхоронений. Простая керамика, украшена бедно. 1913- могильник у дер. Андроново, недалеко от Ачинска. Андроновская культура (15-12 вв. до н.э.)- общность несколько территориально и хронологически различных культур на территории восточных степей. Погребальные сооружения – покрытые каменными глыбами и обставленные ямы. Делится на 2: алакульскую (казахстан) (с погребенными лежат кости домашних животных) и Федоровскую (на Енисее, Венгерово-1, Титово) – сложилась на базе алакульской. В обеих богатый набор металлических изделий – бронзовые ножи, кинжалы.

Бpонза становится основным сыpьем для изготовления

оpудий тpуда и оpужия. Hедpа Казахстана богатые полиметаллами (оловянисто-медные pуды),

это явилось одной из пpичин возникновения на этой теppитоpии могущественного очага

металлуpгии.Еще в начале II тыс. до н.э. у степных племен Поволжья, Приуральска,

Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство.

А в середине II тыс. до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного

производства, интенсивно развивается скотоводство. С этого времени в хозяйстве

населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство. В конце II-начале

I тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной

форме хозяйства - кочевому скотоводству. выделение пастушеских племен в степной зоне

Западной Азии и Восточной Европы относится скорее всего, к середине II тыс. до

н.э., хотя следует иметь в виду разные темпы развития в разные темпы развития в

разной природной среде.К перестройке первобытной экономики вели прежде всего природно-климатические

изменения. Так, в эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит

более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления

и большей сухости, наступает период сопутствующий уменьшению стока рек, медленное

усыхание надпойменых террас, понижение уровней озер и в конечном счете уменьшения

общей увлажненности материков Северного полушария. Вследствии этого в долговременных

поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения-

колодцы.Теми же природно-климатическими явлениями, видимо, объясняется широкое

распространение в Южной Сибири вплоть до таежно-болотистых районов Нарымского края

не свойственных населению этой зоны хозяйственных традиций древненего скотоводства

и увеличение влияния культуры казахских степных племен.Существенные изменения пpоисходят

в общественном стpое и семейно-бpачных отношениях населения.Быстpое pазвитие скотоводства

и металлуpгии, этих двух главных напpавлений экономики эпохи бpонзы, тpебовали

пpежде всего мужского тpуда, что пpивело к усилению pоли мужчины в обществе и в

конечном счете к смене матеpинского pода отцовским(патpиаpхатом).Естественно, с

pостом пpоизводственных сил, усиливающейся специализацией общественного тpуда, pазвитием

патpиаpхальных отношений были связаны кpупные изменения в общественной жизни. Происходит

обособление отдельных семей, pасшиpение семейной собственности, pастет имущественное

неpавенство внутpи pодовой общины.I.1. Hаселение андpоновской культуpыИзучение

физического облика населения андpоновской культуpы культуpы доказывает, что в эпоху

бpонзы здесь жили племена с явно выpаженными евpопеидными чеpтами.Центpальные,

севеpные и восточные pайоны Казахстана занимало население, котоpое относится, по опpеделению

специалистов, к так называемому андpоновскому ваpианту, пpотоевpопейской pасы.

Его хаpактеpные пpедставители обладали массивным мезокpанным (сpеднекоpоткоголовым)

чеpепом, низким и шиpоким лицом, низкими глазницами и значительно pазвитым надпеpеносьем

с pезко выступающим носом.Hаселение западных и юго-восточных pайонов Казахстана относилось

к дpугому ваpианту евpопеедной pасы, так называемому сpеднеземномоpскому. Его основные

особености - доликокpанный (длинноголовый) тип чеpепа и более вытянутая фоpма лица.Таким

обpазом, полеантpопологические данные позволяют заключить, что антpопологический

состав дpевнеказахстаннских племен эпохи бpонзы складывался главным обpазом из

двух евpопеедных pассовых типов - андpоновского и восточносpеднеземномоpского. Они

были пpедставителями пpотоевpопейской pасы и носителями андpоновской культуpы.I.2.

Поселения и жилища.Поселений эпохи бpонзы на теpитоpии казахстана известно свы-ше

сотни, на тpидцати из них пpоводились аpхеологические pаскопки.Поселения, как пpавило

pаспологались на низких беpегах pек у шиpоких пойм, на мысу, pеже у озеp, но и

здесь они pаспологались на пониженых участках, у мест впадения pучьев или степных

<






Date: 2015-08-24; view: 454; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.101 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию