Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расширение пропасти





Мы были вынуждены все возрастающую сумму усилий тратить не на развитие, а на выживание. Особенно в ходе наступления в России «малого ледникового периода» в XVI столетии. Огромные силы нашего народа отбирала борьба с природой. И это было даже более страшным, чем чума, что опустошила Европу в 1348 году. Да, она свела в могилу чуть ли не каждого четвертого. Но для оставшихся людей Запада открылось огромное поле деятельности. Развитие Европы резко ускорилось. А нас природа давила каждый год. Мы пошли осваивать Сибирь – но тамошний климат еще более суров, чем в доуральской России, там – уже обширные районы вечной мерзлоты.

Следующие два роковых фактора нашей истории – это роковая нехватка подпитки ресурсами извне и отсутствие системы снижения накала внутриобщественных противоречий, которые у Запада имелись и в XVI веке. Причем оба этих фактора переплетены.

Если мы возьмем синергетику, то есть два типа поддержания динамического равновесия внутри системы. В одном случае система постоянно получает ресурсы извне. В другом – она имеет возможность безболезненно исторгать беспокойные элементы, те самые статистически активные единицы, антиобщественные элементы, смутьянов, которые выбиваются из общего равновесия (стохасты). В обоих случаях система работает эффективно.

Вся европейская цивилизация построена по этим принципам. Она начала свой расцвет как раз с завоевания Америки испанцами и африканских экспедиций Португалии. Америка давала громадную массу внешних ресурсов, ее концентрировали в своих руках испанцы. А потом приходила Англия и грабила Испанию. Получилось, что земляки дон Кихота взяли на себя самую тяжелую и грязную работу по добыванию нужных Европе ресурсов, по освоению и грабежу новых земель. Пиратским же флотилиям англичан только оставалось поджидать момент, когда очередной караван тяжелых галионов с американским золотом возьмет курс на Кадис. Таким образом, Испания сыграла роль первой ступени для старта Европы, и, как только эта ступень догорела, ее просто отбросили. Разгонными же двигателями Европы выступили Италия и Голландия, где на небольших территориях за счет средиземноморской и еврейской торговли стали формироваться ресурсы, достаточные для начала технологического рывка. Потом этот рывок соединился с большими ресурсами, отнятыми англичанами у испанцев – и так родилась современная Европа.

Когда Иван Грозный в 1558-м начал роковую для нас войну в Ливонии, Европа уже получала мощные экономические инъекции из американских колоний. В нее хлынул поток золота, вызывая бурный рост мануфактурного производства. Волна роста через хлебную торговлю докатилась до Польши, последней страны Запада на Востоке, до ливонцев и до шведов.

А у нас колоний и внешней подпитки ресурсами просто не было. Когда европейцы в пятнадцатом-семнадцатом веках получали обширные колонии (райские земли!), русские сидели взаперти, лишенные всякого выхода к теплым морям. У нас внешнего источника питания не будет ни в семнадцатом, ни в восемнадцатом, ни в девятнадцатом, ни в двадцатом веках. Вплоть до 1973 года, когда он у нас появится в виде нефтедолларов. Запад же все эти века внешнюю подпитку только увеличивал, обзаводясь системой заморских колоний по всему свету, грабя Индию и Китай, грабя Россию после 1917-го и в 1990-х. Запад использовал труд черных рабов на колониальных плантациях, а мы собственных мужиков закрепощали.

При этом своих смутьянов-стохастов Европа постоянно выбрасывала. То в Америку, то в Африку и Австралию, то в азиатские колонии. Германия, например, выдавливала излишек крестьян: земельные наделы не делились, их целиком наследовали старшие сыновья. Те, кто был младше, вынужденно ехали искать землицы в Россию, Польшу, чуть меньше – в Америку.

Поэтому Европа могла относительно мягко регулировать свою систему. При обилии ресурсов, при потоке доходов из колоний каждый мог проявить свою инициативу, и не приходилось заниматься усилением эксплуатации низов. Пусть медленно, но эта эксплуатация на протяжении европейской истории ослаблялась. Средний класс Европы рос в числе, потому что масса изымаемого из остального мира продукта тоже росла: Европа выжимала свои колонии. Возникла чудесная, закольцованная схема: взятый у других народов ресурс позволял европейцам повысить эффективность производства, а это, в свою голову, позволяло брать с остального мира еще больше ценного сырья и золота. Даже удаляя своих стохастов на окраины мира, Европа делала так, чтобы они обеспечивали ей непрерывный приток оттуда ресурсов. Ступайте-ка, буйны головушки, да лучше грабьте индусов, индейцев или негров, а не французских или английских господ. Европа норовила с толком использовать своих стохастов испокон веку. Еще тысячу лет назад она устраивала Крестовые походы, чтобы пограбить мусульманский Восток и православную Византию, а когда там дело не выгорело – начала походы на славян и прибалтов через Ливонский орден. Когда же турки, русские и поляки остановили эти предприятия, европейцы быстро нашли замену в Африке, Вест-Индии и Америке. Потом к ним добавились Австралия с Индией. Даже маленькая Голландия нашла куда отправлять свои буйны головушки – в будущую Южноафриканскую республику и богатую Индонезию. Сначала европейские стохасты выступали как отряд передовых грабителей, «добывателей трофеев». Потом – как освоители новых земель, пионеры, отцы-основатели.


А коли система регуляции мягка (повторим – относительно мягка), то европейцы очень быстро поняли: им гораздо эффективнее не принуждать и не подавлять низы, а ввести механизмы согласования.

И они смогли смягчить свои общества! А потом с негодованием смотрели на русских, лишенных живительного притока колониальных ресурсов: ах, какими жестокими методами эти варвары поддерживают порядок в своей стране! Ах, дыбой и кнутом! Ах, насколько мы гуманнее русских! Они забыли, что всего несколькими столетиями, когда у Европы не было колоний, они делали то же самое. Знаете, как казнили крестьянского вожака Гильома Каля в четырнадцатом веке? Ему на голову надели докрасна раскаленный железный треножник – вместо короны. И это – в культурной Франции. А в Англии, покуда у нее не имелось колоний, порядок в обществе поддерживался виселицами – и тысячами казней ежегодно.

А что в России? «Ах, почему мы не Европа!» – слышим мы чей-то вздох. – «Вот если бы не нашествие монголо-татар…» Чушь собачья!

Ни стен на пути движения кочевых завоевателей из Азии, ни притока ресурсов извне у нас и в этих случаях не появлялось. Их русским прошлых веков негде было взять. Наша экспансия шла на Север, за Урал, в Сибирь. Мы приобретали территории и потенциальные богатства, но не капитал. Север и Сибирь давали нам будущее, а не быстрые барыши «здесь и сейчас». Ведь скованная вечной мерзлотой, суровая Сибирь не идет ни в какое сравнение даже с территорией США, не говоря уж о тропической, изобильной Южной Америке. Что давали русским Заполярье и Сибирь в семнадцатом веке? Пушнину, которая была гораздо менее ценной, чем золото ограбленных ацтеков или инков, чем потоки индиго, пряностей, хлопка, табака и кофе из Америки. В Сибири лежали нефть и газ, но они будут востребованы лишь в ХХ веке. В Сибири было невозможно завести плантационное хозяйство. В Сибири не было сказочно богатых индийских магараджей, которые платили бы кучи золота за русские пушки и ружья. В Сибири не было древних царств с городами, накопившими несметные сокровища, которые можно было пограбить. Там не было массы населения, годного для превращения в рабов. Добывать медь или золото в Сибири в несколько раз тяжелее, чем в Перу или Мексике. Там можно было погнать в рудники и на прииски покоренных краснокожих, а у нас – лишь самих себя. Хлеб сибирский растить – гораздо труднее, чем в Арканзасе.


В свое время Испания, первой высадившаяся на Американском континенте, с презрением отвернулась от Северной Америки, все внимание отдав Южной. Северная Америка показалась испанцам слишком бедной. Но она – сущий рай по сравнению с нашей Сибирью. Нам досталась самая суровая земля на планете.

Коль скоро внешнего источника подпитки для нашего развития не имелось, то приходилось брать ресурсы внутри. А внутри России их было очень мало: климат-то Среднерусской равнины суровее норвежского, полезных ископаемых тут – кот наплакал. Значит, приходилось заниматься жесточайшей эксплуатацией людей.

Буйных стохастов своих мы, конечно, выбрасывали. Но выбор направлений оказался невелик. На Запад не пойдешь: там ощетинились копьями сильные государства – польско-литовская Речь Посполитая с подвластной ей Украиной, Швеция, Ливонский орден. На Юге – свирепые и сильные народы, крымчаки и турки. А это вам не инки, не майя с бронзовым или каменным оружием, которые достались испанским конкистадорам. Турки и татары тебе дюжину кортесов с писарро схарчат – не поморщатся. Эти от вида лошади не пустятся наутек, как ацтеки, пушками и ружьями их не напугаешь. У них – отличное стальное оружие и прекрасный боевой опыт. Оставалось русским идти в Сибирь и на европейский Север. И ведь шли.

Да вот беда: двигаться посуху из Подмосковья в Якутск, скажем, гораздо труднее, чем плыть на двадцатиметровой «Санта-Марии» Христофора Колумба из Кадиса в Америку. В те времена океаны соединяли, а суша – разъединяла. Конечно, океан грозит бурями да рифами, но все-таки даже утлая каравелла идет по кратчайшему маршруту, с хорошей скоростью, неся в трюмах сотни тонн еды и воды, оружия и товаров, таща на борту десятки человек экипажа и целый пушечный дивизион. За месяц даже пузатый парусник с хлопающими на ветру парусами покрывает три-четыре тысячи километров. Чтобы увезти такой же груз на такое же расстояние по земле, русским требовались неимоверные усилия. Приходилось форсировать реки, текущие поперек пути, переваливать через горы, продираться сквозь густые леса, часто идти в обход природных препятствий, да еще попутно отбивать нападения враждебных племен.

Все это приводило к тому, что всех стохастов-смутьянов отправить за Урал русские не могли. Да и толку с того тоже было мало: если европейские пассионарии оказывались отделенными от прародины морями, то наши, даже уходя в Сибирь, все-таки оставались в пределах Империи. Конечно, самые пассионарные шли на Восток. Туда бежали староверы и у берегов Ледовитого океана и Белого моря, в Приморье и на Алтае создавалась параллельная Россия. Но при этом пуповина между ними и коренными русскими землями не рвалась, как это было в случае с Англией и Северной Америкой. Поэтому за Уральский кряж приходила и власть, которая и там занималась жестокой эксплуатацией, стремилась содрать налоги, установить жесткие законы и привязать вольных людей к бюрократическому Голему.


Всего этого Запад понять не мог. Не постигая причин русского особого пути развития, он ужасался нам. С точки зрения западника мы всегда были какими-то «инопланетянами». По всем его расчетам, русские не должны были жить на этой планете – и культура у них не та, и ресурсов нет, и общественное устройство безобразно. А поди ж ты – русские сумели и невиданно размножиться, превосходя в числе любой народ Запада, и Сверхдержаву построили, и Гитлера победили, и в космос первыми в мире полетели. Каким-то непостижимым для западника образом эти белые варвары смогли уцелеть после страшных потрясений и колоссальных потерь, да еще и сорок с лишним лет ухитрялись противостоять блоку самых богатых и развитых стран планеты в Холодной войне! В голове европейца или американца зачастую не укладывается: как это русские, не умея делать хорошие общественные туалеты в городах, строят космические корабли?

Мы всегда оставались непонятными для Запада. А непонятное страшит. Мы казались и кажемся им каким диким вывертом Реальности, необъяснимой мутацией, затянувшейся «неправильностью». А наша белокожесть и европеоидность лишь усиливают это чувство. Китайцы, мол, тоже неправильные, и тоже взяточниками были еще недавно. Но китайцы другие. А эти – внешне свои, а на поверку чужие.

 

Трудно быть русским…

И все же, названные нами причины русофобии на Западе – это лишь самый верхние психоисторические слои. А есть и куда более глубинные пласты этого неприятия. И речь здесь идет уже о тончайших материях.

Главная причина, братья, заключается в том, что мы были и остаемся цивилизацией из иного, запредельного для Запада мира. Об этом здорово сказал выдающийся современный писатель Владимир Шаров в романе «Репетеция»:

«…Суворин говорил, что человек, едва появился он на Земле, знал, что его жизнь здесь – только ничтожная часть всей жизни, Земля – ничтожная часть мира, созданного для него Господ. Среди тысяч и тысяч племен, бывших на Земле с сотворения рода человеческого, не было ни одного, кто думал бы иначе. Каждый человек, учась жить в большом мире Бога – вера и есть учение об этом мире, – в котором даже была началом новой жизни, постигая и понимая его строение, его правила, его законы, его цель и смысл, всегда относился к нему как к целому и приспосабливался к нему тоже как целому. Миры человека были несравненно шире, больше, сложнее мира, в котором жили не ведающие о Боге звери и птицы…

…Главную роль в становлении русского государства сыграл именно большой мир – для него оно и строилось, под него подгонялось. Из тех, кто его делал, мало кто думал о земле…» (В.Шаров, «Репетиция» – Москва, 2003 г., с.39-40)

С ним перекликается крупнейший мыслитель, Юрий Мамлеев. В своей работе «Россия вечная» он написал, что русская идея затрагивает такие глубокие, метафизические и парадоксальные космологические проблемы, что просто не может относиться к уровню бытия одного мира. И то, что России приходится жить вместе с приземленным человечеством – это тяжкий крест России и, быть может, некоторых стран Востока. Например, Индии.

«Возможно, на каком-то чисто духовном уровне … (при неизбежности экономического и тому подобного общения) России лучше всего уйти от этого человечества внутрь себя, тем более, что человечество в таком виде подходит к концу… (Когда речь идет о человечестве мы имели в виду, конечно, современное человечество…)…

Понятно теперь почему внезапно даже у русских людей внезапно возникал страх перед Россией. Непомерный страх. Это происходило не только по социальным причинам, а гораздо глубже. Действительно, трудно быть русским, ибо трудно человеку вместить то, что вмещает Россия. Отсюда – этот страх перед русской нирваной, перед русскими просторами. Страх перед русской апокалиптичностью…, ибо эта апокалиптичность просто фиксирует разрывы в русской истории и в русском сознании, хаос – выход непредсказуемости на арену историю, тайную подготовку к внезапным переменам. Русское бытие есть фактически полное отрицание всего того, что является основным в западном образе жизни…» (Ю.Мамлеев, «Россия вечная» – Москва, 2002 г., с. 149-159).

По нашему глубокому убеждению, Русская цивилизация (если отбросить прочь неудачные национальные проекты и свинство правящих «элит») – это цивилизация будущего. А Запад – цивилизация нынешнего мира, уходящего на глазах в небытие. Запад создавал окружающую нас Реальность по своим лекалам, по своей философии. Русским в их реальности приходилось приноравливаться к чужим меркам и обычаям, а потому нам в этом мире оказывалось тесно и душно.

Но вот построенная Западом Реальность начинает рассыпаться. Впереди – Эпоха Перемен. Бурная. Непредсказуемая. С кризисом биологического вида «хомо сапиенс». Ставящая человечество на грань жизни, смерти и чудесного преображения. И мы, русские, выросшие и закаленные в горнилах испытаний, знакомые с хаосом и нестабильностью на собственном опыте, ставящие перед собой запредельные по своей космичности цели, к жизни в наступающей эпохе готовы, как никто другой. Мы сможем жить и там, где Запад может умереть. Он – прошлое. Мы – пугающее Завтра. И, как сказал еще один современный мыслитель, Сергей Переслегин, каким-то «тонким нервом» Запад это улавливает.

Вот почему мы для Западной цивилизации – чужие, непонятные и непредсказуемые. Мы – их конкуренты. А потому над Западом довлеет соблазн окончательно, раз и навсегда решить «русский вопрос».

 







Date: 2015-09-02; view: 311; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию