Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сценарии будущего по Карнеги-корпорации
Какое же будущее предрекают нам эксперты Карнеги-корпорации? Они тоже нарисовали «дерево» сценариев. Начнем мы, пожалуй, с самого радужного, под названием «Ускоренная демократизация и переход к рыночной экономике». Итак, если страна Эр-Эф пойдет на радикальные шаги по строительству демократии и переходу к настоящей, а не псевдорыночной экономике, то это очень хорошо. «Несмотря на то, что в России до сих пор накоплен еще недостаточный капитал, вполне можно представить себе появление нового класса предпринимателей, который стремится повысить эффективность финансовой и политической отчетности и культивировать образование среднего класса, способного оказывать давление в направлении развития настоящего свободного рынка и дальнейших политических реформ», – пишут американцы, тут же своими руками рассеивая все эти лучезарные мечты: «Для такого развития событий, однако, потребуется почти чудесное нравственное преображение элитарных и правящих кругов России, которое чрезвычайно маловероятно в ближайшее время. Российская Конституция служит формальным препятствием для внедрения дополнительных механизмов контроля, ограничения власти и предотвращения неофициального принятия решений… Конституция РФ сосредотачивает существенную, но не преобладающую исполнительную власть в руках президента, но в то же время разделяет законодательную и исполнительную власть на всех уровнях. Практически, президент России располагает значительными неконституционными полномочиями контроля других сил (законодательного собрания, должностных лиц, политических партий, губернаторови коммерческих элитарных кругов), и по этой причине, как глава исполнительной власти, президент мало заинтересован во внедрении настоящих демократических или рыночных реформ, которые бы поставили под угрозу имеющиеся у него преимущества. В то же время, формально подчиненные президенту политические силы могут пользоваться неформальными личными каналами связи, расширяя свои политические и финансовые привилегии. Поэтому они также не склонны к наложению формальных ограничений на возможности извлечения ими политических или экономических выгод. Наконец, взаимное доверие России и стран Запада было в значительной степени подорвано на протяжении нескольких лет. Иностранные инвесторы меньше доверяют Москве и проявляют меньший интерес к России, а ведь их полное доверие и сильная заинтересованность были бы совершенно незаменимы для массового вливания иностранного капитала в РФ и оказания ей помощи, способной поддержать процесс реформ…» То есть, если перевести все это на совсем уж понятный язык, то выйдет вот что. Уголовно-чиновничья «элита» устроила в стране настоящий гадюшник, в котором она сама чувствует себя весьма хорошо, и ни черта менять не желает. А в этот гадюшник ни за какие коврижки не пойдут иностранные вложения капитала в мало-мальски серьезных размерах. За эти годы Запад убедился в преступных замашках нашей «элиты», как бы она ни вопила о своей «современности» и «рыночности». И поэтому самое время перейти к пессимистическому сценарию, набросанному экспертами из Карнеги-корпорации. Он озаглавлен так: «Авторитарное управление и государственный капитализм». В этом сценарии в России растут и глубокое разочарование в реформах, и чувство национального унижения, вызванное упадком некогда великой державы. Правительство выбирает систему принудительных мер, которые ведут к авторитарной власти и централизованному контролю над экономикой. Идет отступление от принципов защиты прав человека и уничтожение независимости «уже придавленных государственной пятой средств массовой информации», к чему добавляется «эксплуатация политических партий», «подчинение Думы правительству», «использование судов и прокуратуры в качестве инструментов политической манипуляции», которые использует сильная центральная власть. Кроме этого, тут грядет «второй этап» восстановления аппарата центральной власти, направленный на то, чтобы объединить все государственные структуры под рукой Москвы за счет ослабления региональных учреждений. На этом фоне в России подавляется вся неразрешенная предпринимательская деятельность и начинаются попытки восстановить контроль государства над крупными предприятиями, энергетическими и природными ресурсами. Возрождается военный сектор, который пытаются превратить в двигатель для оздоровления парализованной промышленности и для обеспечения работой основной массы нищего народа. «Такая программа соответствовала бы агрессивному патриотизму, воспламененному второй войной в Чечне, и широкой поддержке, которую население оказывает призывам к восстановлению стабильности. Кроме того, такое развитие событий поддерживалось бы широко разрекламированной Путиным кампанией по восстановлению стабильности через введение «диктатуры закона»…» – считают американцы. В общем, они действительно описали политику путинства на материалах 2001 года. И это очень важно, поскольку время нынешнего президента протянется как минимум до 2008 года. Однако сами карнегианцы смотрят на будущее этих тенденций с кривой ухмылкой. По их мнению, такой курс быстро растратит скудные экономические ресурсы из-за того, что его государственный аппарат слишком уродлив и неэффективен. Рати безответственных, откровенно серых и неумных чиновников скоро истощат страну, ни черта не сделав для нее. Вся путинская «вертикаль власти» станет на топком основании: под ней не окажется нации, которая уже разложилась, обнищала и глядит на государство как на бесполезный, а то и откровенно враждебный себе нарост. Зато укоренится «закрытая, паразитическая, сверхбюрократизированная политическая система, неспособная решать задачи, возникающие в эпоху глобализации». То есть, пирамидальный госаппарат времен «диктатуры закона» окажется слишком туп и неповоротлив, чтобы соревноваться со структурами нового мира, очень быстрыми, верткими и сетевыми. А еще он не имеет идеи, великой цели, к которой нужно двигаться. Останется только одна: обеспечивать свое положение в бюрократической пирамиде, сохранять привилегии и набивать свои карманы. Немудрено, что эксперты Карнеги-корпорации выводят третий, по их мнению – самый реалистический сценарий. Сценарий застоя. «Третьим, более реалистическим вариантом, были бы сопротивление структурной реформе и поддержка неопределенно долгого существования псевдофеодальной системы в России. …Сохраняются важнейшие учреждения, которые позволяют принимать неформальные, не поддающиеся независимому контролю, произвольные решения в политике и экономике. Учитывая меры, уже принятые Путиным, можно предположить, что любые половинчатые попытки проведения реформ сосредоточатся в основном на укреплении дисциплины и перераспределении скудных ресурсов и влияния в рамках существующей системы, в узком кругу безответственных, сменяющих друг друга политических и коммерческих фигур. Несмотря на то, что такой вариант развития событий сегодня представляется путем наименьшего сопротивления, неопределенно длительное существование нынешней системы может привести к печальным последствиям. Примирение со стагнацией означало бы продолжение существования политических и экономических искажений и перекосов, присущих нынешней системе, а также существование фундаментальных, взаимосвязанных проблем, которые образуют «порочный круг слабости» теперешней России. В ближайшем будущем совокупное влияние неконтролируемого истощения социального капитала, снижения эффективности политических учреждений, отсутствие структурной экономической реформы и невозможность независимого контроля над процессами могут привести к потере всех возможностей для демократизации и рыночной реформы. А если учесть еще и ослабление государственных структур – то и ко все более непредсказуемым явлениям во внешней политике. Кроме того, такая инерция может сделать Россию особенно уязвимой к внешним потрясениям – настолько, что даже относительно небольшие проблемы, вызванные, например, стихийным бедствием, способны вылиться в кризис общенационального характера…» – написал в итоговом отчете по всей работе Адам Стальберг. Он считает, что застой в «трехцветной РФ» не остановит процесс ослабления государственной власти, а это рано или поздно покончит со стабильностью. Хаос воцарится не только в России, но и в соседних с нею государствах, и во всей мировой системе. «Ослабление государства может способствовать тому, что региональные лидеры примутся проводить самостоятельную политику, а также – создать угрозу распада Российской Федерации и полной потери центром контроля над иностранной политикой страны и обеспечением ее безопасности. В том числе – и контроля за ее ядерным арсеналом. Подобный постепенный распад дестабилизирует такие государства, как Грузия и Азербайджан, особенно чувствительные к отголоскам потрясений на Северном Кавказе, а также Украину, Казахстан, Белоруссию, Эстонию и Латвию, в которых многочисленное русское меньшинство вполне может стать мишенью пропаганды сторонников национального воссоединения и самоутверждения. Распад государственных структур приведет также к возрастанию международного риска, связанного с возможностью неконтролируемого распространения оружия массового уничтожения и инфекционных заболеваний, а еще способен превратить Россию в арену международной конкуренции соседних с нею государств и наиболее влиятельных держав мира, что, в свою очередь, усугубит факторы, способствующие дезинтеграции России…» Как видите, читатель, «карнегианцы» тоже смотрят на нас как на какую-то чумную зону или на скотомогильник с сибирской язвой, опасаясь того, что стены их вдруг обрушатся, и вся россиянская скверна вырвется наружу. Можем поделиться и другим впечатлением: доклад здорово смахивает на презрительные статьи в европейских альманахах позапрошлого века, в которых авторы описывали состояние «недоделанных» государств и княжеств в Африке, на арабском Востоке или в Кашгаре. Впрочем, дабы подсластить пилюлю, аналитики Карнеги дают и четвертый сценарий. В этом варианте будущего РФ ступает на путь умеренных преобразований ради демократизации и развития свободного рынка. Путин, опираясь на свой рейтинг, ухитряется сосредоточить силы реформаторов на закреплении достигнутых успехов, на расширении общественной базы для поддержки новых преобразований. Здесь государство становится доброй матушкой, которая делает все, для того, чтобы люди и предприятия покупали собственность, чтобы налоги упрощались, чтобы становилось легче заключать соглашения о разделе продукции, чтобы защищались права инвесторов, чтобы шли аграрные и банковские реформы. Здесь законность и справедливость процветают у прокуроров и судей. Все это читается, словно сказка. И вообще все это напоминает пухлый список настоящих реформ, которые надо было проводить еще десяток лет назад – но которые так и остались на бумаге. Читаешь этот сценарий – и чувствуешь, что в него не очень-то верят сами авторы доклада. Их документ очень толст. Здесь описано множество реформ, которые нужно провести. И везде требуется солидная финансовая помощь извне. Но кто ее окажет? Америке не до этого. У нее самой большие трудности, и ей тоже нужны деньги. А потому этот сценарий – только сказка. А что – реальность? Читаем финальный вывод специалистов Карнеги-корпорации: «…Россия, страна, охватывающая 11 часовых поясов, продолжит разрушаться и, возможно, станет источником пересекающих границы акций организованной преступности, эпидемий заразных заболеваний, потоков беженцев и т.п…»
Date: 2015-09-02; view: 320; Нарушение авторских прав |