Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позиция педагога в общении с детьми
В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «ведущая», «ведомая», «рядом», «в стороне» и т. д. Каждая из них может быть оптимальной для какой-либо конкретной ситуации. Умение взрослого быть гибким в общении q детьми способствует не только повышению эффективности воспитательных воздействий, но и развитию личности ребенка в целом. Чаще всего воспитатель есть тот человек, который все умеет, все знает и всему может научить. Ведущая позиция взрослого предполагает прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми. Дети и сами очень часто обращаются к взрослому как к более сильному, знающему, умелому, авторитетному. Такая позиция порою просто жизненно необходима, так как ребенок нуждается в передаче опыта, руководстве и опеке взрослого. Однако стабильное распределение позиций в общении: взрослый «над» — ребенок «снизу», наиболее часто встречающееся при учебно-дисциплинарной модели взаимодействия, приводит к тому, что дети начинают тяготиться сложившейся ситуацией. Данная позиция ограничивает детскую активность, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, тормозит творческо-поисковую деятельность. При общении со взрослым, чтобы ребенок стал чему-то активно учиться, выполнять какие-либо требования, ориентироваться на руководящего общей деятельностью взрослого, нужно сделать эту деятельность интересной для ребенка, побудить в нем желание в ней участвовать. Необходим общий контекст совместной деятельности, равно актуальный для взрослого и для ребенка. В рамках контекста общей деятельности, увлеченные ею ребенок и взрослый неоднократно радикально меняют позиции. Взрослый также может занимать позицию «снизу» по отношению к детям, выполняя какие-либо их требования, идя на уступки, прислушиваясь к мнению ребенка, советуясь, как лучше поступить. В организованной или совместной деятельности это может быть спланированным педагогическим приемом — когда взрослый обращается за информацией к ребенку, просит проконтролировать свою деятельность и др. И вот идет совместная беседа, обсуждение того, как быть, как лучше сделать, что будет хорошо, а что плохо. С другой стороны, не совсем ясно, как реализовать в условиях детской группы позицию «рядом». Позиция «рядом» или «вместе с детьми» — это равноправные партнерские отношения. Воспитатель может быть на равных с ребенком, даже когда он его учит. Однако часто дети начинают активно исследовать границы свободы таких отношений, и здесь наиболее важным выступает умение взрослого владеть ситуацией. Позиция «рядом» предполагает взаимный учет интересов взрослого и детей, право на собственное мнение и выбор. Взрослый не дает прямых указаний и не принимает решений за ребенка, он стимулирует его активность, совместно с ним ищет ответы на возникающие вопросы. Следует упомянуть еще один вид позиции в общении — нарочитую отстраненность взрослого по отношению к ребенку. Казалось бы, она не подразумевает общения. Но это не совсем верно. Например, присутствие взрослого, демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь при первой необходимости, очень значимо для детей. Вполне возможно, что никто из них и не подойдет к педагогу с вопросами, но они будут чувствовать себя увереннее, чем если бы остались один на один с заданием. Позиция демонстративной отстраненности является для ребенка потенциальным источником расширения общения в любых доступных ему позициях [19]. Date: 2015-09-02; view: 5030; Нарушение авторских прав |