Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиция педагога в общении с детьми





 

В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «ведущая», «ведомая», «рядом», «в стороне» и т. д. Каждая из них может быть оптимальной для какой-либо конкретной ситуации. Умение взрослого быть гибким в общении q детьми способствует не только повышению эффективности воспитательных воздействий, но и развитию лично­сти ребенка в целом.

Чаще всего воспитатель есть тот человек, который все умеет, все знает и всему может научить. Ведущая позиция взрослого предполагает прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми. Дети и сами очень часто обращаются к взрослому как к более сильному, знающему, умелому, авторитетному. Такая позиция порою просто жизненно необходима, так как ребенок нуждается в передаче опыта, руководстве и опеке взрослого. Однако стабильное распределение позиций в общении: взрослый «над» — ребенок «снизу», наиболее часто встречающееся при учебно-дисциплинарной модели взаимодействия, приводит к тому, что дети начинают тяготиться сложив­шейся ситуацией. Данная позиция ограничивает детскую активность, способность самостоятельно принимать ре­шения и нести за них ответственность, тормозит творческо-поисковую деятельность.

При общении со взрослым, чтобы ребенок стал чему-то активно учиться, выполнять какие-либо требования, ориентироваться на руководящего общей деятельностью взрослого, нужно сделать эту деятельность интересной для ребенка, побудить в нем желание в ней участвовать. Необходим общий контекст совместной деятельности, равно актуальный для взрослого и для ребенка. В рамках контекста общей деятельности, увлеченные ею ребенок и взрослый неоднократно радикально меняют позиции. Взрослый также может занимать позицию «снизу» по отношению к детям, выполняя какие-либо их требования, идя на уступки, прислушиваясь к мнению ребенка, советуясь, как лучше поступить. В организованной или совместной деятельности это может быть спланированным педагогическим приемом — когда взрослый обращается за информацией к ребенку, просит проконтролировать свою деятельность и др. И вот идет совместная беседа, обсуждение того, как быть, как лучше сделать, что будет хорошо, а что плохо.

С другой стороны, не совсем ясно, как реализовать в условиях детской группы позицию «рядом». Позиция «рядом» или «вместе с детьми» — это равноправные парт­нерские отношения. Воспитатель может быть на равных с ребенком, даже когда он его учит. Однако часто дети начинают активно исследовать границы свободы таких отношений, и здесь наиболее важным выступает умение взрослого владеть ситуацией. Позиция «рядом» предполагает взаимный учет интересов взрослого и детей, право на собственное мнение и выбор. Взрослый не дает прямых указаний и не принимает решений за ребенка, он стимулирует его активность, совместно с ним ищет отве­ты на возникающие вопросы.

Следует упомянуть еще один вид позиции в общении — нарочитую отстраненность взрослого по отно­шению к ребенку. Казалось бы, она не подразумевает общения. Но это не совсем верно. Например, присут­ствие взрослого, демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь при первой необходимости, очень значимо для детей. Вполне возможно, что никто из них и не подойдет к педагогу с вопросами, но они будут чувствовать себя увереннее, чем если бы остались один на один с заданием. Позиция демонстративной отстраненности является для ребенка потен­циальным источником расширения общения в любых доступных ему позициях [19].








Date: 2015-09-02; view: 5030; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию