Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия права в системе наук
В нашей стране вопрос о статусе философии права, ее соотношении с другими социальными науками актуален. Философы и особенно юристы заинтересованы в предметном разграничении философии права от других смежных дисциплин. В философской среде (научной, преподавательской) у философии права практически нет конкурентов (некоторое исключение составляет философия политики). Совсем другое дело у юристов, где философия права не просто конкурирует, но активно и агрессивно вытесняется на протяжении последних 150 лет теорией права. Мнения наших юристов о месте философии права в системе наук можно объединить, как минимум, в четыре группы. 1. Среди представителей отечественной теоретико-правовой науки преобладает мнение, что 2. Другой взгляд можно встретить в работах акад. B.C. Нерсесянца7 и проф. В.П. Малахова8, с точки зрения которых, философия права является частью не теории права, а юриспруденции, т.е. всей совокупности юридических наук. В этом случае, очевидно, философия права получает более высокий статус и имеет лучшие перспективы для своего развития. 3. Промежуточную позицию занимает чл.корр. Д.А. Керимов, который считает филосо- 4. Представляет интерес позиция Г.Ф. Шершеневича, которая может устроить кого-то из пред- 1) общая теория права; 2) история философии права; 3) политика права (формирует правовые идеалы и устанавливает способы претворения их в жизнь)11. Позитивистски понимая философию как синтез всего научного знания, Г.Ф. Шершеневич фактически отождествляет философию права с теорией права. Поэтому он называет философию права "научной философией права", предмет которой - позитивное право, а задача - создание понятийного аппарата для правоведения. Очевидно, что предмет и задачи правоведения - те же. Погружаясь во все эти дискуссии о месте философии права в системе наук, всегда следует помнить об условности данного вопроса, его вторичности перед собственно содержательными проблемами. Философское познание государства и права меньше всего зависит от того, какое место ему будет отведено. Человек, у которого есть интерес к философии права, который может и хочет что-то написать на эту тему, не будет особенно озабочен вопросами классификации философских или юридических дисциплин. Следует также иметь в виду, что на Западе термины "философия права", "теория права", "юриспруденция" иногда отождествляются. Скептикам относительно места и роли философии права можно сказать следующее. Если вопрос о статусе философии права поставить в самом широком смысле, а именно: есть философия права или нет, быть ей или не быть, то такой вопрос не стоит. Философия права как самостоятельная отрасль знания - это состоявшийся факт культуры, факт научной жизни, философия права была, есть и будет. Пока было, есть и будет государство и право, будет потребность дать этим явлениям философское толкование, стремление философски их осмыслить. Вопрос в другом: по большому счету философия права как всякая философия - удел немногих. Философия не рассчитана на широкий круг людей, как не рассчитано на широкий круг людей высокое искусство: поэзия, симфоническая музыка, опера, балет, живопись. Чтобы создать философию права, чтобы изложить философию права, надо ее чувствовать, надо быть, а не считаться философом, а это дано не всем. Способностью к философскому обобщению, философскому восприятию мира обладает далеко не каждый. Если кому-то данное утверждение показалось слишком категоричным, скажем мягче: есть люди, интересующиеся философией, и есть люди, которые к философии глухи. Соответственно следует различать критику в адрес философии права со стороны лиц, понимающих в философии, и лиц, понимающих в ней мало. Иначе говоря, следует отдавать себе отчет в том, что философия права никогда не будет широко востребована, она всегда будет предметом критики со стороны большинства, и всегда ее статус будет ставиться под сомнение. Это - реальность, с которой приходится считаться. Несколько слов о соотношении философии права и теории права. Проблема соотношения философии права и теории права - не единственная такого рода. У философов, социологов, политологов можно найти аналогичные проблемы. Например, где и как вы проведете грань между такими дисциплинами: философия религии и религиоведение, философия политики и политология, философия культуры и культурология, социальная философия и социология? Представляется, что резкой грани здесь нет и не может быть. Тем не менее, можно предложить следующий разграничительный критерий: философия права соотносится с теорией права так же, как соотносится философия с наукой. Различие теории права и философии права наглядно видно на примере использования двух терминов: "сущность" и "смысл". Под сущностью понимается некое неразложимое ядро вещи, которое определяет свойства этой вещи, ее проявления. Под смыслом понимается ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь представляет для человека. В отличие от сущности смысл не принадлежит самой вещи, он привносится в нее человеком, так что вещь для одно го человека может быть полной смысла, для другого - бессмысленной12. Наука направлена на выявление сущности вещи, т.е. ее объективных свойств, в частности, теория государства и права нацелена на установление объективных свойств государства и права. Философия ориентирована на выявление смысла вещей, то есть ценностного отношения к ним со стороны человека. Соответственно философия права ставит перед собой задачу понять ценностное отношение человека к государству и праву и их проявлениям. Например, теория права изучает структуру правоотношения, его свойства, виды, основания возникновения и прекращения. Для философии права тема правоотношения поворачивается другой стороной, а именно: понять смысл правоотношения как вида общественного отношения, как динамического свойства права. Философия права, изучая правоотношение, вносит дополнительный смысл в понимание ценностного восприятия человеком права и государства. Смежное местоположение философии права и теории права наглядно просматривается в текстах, созданных по большей части юристами. Наглядный пример - труды B.C. Нерсесянца, вызвавшие заметную дискуссию13. Нельзя отрицать, что его либертарная теория - явление в нашей научной жизни. Она отличается ясностью, глубиной, системностью аргументации, высокой культурой изложения, в ней есть идеи, которые можно развивать. Вместе с тем в либертарной теории - мало собственно философии, как мало ее в любой позитивистски ориентированной концепции. Методологическая основа философии права B.C. Нерсесянца - отнюдь не гегельянство или кантианство, как кто-то может посчитать, а философский и юридический позитивизм (по своим истокам это разные направления). Либертарная теория в своей исходной посылке разработана в духе Г. Кельзена, который поставил задачу: понять право, исходя из самого права. Разница невелика: если предметом "чистой теории права" является позитивное право (иногда - правопорядок), то либертарная теория расширяет поле своего исследования до дуализма права и закона. При этом если для представителей естественно-правовой школы указание на дихотомию права и закона выступает, как правило, основанием для перехода к метафизике права, то B.C. Нерсесянц здесь намеренно, открыто, подчеркнуто остается на позициях юридического формализма. Для него сущность права (не закона, а права!) есть его форма, проявляющаяся в виде свободы,равенства и справедливости. Очевидно, что такая позиция не прямо, а лишь опосредованно выходит на подлинно смысложизненные вопросы бытия права. И в "чистой теории права", и в либертарной теории есть философский аспект, заключающийся в стремлении понять некий общий смысл права, но не выходя за рамки самого права. Date: 2015-09-02; view: 4241; Нарушение авторских прав |