Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История становления философии праваСтр 1 из 5Следующая ⇒
Философия права возникает в рамках философии с момента появления первых попыток философского осмысления государства и права (наиболее рельефно - в Древней Греции)3 и получает статус самостоятельной научной и учебной дисциплины в начале XIX в. Ключевую роль в этом процессе сыграла "Философия права" Гегеля, ставшая на долгие годы эталоном формы, структуры и даже стиля изложения. Для многих авторов и на Западе, и у нас это сочинение продолжает и по сей день оставаться образцом для подражания. С последней трети XIX в. и весь XX в. философия права переходит от философов к юристам и развивается в основном как часть юриспруденции, а не философии. Она читается в основном на юридических, а не философских факультетах. Важно отметить, что в XIX и XX вв. философия права, развиваемая на основе метафизики, имеет место главным образом в немецкоязычной литературе - Германии, Австрии и Швейцарии. В России философия права складывается под определяющим влиянием немецкой философии права в лице Канта, Гегеля и Фихте (например, труды Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, И.В. Михайловского, Б.П. Вышеславцева, А.С. Ященко и многих других). Отечественные авторы (дореволюционные, советские, постсоветские) под философией права понимали и продолжают понимать, как правило, именно немецкие образцы. Данный факт всегда следует иметь в виду при оценке отечественной философско-правовой литературы и просто мнений российских философов и юристов о философии права, ее предмете, содержании, стиле изложения. Кстати сказать, общая теория права в России также развивалась под преобладающим влиянием немецких юристов. В советский период философия права растворяется в марксистско-ленинской общей теории государства и права. Вместе с тем нельзя сказать, что философско-правовые исследования в советском обществоведении отсутствовали. Да, профильных работ со специальным названием "философия права" практически не было (исключение, видимо, составляли работы Д.А. Керимова), но были многочисленные исследования, где политико-правовые проблемы освещались на подлинно философском уровне. Философия права существовала также в форме истории политических и правовых учений. Кроме того, следует иметь в виду, что сама марксистская методология, идущая во многом от Гегеля, настраивала советских юристов и философов на высокий уровень теоретического мышления и подлинно философских обобщений. Так что философско-правовая культура в нашей стране в той или иной форме поддерживалась. После 1991 г., когда закончился советский идеологический монополизм, стали появляться специализированные работы по философии права под соответствующими названиями. Казалось бы, это отрадный факт, говорящий о восстановлении утраченной традиции и хорошем творческом потенциале наших специалистов. Отчасти, наверно, так оно и есть. Вместе с тем ситуация с философией права в нашей юридической и философской среде не так однозначна. Как это ни покажется парадоксальным, но современное положение дел сходно с тем, что было в России сто лет назад. Вот что писал выдающийся юрист Г.Ф. Шершеневич в начале XX в., характеризуя русскую философию права: "На философию права оказало влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм положительного права, философия права разрабатывалась по преимуществу лицами, весьма мало или даже вовсе не причастными к правоведению. Одни изучали право, как оно дано им в нормах, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Эта разобщенность продолжается, к сожалению, и доныне. Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше. Такое положение вещей отражается в высшей степени вредно как на правоведении, ослабляя его теоретическую ценность, так и на философии права, подрывая ее практическое значение. Дело доходит до того, что приходится отстаивать перед юристами философию права"4. Г.Ф. Шершеневич обозначил болевые точки, имеющие место и сейчас, что можно свести к трем высказанным им тезисам: 1) между философией права и юридическими науками существует разобщенность, разрыв; 2) юристы не знают философии и не имеют к ней интереса, философы не знают права и не имеют к нему интереса; 3) философия права вызывает отторжение в юридической среде. Дополняя картину, нарисованную Г.Ф. Шершеневичем, приходится констатировать следующие факты: 1) в так называемый "золотой век" русской юриспруденции, в период ее кульминационного философия права отторгается не просто юристами-отраслевиками (что где-то можно по- 3) философы (и наши, и зарубежные) в целом равнодушны к философии права. Date: 2015-09-02; view: 4630; Нарушение авторских прав |