Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные процессы памяти
Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти, здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание– это связывание новой информации с уже имеющейся в индивидуальном опыте, оно всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные мнемотехнические приемы для лучшего усвоения материала, то такое запоминание называют заучиванием. Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений. Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела и действия запоминаются лучше (эффект Зейгарник), причем первые и последние элементы информационного ряда сохраняются и запоминаются лучше (эффект «края»). Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения, выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами: а) одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. б) другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками. в) Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории: более общей или более частной – он соответствует. Воспроизведение (вспоминание, репродукция) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение может быть преднамеренным и непреднамеренным. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, при котором мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия, его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация. Воспроизведение материала может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним, возникает чувство знакомости. Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей, оно требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли. Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Оно обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток, именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала. («кривая забывания» Эббингауза). В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.
Date: 2015-09-02; view: 337; Нарушение авторских прав |