Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Середина игры и эндшпиль





Часто приходится наблюдать, что любитель, ведущий довольно хорошо середину игры, оказывается в эндшпиле совершенно беспомощным. Эта разница в игре рекомендует старую шахматную педагогику с плохой стороны. Одним из основных признаков хорошей игры является одинаково хорошее ведение середины и окончания партии. Впрочем, вполне нормально, что изучающий сперва накапливает опыт почти исключительно в области дебюта и середины игры, а не эндшпиля, но от этого недостатка необходимо избавиться как можно скорее. Изучающему следует заметить, что эндшпиль ни в коем случае не представляет собою скучного завершения пышной середины игры. Эндшпиль – это часть партии, в которой достигнутое в середине игры преимущество должно быть реализовано, и эта реализация (материального порядка) ни в коем случае не является занятием «подчиненного» значения. Наоборот, для этого требуется всё умение, всё искусство игрока. Для того чтобы понять, что происходит в эндшпиле, и научиться его ценить, нужно ознакомиться с ним начиная с элементов, ибо у эндшпиля имеются свои элементы, подобно тому как и у середины игры. С одним из этих элементов – проходной пешкой – мы уже знакомы; теперь перейдем к рассмотрению других.

1. Централизация: а) короля, б) легких фигур, в) ферзя. Убежище и постройка мостов.

а) Централизация короля.

Одним из главных моментов стратегии эндшпиля является, как известно, большая подвижность короля. В середине игры король только статист, зато в эндшпиле он один из главных актеров. В силу этого короля в эндшпиле нужно развивать, то есть приближать его к линии огня. Правило: при переходе в эндшпиль следует начинать движение королем по направлению к середине доски, так как отсюда король может перейти к атаке как королевского, так и ферзевого фланга.

1-ый пример: белые – Kg1; черные – Rе8 (показаны только главнейшие актеры). Следует играть 1. Kf2. Король стремится к середине доски, в то же время он защищает пункты е1 и е2 от вторжения ладьи.

 

№98


2-ой пример.Здесь следует сперва Kg1–f2–е2, а затем король идет на ферзевый фланг: Kе2–d1–с2. Таким образом белые защищают пешку b2 и освобождают ладью d2, которая после этого становится активной (белые играют, например, Rd7).

3-й пример

№ 99
Рубинштейн Нимцович
Карлсбад 1907


Борьба королей за центральные поля

Белые сыграли

33. Nс3.

Так как попытка немедленной централизации короля опровергается ответом Bd5, например: 33. Kf1 Bс4+ 34. Ke1 Bd5, и черные вынуждают размен фигуры либо выигрывают пешку. После


33...Bс4 34. f4 Ke7 35. Kf2 Kd6 36. Kе3 Kс5

белые уже не могут занять пункт d4. Если бы они успели поставить короля на d4 (при черном короле на d6), выигрыш был бы значительно труднее. Теперь же он не представляет труда:


37. g4 Kb4.

В этом всё дело – центральная позиция с5 является базой для последующей фланговой атаки (и именно это служит обоснованием предпринимаемой централизации).


38. Kd4

Слишком поздно.

38...Bb3 39. g5 a4 40. Nb1 Bе6 41. g3 Kb3 42. Nс3 а3 43. Kd3 g6 44. Kd4 Kс2! Белые сдались.

Этот пример выявляет централизацию с новой стороны: ею достигается не только выигрыш пространства для собственного короля, но и ограничение подвижности неприятельского. Итак, не следует оставлять неиспользованным ни одно средство для того, чтобы проникнуть королем как можно ближе к центру.

б) Централизация легких фигур.

Централизация не является исключительной особенностью короля; подобную тенденцию мы замечаем и у остальных фигур.

 

№100


Белые могут играть как Ke1–d2–c3–d4, так и 1. Nd4 с последующим е2–е3. Как и в предыдущем примере, централизация коня на поле d4 преследует двоякую цель: 1) конь получает возможность угрожать обоим флангам; 2) отсюда он ограничивает подвижность неприятельского короля (препятствует его движению через е6 на d5). При наличии у противника ладьи централизованный конь образует защитный вал для собственного короля, который (под прикрытием коня) тоже занимает центральную позицию.

Простейший пример:

1. Nd4 с последующим Ke2-d3, и у белых центральный фигурный островок: король, конь, пешка.

в) Централизация ферзя.

Наиболее убедительным доказательством значения централизации является то, что даже ферзь, действие которого и на краю доски достаточно велико, все же стремится к занятию центральной позиции. Идеалом является централизованный ферзь, защищенный пешкой и, в свою очередь, защищающий пешки. Находясь под таким надежным прикрытием, король может предпринимать далекие прогулки в лагерь противника. Так, например, на диаграмме 101 белый король будет стремиться попасть на поле b6 или g6 (с фронтальным нападением на одну из неприятельских пешек). После долгих странствий это ему удается, и белые выигрывают (см. еще диаграмму 116).


 

№101


Централизованная позиция ферзя позволяет королю белых вторгнуться в неприятельский лагерь. Поле вторжения – b6 или g6 (фронтальное нападение)


Убежище и постройка мостов.

В своих странствиях по доске король подвергается целой серии шахов и должен поэтому своевременно позаботиться о надежном убежище. См.диаграмму №102.

 

№102


Поле а7 является для белого короля убежищем

Ход 1. а7 был бы очевидной ошибкой, так как после 1...Rа2 2. Kb6 (чтобы увести ладью и провести пешку в ферзи) король не мог бы укрыться от шахов. Правильно – сохранить поле а7 как убежище для короля. Например:


1. Rb6 Rb1+ 2. Kа7 Rb2 3. Kb8 Rа2 4. Rb6 Rа1 5. Kb7 Rа2 6. а7, и белые выигрывают.

Аналогично обстоит дело в следующем положении:

Здесь убежищем является поле d6, и ошибочно было бы его уничтожение посредством 1. d6. Правильно 1. Kе6, чтобы в случае 1...Rе2+ ответить 2. Kd6. Шахи кончились, и теперь черного короля удается оттеснить от поля превращения пешки.

Так уж создан человек, что когда случайно находит что-нибудь для себя полезное, то стремится употребить находку во всех случаях, когда в этом встречается необходимость. Так и здесь. Техника эндшпиля требует, чтобы мы были в состоянии сами строить для короля убежище, и это достигается постройкой мостов.

 

№103


Постройка моста

Если белые сыграют 1. Kf7, то последует серия шахов, и король будет вынужден вернуться на g8, ничего не достигнув. Ключом к позиции является


1. Rе4!

Ход на первый взгляд непонятный.

Rh2,

И теперь белый король снова покидает свое убежище:

2. Kf7 Rf2+ 3. Kg6 Rg2+ 4. Kf6! Rf2+ 5. Kg5 Rg2+ 6. Rg4!

Постройка моста закончена – поле g5 сделалось превосходным убежищем. После 4. Kf6! черные могли бы подождать с дальнейшими шахами, играя, например, 4...Rg1, но тогда следует чудесный маневр, которому позавидует всякий инженер: мы переносим весь мост со всеми его принадлежностями с одного места на другое – играем 5. Rе5!! и строим мост над полем g5; тогда убежище будет находиться на g6. Этот восхитительный прием принадлежит к числу обыденнейших маневров – доказательство удивительной красоты шахматной игры!

Интересно было бы выяснить, не могут ли белые сыграть сразу 1. Rе5. Оказывается, могут; этот ход тоже выигрывает, однако менее убедительно, чем «авторское решение» – 1. Rе4. На 1. Rе5 следует: 1...Kd6 2. Kf7 Rf1+ 3. Kе8 (но не 3. Kg6? Kxе5 4. g8Q Rg1+ и т.д.) 3...Rg1 4. Rе7 Rа1 5. Rd7+ или 4...Rg2 5. Kf8 Rg1 6. Rf7, и белые выигрывают. Постройка мостов с целью создания убежища для короля является типичной составной частью стратегии эндшпиля и тесно связана с маневром, который мы рассмотрим ниже, в пункте 3. Такой мост мы, в частности, уже видели в партии № 10 (см. диаграмму после 35-го хода черных), где перевод коня на f5 создал для короля убежище на поле f3.

 







Date: 2015-09-02; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию