Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивы разменов





 

Чтобы возможно лучше ознакомить изучающего с опасностями слишком энергично проводимых разменов, мы в дальнейшем отметим вкратце те немногочисленные случаи, в которых размен представляется целесообразным. Во всех остальных случаях размен, особенно достигаемый силой и во что бы то ни стало, нехорош. У маэстро размен естественно вытекает из хода игры; маэстро занимает линии или обеспечивает себе господство над отдельными стратегически важными пунктами, и тогда желанный размен осуществляется легко (см. партию № 11, примечание к 35-му ходу).

В первой главе мы рассматривали размен с последующим выигрышем темпа. Затем мы прибегали еще к размену, чтобы избежать отступления фигурой или для предотвращения защитительных ходов, сопровождающихся потерей темпа (упрощение с последующим развитием). Оба случая являются в конечном счете темповыми комбинациями, да и вообще расчет темпов имеет существенное значение при каждом размене. Достаточно вспомнить обмен новоразвитой фигуры на «темпопожирателя». В середине партии мы встречаемся со следующими мотивами разменов.


1) Мы меняемся, чтобы без потери времени занять (либо открыть) линию.
Приведем простой пример.

№90


Белые хотят занять (или открыть) линию, чтобы дать мат по 8-й горизонтали. Если они для этой цели сыграют 1. Bf3 или 1. Rа1, то у черных будет время предпринять что-нибудь против этой угрозы, например Kf8 или g7–g6. Конечно, правильно разменяться: 1. Bxс6.


2) Разменом мы уничтожаем защищающую фигуру.

Мы обмениваем ее, так как сознаем ее защитительную силу. В простейшем случае фигура защищает нечто материальное; таковой нам представляется всякая защищающая фигура. В первых че-тырех главах мы ознакомились с различными защищающими фигурами: фигуры, защищающие пеш-ку на открытой линии; фигуры, помогающие блокеру; пешки, защищающие форпост, и т.д. Стоит постараться в каждом отдельном случае такие фигуры уничтожать. Но понятие «защищающая фигу-ра», однако, более широко. Можно защищать пространство (например, доступ к 7-й горизонтали) или бороться против приближения неприятельских фигур (в партии № 14 конь е3 защищает поля g4 и f5 против возможного приближения фигур – Qg4 или Rf5; известно также, что конь на f6 защищает всю позицию рокировки и даже фланг: так, например, вторжение Qh5 невозможно). Аналогично обстоит дело с блокирующей фигурой, расположенной в центре, белые-Nb4,п.п. e3.f2.g2.h2; черные Ве7,п.п.d5,f7.g7; благодаря своему радиальному действию конь защищает значительное пространство.

Правило гласит: нужно стремиться к уничтожению всякой защищающей фигуры (защищающей – в узком и широком смысле этого понятия).

 

№91


Серия разменов. Иллюстрация 1-го и 2-го мотивов

Белые выигрывают при помощи ряда разменов, иллюстрирующих как первый, так и второй упомянутый нами случай. При первом взгляде на позицию мы замечаем черного коня, заблудившегося на h2, и его защитника – слона b8. Мы сыграем:


1. exd4

Размен, открывающий без потери времени линию «е»,– 1-й случай

1...cxd4 2. Rе8+

Ладья с8 защищает 8-ю горизонталь – она должна погибнуть!

2...Rxе8 3. Rxе8+ Kh7 4. Rxb8

Защищающая фигура уничтожается – 2-й случай

4...Rxb8 5. Kxh2, и белые выигрывают.

3) Мы прибегаем к размену, чтобы не терять времени на отступление.

Этот размен мы осуществляем преимущественно в тех случаях, когда наша фигура подвергается нападению. Поставленные перед дилеммой – отступить фигурой и тем самым потерять ход или же обменять ее на неприятельскую фигуру,– мы избираем последнее, и особенно в том случае, если темп, который нам удалось таким образом сэкономить, может быть целесообразно использован. Итак, вопрос времени (темпа) должен иметь при этом актуальное значение. Простейший пример.

 

№92


Nе4 а4

Контрнападение.

Rxb6

Чтобы сэкономить темп

2...аb 3. Nxf6, и белые выигрывают.

Если у обоих противников атакованы тяжелые фигуры, то нередко возникает разновидность 3-го случая: фигура стремится продать свою жизнь как можно дороже.

 

№93


Черные играют, допустим,

1. а3?

Белые согласны на размен ферзей, но если уж ферзь b2 приговорен к смерти, то естественно желание продать его жизнь как можно дороже. Итак:


2. Qxb7+! Kxb7 3. ed.

Странно, но начинающим такие размены чужды: они скорее предпочтут героическое пожертвование ферзя (при всем уважении, какое они к нему испытывают). В частности, взятие коня совсем не жертва, в лучшем случае жертва временная; и, может быть, именно то, что жертва здесь связывается с прозаической тенденцией увеличения материала, создает для начинающего наибольшие психологические затруднения.

 

Date: 2015-09-02; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию