Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивы разменов
Чтобы возможно лучше ознакомить изучающего с опасностями слишком энергично проводимых разменов, мы в дальнейшем отметим вкратце те немногочисленные случаи, в которых размен представляется целесообразным. Во всех остальных случаях размен, особенно достигаемый силой и во что бы то ни стало, нехорош. У маэстро размен естественно вытекает из хода игры; маэстро занимает линии или обеспечивает себе господство над отдельными стратегически важными пунктами, и тогда желанный размен осуществляется легко (см. партию № 11, примечание к 35-му ходу). В первой главе мы рассматривали размен с последующим выигрышем темпа. Затем мы прибегали еще к размену, чтобы избежать отступления фигурой или для предотвращения защитительных ходов, сопровождающихся потерей темпа (упрощение с последующим развитием). Оба случая являются в конечном счете темповыми комбинациями, да и вообще расчет темпов имеет существенное значение при каждом размене. Достаточно вспомнить обмен новоразвитой фигуры на «темпопожирателя». В середине партии мы встречаемся со следующими мотивами разменов.
№90
Белые хотят занять (или открыть) линию, чтобы дать мат по 8-й горизонтали. Если они для этой цели сыграют 1. Bf3 или 1. Rа1, то у черных будет время предпринять что-нибудь против этой угрозы, например Kf8 или g7–g6. Конечно, правильно разменяться: 1. Bxс6.
Мы обмениваем ее, так как сознаем ее защитительную силу. В простейшем случае фигура защищает нечто материальное; таковой нам представляется всякая защищающая фигура. В первых че-тырех главах мы ознакомились с различными защищающими фигурами: фигуры, защищающие пеш-ку на открытой линии; фигуры, помогающие блокеру; пешки, защищающие форпост, и т.д. Стоит постараться в каждом отдельном случае такие фигуры уничтожать. Но понятие «защищающая фигу-ра», однако, более широко. Можно защищать пространство (например, доступ к 7-й горизонтали) или бороться против приближения неприятельских фигур (в партии № 14 конь е3 защищает поля g4 и f5 против возможного приближения фигур – Qg4 или Rf5; известно также, что конь на f6 защищает всю позицию рокировки и даже фланг: так, например, вторжение Qh5 невозможно). Аналогично обстоит дело с блокирующей фигурой, расположенной в центре, белые-Nb4,п.п. e3.f2.g2.h2; черные Ве7,п.п.d5,f7.g7; благодаря своему радиальному действию конь защищает значительное пространство. Правило гласит: нужно стремиться к уничтожению всякой защищающей фигуры (защищающей – в узком и широком смысле этого понятия).
№91
Серия разменов. Иллюстрация 1-го и 2-го мотивов Белые выигрывают при помощи ряда разменов, иллюстрирующих как первый, так и второй упомянутый нами случай. При первом взгляде на позицию мы замечаем черного коня, заблудившегося на h2, и его защитника – слона b8. Мы сыграем:
Размен, открывающий без потери времени линию «е»,– 1-й случай 1...cxd4 2. Rе8+ Ладья с8 защищает 8-ю горизонталь – она должна погибнуть! 2...Rxе8 3. Rxе8+ Kh7 4. Rxb8 Защищающая фигура уничтожается – 2-й случай 4...Rxb8 5. Kxh2, и белые выигрывают. 3) Мы прибегаем к размену, чтобы не терять времени на отступление. Этот размен мы осуществляем преимущественно в тех случаях, когда наша фигура подвергается нападению. Поставленные перед дилеммой – отступить фигурой и тем самым потерять ход или же обменять ее на неприятельскую фигуру,– мы избираем последнее, и особенно в том случае, если темп, который нам удалось таким образом сэкономить, может быть целесообразно использован. Итак, вопрос времени (темпа) должен иметь при этом актуальное значение. Простейший пример.
№92
Nе4 а4 Контрнападение. Rxb6 Чтобы сэкономить темп 2...аb 3. Nxf6, и белые выигрывают. Если у обоих противников атакованы тяжелые фигуры, то нередко возникает разновидность 3-го случая: фигура стремится продать свою жизнь как можно дороже.
№93
Черные играют, допустим, 1. а3? Белые согласны на размен ферзей, но если уж ферзь b2 приговорен к смерти, то естественно желание продать его жизнь как можно дороже. Итак:
Странно, но начинающим такие размены чужды: они скорее предпочтут героическое пожертвование ферзя (при всем уважении, какое они к нему испытывают). В частности, взятие коня совсем не жертва, в лучшем случае жертва временная; и, может быть, именно то, что жертва здесь связывается с прозаической тенденцией увеличения материала, создает для начинающего наибольшие психологические затруднения.
Date: 2015-09-02; view: 347; Нарушение авторских прав |