Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ





БГТУ им. В.Г.Шухова

Кафедра теории и методологии науки

 

 

 

ЛОГИКА

ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

Белгород - 2012

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Все варианты контрольной работы содержат единообразные формально-логические задания и различаются только содержательной частью. Вариант материала к заданиям контрольной работы выбирается студентом заочного отделения по номеру, от нуля до девяти, в соответствии с последней цифрой его личного шифра.

Задания выполняются по порядку, в полном объёме и оформляются с соблюдением единой символики, максимально близко к образцу. Если работа сдаётся в печатном виде, следует особенно внимательно проверить изображение символических обозначений и в случае необходимости внести правку от руки. В противном случае опечатки будут считаться ошибками.

В конце контрольной работы под заголовком “Литература” приводится список всех учебников и пособий, с помощью которых выполнялась работа, составленный в соответствии с правилами библиографии.

Поскольку при самостоятельном выполнении заданий вполне возможны и простительны ошибки и неточности, сдавать работу на проверку нужно заранее, чтобы иметь время для исправления и доработки указанных преподавателем недочётов.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Дайте логическую характеристику понятиям:

0 - “черта бедности”, “личность”;

1 - “конституция", “стресс”;

2 - “отрицательная эмоция”, “импичмент”;

3 - “мошенничество”, “социальная проблема”;

4 - “потребительская корзина”, “характер”;

5 - “скромность”, “образ жизни";

6 - “право на труд”, “настроение”;

7 - “социальная группа”, “способность";

8 - “меценатство”, “отпечатки пальцев”;

9 - “интервью”, “трудовой кодекс”.

Образец:

“Деньги” - понятие непустое, общее (они бывают разные)[1], конкрет­ное (это вещный предмет), безотносительное (современные деньги аб­солютны в отличие, например, от древних, когда функцию денег выпол­няли разные предметы, скот и т.п.), положительное (определяются че­рез наличие свойства быть всеобщим эквивалентом стоимости), несобирательное (всякий отдельный элемент объёма этого понятия обла­дает всеми его признаками), определённое (точное и ясное понятие).



2. Установите отношения между данными понятиями по объёму и изобразите их графической схемой:

0 - “индивидуум”, “психика”, “внутренний мир”, “вредная привычка", “тяжё­лый характер”;

1 - “интеллект”, “ум”, “хитрость”, “остроумие", “логически правильное мыш­ление”;

2 - “социальная организация”, “государственное учреждение”, “учреждение здравоохранения”, “учебное заведение”, “коллектив”;

3 - “уверенность”, “знание”, “заблуждение”, “ошибка”, “роковая ошибка”;

4 - “исправительные работы”, “наказание”, “поощрение”, “уборка террито­рии”, “посадка деревьев”;

5 - “пьянство”, “алкоголизм”, “социальная болезнь”, “социальная пробле­ма”, “нищета”;

6 - “региональная элита”, “учёный-психолог”, “политический лидер”, “адво­кат”, “социальный работник”;

7 - “воспитание”, "обучение”, “формирование личности”, “наказание”, “про­верка знаний”;

8 - “законопослушание”, “счастье”, “удовольствие”, “взаимопонимание”, “радость”;

9 - “учёный”, “академик”, “почётный гражданин”, “молодой учёный”, “вете­ран труда".

Образец:

Вариант для образца: «образовательное учреждение»(А), «высшее учебное заведение»(В), «училище»(С), «университет»(Р), «буфет»(Е). Обозначим каждое понятие буквой латинского алфавита: А, В, С, D, Е. Установим виды отношений между ними:

· всякий университет является высшим учебным заведением, но не наоборот; значит, понятие D подчиняется понятию В;

· училище и вуз являются разновидностями образовательных учре­ждений, значит, понятия В и С подчиняются понятию А и являются со­подчинёнными;

· буфет не является ни вузом, ни училищем, ни образовательным учреждением, значит, понятие Е не имеет общих элементов объёма ни с одним из других данных понятий.

Графическая схема отношений между понятиями:

 

 

3. Укажите способ определения понятия, вид допущенной логиче­ской ошибки и дайте возможное правильное определение:

0 - «Преступление - это нарушение закона».

1 - «Горе - это отсутствие счастья».

2 - «Бандит - это участник банды».

3 - «Конформист - это трус».

4 - «Холерик - это нервный человек».

5 - «Ехидство - это неприятная черта характера».

6 - «Ученье - не развлеченье».

7 - «Грусть - это грустное чувство».

8 - «Доверие - это вера кому-то».

9 - «Гуманитарий - это специалист по гуманитарным наукам».

Образец:

“Доброта - это стремление делать добро другим”.

Данное определение является реальным, т.к. в нём раскрываются существенные признаки определяемого понятия. Определение дано ос­новным (классическим) способом - через род (стремление) и видовое отличие (делать добро другим).

Ошибки данного определения - (1) узкое определение, т. к. доброта выражается не только в деятельных стремлениях, но и в душевном на­строе человека; (2) тавтологичность определения, т. к. в определяю­щей части употребляется однокоренное с определяемым слово. Возможное правильное определение:



Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(Определение взято из словаря: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толко­вый словарь русского языка. - М., 1995. - С. 165.)






Date: 2015-09-02; view: 756; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию