Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие педагогики. Практика воспитания своими теориями уходит в глубин­ные пласты человеческой цивилизации





Практика воспитания своими теориями уходит в глубин­ные пласты человеческой цивилизации. Появилось она вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагоги­ки, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспи­тания сформировалась значительно позже, когда уже сущес­твовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опы­та не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосыл­ки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех науч­ных отраслей — потребности жизни. Наступило время, ког­да образование стало играть весьма, заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует, быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребности в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьез­ные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения тео­ретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сдела­ны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древ­негреческая философия. Виднейший ее представитель Де­мокрит (460—370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание по­добны. А именно, воспитание перестраивает человека и, пре­образуя, создает природу», «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабаты­вает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретика­ми педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 — 347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формирова­нием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения вы­ступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квин­тилиана (35 — 96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Ци­церона его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыг­равшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизне­стойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала ду­ховную жизнь общества, направляя воспитание в религиоз­ное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образо­вание во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просущес­твовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160 — 222), Августин (354 - 430), Аквинат (1225 —1274), создавшие обширные пе­дагогические трактаты, педагогическая теория далеко впе­ред не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466— 1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378 —1446), французы Франсуа Рабле (1494 —1553) и Мишель Монтень (1533-1592).

Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку; оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимают­ся человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»... «Слух необходимо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»... Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Раз­ве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632 — 1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентль­мена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители ХVIII века Д. Дидро (1713 —1784), К. Гельвеций (1715 -1771), П. Гольбах (1723 - 1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712 —1778). «Вещей! Вещей! — восклицал он. — Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».

Демократические идеи французских просветителей во мно­гом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). «О, любимый народ! — восклицал он. — Я вижу, как Ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обу­чения и нравственного воспитания учащихся.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значи­тельных теоретических обобщений в области психологии обу­чения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражне­ний), известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образований широких масс трудящихся.

«Ничего не постоянно, кроме перемены», — учил выдаю­щийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего — изучением противоре­чий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны труды выдающихся русских мыслите­лей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812- 1870), Н.Г.Чернышевского (1828 -1889), Н.А. Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828 — 1910), изучаются труды H.И. Пирогова (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преоб­разования дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871).

В конце XIX — начале XX века интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических про­цессов в современном обществе и быстро достигли ощути­мых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, раз­работаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектирован­ных целей.

Виднейшие представители американской педагогики — Джон Дьюи (1859-1952), чьи работы оказали заметное влия­ние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874 — 1949), прославившийся исследованиями процесса обучения и созданием хотя бы и праг­матически приземленных, но весьма действенных техноло­гий.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом общест­ве. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878 - 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1844 - 1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П. Пинкевич (1884 - 1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы. Известность педагогике социалистического периода при­несли работы Н.K. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869 —
1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспита­тельной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства дет­ским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и вос­питания детей в семье. В А. Сухомлинский (1918 — 1970) ис­следовал моральные проблемы воспитания молодежи. Мно­гие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраня­ют свое значение и при осмыслении современных путей раз­вития педагогической мысли и школы.

Date: 2015-09-02; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию