Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преобразование личности





Хорошо быть дамой для единственного сердца,

из которого не хочется уходить

Хорошо быть лестницей для детей,

которым хочется в хмурый день дорасти до солнца

Хорошо быть дверью для всех кто хочет войти поскрипывать, но открываться

И окном, в котором не гаснет свет

для всех кто думает поздно.

Вячеслав Куприянов

Итак, чтобы преобразовать человека, чтобы вырастить душу, необходима любовь как определенное его состояние и как отношение к нему. И только человек способен преобразовать другого. И поэтому каждый, кто влюблен, кто любит, то есть тот, для кого красота (именно красота) души другого человека является предметом внимания, наслаждения, заботы, «возделы­вания», хочет он того или нет, знает он об этом или даже не подозревает, осуществляет педагогическую деятельность. Поэто­му для меня педагог — это тот, кто помогает мне стать другим — лучше и порядочнее того, каким я был до этого. И чтобы стать педагогом, я должен:

обрести себя — стать самим собой, иметь свою позицию, привести в порядок самого себя и свою деятель­ность — стать порядочным;

ошутить себя — стать единым целым с другими людьми — стать счастливым;

выявить себя — определить свое отличие от других, свою «самость» — стать творческой личностью,

А можно и ничего с собой не делать:

быть таким, как все;

быть зависимым от всех;

быть холодным и твердым во всем и со всеми;

быть одиноким;

Так что выбор у человека небольшой.

С одной стороны, лич­ность создает себя с помощью любви, счастья и творчества.

С другой, — личность оставляет себя в покое на границе своего пришествия в этот мир — незащищенная, агрессивная, зависимая.

И поскольку школа должна воздействовать на человека, переделывать его, социализировать, то учитель выбирает себе роль идеала (Красота, Истина, Добро), образца (Любовь, Счас­тье, Творчество), то есть «последней инстанции»,. А ученику оставляет зависимость, послушание, исполнительность (Рабст­во), конфликтность (Зло), незащищенность (Страх).

И все усилия учителя тратятся на то, чтобы навязать свою любовь, облагородить своим счастьем, своей гармонией, вывес­ти, в лучшем случае, на исполнительное творчество. И тогда вся работа учителя сводится к тому, чтобы подчинить, заставить, навязать, принудить - НАДО, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН.

Конечно, необходимы нормы, рамки, стандарты, дисципли­на /кстати, у А. С. Макаренко дисциплина — это результат воспитания, а не начало...). И человек, особенно маленький, вынужден приспосабливаться к учителю, к его требованиям, к послушанию, но лишь для порядка (Так надо. — Вам хочется? — Пожалуйста, я сделаю. — Каким надо быть? — Пожалуйста, я буду).

Этакая адаптация к ситуации. И тогда свою любовь учитель навязывает ученику вместо его страха. И своим счастьем пыта­ется «облагородить его зло», а творчество ребенка свести к исполнительской деятельности. И ждет, когда с ним произойдут изменения, когда он станет «таким, как я хочу», потому что «я знаю, какой он должен быть...»

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

...И собрались мудрецы, и стали рассуждать: кто пойдет в баню — гряз­ный или чистый.

И сказал философ: «Знаете, все от­носительно: может пойти грязный, а может и чистый».

И сказал математик: «Никто не пой­дет, потому что плюс на минус дает в результате минус. Они поругаются, а еще хуже — подерутся. И все.»

И сказал логик: «Конечно, туда пойдет грязный, потому что баня — это то, что грязного человека делает чис­тым».

И сказал психолог: «Конечно, чис­тый, потому что у него есть потребнос­ти, мотивы, установки быть чистым».

И подошел педагог и сказал: «Они пойдут в баню вместе, причем чистый вымоет грязного».

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ:

«Инкогнито к нам едет ревизор...»

Среди ребят, сидящих в первом классе,

Не различит и самый острый взор,

Что может быть и Пушкин в этой массе.

Самуил Маршак

Но нельзя изменить че­ловека. Это НЕ-воз-МОЖНО. Его можно заста­вить подчиниться, изменить себе, но не измениться. Да и бестактно это — лезть со сво­ими представлениями в чу­жую жизнь. Ведь другой — это заповедник, его обере­гать, сохранять надо.

И, как правило, рано или поздно такие педагоги­ческие эксперименты закан­чиваются полным крахом. И опять слышу привычное: «Я столько им сил отдала, а они...», «Я всю душу вкла­дывал, и что?», «Куда я их только не водила и не возила — и смотрели, и обсуждали, и все зря». Да, «не загоняют в рай» насильно. Когда нет душевного контакта, обще­ние между учителем и учени­ком выстраивается или как две параллельные прямые, которые никогда и нигде.., или на пределе конфронтации. Нельзя чужим счастьем победить свое зло, нельзя ждать, когда тебя облагородят своей любовью. Механизм ВОЗ­ДЕЙСТВИЯ «учитель-ученик», как правило, не работает, да и не может работать. Можно искать и использовать различные Методы, придумывать немыслимые формы организации деятельности, колеса педагогической машины будут прокручиваться на месте.

Мы забываем, что как бы ни была прекрасно устроена личность, там, где есть ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, ТВОРЧЕСТВО, — все равно (и это нормально) находится место и страху, и злу, и рабству. Потому-то и надо «выдавливать» всем «из себя раба». И даже если они имеют малое место в человеке, но они есть. В человеке есть человек.

И в другом человеке при всем его страхе, озлобленности и рабстве есть место для любви, счастья и творчества, и это тоже нормально. Ведь все дети талантливы, вся их жизнь — творче­ство. Они и режиссеры, и танцоры, и певцы, и художники. Но, как дети, они зависимы, особенно когда приходят в школу. Для них это другая среда. Им говорят: «Это ты дома маме своей рисуй, а здесь ты будешь делать то, что тебе полагается». Вот и все творчество. А мы удивляемся — куда уходит детство? Никуда. Оно просто замораживается или превращается из моего личностного «хочу» в безличное «надо».

Это дома взрослые и дети одна СЕМЬ-Я, И они могут быть все счастливы. А в классе — каждый сам за себя, а все...

«Ну-ка, посмотрите, как сидит Юля, и сядьте так же». И все садятся... «Посмотрите, дети, какие у него грязные руки». Общий хохот, насмешки. Какое уж тут счастье. Хочешь — не хочешь, приходится быть злым на себя, на другого. Это в душе так хочется сказать «МЫ» и пытаешься обмануть себя: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». А в реальности чаще получается «Я». И ты ищешь другого, чтобы вырваться, уйти из одиночества — «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

И тогда другой, которому ты нужен, который любит тебя, расширяет пространство ТВОЕЙ ЛЮБВИ, ТВОЕГО СЧАСТЬЯ и ТВОЕГО ТВОРЧЕСТВА, чтобы оно поглотило большую часть твоего страха, твоих конфликтов, твоей зависимости. И ты,, оставаясь самим собой, преобразовываешься в другого — луч­шего, человечного. Но для этого у каждого Учителя существует своя методика — методика преобразования. И у каждого педагога — свои правила, свои принципы, свое предствление о творчестве, педагогической деятельности.

Несколько слов о том, почему взяты именно эти понятия: ЛЮБОВЬ-СТРАХ, СЧАСТЬЕ-ЗЛО, ТВОРЧЕСТВО-РАБСТ­ВО. Да потому, что они все взаимосвязаны. Любовь рождает счастье, которое находит себя в творчестве, а страх порождает зло, которое приводит к рабству.

Итак, у человека:

чем больше любви, тем меньше страха;

чем больше счастья, тем меньше зла;

чем больше творчества, тем меньше рабства.

И это очень личное...

«Правила» любви

1. У каждого есть своя «территория», но пространство любви общее.

2. У каждого есть время для себя, но для любви необходимо все наше время.

3. У каждого есть свои «за» и «против», но мы принимаем друг друга без рассуждения.

4. Каждый имеет право сделать что-то не так, но вместе мы можем друг друга понять, не упрекая и не критикуя.

5. Каждый делает то, что у него лучше получается, но, помогая друг другу, мы обретаем себя. И не взаимозаменяя, а взаимодополняя.

6. Каждый свободен в своих поступках, и никто никого не держит, и даже если расстаемся, мы ответственны за свои действия.

Взаимодействие это:

1. Взаимоуважение и поддержка.

Я знаю, что все люди разные.

Я знаю, что все люди одинаковые.

Поэтому мы должны дать друг другу возможность быть разными и радоваться, что мы — люди, а значит, у нас может быть что-то общее. Общее — это то, что нас объединяет:

— время иместо;

— содержание (совместное держание) урока;

— эмоциональные проявления;

— радость совместных переживаний;

— радость совместных открытий;

— огорчение от неудач;

— огорчение от отсутствия кого-нибудь на уроке и т. д. Разное:

— состояние здоровья;

— настроение;

— потребности;

— интересы;

— способности;

— цели, задачи, способы решений;

— вкусы и т. д.

И не надо бояться учиться. Я учитель, и я помогу тебе учиться. Неудачи в учении неизбежны. Их никто не прогнози­рует. Они возникают неожиданно. И без них не обойтись. Кстати, они позволяют узнать новое (то, чего не ожидал). Я, как учитель, постараюсь помочь тебе их предотвратить. Но все — это невозможно.

Первоначально неудача — это норма. Нормально. Если не было (или было мало) удач, поэтому откуда взяться неудачам? Просто это нормальное неумение, незнание, а совсем не неудача. Это расставание с прошлым. Учение — это всегда пересмотр того, что было, а значит, в.чем-то изменение. И здесь незаменим учитель. Потому что мы вместе можем преодолеть то, что не получается, не решается. А вот в будущем надо будет заслужить право на неудачу. Но это завтра...

2. Защищенность и ответственность. На уроке каждый ощущает собственную необходимость — ответственность за себя и за другого. Но я ответствен за себя перед другим. А другой ответственен за себя передо мной. Здесь нет взаимозаменяемости. Каждый свободен. Ведь если есть свобода, значит, есть и ответственность. И у каждого есть свое место и множество ролей, своя деятельность и общая эмоциональная поддержка. У каждого своя жизнь — совместная с другими.

3. Принцип «здесь и теперь» и перспективы отношений.

Урок - это часть жизни учителя и ученика. Именно в это время, в этом месте каждый имеет право на успех, на счастье, на творчество. И каждый урок посвящен конкретному ученику. И всем. Как стихи, как песни, как книги. ПО-СВЯЩЕНИЕ. Это умение жить: чувствовать себя счастливым в настоящем, которое является предложением прошлого и «репетицией» будущего.

4. Игровое, поведение. Это умение жить в двух сферах: условной и действительной («двуплановое существование»). Игровое поведение как культурная норма позволяет быть сво­бодным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоря­жаться собой, преодолевая ролевую зависимость, стремясь превзойти себя. Это праздник единственности. Здесь каждый сам по себе, но все вместе, и у каждого свой стиль, свои пристрастия. И каждый пытается найти свое место, чтобы состояться. Это особая атмосфера — «МАЖОР».

Date: 2015-09-02; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию