Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранний послеродовой период
После родов, в раннем постнатальном периоде, особенно важной является роль матери в развитии регулирующих механизмом эмоциональной сферы ребенка. Функции матери на этом этапе состоят в сложном и дифференцированном реагировании на эмоциональные состояния ребенка, гибко изменяющемся по ходу взаимодействия. Выделяются три компонента эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком: — эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние; — эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка; — реакция матери на выражение положительных эмоций ребенком. Это отражает динамику эмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребенка, и роль в нем эмоций матери рассматривается как основная детерминанта развития базовых личностных образований у ребенка. Каждый из описанных выше компонентов эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком может быть выражен по-разному. Описаны четыре основных типа реагирования матери. Адекватная реакция матери. В ответ на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и сочувствия, которое быстро переходит в конкретные действия по удовлетворению фрустрированной потребности. В процессе устранения отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания. Эмоции матери в ответ на положительные эмоции ребенка по интенсивности адекватны контексту взаимодействия. Усиление эмоций ребенка. При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребенка мать склонна к гиперстимуляции. Игнорирование эмоций ребенка. Выражается либо в отказе ребенку в удовлетворении его потребностей, либо в формальном удовлетворении, без эмоционального участия. Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери — от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка, и процесс взаимодействия в целом. Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий каждой женщине, генезис которого зависит от истории развития ее материнской сферы. 6. Девиантные формы материнского поведения Нежелательная беременность как фактор риска К наиболее распространенным формам девиантного (отклоняющегося от общепринятых социальных норм) поведения матерей и современном мире традиционно относят отказничество и подростковое материнство. Важнейшей предпосылкой формирования этих материнских девиаций является нежелательная беременность. Многие авторы подчеркивают негативное влияние нежелательной беременности на дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, не избегает вредных воздействий на плод (курит, употребляет алкоголь, психоактивные вещества, опасные для плода медикаменты, не регулирует физические нагрузки и пр.), что, естественно, создает дополнительные риски в процессе эмбриогенеза. Зачастую при нежелательной беременности роды бывают преждевременными, дети рождаются физически слабыми, с массой ниже нормы. А.И. Захаров относит нежелательную беременность к патогенным факторам и считает, что исходное отношение родителей к ребенку как к помехе в осуществлении более важных жизненных целей представляет собой главный «травмирующий» факт его биографии и в дальнейшем может привести к различным клиническим формам невроза. Можно выделить несколько категории нежеланных детей. Случайным оказывается ребенок, родившийся у слишком молодых, не озабоченных продолжением рода, родителей или, наоборот, в семьях, где уже есть один или два ребенка и нет желания иметь последующих детей, но нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности. Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности становится обязательной, нередко вынужденной, причиной брака. Преждевременные дети, в принципе желанные, появляются раньше времени, когда родители психологически еще не готовы ответственно выполнять свои функции. Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. Самым опасным для психического развития детей является сочетание их нежеланности вообще и нежеланности по полу в частности. Закономерными следствиями стресса от нежелательной беременности являются: ранняя угроза выкидыша, осложненные и преждевременные роды, беспокойство и возбудимость ребенка, нарушения аппетита, обмена веществ, поражения кожи. Нарушения внутриутробного развития осложняют налаживание взаимодействия с ребенком после родов, усугубляя и без того непростую ситуацию рождения нежеланного ребенка. Преобладание негативного эмоционального фона во время первой половины беременности влияет на плод опосредованно через физиологические процессы, а во второй половине к тому же создает почву для осложнения детско-родительского взаимодействия после родов, что и служит причиной нарушений в психическом развитии ребенка. Однако следует отметить, что если первое негативное отношение к факту беременности в течение первого триместра меняется, то в дальнейшем это не сказывается на развитии ребенка. Таким образом, нежелательная беременность является фактором риска как для формирования здоровых отношений детско- материнских, так и для психического развития будущего ребенка. Материнское отказничество Наиболее опасным проявлением девиантного материнства является отказ от ребенка, в подавляющем большинстве случаев обрекающий его на социальное сиротство. Отказничество — проявление глубоких нарушений в формировании родительской сферы женщины. Такие авторы, как В. И. Брутман, А.Я. Варга, М. С. Радионова, И. Ю. Хамитова и другие, анализируют неблагоприятное для будущего материнства течение беременности, а также особенности поведения женщин, предрасполагающие к последующему отказу от ребенка. Факторов, нарушающих естественное формирование готовности к материнству, множество. С точки зрения В. И. Брутмана, одной из причин девиантного материнства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт, а именно нарушения материнско-детских отношений — неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет отказнице самой стать матерью. Для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с собственной матерью или фигурой, ее заменяющей. Типичным для отказниц является позднее обнаружение беременности и еще более позднее обращение к врачу. К. Бонне полагает, что это связано с таким бессознательным защитным механизмом, как отрицание нежелательной беременности, и является симптомом риска отказа. В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству: — эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, неумение сдерживать аффекты; — неготовность к устойчивым отношениям с отцом ребенка в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости; — сосредоточенность на своем болезненном переживании недостатка любви; — неразрешенность детских конфликтов; — опыт воспитания в неполной семье; — негативный опыт воспитания отчимом; — наличие в семейной истории отказов от детей; — ранний опыт физического и сексуального насилия; — эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то что отношения с ней могут быть негативными; — опыт воспитания враждебной, директивной, эмоционально холодной матерью; — отрицательное отношение матери к сексуальности дочери; негативный отклик на ее беременность; — отношение к ребенку как к источнику психологических проблем, страха и тревоги; ребенок кажется недоступным для контакта[1]. Кроме психологических предпосылок к отказничеству приводят и такие факторы, как низкий уровень образования, бедность, социальная бесперспективность (очевидная невозможность улучшить свое социальное и материальное положение), безработица, неблагополучная семейная ситуация, например алкоголизированная и наркотизированная семья.
Date: 2015-09-02; view: 530; Нарушение авторских прав |