Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.1 Методы социологического исследования





План:

3.1.1 Социологические исследования: понятия, виды, программа.

3.1.2 Методы социологических исследований: метод опроса,

наблюдение, анализ документов.

3.1.1 Социологические исследования: понятия, виды, программа.

 

3.1.1 Социологические исследования: понятия, виды, программа

 

Прикладная социология имеет свою логическую структуру, представляя собой сочетание теоретических и эмпирических исследований.

Прикладное социологическое исследование проводится с целью подтверждения или опровержения теорий, гипотез. Оно удовлетворяет потребности и заказы отдельных предприятий, организаций, партий или частных лиц, органов средств массовой информации и государственного управления. Оно имеет ряд этапов:

1) Подготовительный;

2) Полевой;

3) Подготовка к обработке и обработка информации;

4) Анализ информации и подготовка итоговых документов исследования.

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовится программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

Полевой этап (сбора первичной информации) – это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т. д.

Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверке с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ.

Анализ информации и подготовка итоговых документов – это заключительный этап. Методологическим инструментом здесь становится программа, составленная на первом этапе. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы, а также оформляются результаты исследования. В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

Различают три вида социологического исследования:

1) пилотажное (разведывательное),

2) описательное,

3) аналитическое.

Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50 – 100 человек.

Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование – это самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обуславливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

От того, изучается предмет в статике или в динамике различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное исследование отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовые, панельные и лонгитюдные.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на кагортные (когда изучают определенную возрастную группу – кагорту) и исторические (когда состав кагорт меняется).

Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При проведении данного исследования важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – трудность сохранения выборки от одного исследования до другого.

Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. В нем изучается только молодежь. Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг – создание программ и баз данных.

Важнейшим социологическим документом является программа исследования. Она состоит из двух частей: методологической и процедурной. В методологическом разделе дается формулировка проблемы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, развертываются рабочие гипотезы.

Процедурный раздел состоит из стратегического плана исследования, обоснования выборки исследования, из наброска основных процедур сбора данных и анализа исходных данных.

В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. Результаты самого исследования проблемы позволяют получить новое знание о предмете.

С точки зрения определения задач, исследование может быть теоретическим и прикладным. Приступая к нему, нужно уточнить понятия – объект и предмет исследования. Объектом являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте.

Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.

Предмет включает в себя все стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе, это своеобразное движение к новому знанию. Существует три типа гипотез:

1. Гипотезы, выдвигаемые с целью выявления количественных соотношений (они могут быть точными, приблизительными, предварительными).

2. Гипотезы, выдвигаемые с целью объяснения и выявления элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе).

3. Прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

3.1.2 Методы социологических исследований: метод опроса, наблюдение, анализ документов

 

Существует много методов сбора социологических данных: опрос, наблюдение, анализ документов.

Метод опроса очень популярен, так как его легко организовать, это дешево, информация всегда содержательна. Негативными факторами данного метода являются: 1) личность опрашиваемого (он не всегда обладает хорошей памятью, высоким уровнем культуры), 2) качества самого социолога (он может не найти контакт с опрашиваемым), 3) присутствие посторонних, 4) несоблюдение анонимности.

Основными видами опроса выступают анкетный опрос и интервью. Они бывают сплошные и выборочные, массовые и экспертные, индивидуальные и групповые, устные и письменные, одноразовые и многоразовые, очные и заочные, стандартизированные и нестандартизированные. Специфика опросных методов заключается в том, что в них реализуется система вопрос – ответ с последующей обработкой результатов.

Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапов. Заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводной части, содержательной и заключительной частей. Самое сложное задание при проведении анкетного опроса – правильно сформулировать сами вопросы анкеты.

Оптимальное время заполнения анкеты: 35 – 45 минут (на 25 – 30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование (на микровыборке из ста человек). Обычно анкетирование проводится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, просто на улице.

По способу распространения анкеты делятся на следующие виды:

– раздаточные (социолог вручает анкету и ждет ее заполнения),

– почтовые,

– прессовые (через печатный орган),

– телетайпные.

По типу исследовательских задач анкеты бывают:

– глубинные,

– фокусированные (по конкретной ситуации),

– стандартизированные (статистические данные),

– социометрические (о малых группах).

По уровню компетентности респондентов:

1) массовый (мнение неспециалиста);

2) симптоматический (знание информации без осмысления);

3) экспертный (опрос специалистов).

Социологическое интервью – это наиболее всеобъемлющий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. Важен контакт с опрашиваемым.

Существуют несколько видов интервью:

1) формализованное интервью – поведение респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником, содержащим закрытые вопросы, и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера;

2) интервью с открытыми вопросами предполагает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки; респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация;

3) фокусированное интервью имеет своей целью сбор данных по поводу конкретной информации, явлений, их последствий и причин;

4) глубинное интервью предполагает обсуждение заранее определенной темы и соответствующего ей предварительного круга вопросов; последовательность вопросов не закрепляется в единой форме; с каждым новом респондентом характеристики могут меняться, включая новые вопросы, аспекты проблемы;

5) свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью.

Социологическое наблюдение – это один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать вкупе с другими методами. Процесс наблюдения подразделяется на подготовительный, полевой и заключительный.

При невключенном наблюдении наблюдатель находится вне изучаемого объекта, он не задает вопросов, при включенном же наблюдении он находится в контакте с наблюдаемыми (оно бывает скрытым и открытым). Лабораторное наблюдение осуществляется в искусственно созданных условиях, полевое – в реальной жизненной среде.

Систематическое наблюдение проводится по графику, при эпизодическом же наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации строго не учитывается. Случайное наблюдение – это такое наблюдение, когда ничего заранее не оговорено и фиксируются интересные факты.

Эксперимент – это такой метод исследования, с помощью которого путем управления ситуацией проверяются и испытываются гипотезы о причинных связях. Он основан на создании модели рассматриваемого явления. Для него характерно активное вмешательство исследователя, планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, а также контроль за всеми существенными факторами, возможные комбинации с другими факторами.

По характеру процедур эксперименты бывают реальные и мысленные, когда проверяются не реальные явления, а информация о них. При проведении модельного эксперимента проверка гипотез производится не на реальных объектах, а на их заменителях – на натурных моделях.

По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты, проективные и ретроспективные (направленные в будущее или в прошлое), одно- и многофакторные.

По характеру логической структуры они бывают параллельные (существует экспериментальная и контрольная группы) и последовательные (контрольная группа отсутствует).

По характеру ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. Проводить экспериментальное исследование сложно, поскольку трудно устранить влияние отношений, находящихся за чертой эксперимента и добиться его чистоты.

Анализ документов является важным методом исследования в социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе. Документы можно классифицировать по разным основаниям:

1) по способу фиксации информации документы делятся на письменные (вербальные и статистические), фонетические и иконографические;

2) по статусу источника документы делятся на неофициальные и официальные;

3) по критерию авторства разделяются на индивидуальные и коллективные;

4) по опосредованности – на первичные и вторичные документы;

5) по спонтанности появления – на заданные и самопроизвольные документы.

С целью преодоления субъективизма в подходе к документам, был разработан контент-анализ. Контент-анализ – это метод качественно-количественного анализа массива документов с целью получения информации об объективной реальности. В тексте выделяются ключевые понятия. Элементами контент-анализа являются: отдельное слово, суждение, персонаж. Потом определяют частоту их повторения.

Существуют разные способы для анализа документов. Часто для решения конкретных управленческих задач, для анализа конкретной проблемной ситуации применяется оперативное социологическое исследование, которое сразу же должно дать способы решения данной проблемы.

Заключение

С древнейших времен человека интересовали проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей, проблемы организации социального пространства, проблемы социальной реальности. Однако понимание необходимости изучения социологии появилось сравнительно недавно. Переходный период, становление нового общества в России конца XX – начала XXI вв. вызвал определенный интерес к социологии. Опыт западных государств свидетельствует о том, что уровень массового социологического сознания существенно влияет на социальные процессы.

Потребность в основах социологического образования в нашей стране очевидна: в непрофильных вузах (около 600 государственных и 300 негосударственных) ведется подготовка специалистов нового поколения с опорой на социологическое знание; накоплен значительный опыт преподавания социологии для будущих экономистов, юристов, менеджеров, программистов, дизайнеров и т. д. – всех тех, кто пополнит ряды специалистов, способных стать активными действующими лицами в новом российском обществе.

Социология занимает одну из ведущих позиций в блоке социально-гуманитарных дисциплин, призванных развивать гражданственность, общую культуру, способствовать формированию профессиональных компетенций специалиста любого профиля. Социология активно развивается, и в ней появляются новые направления.

Как целостная наука об обществе она дает ответы на фундаментальные мировоззренческие вопросы, связанные с жизнью как отдельного человека, так и общества в целом. Анализ современных социальных проблем общества и отдельных социальных групп; диагностика, объяснение, прогнозирование и оптимизация социальных процессов и социальных отношений; их регулирование и управление – все это не только необходимые составляющие компетенций специалиста любого профиля, но и важные составляющие компетенции человека, члена общества, гражданина.

Date: 2015-09-02; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию