Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и общество. Структура личности





 

Под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования. Личность можно определить как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений в конкретных социальных качествах.

К элементам, составляющим социальные качества личности, относятся:

1) социокультурные нормы и ценности общества, приобретенные ею;

2) занимаемые социальные позиции и выполняемые социальные роли;

3) ожидания в отношении реализации этих ролей;

4) знаковая система, которую личность использует в общении и поведении;

5) совокупность знаний, позволяющих выполнять взятые на себя роли;

6) уровень образования и профессиональной подготовки;

7) социально-психологические особенности (способности, воля, память, установки и ориентации).

Личность, обладая общественной сутью, всегда носит индивидуальный характер, т. е. любой человек по-своему, индивидуально воплощает в себе социально-типичное, общее, присущее группе, общности. Как целостная социальная система, личность имеет свою внутреннюю структуру.

Существуют различные подходы к ее пониманию:

1) отечественная социология к важнейшим компонентам структуры личности относит: память, культуру, деятельность;

2) в основе определения структуры личности 3. Фрейдом лежат: биопсихологизм, индивидуальная психология, идея бессознательного, Эдипов комплекс, дуализм инстинктов жизни и смерти;

3) современная социология включает в структуру личности следующие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, потребности и интересы.

Одними из важных элементов в структуре личности являются ценностные ориентации и установки.

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий её предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям.

Как правило, выделяют четыре уровня установок:

1) первый уровень – привычки;

2) второй уровень, ориентированный на объекты и ситуации;

3) третий уровень, связанный с выделением главного в реакции человека;

4) четвертый уровень выражает общую направленность человека на объекты потребностей и интересов, т. е. самые общие или общепринятые установки и ориентации, заданные самим обществом, его нормами и требованиями.

Среди ценностных ориентаций выделяют два основных типа:

1) Первый – ориентацию на фундаментальные (базисные) ценности, которые усваиваются в качестве жизненных идеалов и целей (например, свобода, справедливость, благосостояние). Они служат опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений;

2) Второй тип связан с непосредственной готовностью личности действовать определенным образом для достижения поставленных целей. Речь идет о выборе тех или иных способов деятельности человека.

Таким образом, ценностные ориентации и установки:

– образуют стержень личности;

– определяют общую социальную направленность ее деятельности;

– выступают в качестве регулятора поведения личности (нормативные рамки, которые предписаны обществом);

– помогают человеку ориентироваться в многообразии ролевых предписаний;

– обеспечивают упорядоченность, координацию многообразных форм деятельности личности, направленность и продуктивность этой деятельности.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, результатом которого является их преобразование в цель личности.

Потребности выступают как исходные побудители деятельности личности. Осознанные потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий.

Под мотивами принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы.

Стимулы выступают как внешние побудители к деятельности, это многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности.

Поскольку жизнедеятельность человека очень богата, то и вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. В зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую.

Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют её образ жизни. В процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между её внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности (Радугин).

 

Date: 2015-09-02; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию