Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование состава и рабочей скорости ресурсосберегающих МТА
1.Выписать из табл. 4.1 исходные данные по соответствующему варианту задания. 2.Определить для заданной операции потребный ресурсосберегающий диапазон мощностей и выбрать соответствующий условиям работы трактор. 3.Определить оптимальную энергосберегающую рабочую скорость и соответствующее тяговое усилие трактора РКРО. 4.Рассчитать оптимальную ширину захвата МТА и определить число машин в агрегате. 5.Рассчитать потребный фронт сцепки и выбрать соответствующую марку сцепки. 6.Определить фактическую загрузку трактора по тяге и дать соответствующее заключение. 7.Представить основные результаты расчетов в форме таблицы, приведенной в конце задания.
Основные положения
Основной целью данного задания является получение студентами навыков самостоятельного составления агрегатов, отвечающих в максимальной степени требованиям ресурсосбережения и высокой производительности с учетом агротехнических требовании и природно-производственных условий работы. Машинно-тракторный агрегат, как известно, представляет собой совокупность источника энергии (двигателя), передаточного механизма (трактора с трансмиссией), вспомогательных устройств (навесного, а также прицепного механизмов и сцепки) и рабочих машин. В предыдущих заданиях были рассмотрены методы выбора энергосберегающих режимов двигателя, трактора и рабочей машины, однако эти частные решения не могут обеспечить ресурсосберегающую работу всего агрегата в целом. В связи с этим в пределах данного задания с учетом ранее полученных результатов излагаются современные методы расчета оптимального ресурсосберегающего состава и скоростного, режима МТА.
Таблица 4.1 Варианты заданий
Примечание: СП - сложные погодные условия; НМ - не хватает механизаторов: ПП - почвы переуплотнены: УПТ - применить универсально-пропашной трактор; А1 - агрегат одномашинный.
Методические указания по выполнению задания 4
1.Данные по варианту задания выписываются табл. 4.1. 2.Потребный ресурсосберегающий диапазон мощности трактора выбирается по данным табл. 4.2, полученным на основании следующих научных фактов. Исследованиями установлено, что каждому сочетанию природно-производственных условий, включая длину гона L и другие, соответствует такая оптимальная мощность трактора NНО, при которой основной показатель ресурсосбережения – приведенные затраты СП (р/га) – принимает минимальное значение СП = СПМ. Если оптимальная мощность NHO, соответствующая критерию СП ® min, недостаточно удовлетворяет конкретным местным условиям, то возможно определение соответствующей компромиссной мощности NНК. Например, при недостатке механизаторских кадров или при неустойчивых погодных условиях желательно иметь агрегаты более высокой производительности при компромиссном контролируемом уровне приведенных затрат СПК, чтобы выполнить работы в установленные агротехнические сроки с соблюдением требований ресурсосбережения. Схема такого компромиссного решения показана на рис. 4.1. Принимая допустимые увеличения Δ СП минимальных приведенных затрат СПМ получаем компромиссную мощность NНК, которая, значительно больше оптимальной NHО, и соответствующий существенный прирост Δ W производительности по сравнению с оптимальным решением. Практические расчеты показали, что увеличение минимальных, затрат СПМ всего на 5 % (Δ СП = 0,05 Δ СПМ) обеспечивают прирост производительности Δ W до 35...40 %, что объясняется пологим характером графика зависимости СП = f (NH) в области минимума. Рис. 4.1. Зависимость СП и W от мощности NH
Такие пределы компромиссного решения в достаточной степени удовлетворяют современным требованиям ресурсосбережения и высокой производительности. Исходя из этого, в табл. 4.2 приведены диапазоны ресурсосберегающих мощностей трактора NO.. .NК, при Δ СП = 0,05Δ СПМ для заданных операций в зависимости от основных классов длины гона L, принятых при нормировании полевых механизированных работ. При этом для других факторов приняты усредненные значения, которые уточняются на последующих этапах расчета. Глубина вспашки для тяжелых и средних, почв – 0,22 м, для лёгких –0,25 м. На основании данных табл. 4.2 выбирается ресурсосберегающий диапазон мощности для выполнения заданной операции с учётом особых условий указанных в задании (табл. 4.1). Например, при сложных погодных условиях (в графах СП и НМ знак «+») мощность трактора выбирается в правой половине диапазона указанного в табл. 4.2. При отсутствии знака «+» в указанных графах мощность выбирается в левой половине диапазона. В пределах соответствующего диапазона выбирается трактор требуемого типа и требуемой мощности. Таблица 4.2 Рекомендуемые диапазоны ресурсосберегающих потребных мощностей двигателей тракторов для выполнения заданных операций
При переуплотненных почвах (в графе ПП знак «+») предпочтение дается гусеничным тракторам, однако это не исключает использование лесного трактора, если он больше отвечает требованиям, ресурсосбережения, а также требованиям лучшего агрегатирования с соответствующей с.-х. машиной. Следует учесть также, что междурядная культивация может выполняться только универсально-пропашным трактором (в графе УПТ «+»). Для одномашинных агрегатов (в графе А1 знак «+») при выборе трактора следует учесть возможность обеспечения нормальной загрузки двигателя. Соответствующие данные по современным и перспективным тракторам приведены в табл. 4.3. Тракторы общего назначения не могут выполнять работы по уходу за пропашными с.-х. культурами в междурядьях. Универсально-пропашные тракторы могут выполнять все виды работ, включая уход за пропашными с.-х. культурами в междурядьях. С учётом изложенных соображений из табл. 4.3 выбирается соответствующий ресурсосберегающий трактор с мощностью NH, эксплуатационной массой m.
Таблица 4.3. Основные данные по тракторам
Примечание: РР - колеса разного размера; ОР - колеса одинакового размера и энергонасыщенностью Э = NH / m (10-3) кВт/т.
Если в последующем при определении рабочей скорости и ширины захвата агрегата загрузки двигателя окажется недостаточной, то возможен и повторный выбор трактора меньшей мощности в соответствующем диапазоне табл. 4.2. 3. Оптимальная энергосберегающая скорость Vo и соответствующее тяговое усилие трактора РКРО определяются по минимуму удельных энергозатрат при рабочем ходе агрегата: (4.1) где ЕР – удельные энергозатраты при рабочем ходе агрегата, кДж/м2; NH – номинальная мощность двигателя, кВт; В – ширина захвата агрегата; м; e N – коэффициент загрузки двигателя; V – скорость движения при рабочем ходе, м/с. Этот критерий эквивалентен минимуму удельного расхода топлива в расчете на 1 м2 обработанной площади при рабочем ходе агрегата: (4.2) где θ Р – удельный расход топлива при рабочем ходе агрегата, кг/м2; ge – соответствующий удельный расход топлива двигателем, кг/кВт-с; GT – расход топлива двигателем за единицу времени, кг/с. Поскольку значение ge при нормальной загрузке двигателя можно принять постоянным (gе» const), то соответственно критерии (4,1) и (4.2) будут эквивалентными. Исходя из этого, последующее решение для удобства выполнено, на основе более простого критерия (4.1). Решение поставленной задачи в пределах данного задания осуществляется применительно к тяговым агрегатам, для которых имеется более широкий выбор вариантов, что является необходимым условием для полноценной оптимизации. Составы тягово-приводных агрегатов ограничиваются одним-двум вариантами, которые известны заранее. В связи с этим для выбранного на основании табл. 4.2 ресурсосберегающего трактора практически извести и соответствующая тягово-приводная машина. При установившемся рабочем ходе тягового агрегата ширину захвата В можно представить в виде частного: В = РКР / Ка, критерий оптимальности (4.1) соответственно, примет вид: (4.3) где – развиваемая двигателем мощность при данной загрузке,кВт; РКРН – номинальное тяговое усилие трактора, кН; NKP – тяговая мощность трактора, кВт: Ка – удельное тяговое сопротивление рабочих мащин и сцепки, кН/м; en - коэффициент использования номинального тягового усилия; h Т – тяговый КПД трактора. Значение Ка определяется из равенства (3.9) предыдущего задания, а для e N принимается усреднённое значение e N» 0,9. Оптимальные значения скорости V0 и соответствующего тягового усилия трактора РКРО покритерию (4.3) можно определить нa основе соответствующей типовой тяговой характеристики трактора или аналитическим путем. При наличии тяговой характеристики трактора для соответствующего почвенного фона в равенство (4.3) подставляем последовательные взаимосвязанные значения РКРН, V, Ка из (3.9). С учетом влияния скорости на разных передачах и численным решением, при ЕР = ЕP min получим и Однако тяговые характеристики с требуемой точностью чаще отсутствуют, особенно для новых и перспективных тракторов. Исходя из этого, оптимальные значения РКРО и V0 рекомендуется определить изложенным ниже упрощенным аналитическим методом (без тяговой характеристики трактора). На основании равенства (2.6) и других данных из второго задания ложно заключить, что тяговый КПД трактора h Т в конечном итоге является функцией энергонасыщенности Э и теоретической скорости: (4.4) где – энергонасыщенность трактора, кВт/т. Соответствующее развернутое выражение функции (4.4) приведено в учебнике. Значение Ка в (4.3) в общем случае определяется из равенства (3.9) предыдущего задания и также является функцией энергонасыщенности трактора Э и теоретической скорости VТ. (4.5) Справедливость этой зависимости следует из равенств (3.4), (3.5), в которых можно принять V = VT (1–d) (4.6) где d – буксование движителей трактора. Из данных второго задания следует, что d является функцией Э и V, что подтверждает справедливость равенства (4.5). Таким образом, критерий оптимальности (4.3) получим в виде функций (4.7) Значения Э для всех используемых тракторов приведены в табл. 4.3. Таким образом, оптимальную теоретическую скорость VTO получим на основании (4.7) по условию dEP / dVT = 0. Соответствующее развернутое решение приведено в учебнике. При этом выделено, что VТО зависит в основном не от абсолютного Значения удельного сопротивления, а от соотношения m K = Δ K / (1 – Δ K×V0) (4.8) Значения Δ K для рассматриваемых операций приведены в табл. 3.2 предыдущего задания. Результаты практических расчетов по критерию оптимальности (4.7) показали, что с ростом энергонасыщенности трактора Э оптимальная теоретическая скорость VTO и соответствующее ей буксование d О возрастают. При этом чем больше m K, тем меньше VTO и больше d О при равных значениях энергонасыщенности трактора Э. Наибольшие значения VT0 и наименьшие значения d О при равных, энергонасыщенностях имеют место при m K = 0; что соответствует максимуму тягового КПД трактора h Т ® max. Однако, как следует из табл. (3.2) предыдущего задания, значения m K в соответствии с равенством (4.8) изменяются в широком диапазоне от m K» 0,08 (для боронования зубовыми боронами) до m K» 0,31 (для вспашки тяжелых почв). Значение буксования d О, соответствующего оптимальному энергосберегающему режиму работы по критерию (4.7), при этом часто выходит за допустимые пределы d Д, приведенное во втором задании: d Д = 0,15 – для колесных тракторов 4К4; d Д = 0,17–0,18 – для колесных тракторов 4К2 (в расчетах принять d Д = 0,18); d Д = 0,05 – для гусеничных тракторов. Таким образом, искомые значения оптимальной теоретической скорости VTO должны определяться в диапазоне буксований: d О = d О… d Д (4.9) В пределах указанного диапазона буксований на основании многовариантных практических расчетов установлены соотношения между d О и d Д. d О = g × d Д (4.10) Значения поправочного коэффициента для возможных вариантов решения приведены в табл. 4.4. Таблица 4.4 Значения поправочных коэффициентов g
OP - с колесами одного размера; РР - с колесами разного размера. Из полученных результатов наглядно видно, что для современных энергонасыщенных тракторов при оптимальном энергосберегающем режиме работы по критерию (4.7) буксование d О в большинстве случаев выходит за допустимые пределы. При этом с ростом энергонасыщенности существенно увеличиваются и минимальные удельные энергозатраты. Для уменьшения этого роста необходимо обеспечить значение m K» 0 при Δ K» 0. Критерий (4.7) при этом соответствует максимуму тягового КПД трактора h Т ® max, при котором, как показывают расчеты, буксование почти всех тракторов остается в допустимых границах при всех реальных значениях энергонасыщенности. Однако современные с.-х. машины, как видно из табл. 3.2 третьего задания, пока не удовлетворяют этому требованию, что необходимо учитывать при создании новых конструкций тракторов. Последующие упрощенные расчеты по определению оптимальных значений VTO, VO и РКРО с учетом данных табл. 4.4 выполняются в приведенной ниже последовательности. Для заданной операции с учетом данных табл. 3.2 третьего задания рассчитывается значение m K по формуле (4.8). Затем по значениям m K и энергонасыщенности выбранного трактора Э из табл. 4.4 принимается соответствующее значение поправочного коэффициента g (для операций вспашки и лущения стерни почвенным фоном считается стерня, а для всех других операций - поле, подготовленное под посев). После этого на основании (4.10) и формулы (2.5) второго задания получим выражение для буксования в оптимальном режиме: (4.11) Соответствующий оптимальный коэффициент использования эксплуатационного веса трактора j КРО с учетом данных второго задания получим в виде (4.12) Численные значения эмпирических коэффициентов а, в приведены в табл. 2.3 второго задания. Из этого равенства получим значение искомой оптимальной силы тяги трактора: (4.13) Соответствующую оптимальную (теоретическую скорость VTO определим на основании (2.13) второго задания: (4.14) Значения коэффициента сопротивления качению трактора на соответствующем почвенном фоне приведены в табл. 2.3 второго задания, а для e N и h ТР принимаем усредненные значения e N = 0,90 и h ТР = 0,88. Искомую оптимальную рабочую скорость агрегата Vo получим на основании (4.6): (4.15) 4. Расчетная оптимальная ширина захвата агрегата определяется по формуле (4.16) Значение полного удельного сопротивления агрегата Ка рассчитывается по формуле (3.9) третьего задания, а вместо РКРО подставляется значение, полученное в (4.13). В случае решения данной задачи на основе тяговой характеристики трактора следует в равенство (4.16) подставить значение РКРО = РКРНО × e КР с учетом выбранного из тяговой характеристики оптимального номинального тягового усилия РКРНО и допустимого коэффициента e КР его использования. По значению ВРО рассчитывается потребное расчётное число машин: (4.17) где. вм – ширина захвата одной машины (значения вм выбираются из табл. 3.1 третьего задания). Фактическое число машин в составе агрегата лм получим путем округления значения пМРО в наименьшую сторону по условию пМ £ пМРО (4.18) Для одномашинных агрегатов (в табл. 3.2 третьего задания тСУ = 0) следует выбрать машину с такой шириной захвата вм из табл. 3.1, при которой в равенстве (4.17) обеспечивается условие пМРО ³ 1 (4.19) При этом из (4.18) округленно получим пм = 1. Для пахотных агрегатов необходимо учесть также возможность агрегатирования выбранного плуга с трактором с учетом его класса в соответствии с данными табл. 3.1. 5. Потребный расчетный фронт сцепки для многомашинных агрегатов (пм ³ 2) определяется по формуле (4.20) По значению ФСР подбирается сцепка с фактическим фронтом ФС по условию ФС ³ ФСР (4.21) Соответствующие данные для наиболее распространенных сцепок приведены в табл.4.5 Таблица 4.5 Основные данные по сцепкам
6. Фактическая загрузка трактора в составе тяговых агрегатов определяется по фактическому значению тягового сопротивления выбранной сцепки и всех рабочих машин: , (4.22) где mМ, mС – соответственно масса одной машины и сцепки, кг; fС – коэффициент сопротивления качению сцепки. В табл. 3.1 предыдущего задания приведены значения тМ и классы тракторов, с которыми могут агрегатироваться соответствующие плуги и некоторые другие машины. Ранее для/г было принято усредненное значение f = 0,16, Значения КV были определены выше по формулам (3.4), (3.5) предыдущего задания при расчете Ка. Фактическая загрузка трактора в данном случае с учетом (4.16) оценивается коэффициентом использования оптимальной силы тяги: (4.23) Желательно получить значение e KP0 в диапазоне e КРО» 0,85... 1. Приемлемость значения e КР = 1 обусловлена тем, что ранее при определении РКРО был учтён допустимый коэффициент загрузки двигателя по мощности e N» 0,9. Если e КР0 < 0,80, то следует выявить возможность работы на более высокой скорости, подставить в (4.14) вместо РКРО значение RаФ. Если расчет агрегата производился на основе тяговой характеристики, то в (4.23) следует вместо РКРО подставить соответствующее номинальное тяговое усилие трактора РКРНО При этом для e КР0 желательно иметь значение e КР0» 0,85...0,95. Завершается задание формулой полученного агрегата (например Т–150 + СП–11А + 2КПС–4). При компьютерном варианте выполнения задания следует получить многовариантные зависимости для всего диапазона изменения соответствующих факторов. 7. Итоговые результаты расчетов по пунктам, включая исходные данные.
Выполнил ________________________ Ф.И.О. студента подпись Принял ________________________ Ф.И.О. преподавателя подпись
ЗАДАНИЕ 5
Date: 2015-09-02; view: 1842; Нарушение авторских прав |