Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование энергосберегающих режимов работы мобильных сельскохозяйственных машин
1. Выписать из табл. 3.1 исходные данные по соответствующему варианту задания. 2. Определить общую силу тягового сопротивления заданной с.-х. машины RМ и прицепной части всего агрегата RА в расчете на одну машину. 3. Определить потребную для работы с.-х. машины мощность NM, удельные энергозатраты ЕМ в расчете на единицу обработанной площади и соответствующую номинальную мощность двигателя трактора NH в расчете на одну машину. 4. Обосновать практические рекомендации по энергосбережению и экономии топлива. 5. Определить основные вероятностные числовые характеристики силы тягового сопротивления с.-х. машины. 6. Представить итоговые результаты расчетов по каждому пункту задания в форме таблицы, приведенной в конце задания.
Основные положения
Под мобильными с.-х. машинами подразумеваются такие машины, которые выполняют соответствующие технологические процессы путем перемещения по полю. Основной целью задания является получение студентами навыков самостоятельного выбора ресурсосберегающих режимов работы основных типов мобильных с.-х. машин с учетом агротехнических требований и условий работы. Сельскохозяйственные машины являются основными потребителями энергии в составе агрегата, поэтому одной из важнейших задач при их эксплуатации является уменьшение расхода энергии при высоком качестве работы. Таким образом, полученные в предыдущих заданиях результаты экономии ресурсов дополняются показателями ресурсосбережения с.-х. машин. В комплексе все эти методы ресурсосбережения будут использованы в следующем задании по составлению ресурсосберегающих агрегатов.
Таблица 3.1 Варианты заданий
Методические указания по выполнению задания 3
1. Данные по варианту задания выписываются из табл. 3.1. 2. Силы сопротивления с.-х. машины в общем случае характеризуются тяговым сопротивлением и моментом сил сопротивления на валу отбора мощности (ВОМ). Тяговое сопротивление с.-х. машины в общем случае характеризуется рациональной формулой В.П. Горячкина, которая получена применительно к плугам: (3.1) где mМ – масса плуга, кг; g = 9,81 – ускорение свободного падения м/с2; f – коэффициент сопротивления протаскиванию плуга в открытой борозде; КП – удельное тяговое сопротивление плуга, кН/м2; аМ, вМ – глубина обработки и ширина захвата, м; e – коэффициент скоростного сопротивления плуга, кНс2/м4; V- скорость плуга, м/с. Слагаемые в этом равенстве, как известно, характеризуют силы сопротивления, связанные соответственно с перемещением плуга по полю, с деформацией отрезаемого пласта почвы и с сообщением частицам почвы кинетической энергии. Если разделить обе части равенства (3.1) на ширину захвата вМ, то получим удельное тяговое сопротивление КПV, справедливое для всех однотипных плугов с учетом влияния скорости: (3.2) где ту – средняя удельная масса плугов данного типа, кг/м. Входящие в равенства (3.1), (3.2) общие и удельные составляющие сил сопротивления, связанные с обработкой с.-х. технологических материалов, справедливы практически для всех типов с.-х. машин и соответственно позволяют наметить общие направления как энергосбережения, так и ресурсосбережения в целом от стадии конструирования до производственной эксплуатации. К таким направлениям относятся: создание облегченных конструкций машин из более качественных материалов; разработка оптимальных геометрических форм рабочих с.-х. машин, обеспечивающих минимальный расход энергии на обработку соответствующих технологических материалов при высоком качестве работы (это выражается в уменьшении значений fM, KП и e); оптимальная настройка рабочих органов и всей машины на требуемый режим работы; хорошая подготовка полей, включая удаление камней и пожнивных остатков; выравнивание полей; обработка технологических материалов в таком состоянии, когда силы сопротивления наименьшие (например, для почвы это соответствует состоянию механической спелости при влажности примерно 18–20 %) с учетом агротехнических требований; поддержание рабочих органов и машин в целом в хорошем техническом состоянии при высоком уровне качества технического обслуживания (например, при затупленных лемехах тяговое сопротивление плуга возрастает до 20–25 %); создание благоприятных условий для работы людей на с.-х. машинах и другие. Из указанного множества направлений ресурсосбережения в пределах данного задания рассматриваются методы количественной оценки тягового сопротивления с.-х. машин и соответствующих энергозатрат для последующего составления ресурсосберегающих агрегатов. Несмотря на универсальный характер формул (3.1), (3.2), их практическое использование затруднено из-за отсутствия достаточно надежных значений fМ, КП и e применительно к различным типам машин. Исходя из этого, тяговое сопротивление рабочих машин определяют на основании обобщенных опытных данных по упрощенной формуле RM = KVa × вM (3.3) где KVa – среднее удельное тяговое сопротивление с.-х. машины данного типа с учетом влияния скорости и угла склона, кН/м. Как видно из формулы (3.2), влияние скорости на тяговое сопротивление с.-х. машины выражается параболической зависимостью, показанной на рис. 3.1. Рабочие скорости современных с.-х. машин в большинстве случаев выбирают в диапазоне от Vо ³ 1,4 м/с (5 км/ч) до V £ 3,33 м/с (12 км/ч), в пределах которых зависимость КV = f (V) с достаточной для эксплуатационных расчетов точностью может быть принята в виде прямой cd. Значение KV при этом рассчитывается по упрощенным формулам (КН/М): – для плугов; (3.4) – для других тяговых с.-х. машин (3.5) где V – рабочая скорость машины, м/с; Vо» 1,4 м/с; аM – глубина вспашки (в среднем для всех вариантов принимается аM = 0,22 м); Ко - удельное тяговое сопротивление плуга при скорости V = Vo, кН/м2, Км – удельное тяговое сопротивление других типов с.-х. машин при V = Vo, кН/м; Δ К – относительное приращение удельного тягового сопротивления при увеличении скорости на 1 м/с (при V £ VO следует принять Δ К = 0).
Рис. 3.1. Влияние скорости на удельное тяговое сопротивление с.-х. машины
Численные значения Ко, К и, Δ К для соответствующих операций приведены в табл. 3.2. В условиях неровного рельефа следует учесть также удельное тяговое сопротивление с.-х. машины, связанное с преодолением подъема, в соответствии с равенством (3.6) где a – угол склона, град. Для случая спуска перед sina следует принять знак «–», однако расчеты в данном случае необходимо делать для наиболее тяжелого случая –подъема. Значения mМУ для соответствующих типов машин также приведены в табл. 3.2. На основании формул (3.3) – (3.6) общее тяговое сопротивление тяговых с.-х. машин получим в виде (3.7) Общее тяговое сопротивление прицепной части всего агрегата в расчете на одну машину Ra определяется с учётом тягового сопротивления сцепки: (3.8) где Rа – общее удельное тяговое сопротивление рабочих машин и сцепки, кН/м.
Таблица 3.2 Удельные тяговые сопротивления и массы машин
Значение Ка рассчитывается по формуле (3.9) где тСУ – средняя удельная масса сцепки, кг/м; f - коэффициент сопротивления качению сцепки (усредненно можно принять fС = 0,16). Средние значения удельных масс сцепок в расчёте на 1 м ширины захвата агрегата тСУ приведены в табл. 3.2. Для одномашинных агрегатов в указанной графе поставлен прочерк и соответственно следует в (3.9) принять тСУ= 0. Подставив значение Ка в формулу (3,8), получим общее тяговое сопротивление агрегата в расчете на одну с.-х. машину. Для тягово-приводных машин (посадка и уборка картофеля, уборка силосных культур) условное тяговое сопротивление определяется по аналогии с формулой (3.7): RMB = (KVa + KB) вМ (3.10) где КВ – условное удельное сопротивление на валу отбора мощности, кН/м. Значение КВ можно рассчитать по формуле: (3.11) Под PВ при этом подразумевается условное тяговое сопротивление на ВОМ, определяемое из равенства: (3.12) где NB - мощность на ВОМ, кВт; h ТP; h В – КПД трансмиссий соответственно ходовой части трактора и привода BOM; VT, V – соответственно теоретическая и рабочая скорости машины (агрегата), м/с; d В – буксование движителей трактора с учетом мощности на ВОМ. Величину NB в практических расчетах приближенно принимают пропорциональной секундной подаче технологического материала: NB = aN × q = aN × вМ × V × u (3.13) где q – секундная подача, кг/с; аN – удельная мощность на единицу подачи, кВт/(кг/с); и - удельное количество технологического материала в расчете на единицу площади, кг/м2. На основании формул (3.11)–(3.13) условное удельное сопротивление на ВОМ получим в виде следующей формулы: (3.14) Подставив в (3.10) значение KVа из (3.6) и КВ из (1.14), получим условное тяговое сопротивление тягово-приводной машины. Значения и приведены в табл. 3. 1, а для h ТP, d о, h В можно принять приближенные значения h ТP = 0,88, d о = 0,95, h В = 0,8 × d Д. Для aN можно воспользоваться усредненными опытными значениями: aN = 2,25 кВт/(кг/с) – посадка картофеля; aN = 4,00 кВт/(кг/с) – комбайновая уборка картофеля; aN = 2,81 кВт/(кг/с) – уборка силосных культур. 3. Потребная для работы с.-х. машины в составе агрегата мощность на валу двигателя определяется с учетом формул (3.8), (3,13) в виде суммы: (3.15) где NT, NВ – мощности, потребляемые на тяговые процессы и на ВОМ, кВт. Для тягового КПД трактора h Т принимаем усреднённые значения: h Т = 0,70 – на стерне и h Т = 0,60 – на поле, подготовленном под посев. Почвенный фон стерни соответствует вспашке, лущению стерни и уборочным работам, а для остальных видов работ принимается поле, подготовленное под посев. Соответствующие удельные энергозатраты в расчете на единицу площади выполненной работы, кДж/м2: (3.16) Значения ЕМТ = Ка и EМВ = аN × u соответствуют удельному расходу энергии непосредственно самой машиной на тяговые процессы и на привод рабочих органов через ВОМ. Пропорционально энергозатратам будет изменяться и расход топлива. Номинальная мощность двигателя трактора в расчете на одну машину NHМ с учетом формулы (3.15) определяется так: (3.17) При этом для коэффициента загрузки двигателя приближенно можно принять значение EN= 0,90. 4. Практические рекомендации по энергосбережению и экономии топлива следует, обосновать формулой (3.16) с учетом соображений, и изложенных после, формулы (3.2). 5. Необходимость учёта, вероятностного характера изменения cил сопротивления, действующих на рабочие органы машины, наглядно видна из табл. 1.3 первого задания для обоснования оптимального режима загрузки двигателя. Вероятностный характер изменения сил сопротивления, действующих на с.-х. машины, обусловлен изменчивостью действующих внешних факторов, в частности физико-механических свойств почвы и обрабатываемых материалов., рельефа и других факторов. Методику определения основных вероятностных числовых характеристик рассмотрим на примере тягового сопротивления удельной с.-х. машины RM (рис. 3.2). Рис. 3.2. Примерный характер изменения тягового сопротивления с.-х. машины
Многочисленными экспериментальными исследованиями установлено, что плотность распределения тягового сопротивления RM, как показано на рис. 3.2, подчиняется нормальному Закону, описываемому формулой , (3.18) где RMi – значение RM в i– й момент времени, кН; RM - математическое ожидание, кН; s R – среднее квадратичное отклонение, кН. В качестве основных числовых характеристик определяются: математическое ожидание , среднее квадратичное отклонение x R, дисперсия ДR = , степень неравномерности d R и коэффициент вариации vR, рассчитываемые по формулам: (3.19) , (3.20) (3.21) (3.22) где n - число опытных значений RMi. Численные значения , s R, LR, vR, d R определяются по формулам (3.19)–(3.22) после статистической обработки полученных по результатам полевых испытаний осциллограмм типа, представленного на рис. 3.2. Вследствие отсутствия таких данных и ограниченного времени учебного занятия предлагается упрощенный вариант решения. В качестве математического ожидания тягового сопротивления = RM принимается значение, полученное в формуле (3.7) для соответствующей машины. Далее воспользуемся известными из литературных источников усредненными значениями коэффициента вариации тягового сопротивления vR для соответствующих операций, которые приведены в табл. 3.3. По значению vR с учетом формул (3.20)–(3-22) рассчитываются: ; ; (3.23) Для оценки максимальной перегрузки двигателя можно определить также наибольшее значение тягового сопротивления машины (3.24) Таблица 3.3 Значения коэффициента вариации тягового сопротивления с.-х. машин
Аналогичные зависимости можно полупить и для момента сил сопротивления на ВОМ. При выполнении задания на компьютере следует получить многовариантные решения соответствующих задач для всего диапазона изменения действующих параметров и внешних факторов. 6. Итоговые результаты расчетов по пунктам, включая исходные данные
Выполнил ________________________ Ф.И.О. студента подпись Принял ________________________ Ф.И.О. преподавателя подпись
ЗАДАНИЕ 4 Date: 2015-09-02; view: 1206; Нарушение авторских прав |