Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-экспериментальный задел





Более шестидесяти лет Институт (ранее - Институт дефектологии АПН СССР, а ныне - Институт коррекционной педагогики РАО) является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоциональной сферы, сложной структурой нарушений.

Институт - был и остается единственным в стране учреждением, ведущим систематическое клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с недостатками развития. В контексте современных задач представляются необходимыми определенные направления научных разработок. Большую роль в поиске эффективных решений проблем ранней (от 0 до 3 лет) педагогической коррекции сыграли разработанные в Институте электрофизиологические и психолого - педагогические методы оценки степени характера нарушений слухового и зрительного восприятия, методы сочетания раннего слухопротезирования или офтальмологической коррекции с системой специальных коррекционных занятий по развитию слухового или зрительного восприятия. Приведенные исследования открыли путь к педагогическим экспериментам, результаты которых сегодня по-новому высвечивают традиционные для теории специальной психологии вопросы о соотношении общего и специфического в онтогенезе высших психических функции, абсолютных и относительных границ сензитивных периодов, условия предотвращения развития вторичных нарушений в развитии и т.п. Важным новым аспектом разработки проблем коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста становятся проблемы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии, разработка типов и форм взаимодействия семьи и специалистов, процесса включения родителей в процесс развития и коррекционного обучения детей.. Развитие начатых фундаментальных исследований и обобщение результатов экспериментальной апробации прикладных разработок принципиально для проектирования государственной системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии от 0 до 3 лет.

В тесной связи с задачами ранней психолого-педагогической коррекции Институт рассматривает сегодня проблемы и перспективы реализации интегративного подхода к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Проблема внедрения компьютерных технологий в систему специального образования была поставлена в Институте как методологическая проблема. Осмыслена и описана роль компьютерных технологий в перестройке и развитии системы специального образования, перестройке и развитии профессионального мышления учителя - дефектолога, роль и функции компьютерных технологий в общем развитии аномального ребенка. Впервые разработаны специализированные компьютерные среды для поддержки основных содержательных линий развития ребенка в ходе начального школьного обучения, технологии выявления разрыва между обучением и развитием, демонстрации педагогических путей его преодоления в отдельных областях. В 1995 г. Институт выходит на исследование проблемы общего и специфического в развитии различных категорий детей на базе применения созданных компьютерных технологий.

Важным направлением развития специальной психологии является разработка концептуальных основ обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта (детей, имеющих различные сочетания нарушений: слуха, зрения, интеллекта, эмоциональной сферы, опорно-двигательного аппарата и т.п.). Институт накопил уникальный опыт комплексного обследования таких детей и изучения их развития в условиях целенаправленного обучения в специально созданных группах, классах или специальных учреждениях (типа детского дома для слепоглухих детей в г.Загорск). В этом разделе специальной психологии, как ни в одном другом, проверяются "на прочность" и развиваются подходы к определению структуры дефекта, методы индивидуальной педагогической коррекции с учетом ведущего нарушения и общих закономерностей психического развития. В последние годы результаты и разработки в этой области дефектологии начинают оказывать все большее влияние и на развитие смежных разделов специальной психологии: и в части разработки развернутых схем комплексного медико - психолого - педагогического обследования детей, и в части понимания психологии развития детей со сложной структурой нарушений, и в части понимания этапов, общих закономерностей и специфических особенностей развития социально-бытовой ориентации, онтогенеза предметной, игровой и коммуникативной деятельности у аномальных детей разных категорий. Эти данные имеют большое значение для преодоления сложившегося дисбаланса между обучением и развитием в традиционных образовательных областях. Так, в процессе экспериментального изучения и обучения слепоглухих детей произведена психологическая "реконструкция" ранних этапов формирования читательской деятельности у детей, описаны условия и этапы читательского развития, разработана педагогическая технология формирования базовых (коммуникативных, познавательных и творческих) компонентов читательской деятельности у детей на самых ранних этапах речевого развития.

Социально-эмоциональное развитие детей, нуждающихся в особой помощи, - это еще одна из чрезвычайно важных проблем специальной психологии, для освоения которой в Институте в последние годы созданы теоретические и практические предпосылки. В теоретическом отношении наиболее продвинуты исследования эмоционального развития у детей с РДА (с ранним детским аутизмом). Выявлены качественно разные типы искажения развития, отражающие различные формы недоразвития аффективной сферы ребенка. Реконструирована, согласно этим данным, многоуровневая система аффективной организации поведения человека в норме. Описаны аффективные механизмы, обуславливающие качественно разные типы поведения, разные типы взаимодействия психических функций. Ведется сравнительное изучение развития этих механизмов в нормальном онтогенезе и при раннем детском аутизме.

Продолжая работу в этом направлении, Институт планирует в ближайшие годы начать теоретическую и экспериментальную разработку программ специального обучения аномальных детей разных категорий, в которых будет выделена и четко обозначена новая содержательная область - внутренняя жизнь человека, процессы эмоциональной жизни ребенка и окружающих его людей, поставлена задача целенаправленного формирования психологических структур, ответственных за сознательную организацию поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающим миром. Особая роль предписывается специальным компьютерным средам, способным помочь обеспечить в обучении моделирование и превращение скрытых явлений эмоциональной жизни в объекты познавательной деятельности. Задача целенаправленного социально-эмоционального развития аномального ребенка в ходе специального обучения осмысливается при этом как центральная содержательная линия образования, как смыслообразующая парадигма для конструирования нового содержания специального образования в целом.

Важной особенностью исследований сенсорно - перцептивных процессов у аномальных детей разных категорий, как уже отмечалось на примере исследований развития детей раннего возраста, является взаимодействие и взаимопроникновение результатов педагогических, физиологических и собственно психологических исследований. Так, на основе обобщения психофизиологических и психологических исследований была разработана концепция компенсаторного развития зрительного восприятия у слабовидящих, частично видящих и слепоглухих детей с остаточным зрением в возрасте 6 - 12 лет. В рамках концепции были сформулированы принципиальные теоретические положения, лежащие в основе созданной комплексной модели развития зрительного восприятия и связанных с ним других познавательных процессов. Экспериментальная верификация модели в ходе лонгитюдинальных исследований в последнее десятилетие позволила получить сведения о психофизиологических механизмах и психологических закономерностях компенсаторного формирования сенсорно - перцептивных процессов у детей с нарушениями зрения и у слепоглухих с резидуальным зрением. Работа по развитию зрительного восприятия у слабовидящих, частично видящих и слепоглухих детей с резидуальным зрением входит в Европейскую программу лонгитюдинальных исследований в поведенческих и медицинских науках (European Longitudinal Studies in the Behavioural and Medical Sciences, Trier, Germany, 1990 - 1995). Продолжает оставаться важнейшим приоритетом Института разработка теоретических основ и психологического инструментария для комплексной медико - психолого - педагогической диагностики нарушений развития детей разных категорий (умственно отсталых, детей с ЗПР, детей с сенсорными нарушениями). Развитие этого направления исследований происходит по линии «омоложения» контингента обследуемых детей.

Институт подготовил наборы психологических методик для психолого-педагогической диагностики отклонений в развитии у детей 6 - 8 и 4 - 5 лет.

Традиционные для Института психологические исследования развития познавательной деятельности детей школьного возраста поддерживают и развивают существующую государственную систему специального образования детей разных категорий. В последние годы эти исследования сыграли важную роль в создании вариативных и многоуровневых программ по разным предметам для разных типов специальных школ, в разработке и обосновании необходимости введения в учебные планы специальных школ целого ряда новых общеразвивающих и специальных коррекционных курсов (по развитию логического мышления, по социально-бытовой ориентации, по пространственной ориентировке и т.п.). Институт продолжает работу в этом направлении в рамках специально выделенного раздела НИР "Научно - методическая поддержка функционирующей системы специального образования".

Новым предметом исследований Института стала эволюция отношения обществ и государств к детям с отклонениями в развитии, социокультурные основы становления и развития национальной системы специального образования, взаимоотношения государства, общества и профессионалов - дефектологов на разных этапах развития системы образования аномальных детей, роль дефектологической науки в трансформации этой системы. В этом контексте предполагается проанализировать концептуальные основы специализированных образовательных стандартов и обосновать необходимость разработки многоуровневого стандарта подготовки к жизни детей с разными отклонениями в развитии. Большое внимание в последние годы Институт уделяет проблеме изучения (на основе участия ИКП РАО в международном Проекте "Открытая образовательная среда для переподготовки специалистов разных стран, работающих в области специального образования") зарубежных и разработки отечественных педагогических технологий подготовки специалистов нового поколения, способных продуктивно работать в парадигме развивающего образования. Разрабатываются активные методы и формы организации учебной деятельности специалистов разного уровня в процессе их подготовки и переподготовки.

Значительный приток в ведущие лаборатории Института молодых кадров, которые работают под руководством ведущих специалистов, позволяет надеяться на решение поставленных задач в ближайшие десятилетия и развитие отечественной научной школы в столь сложной интегративной области знаний, каковой является дефектология.

 

Date: 2015-08-22; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию