Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новый социальный заказ. Опасность быстрых'' решений и необоснованной критики
В период 1990-1994 годы благодаря новым установкам государства в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной от массовой системы специального обучения аномальных детей, сняты политические и идеологические барьеры, изменена законодательная база, подверглись кардинальной ломке организационные и финансовые основы: были разрешены частные благотворительные инициативы, стал возможным патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были сразу допущены все конфессии; резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей, в Законе об образовании (1991 год) провозглашена свобода выбора форм и систем обучения и свобода в их создании, стало возможным построение новых типов образовательных учреждений. Рассматривая проблему в исторической перспективе, можно сказать, что буквально "в одночасье" принципиально изменился социальный заказ, и государство, общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше "не видевшие'' аномальных детей и по-настоящему не знающие всей сложности проблем их обучения и воспитания, потребовали от дефектологов немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах. Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения есть не столько "промахи'' дефектологической науки, сколько результаты культурно-исторических, идеологических и экономических "аномалий" в развитии страны в прошлом, противоречий, изначально заложенных в систему специального образования. Совершенно очевидно, что дефектологи не могли в один день выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего, необходимость проведения фундаментальных исследований и тщательной экспериментальной апробации новых прикладных разработок. Именно поэтому дефектологи принципиально не хотели участвовать в скоропалительном массированном введении инноваций, предлагая программу планомерного выхода из кризиса (целевая комплексная программа на 1990 - 1995 год. "Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития" - Государственный комитет СССР по народному образованию / Н. Н. Малофеев). Объективная невозможность немедленного решения новой исторической "сверхзадачи" со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики. Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого - педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, началось необдуманное и часто механическое калькирование западных моделей обучения аномальных детей. По прошествии 5 - 6 лет, в середине 90-х годов наиболее компетентные энтузиасты в области инноваций начинают осознавать непродуктивность и опасность "быстрых решений''. Однако пять лет, прошедшие под знаком критического отношения к дефектологии и системе специального образования сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области новых форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного, целенаправленного, планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка "революционного" изменения ситуации, что в современных условиях означает разрушение сложившейся системы. В плане перспектив совершенствования государственной системы специального образования, системы помощи детям с отклонениями в развитии, перспектив развития спцеиальной психологии и коррекционной педагогики сложившаяся ситуация представляется тревожной. Институт усматривает опасность в том, что на фоне бесспорно прогрессивных политических деклараций государства и творческой активности большого числа специалистов различных областей науки и практики реально может произойти разрушение системы специального образования, ее "откат" на более ранние ступени развития. Пути планомерного выхода из кризиса. Роль науки. Институт признает необходимость последовательной и планомерной трансформации системы специального образования на разных уровнях, но отстаивает эволюционный путь ее развития. Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач: поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования; целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровеньпрофессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательныхучреждениях страны, которые могут обеспечить максимально возможное в рамкахсуществующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии. обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии с целью создания государственной системы раннего (начиная с первых месяцев жизни)выявления и ранней коррекции нарушений в развитии у различных категорий детей, определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработатьсодержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений для квалифицированной работы с интегрированными детьми; переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образованная в соответствии с новым социальным заказом; разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов; обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингентов детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранеегосударственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследовании Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения; на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий построить максимально полные "карты" (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные "обходные пути" в достижении этапных задач.; Очевидно, что такого рода задачи не могут быть решены в кратчайший срок силами энтузиастов, какими бы благими намерениями они не руководствовались. Сама постановка такого рода задач демонстрирует необходимость проведения фундаментальных пролонгированных исследований в разных областях дефектологической науки. Институт считает себя способным реализовать данную программу научных исследований. Основанием является кадровый научный потенциал Института и имеющийся задел в исследованиях в области нейрофизиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики. Date: 2015-08-22; view: 331; Нарушение авторских прав |