Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 27. Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186)





 

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие личную свободу человека. Угроза является психическим насилием, она воздействует на волю потерпевшего, вселяет страх и неуверенность в собственной безопасности и безопасности близких.

Потерпевшим от данного преступления может любое лицо. При этом виновный может угрожать причинением вреда как самому потерпевшему, так и его близким (например, ребенку).

Угроза – это адресованное потерпевшему выражение намерения причинить ему тот или иной вред с целью устрашения.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 186, образуют три вида угрозы: угроза убийством (см. ст. 139), угроза причинением тяжкого телесного повреждения (см. ст. 147), угроза уничтожением или повреждением имущества (см. ст. 218). В последнем случае имеет значение то, каким способом виновный угрожает уничтожить или повредить имущество потерпевшего. Способ уничтожения или повреждения имущества должен быть общеопасным (см. коммент. к ч. 13 ст. 4).

Формы проявления угрозы включают любые способы доведения устрашающей информации до сознания потерпевшего: посредством жестов, демонстрации оружия или иных опасных орудий, устно, письменно, через средства связи или массовой информации. Угроза может быть высказана наедине или публично.

Угроза признается юридически оконченной с момента, когда ее суть воспринята потерпевшим. Если, например, письмо угрожающего содержания получено и прочитано не потерпевшим, а иным адресатом, который и передаст его органам уголовного преследования, ответственность должна наступать за покушение на угрозу по ч. 1 ст. 14 и ст. 186. Приготовление к угрозе (например, написание письма) в соответствии с ч. 2 ст. 13 уголовной ответственности не влечет.

Субъективная сторона угрозы характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что выражает потерпевшему намерение лишить его или его близкого жизни или причинить им тяжкое телесное повреждение либо уничтожить или повредить общеопасным способом имущество потерпевшего или его близкого, а также понимает, что повод для угрозы, обстановка и способ ее выражения таковы, что она воспринимается как реальная, осуществимая, и желает запугать потерпевшего.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16-и лет.

Уголовная ответственность по ст. 186 наступает лишь при наличии выраженного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке требования лица, пострадавшего от преступления (см. коммент. к ст. 33).

 

 


Вопрос № 29. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме, либо реализации права законодательной инициативы граждан, либо работе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата (ст. 191).

 

Непосредственный объект. Преступление посягает на свободное осуществление гражданами их избирательных прав. Непосредственным объектом воздействия является свобода политического волеизъявления граждан при избрании Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, а также при решении вопросов на референдуме или голосовании об отзыве депутата Палаты представителей или местного Совета депутатов.

В соответствии со ст. 38 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в решении государственных дел граждане Республики Беларусь имеют как непосредственно, например, путем референдума, так и через свободно избранных представителей.

Основные принципы избирательной системы Республики Беларусь и порядок проведения выборов закреплены в Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь (НРПА. 2000. № 25, 2/145; № 64, 2/181). Прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан является недопустимым и влечет установленную законом ответственность, в том числе уголовную на основании ст. 191 и 192.

2. Объективная сторона преступления характеризуется активным поведением, направленным на создание препятствий свободному осуществлению гражданином Республики Беларусь следующих прав: избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, участвовать в голосовании об отзыве депутата, вести предвыборную агитацию, агитацию по референдуму или отзыву депутата.

Воспрепятствование свободному осуществлению избирательного права может выражаться в совершении различных действий, препятствующих явке избирателя на участок для голосования; выдвижению гражданина кандидатом в депутаты; встрече кандидата в депутаты с избирателями; ознакомлению со списком граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата; подаче заявлений о неправильных сведениях, содержащихся в списках; осуществлению деятельности инициативной группы и т. п.

Целью воспрепятствования может являться создание препятствий в работе избирательных комиссий, комиссий по выборам Президента Республики Беларусь или по проведению референдума, голосования об отзыве депутата.

Объективная сторона преступления наряду с деянием в форме воспрепятствования включает предусмотренные законом способы воздействия, а именно: насилие, угрозу, обман, подкуп или иные методы воздействия, которым характерно понуждение потерпевшего к совершению действий в условиях несвободы личного волеизъявления.

Для признания преступления оконченным не требуется, чтобы виновному удалось фактически лишить гражданина возможности реализовать его избирательное право. Достаточно установить факт совершения действий, имеющих целью воспрепятствовать свободному осуществлению избирательного права, и констатировать указанный в законе противоправный способ – насилие, обман, угроза, подкуп и др.

С субъективной стороны преступление может быть совершено лишь с прямым умыслом. Виновный сознает, что в результате его деяния создаются препятствия в осуществлении гражданином его права свободно избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, голосовании об отзыве депутата, вести предвыборную агитацию, агитацию по референдуму или отзыву депутата либо в работе избирательных комиссий, комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, комиссий по проведению референдума или голосования об отзыве депутата; сознает, что его деяния сопряжены с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иного способа воздействия на свободу политического волеизъявления, и желает совершить указанные общественно-опасные деяния. Мотивы совершения этого преступления могут быть различными.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста, либо по ч. 2 ст. 191 должностное лицо (см. коммент. к ч. 4 ст. 4).

Квалифицирующими признаками в ч. 2 ст. 191 являются: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

Воспрепятствование, совершенное группой лиц по предварительному сговору, является квалифицирующим признаком данного преступления по причине того, что предварительно согласованные действия соучастников могут в значительной мере повлиять на ход избирательной и агитационной кампании либо способствовать искажению результатов голосования или проведения выборов или референдума в целом.


Вопрос № 47. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 232)

 

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение законодательно гарантированного права на свободное занятие предпринимательской деятельностью.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательской деятельностью является самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской деятельности включает в себя неправомерные действия (бездействие) должностного лица, препятствующие законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, выраженные в одной из указанных законодателем форм, общественно опасные последствия в виде причинения крупного ущерба, причинную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

По своей законодательной конструкции анализируемый состав преступления является материальным.

Деяние, предусмотренное ст. 232, выражается в следующих вариантах преступного поведения: 1. неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от регистрации данных субъектов предпринимательства; 2. неправомерный отказ либо уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности; 3. противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Перечисленные выше действия (бездействие) осуществляются должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

Под неправомерным отказом в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица следует понимать принятие и оформление уполномоченным должностным лицом незаконного решения о невозможности регистрации данного субъекта хозяйствования, выполнившего все обязательные требования, необходимые для государственной регистрации, при отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа.

Уклонение от регистрации субъекта хозяйствования может выражаться в двух формах преступного поведения, которые представляют собой:

Ø бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, представивших надлежаще оформленные документы (затягивание рассмотрения поступивших материалов без уважительных причин, непринятие необходимого решения без предъявления заявителю каких-либо требований по процедуре регистрации и т. п.);

Ø действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей (передача материалов некомпетентному лицу, требование предоставить дополнительно документы, не предусмотренные действующим законодательством и др.).

Уклонение налицо, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности после истечения срока, установленного законом для принятия решения о регистрации в течение времени, заведомо в сложившихся условиях достаточного для рассмотрения поданных заявлений по существу и при отсутствии извинительных обстоятельств к принятию этого решения конкретным должностным лицом (болезнь, командировка и т. п.).

неправомерный отказ индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в выдаче специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности – это отрицательное по существу решение о выдаче лицензии, принятое должностным лицом лицензирующего органа в нарушение установленных законом оснований.

Уклонением от выдачи специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности является непринятие соответствующего решения после истечения срока, предусмотренного для решения вопроса о выдаче лицензии без предъявления каких-либо претензий либо под прикрытием препятствий, не являющихся по своей сути правомерными.

Данное деяние может выражаться в действиях (бездействии) должностного лица, аналогичных для уклонения от государственной регистрации субъектов предпринимательства.

Противозаконное ограничение прав и интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица либо иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это умышленное поставление предпринимателя в такие условия, при которых лицо полностью или частично ограничивается в своих правах и лишается возможностей, предоставленных ему законодательством.

Данное деяние может выражаться, например, в незаконном создании препятствий или неравных условий для субъекта хозяйствования в осуществлении им предпринимательской деятельности, нарушении свободы выбора сферы или видов деятельности, незаконном формировании круга поставщиков и потребителей своей продукции, установлении цен и тарифов на продукцию (работы, услуги), и т. д.

Преступление, предусмотренное ст. 232, считается оконченным с момента причинения ущерба в крупном размере (см. примечиния к главе 25). Под ущербом в данном случае следует понимать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду (ст. 14 ГК). Наступивший ущерб должен находиться в причинной связи с деянием должностного лица по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона данного преступления выражена умышленной формой вины. Применительно к последствиям виновный может желать либо сознательно допускать причинение крупного ущерба или относиться к наступлению этих последствий безразлично. Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию. Однако они могут характеризовать общественную опасность данного преступления и должны учитываться при индивидуализации наказания.

Субъект рассматриваемого преступления специальный – должностное лицо (см. ч. 4 ст. 4), обладающее определенными служебными полномочиями.

В компетенцию должностного лица должны входить полномочия по регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, выдаче специального разрешения (лицензии), принятию решений, прямо или косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность и др. Использование служебных полномочий может заключаться, например, в том, что должностное лицо совершает неправомерные действия, относящиеся к его компетенции, обосновывая их интересами службы или авторитетом государственного органа, действует с помощью государственного принуждения, и т. д.

Date: 2015-08-24; view: 929; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию