Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная революция XVI-XVII вв. и становление первой научной картины мира





Рассмотрим какие вклады внесли в становление науки выдающиеся представители Нового времени. Речь едет о мощном движении –научной революции, которое обретает в XVII в. характерные черты в работах Галилей, идеях Бекона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму.

Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера и Галилея, в становление первой научной картины мира, очевидно. Шаг за шагом меняется образ мира, с трудом, но неуклонно разрушаются столпы космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Тихо Браге –идейный противник Коперника- устраняет материальные сферы, которые, по старой космологии, вовлекали в свое движение планеты, а идею материального круга (или сферы) заменяет современной идеей орбиты; Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет («естественного» или «совершенного» в старой космологии) к теории эллиптического движения; Галилей показывает ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля и формирует принцип инерции. Ньютон в своей теории гравитации объединяет физику Галилея и физику Кеплера.

За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение- также медленное, мучительное, но неуклонное – представлений о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношении между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой.

Научный дискурс квалифицируется как таковой, когда формируется, как говорит Галилей, на основе «чувственного опыта» и «необходимых доказательств». «Опыт» Галилея – это эксперимент. Наука –это экспериментальная наука. В эксперименте ученые обретают истинные суждения о мире. И это новый образ науки – возникший из теорий, систематически контролируемых с помощью эксперимента.

Научная революция «открыла дорогу категориям, методам, институтам, способу мышления, связанным с феноменом, который мы стали называть современной наукой» (Паоло Росси)

В результате «научной революции» родился новый образ мира, с новыми религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник новый образ науки – развивающейся автономно, социальной и доступной контролю. Другая фундаментальная характеристика научной революции – формирование знания, которое в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого –носитель того типа знания, который для обретения силы нуждается в постоянном контроле со стороны практики, опыта. Научная революция порождает современного ученого –экспериментатора, сила которого – в эксперименте, становящемся все долее строгим благодаря новым измерительным приборам, все белее и более точным.

Согласно одной точке зрения, картина мира, явившаяся результатом научной революции XVI-XVII вв. и нашедшая законченное выражение в работах Ньютона, является первой научной картиной мира. Мы уже можем говорить о процессе формирования первой научной картины мира в выше отмеченных трудах Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Бойля, завершившегося «системой мира» Ньютона.

Говоря о становлении науки XVII в. нельзя не отметить формирование в тот период механической картины мира и роль Реформации в процессе становления новой картины мира. В культурно-историческом плане механизация картины мира –чрезвычайно интересное явление, возникшее в лоне европейской культуры и не имеющее аналогов в других культурах. Под механизацией картины мира, происходящей в XVII в. мы понимаем вытеснение схоластического представления о материальном мире как иерархически упорядоченном организме, как материи, одушевляемой «изнутри» субстанциональными качествами, иным представлением о мире как об однородном, неодушевленном, мертвом веществе, частицы которого взаимодействуют по чисто механическим законам.

Значение идеологий Реформации для развития науки Нового времени состоит прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира позднего католицизма и в переориентации воли человека с созерцательного отношения к истине на активный ее поиск в Книге мира.

Таким образом, механистическая картина мира XVII в, которая утверждала идею качественного единства, унифицированности всего телесного мира и его жесткую подчиненность законам, исходящим из единого божественного источника, по социальному генезису отражает процесс становления буржуазного способа производства, однако не непосредственно, а через опосредующее звено идеологических систем эпохи Реформации. Она стала ведущей мировоззренческой основой для развития физики, химии, политэкономии, теории государства и права и других отраслей естественного и социального познания.

Теперь, вернемся к становлению первой научной картины мира. Исходным рабочим определением научной картины мира (НКМ) можно считать следующее: НКМ есть наглядный, характерный для определенной исторической эпохи интегральный образ мира, служащий важным средством синтеза конкретных научных знаний о мире. Придя на смену религиозной, в которой в центре философских изысканий два центра – Бог и человек, первая научная картина мира характерна такими важнейшими элементами, как гелиоцентризмом, представлением о бесконечном однородном пространстве, едином материальном мире, в котором царят универсальные законы природы. Ее и принято называть классической, на фоне которой началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. Наука возникла в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были «растворены» в «эфире» религиозного сознания) и ими не позволено выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу –буржуазии нужна была «полнокровная наука», т. е. такая система научного знания, которая прежде всего для развития промышленности исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

По мнениям многих западных исследователей (Дж. Бернал, Э. Цильзель) становление буржуазных социально-экономических отношений, пронизанных духом рационализма Нового времени, привело к постепенному ослаблению религиозного, магического, анимистического восприятия мира и укреплению рациональных представлений о мироздании. А поскольку развитие капиталистического производства потребовало развития механики и математики, то картина мира приобрела рациональный механико-математический характер, мышление стало рациональным.

Средневековая схоластическая картина мира в ходе научной революции XVI-XVII вв. подверглась разрушительной критике целым рядом философов и ученых. Процесс преобразования секуляризации схоластической картины мира, завершившейся созданием Ньютоном механической картины мира, рассматривается как монотонный, непрерывный процесс. Новое количественное, атомистическое, безгранично расширенное и мирское представление о действительности заняло место старой, качественной, непрерывной, ограниченной и религиозной картины мира, унаследованной мусульманскими и христианскими схоластами от греков. Иерархическая Вселенная Аристотеля отступила перед мировой схематикой Ньютона. Ньютон установил динамический взгляд на Вселенную вместо статического древних.

Касаясь религиозного аспекта, присущего возникшей МКМ, необходимо отметить, что произошел разрыв науки с религией и парадокс научной революции состоялся в том, что те, кто внес в нее наибольший вклад (в основном это научные новаторы Коперника до Ньютона), были наиболее консервативны в своих религиозных и философских взглядах. Понятия пространства, времени и движения, которые Ньютон ввел в свою теоретическую механику, он считал всеобщим достоянием, присущим обыденному сознанию любого человека. Этот небезынтересный факт свидетельствует о том, насколько изменилось обыденное сознание, насколько оно стало рациональным, что стало способным непосредственно порождать высокоабстрактные понятия. Результатом научной революции был разрыв мышления на мышление о бытии и мышление о ценностях, разрыв между миром точности и миром приблизительности, между научным мышлением и обыденным сознанием. Вместо обыденного сознания было рождено теоретическое научное мышление, создана совокупность общефилософских и научных принципов.

Таким образом, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по новому поставила вопросы о специфике научного познания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природы на основе знания ее законов.

В общественной жизни стали формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину мироздания и привело к оформлению «вещно-натуралистической» концепции Космоса с ее ориентацией на механистичность и количественные методы.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания) потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования – как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возродились и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Необходимым условием перехода к индустриальному обществу стали буржуазные революции. Они способствовали разрушению феодальной системы с ее наследственными привилегиями и сословным неравенством, провозглашали равные права граждан и демократический образ правления, решали аграрный вопрос, обеспечивали существенный скачок в экономике.

Так, первая в мире Нидерландская буржуазная революция (1566-1609 гг.) во многом способствовала превращению страны в образцовое капиталистическое государство XVII в. (К. Маркс) - Голландию. Особенность экономического развития Голландии состояла в том, что главную роль в ней играл не промышленный, а торговый капитал. Специализируясь на судостроении, она становится мировым центром торговли. По разным оценкам ей принадлежало от 60 до 75% мирового флота. Голландия стала не только мировым торговым посредником, но и самым богатым государством-страной-банкиром. Помимо товарной (Антверпен), возникает и фондовая биржа (Амстердам), где торговлю осуществляли ценными бумагами- акциями и облигациями государственных банков. Однако к началу XVIII в. Голландия теряет свои позиции. Причинами стали: отсутствие достаточного природного сырья, политика Англии (Навигационный акт 1651 г. и др.), но главное-голландские капиталы функционировали преимущественно в сфере обращения (торговли и финансов), а не в промышленности.

С середины XVII в. (1642-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. В ходе нее были приняты законы, искоренившие такие феодальные институты, как рыцарские держания и феодальные повинности. Власть перешла в руки нового дворянства и верхушки буржуазии. Ликвидированы препятствия на пути капиталистического развития страны. Развитая промышленность на капиталистических началах потребовала изменений и в кредитно-денежной сфере. Английская буржуазная революция привела к утверждению капитализма и установлению буржуазного строя в Англии. Будучи первой революцией европейского масштаба, она открыла эру крушения феодального строя в Европе, положив начало смене феодальной формации капиталистической. Это было последнее революционное движение в Европе, проходившее под средневековым знаменем борьбы одной религиозной доктрины против другой.

Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Хотя буржуазная революция во Франции (1789-1794 гг.) произошла на полтора столетия позже английской, она носила более радикальный характер. Здесь земельный вопрос был решен в пользу крестьян. Феодальные повинности были ликвидированы без выкупа. Упразднена феодальная рента. Устанавливалась прозрачность бюджета и справедливая налоговая шкала. Однако парцеллирование земли, которое вело к сохранению натурального крестьянского хозяйства, континентальная блокада, объявленная Наполеоном Англии, и др. замедляли экономический рост страны.Великая французская буржуазная революция предопределила последующее развитие по капиталистическому пути не только самой Франции; она расшатала устои феодально-абсолютистских порядков и ускорила развитие буржуазных отношений в других европейских странах; под ее непосредственным влиянием возникло буржуазное революционное движение и в Латинской Америке. Однако историческая прогрессивность Французской буржуазной революции, как и всякой другой буржуазной революции, была ограниченной. Она освободила народ от цепей феодализма и абсолютизма, но наложила на него новые цепи - цепи капитализма.

 

Вопрос 32: Эпоха Просвещения: общая характеристика. Основные достижения европейского человечества в эпоху раннего Нового времени (XVI - XVIII в.в.).

Просвещение – это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу (перехода от феодализма к капитализму). Это одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Просвещение явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

По времени эпоха Просвещения – это середина XVII – XVIII вв. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии (основатель Д.Локк (1632–1704), его последователи Г.Болингброк (1678–1751), Д.Аддисон (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесон (1694–1747); в их сочинениях были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор»), затем во Франции (на первом этапе главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778), на втором - Дидро (1713–1784), на третьем - Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), позже – в Германии, Италии и других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Характерными чертами Просвещения являются:

1. Стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, вечной справедливости, равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало настоящий "культ разума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя свету ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего блага и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя моральное и гражданское воспитание, а также утверждение "истинных" представлений о мире, обществе и человеке – в противоположность "ложным" идеям старого мира. Постулаты Просвещения не несли в себе революционного пыла, но именно они положили начало того социальныого подъема, который завершился Французской буржуазной революцией 1789 – 1794гг.

Важным вкладом в образовательный процесс является работа энцеклопедистов. Философ Дени Дидро (1713-1784) считал своей задачей сделать современные знания как можно более доступными для всех. Замысел состоял в том, чтобы заключить общую картину знаний, которые накопили европейцы на середину ХVIII века, объединить их в специальный словарь. Такие попытки имели место и раньше, но они не имели такого размаха. Издание получило название "Энциклопедии". Организаторам задуманного Д. Дидро и Жану Д`Аламберу (1717-1783) удалось привлечь к работе всех великих философов и писателей того времени: Вольдер, Монтескье, Гольбах, Руссо и др. Однако большая часть "Энциклопедий" была написана менее известными людьми но не менее образованными. Эта масштабная работа оказала огромное влияние на тогдашнее общество.

3.В эпоху Просвещения появилась новая весомая сила в обществе - общественное мнение. Она стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и оказалась мощным оружием в руках тех, кто умел ею управлять. Инструментом, с помощью которого формировалось общественное мнение, были слухи, газеты.

Средой проявления общественного мнения были светские салоны. XVIII в. стал веком салонов, объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке, философию, политику. Здесь узнавали новости, плели интриги. Организаторами салонов были знатные или богатые лица. В некоторых салонах существовали четкие правила поведения. Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед.

Кроме салонов, возникали литературные, философские, научные общества и кружки. Они ставили перед собой задачу воздействовать на общественное мнение и способствовать прогрессу просвещения. Эти кружки и общества играли роль, подобную роли нынешних политических партий. Особенностью кружков и обществ было то, что в обществе, разделенном сословными привилегиями, они объединяли людей независимо от происхождения.

Так же появилось Масонство (Франкмасонство), которое своими задачами и характером деятельности напоминало философское общество. Но, в отличие от товариществ, оно было тайным братством, закрытым для непосвященных. Масон в переводе с французского - "Каменщик", франкмасон - "свободный каменщик". Первые масонские ложи (так назывались масонские организации) в XVIII в. основали английские просветители, которые позаимствовали названия и обряды средневекового цеха каменщиков.Масонство стало модной, даже влиятельной, течением. К ложам поступали лица, которые стремились изменить существующий несправедливый мир. Они проповедовали свободу и братство всех людей, распространяли идеи Просвещения, не чурались благотворительности. Членами масонских лож было много знаменитых людей того времени (Вольтер, Гете, Моцарт и др.).

Они стремились расковать умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению.

Намерения изменить государство и общество выглядели не как посягательство на мировой порядок, а как законное право человека. Общество считалось справедливым только при условии, что в нем соблюдены естественные права человека.

4. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения.

5. К религии и церкви просветители в основном относились равнодушно, а то и враждебно. Богословские проблемы их больше не интересовали. Они считали, что мироздание было или деистическим (Бог создал мир и спустя уже не вмешивался в историю человечества), или атеистическим (полное отрицание существования Бога).

6. Театры, концерты, выставки.

Ранее театры в основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и относились везде.

Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.

Доступным для широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.

Если говорить об общей характеристике художественной культуры эпохи Просвещения, то следует отметить, что оно является новым открытием, новой ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей свойственно такое художественное восприятие, как интимность, лиризм, острая наблюдательность, проникновение в человеческие страсти и характеры.Искусство демократизируется и обращается к жизненному материалу самых разных слоев, привлекая низы общества. Внимательно прослеживается общественную жизнь людей. Ведущим жанром в литературе становится социально-бытовой роман.

 

Эпоха раннего Нового времени приходится на XVI - XVIII вв. Для данного периода характерны:

- модернизация, которая включала в себя: урбанизацию - небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план;

- индустриализация – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.;

- демократизация политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства;

- рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период - это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир. Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничен, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни. Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Европе. Так, к XVI в. население Европы выросло с 69 млн. до 100 млн. чел., а в XVII в. составляло уже 115 млн. Основную часть населения Европы составляли сельские жители (80-90%). Продолжается дальнейший рост городов. Самым большим городом Европы был Париж (300 тыс. чел.), а также Неаполь (270 тыс. чел.). Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило также в Испании, Германии, Италии. XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря Великим географическим открытиям. На их первом этапе (конец XV-начало XVI вв.) инициатива принадлежала испанцам и португальцам. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку, в 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, привел корабли в Индию. На втором этапе (сер. XVI-сер. XVII вв.) инициативу перехватили голландцы, англичане и французы. В XVII в. была открыта Австралия, европейцы провели свои корабли вокруг Америки и Азии.

После Великих географических открытий расширились представления людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства. После великих географических открытий в Европе появились маис, картофель, томаты, фасоль, стручковый перец, какао-бобы. Встреча Европы со всем остальным миром имела драматический характер. В завоеванных испанцами и португальцами заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля. Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством (ремесленное производство к этому времени дробилось уже примерно на 100 отраслей и подотраслей). Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии - доменные печи на каменном угле, в металлообработке - механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. В текстильном производстве распространялись самопрялки, а вертикальный ткацкий станок заменился горизонтальным. Появились новые типы тканей: меланжевые, бумазея. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого и грубого сукна в Англии. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства. Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, была выдвинута и разработана идея гелиоцентрического строения мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Тихо Браге, Иоганн Кеплер). Достижения астрономии получили и свое практическое применение. Был создан более точный календарь. Наступил перелом в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт и Паскаль). Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Крупнейшими представителями этих философских воззрений были англичанин Френсис Бэкон и француз Рене Декарт. Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами Европы становятся Сорбонна (Франция), университеты в Падуе (Италия), Саламанке (Испания), Кембридже и Оксфорде (Англия), Лейденске (Голландии), Упсале (Швеции). Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом. Европейский абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его в рамках крупного централизованного национального образования приходится на XVII в.

 

 

Вопрос 33. Ведущие страны Запада на пути к индустриальному обществу. Типичные черты индустриального развития западного мира.

Новое время — эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. В этой связи уже на рубеже XV—XVI вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.

Модернизация — процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления:

- аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства);

- индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности);

- урбанизацию (бурный рост городов, экономическое преобладание города и широкое распространение городского образа жизни);

- трансформацию социальной структуры общества (утверждение экономического типа и классового характера социальной стратификации);

- демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества);

- секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви).

Выделяются два основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). Отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма».

ХVI—ХVIII вв. были переходным временем, подготовившим развитые западные страны к вступлению в индустриальную эпоху. В этот период первичная модернизация охватила страны так называемого «старого капитализма» или «первого эшелона» капиталистического развития (Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию, позднее США), в которых буржуазные отношения глубоко проникли во все сферы жизни общества. Для отмеченных стран модернизация носила естественный, объективный характер. Происходившие трансформации имели эволюционную природу, характеризовались органичностью и преемственностью в развитии общественных форм. Это обеспечило относительно гармоничное сочетание традиционных и индустриальных форм социально-экономических отношений.

На протяжении ХVI—ХVIII вв. модернизация, по сути, имела переходное содержание, она создавала основы для строительства будущего индустриального общества. В конце ХVIII—XIX в. модернизационный процесс вступает в зрелую фазу и приобретает уже комплексный, масштабный характер. Он развернулся в полную силу, значительно углубился и затронул более широкий круг европейских стран: Германию, Италию, отчасти Австрию, Россию. Эти страны «второго эшелона» капиталистического развития, вставшие на путь индустриализации только в XIX в., представляли собой уже другой неорганический, вторичный тип модернизации. Процесс утверждения капиталистических отношений носил здесь менее сбалансированный, во многом искусственный характер, осуществлялся «сверху», главным образом за счет реформ, ускоренного развития отдельных сфер индустриального производства. В этих условиях модернизация сопровождалась обострением противоречий между традиционными и привнесенными формами общественных отношений. Отмеченные черты предопределили более значительную роль государства в стимулировании процесса индустриализации. При этом страны «второго эшелона», вступив на путь модернизации позднее, имели возможность не только использовать уже накопившийся здесь опыт, но проводить у себя промышленную революцию и индустриализацию на более высокой технико-технологической основе.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели — индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется эволюцией политической системы в направлении демократизации, утверждения правового порядка и, вместе с тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании экологических проблем, кризисе духовной сферы. Индустриальная цивилизация — первая в истории человечества техногенная по своему характеру общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью.

Индустриальная цивилизация ведет отсчет с двух эпохальных событий, обозначивших переломный рубеж и давших мощный толчок прогрессивным изменениям в развитии западного общества: промышленной революции — технологического переворота, сопоставимого по своим масштабам и значению с неолитической революцией, и Великой французской революции, разрушившей основы феодального порядка в Европе.

Как же шло развитие наиболее прогрессивных государств Западной Европы, таких как, Англия, Франция, Нидерланды?

1.В сфере экономической в этих странах происходило прогрессирующее разложение феодальных форм экономики, шел процесс первичного накопления капитала, зарождение в недрах феодального общества нового экономического уклада.

2.В сфере социальной – размывалась сословная стратификация традиционного общества, возникали новые профессионально-сословные группы, классы буржуазии и наемных рабочих. Постепенно складываются буржуазные нации.

3. Возникают новые формы идеологии: таковыми были гуманизм, реформационные вероучения (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм) и радикальные сектантские учения с их уравнительными идеями. Обновляется католическое христианство.

4. Знаменательные изменения произошли и в политической структуре общества. Раннее новое время ­­­- время новых форм государства - на смену сословно-представительных пришли абсолютные монархии.

5. XVI столетие знаменито и первыми актами буржуазных революций. Это и Реформация и Крестьянская война в Германии 1525 года, и Нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование первой в Европе буржуазной республики – Республики Соединенных провинций. Все эти события приобретают всемирно-историческое значение.

Необходимым условием перехода к индустриальному обществу стали буржуазные революции. Они способствовали разрушению феодальной системы с ее наследственными привилегиями и сословным неравенством, провозглашали равные права граждан и демократический образ правления, решали аграрный вопрос, обеспечивали существенный скачок в экономике.

Так, первая в мире Нидерландская буржуазная революция (1566-1609 гг.) во многом способствовала превращению страны в образцовое капиталистическое государство XVII в. (К. Маркс) - Голландию. Особенность экономического развития Голландии состояла в том, что главную роль в ней играл не промышленный, а торговый капитал. Специализируясь на судостроении, она становится мировым центром торговли. По разным оценкам ей принадлежало от 60 до 75% мирового флота. Голландия стала не только мировым торговым посредником, но и самым богатым государством-страной-банкиром. Помимо товарной (Антверпен), возникает и фондовая биржа (Амстердам), где торговлю осуществляли ценными бумагами- акциями и облигациями государственных банков. Однако к началу XVIII в. Голландия теряет свои позиции. Причинами стали: отсутствие достаточного природного сырья, политика Англии (Навигационный акт 1651 г. и др.), но главное-голландские капиталы функционировали преимущественно в сфере обращения (торговли и финансов), а не в промышленности.

Во время Английской буржуазной революции (1642-1649 г.г.) были приняты законы, искоренившие такие феодальные институты, как рыцарские держания и феодальные повинности. Власть перешла в руки нового дворянства и верхушки буржуазии. Ликвидированы препятствия на пути капиталистического развития страны. Развитая промышленность на капиталистических началах потребовала изменений и в кредитно-денежной сфере.

Хотя буржуазная революция во Франции (1789-1794 гг.) произошла на полтора столетия позже английской, она носила более радикальный характер. Здесь земельный вопрос был решен в пользу крестьян. Феодальные повинности были ликвидированы без выкупа. Упразднена феодальная рента. Устанавливалась прозрачность бюджета и справедливая налоговая шкала. Однако парцеллирование земли, которое вело к сохранению натурального крестьянского хозяйства, континентальная блокада, объявленная Наполеоном Англии, и др. замедляли экономический рост страны.

Важнейшим социально-экономическим явлением формирования капиталистической системы хозяйства стал промышленный переворот. Суть промышленного переворота состояла в переходе от мануфактуры с ее ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству. В масштабах национальной экономики завершается формирование двух основных классов капиталистического общества: буржуазии и пролетариата. Создаются банки, биржи, рынки страховых услуг, система налогообложения, отвечающая рыночным принципам.

Родиной промышленного переворота стала Англия, которая обладала всеми необходимыми для этого условиями. Среди них: последствия буржуазной революции, устранившие препятствия на пути капиталистического развития, утвердившие буржуазную собственность на землю, ускорившие образование национального рынка. В стране сложился устойчивый союз земельной и финансовой аристократии во главе с монархией. На более высокий уровень поднялась изобретательская мысль, широко поддерживаемая правительством. Технический базис мануфактуры вступил в противоречие с созданными ею потребностями производства, запросами внутреннего и внешнего рынка. Квалифицированные рабочие кадры формировались на действующих мануфактурах при разделении трудовых операций. Стоявшая у власти торгово-промышленная верхушка в союзе с «новым дворянством» определяла экономическую политику государства в капиталистическом направлении. Политика протекционизма с высокими ввозными пошлинами на иностранные товары требовала создание фабричного производства и выпуск более конкурентоспособной продукции – качественной и недорогой. Накоплению значительного количества свободного капитала способствовало расширение производства и торговли, государственный долг, рост налогового обложения, ограбление колоний. К тому же Англия обладала значительным запасом необходимого природного сырья (уголь, руда и т.д.).

Промышленный переворот в Англии проходил во второй половине XVIII в. – первой четверти XIX в. и имел четыре основных направления.

Первое – создание машин в текстильной промышленности (прежде всего в хлопчатобумажной, а затем в шерстяной и шелковой).

Второе – совершенствование металлургического процесса (преобразование чугуна в железо, замена древесного угля каменным во время плавления).

Третье – создание парового двигателя. Шотландский лаборант Дж. Уатт в течение почти 10 лет совершенствовал паровой двигатель. И в 80-е годы XVIII в. паровая машина нашла широкое применение на производстве и на транспорте. Между тем, в России на 20 лет раньше в 60-е гг. XVIII в. Иван Ползунов создал паровую машину. Однако она в России не была внедрена.

Четвертое, завершающее направление промышленного переворота – создание машиностроительной отрасли (металлообрабатывающие станки, прессы, молоты, транспортное машиностроение).

Промышленный переворот затронул не только промышленность. Он коснулся всех сфер производства, в том числе и сельского хозяйства. Вызвал рост городов и городского населения. Преобразился внешний вид страны. Это было началом становления новой индустриальной цивилизации. В городах уже проживало 40% населения. Лондон стал крупнейшим городом мира с населением более 0,5 млн. человек, в основном занятых в промышленности, торговле, судоходстве. Здесь проходили главные внешнеторговые и финансовые сделки. К середине XIX в. Англия вышла в экономическом отношении на первое место в мире, став «мастерской мира», «банкиром мира», «мировым перевозчиком».

Во Франции промышленный переворот имел не слишком выраженный характер. К середине XIX в. страна сохраняла второе место по объему промышленного производства. Однако здесь на одно промышленное предприятие приходилось только 1,7 рабочего, т.е. преобладали ремесленные мастерские, а не фабрично-заводские предприятия. Широкую известность во всем мире приобрело производство предметов роскоши французских мануфактур – одежды и тканей, украшений и парфюмерии, мебели и фарфора и пр. Мануфактуры в основном были централизованными и небольшими, с количеством работников 10-50, реже 100.

Промышленный переворот во Франции начался позже, чем в Англии, и проходил в первой половине XIX в. медленными темпами. Это было обусловлено особенностями исторического развития страны, преобладанием мелкого надомного производства, отсутствием значительной пролетаризации как крестьянства, так и ремесленного населения, более быстрым развитием банковско-ростовщического, а не промышленного капитала и др. Среди наиболее значительных изобретений: создание станков в текстильной промышленности, применение бессемеровского метода выплавки стали, схема первого в мире парохода Фултона.

Важным событием в экономической жизни Франции стали преобразования в торгово-финансовой сфере. Отмена пошлин на английские машины, металл и уголь (политика фритредерства – свободной торговли) нанесла тяжелый удар по собственному производству. Капитал из производственной сферы хлынул в кредитную. Началось массовое учредительство банковских предприятий: земельного, торговых и промышленных банков.

Германия в начале XIX в. оставалась политически раздробленным и экономически слабым государством. Отсутствовали единая денежная единица, система мер и весов. Таможенные заставы внутри страны существенно тормозили возможности экономических, торговых и транспортных связей. Длительное время сохранялась цеховая система. Товары, изготовленные немецкими ремесленниками, не выдерживали конкуренции с зарубежными, выпускаемыми на мануфактурах и фабриках более развитых стран. В сельском хозяйстве господствовали пережитки феодальных отношений (крупная юнкерская земельная собственность, крепостные повинности).

Буржуазная революция (1848-1849 гг.) способствовала формированию условий для капиталистического развития, проведения промышленного переворота, политического объединения. Но она оказалась половинчатой, незавершенной, не сумев уничтожить феодальную монархию и власть дворян-помещиков (юнкеров). Реформа, отменившая крепостное право, сохранила крупное феодальное землевладения. Крестьяне, получив свободу и участок земли, выплачивали значительный выкуп. Сельское хозяйство пошло по «прусскому пути» развития капитализма.

Между тем зарождающаяся крупная промышленность нуждалась в протекционизме и таможенной защите. Экономической рост мог быть обеспечен промышленным переворотом.

Вначале в процессе промышленного переворота использовалась преимущественно английская техника и технология. В первой половине XIX в. преобразования коснулись лишь текстильной промышленности. 50-70-е годы стали периодом бурных темпов промышленного переворота в отраслях тяжелой промышленности (угольная, металлургическая, машиностроительная). Активно велось железнодорожное строительство. Заложены основы кредитной системы, создавались акционерные банки и компании. По темпам экономического роста Германия сумела обогнать Англию и Францию. Промышленный переворот соединил объективные потребности в создании инфраструктуры рыночного хозяйства и военные амбиции при ведущей роли государства.

В 70-90-е годы в Германии был отмечен мощный экономический подъем. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружилась. Были заложены основы германского милитаризма. Выросли объемы внешней торговли. Этому во многом способствовала победа во Франко-прусской войне (1870-1871 гг.) и политическое объединение страны в единую Германскую империю (1871 г.). В целом в концу XIX в. страна превратилась из аграрно-индустриальной в крупную индустриальную державу.

К середине XIX в. США вышли на четвертое место в экономическом отношении, после Англии, Франции и Германии. Этому предшествовал длительный и сложный путь перехода от экономики переселенческого, колониального периода до преодоления противоречий между промышленным Севером и плантационным рабовладельческим хозяйством на Юге.

Первой буржуазной революцией стала Война за независимость (1775-1783 гг.), в ходе которой образовались США (1776 г.) и был осуществлен ряд демократических преобразований. Однако революция не решила аграрного вопроса, не отменила рабства. Вместе с тем, именно война за независимость способствовала развитию предпринимательства и торговли. Складывалась специализация районов, углублялось территориальное разделение труда. В товарно-денежное обращение втягивалось фермерство и т.д.

В первой половине XIX в. США вплотную подошли к осуществлению промышленного переворота. Он проходил в довольно благоприятных условиях. Среди них: активная роль американской инженерный мысли, которая подстегивалась недостатком и дороговизной рабочих рук; богатство полезными ископаемыми, значительный приток иммигрантов и др.

Начавшись с перехода к машинному производству в текстильной, прежде всего хлопчатобумажной отрасли, он охватил пищевую, обувную, швейную, кожевенную промышленность. Другим важным направлением промышленного переворота стало развитие транспорта, которое повлекло за собой ускоренное развитие металлургии, добывающей, лесной промышленности и машиностроения, в том числе сельскохозяйственного. США стали индустриальной страной, где более 2/3 промышленного производства осуществлялось на Северо-Востоке.

При всех хозяйственных успехах США пока не смогли разрешить ряд проблем и преодолеть такие противоречия, как выбор варианта развития экономики новых осваиваемых районов. В условиях капиталистической эволюции сохранялось рабство и принудительный труд, сырьевая ориентация экспорта и зависимость от ввоза английского оборудования и др.

Подобные противоречия решались в ходе второй буржуазной революции – Гражданской войны промышленного Севера и рабовладельческого Юга (1861-1865 гг.). Она закончилась победой Севера. Было законодательно отменено рабство, без всякого выкупа и призыва негров в армию Севера. Введены новые налоги на богачей. Проведен закон о конфискации имущества мятежников. Принят закон о гомстедах (земельных наделах), который давал возможность каждому гражданину США за чисто символическую плату в 10 долларов приобрести на Западе страны участок земли в 160 акров (65 га) с условием его освоения в течение 5 лет. Такой путь развития капитализма в сельском хозяйстве получил название «американского» или фермерского, в отличие от «прусского», сохранявшего крупное юнкерское землевладение и значительные платежи за получение крестьянами свободы и участка земли. (По «американскому» пути пошли США и в основном страны Западной Европы, по «прусскому» - Германия, страны Восточной Европы и центральные районы России).

Таким образом, Гражданская война в США расчистила путь для быстрого развития капитализма во всех сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, торговле.

В итоге, ко второй половине XIX в. в мире определились четыре страны экономического лидерства: Англия, Франция, Германия и США, на которые приходился 81% мирового промышленного производства, и лишь 19% на остальной мир.

Япония в течение ряда веков избегала контактов с Западом, принимая законы по самоизоляции. С одной стороны это вело к сохранению феодальной экономики, с другой, обеспечило независимость страны. В середине XIX в. она вынуждена была заключить неравноправный торговый договор с США, а затем и с другими государствами. Включение Японии в мировой рынок и наводнение страны американскими товарами отрицательно сказалось на собственном производстве, японское сырье и продовольствие вывозились за бесценок.

Периодом важных политических событий и социально-экономических преобразований стала революция (1867-1868 гг.) - Мэйдзи, т.е. просвещенного правления. Эта революция фактически вывела страну на уровень мировых держав. Основными политическими и социально-экономическими преобразованиями стали: формирование централизованного государства, отмена феодального строя, феодальных прав князей и самураев, всяких государственных ограничений на занятия и профессии; ликвидация цехового строя, гильдий и кланов; провозглашение свободы торговли и передвижения по стране; снятие всех внутренних таможен; введение единой денежной единицы. Аграрная реформа начала 70-х годов XIX в. хотя и узаконила частную собственность на землю, разрешив ее свободную куплю-продажу, оставила большую часть крестьянских хозяйств без земли. Ее аренда на тяжелых условиях фактически сохраняла полуфеодальные отношения.

Вместе с тем развитие капитализма в различных странах шло неравномерно. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США. Опасным конкурентом для нее стала и Германия, которая совершила грандиозный скачок в своем развитии и заняла лидирующее положение в Европе. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии. Франция, революционизировав всю Европу, в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Испания и Италия заметно отставали в европейской гонке.

Бурные события европейской истории XIX-начала XX вв. не могли не отразиться на развитии духовной культуры этого времени. В противоречивом переплетении развивались и изменялись точки зрения на мир, общество, человека, от романтически возвышенных до глубоко пессимистических.

Романтизм как мировоззрение во многом был порождением Французской революции. Он отразил противоречия между возвышенными прекрасными теориями и суровой реальностью. Романтики пытались вернуть человечеству цельный, гармонический взгляд на мир. Искусство, с их точки зрения, должно было подыматься над реальностью. В системе ценностей романтиков пользе противопоставлялась красота, расчету - вдохновение, самодисциплине - пылкие порывы души. Однако реалии того времени порождали не только романтические стремления к идеалу. Человек стремился более внимательно вглядеться в окружающий его мир и самого себя. Постепенно зародившийся еще в эпоху Просвещения реализм как тип миропонимания и направление в искусстве становится одним из важнейших символов духовной жизни XIX в.В то же время пристальное внимание к реалиям и человеку XIX в. не могло не породить и глубоко пессимистические взгляды на мир, общество, людей. Кризис системы ценностей и трагедию человека на рубеже XIX-XX вв. отразила философия жизни Фридриха Ницше, который утверждал, что мир дисгармоничен, что это бушующий хаос, но человек должен преодолеть отвращение к такому миру, взять власть над самим собой, научиться радоваться и возродить волю к деятельности. Будущее связывалось с появлением сверхчеловека, равно способного и к добру, и к злу. В представлении о сверхчеловеке причудливо переплелись мотивы романтизма и культ крайнего индивидуализма.Огромную роль в изменении представлений человека о самом себе сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека, разработанная Зигмундом Фрейдом.

В XIX в. широкое распространение получил политический либерализм (Д. Бентам, Д. Милль, Г. Спенсер, А. де Токвиль), утверждавший, что экономическая модернизация общества должна сопровождаться политической и социальной модернизацией, во главу угла которой ставилась свобода личности. XIX в. породил также ряд теорий относительно возможного переустройства общества и достижения социального идеала. Эти теории принадлежали социалистам-утопистам (А. де Сен-Симону, Ш. Фурье, Р. Оуэну) и основоположникам марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Социальной базой марксизма во многих странах Европы и Америки стало рабочее движение. Массовые организации и выступления рабочих положили начало ограничению предпринимательского произвола, способствовали разработке и реализации законов об охране труда и страховании, некоторому расширению либеральных свобод и демократических прав. Рабочие организации стали опорой широкого движения за социалистическое переустройство общества, за демократизацию политических структур, закладывавшего предпосылки становления гражданского общества и правового государства.

Вопрос 34. Цивилизационные процессы в Америке в XVIII-начале XX в. Проблема выживания туземных культур

 

Несмотря на очевидную сложность анализа феномена американской цивилизации, современная отечественная американистика накопила определенный опыт в

этом направлении. Следует, однако, отметить, что исследование отдельных сторон

американской цивилизации нельзя считать завершенным. По-прежнему недостаточно

изученными являются культурно-антропологические проблемы, вопросы ментальности, общественного мнения.

 

Н.Н. Болховитинов совершенно справедливо указывал на Американскую революцию XVIII в., на принятые ею великие документы: Декларацию независимости, Конституцию, Билль о правах, как на определяющий фактор формирования американской цивилизации, «генетический код» ее развития на протяжении двух последних столетий, в том числе в XIX в.

 

В то же время революция расчищала путь для формирования рыночной модели либеральной демократии, становления буржуазного общества и государства, в котором личности - индивидууму предоставлены самые широкие возможности для развития энергии, предпринимательства, реализации стремления к обогащению.

 

Революция XVIII в. дала мощный импульс развитию США. Ее идеология стала

основой единства американской нации. Она строилась на европейских по происхождению ценностях Просвещения. Таково, в частности, представление о естественных и неотъемлемых правах каждого человека, вне зависимости от национальной принадлежности.

 

Американская цивилизация получала новое сущностное наполнение, пройдя

процесс самоидентификации. Поиски новой, подлинно американской идентичности от-

разились на представлениях американцев о своем происхождении. Не случайно именно

в период Войны за независимость происходит расцвет культа «отцов-пилигримов» –

основателей американских колоний, прибывших в Новый свет, как полагали революционеры, в поисках не только религиозной, но и политической свободы, для того чтобы

воздвигнуть «Град на холме», создать более совершенное государство, контуры которого прослеживались в соглашении на «Мэйфлауэре».

 

В основу национальной традиции американцев легли культ Декларации независимости, день принятия которой стал одним из первых общенациональных праздников, культ мифологизированных фигур «отцов-основателей», в особенности Дж. Вашингтона, Б. Франклина.

 

Именно революция создала общенациональные символы, использование которых стало частью национальной традиции, закрепившейся в общественном мнении. Такими символами, к которым позже охотно обращались в целях пропаганды и воздействия на общественное

мнение, стали национальный флаг («звезды и полосы»), герб (орел), девиз («во множе-

стве едины»), колокол свободы.

 

Действительно, американская нация складывалась своеобразно, и не случайно уже современники, а теперь и большинство историков пишут о «плавильном котле», в котором переплавились национальные характеры и традиции множества рас, наций и народностей.

Время между Войной США за независимость и Гражданской войной является чрезвычайно важным для молодого государства. В этот период происходят сложные социально-экономические, политические, демографические и этнокультурные процессы. В это время совершается модернизация всех сфер жизни американцев, становление государственности, консолидация нации, формирование национальной идентичности, развитие новой ментальности.

 

Важнейшими факторами модернизации были территориальная экспансия и демографический рост. Если число восставших колоний равнялось 13, то в 1861 г. в состав Союза вступил 34-й штат, Канзас. Согласно первой переписи 1790 г., в стране проживало около 4 млн. чел. К 1860 г. численность населения достигла 31,5 млн. чел., такой прирост осуществлялся в том числе и за счет массовой иммиграции.

 

Довольно сложной проблемой для исследователя остается становление американской нации и формирование американского национального характера.

 

Росла вера американской нации в свое особое предназначение. В одном из юж-

ных журналов в статье под названием «Американизм» безапелляционно утверждалось:

«Мы – великий народ… Универсальная нация янки. Нет никаких сомнений в нашем

величии».

Отношение современной Америки — победителя в холодной войне к другим культурам все откровеннее сближается с тем отношением, которое первопроходцы-флибустьеры продемонстрировали применительно к туземной культуре американских индейцев. Лозунг "всемирной либерализации" и "американского века" означает полное раскрепощение американского архетипа, связанного с закланием старых культур во имя торжества янки как нового человека. Под влиянием американоцентричного либерализма статус древних культур на всех континентах непрерывно занижается и все они ставятся под подозрение в качестве помехи наступающей экономической и политической революции, которую несет миру американский авангард. Борьба "экономики с антиэкономикой" как кредо данной революции означает растущее обесценение культурного наследия и культурных ценностей по сравнению с материальными ресурсами. Народы — носители устаревших культур в силу исторической случайности оказались владельцами природных богатств, которыми они не умеют правильно распорядиться.

Так "антитоталитарная" критика чужих культур раскрывает свои подтексты, связанные с планетарным перераспределением ресурсов в пользу "победителя".

Соединенные Штаты Америки являют собой чистое воплощение "естественного человека", то они становятся родиной всех "разумных эгоистов", где бы они ни проживали. Все политические режимы, кроме американского, признаются вымученными и искусственными, ибо требуют от своих граждан подчинения индивидуальных интересов общему благу и других видов жертвенности, которые претят "разумному эгоисту". Америка же в своем обращении к чужим "разумным эгоистам" призывает идти по пути наименьшего сопротивления — то есть не препятствовать ее нажиму и не поддерживать местный "национал-патриотизм" своих государств. Отсюда — пропаганда против обязательной воинской службы, патриотизма, культа национальных интересов и других проявлений "традиционалистского сознания".

 

Вопрос 35. Страны Востока на пути к модернизации в XIX-начале XX в. Складывание колониальной системы.

 

Этот период можно свести к двум вещам:

 

- торжеству (относительному) западной цивилизации

- великому социальному экспериментаторству (последнее включает в себя и марксизм от Ленина и Сталина до Мао Цзедуна, Пол Пота и Ким Ир Сена, и идеологизированный национализм от Муссолини и Гитлера до императорской Японии).

 

Первые формы учебы у Запада увидела уже вторая половина века XIX. Трансформация Азии в первой половине XX в. до окончания второй мировой войны полностью наследовала этим росткам трансформации и составила, собственно, первый период трансформации Азии. При этом пути реформирования обществ были абсолютно различны.

 

Япония, совершив реставрацию Мэйдзи, сохранила традиционную систему власти и хозяйствования (авторитаризм в экономике), заимствовав у Запада, по сути, только одну вещь: концепцию «прогресса».

 

Проявилось также неограниченное совершенствование науки и техники. В Японии это вылилось в два процесса: заимствование научно-технических достижений Запада и рождение идеи экспансии Японии. Запад принес концепцию «прогресса», а вместе с нею и концепцию реального а не идеального, как было, например, в Китае, распространения влияния своего этноса далеко за пределы изначального ареала.

 

В конце XIX в. Япония начала активную экспансию в Восточной Азии, пользуясь смутой и слабостью Китая и Кореи, сталкивается с Россией и побеждает ее. Всего через тридцать лет после реставрации Мэйдзи пополняет число мировых держав единственная из азиатских стран. Темпы ошеломляющие. Складывается принципиально новая ситуация: азиатская нация, никогда не проводившая экспансионистскую политику, начинает завоевывать Азию же; более того праматерь японской культуры (Китай и Корею, откуда Япония получила в свое время цивилизационные основы). Такую модель можно назвать авторитарно-военной, т.е. перенятием западных артефактов (лат. arte искусственно и factus сделанный) главным образом для последующей широкой экспансии, и развивается она на взлете стремительного переосмысления начал национального сознания.

 

Долгие годы Япония была уникальна; но в 70-е годы по той же модели пошел Вьетнам, пытаясь объединить под своей эгидой Индокитай, исходя из других социальных посылок, но схожестью модели доказывая, что социальные посылки по сравнению с цивилизационными вторичны.

 

Реакция Китая была совершенно иного рода смута и хаос. Являвшийся своего рода прародителем японской цивилизации, Китай, тем не менее, продемонстрировал специфику своего национального духа. В экстремальных условиях, когда стресс (всех видов, от чисто психологического до военного) оказался чрезвычайно силен, китайское общество выдало совершенно другую реакцию, нежели японское: Япония отреагировала созданием волевого режима; Китай ответил бессилием.

 

Китай, будучи эпицентром замкнутой модели мира, был во много раз более, нежели Япония, приспособлен к слому старой модели. Для Китая доза западного влияния оказалась летальной; государство исчезло, распавшись на тридцать лет на враждующие формирования; правительство Чан Кайши п

Date: 2015-08-24; view: 1022; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию