Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние преступности, связанной с незаконным экспортом, в 1997-2005 гг





 

┌──────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────────┐

│ │ │ Количество │

│ Годы │Количество преступлений │ привлеченных к │

│ │ │ ответственности │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 1997 │ 1 │ 5 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 1998 │ 0 │ 2 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 1999 │ 9 │ 2 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 2000 │ 0 │ 0 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 2001 │ 0 │ 0 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 2002 │ 1 │ 0 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤


│ 2003 │ 1 │ 0 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 2004 │ 2 │ 2 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 2005 │ 1 │ 0 │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Итого │ 15 │ 11 │

└──────────────────────┴────────────────────────┴───────────────────────┘

 

2. Нормативный материал к статье составляют Таможенный кодекс РФ; Закон о военно-техническом сотрудничестве, Закон об экспортном контроле, Закон о внешнеторговой деятельности; указы Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль"*(330), от 8 августа 2001 г. N 1004 "Об утверждении Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю"*(331), от 8 августа 2001 г. N 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль"*(332), от 14 января 2003 г. N 36 "Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль"*(333), от 5 мая 2004 г. N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль"*(334); постановления Правительства РФ: от 16 апреля 2001 г. N 296 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия"*(335), от 7 июня 2001 г. N 447 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники"*(336), от 14 июня 2001 г. N 462 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях"*(337), от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки"*(338) и другие нормативные материалы.


3. Объект преступления - общественные экономические отношения, основанные на принципе законности внешнеэкономической деятельности в сфере экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Общественная опасность анализируемого преступления состоит в нарушении норм международного и национального законодательства об экспортном контроле, о внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, военно-техническом сотрудничестве, о нераспространении оружия массового поражения и норм национального законодательства, регулирующего экспорт вооружения и военной техники.

4. Экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством России порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Закона об экспортном контроле).


В соответствии со ст. 25 названного выше закона, в целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных государств исходя из интересов обеспечения безопасности Российской Федерации, вводятся федеральными законами.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаемые в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вводятся указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, несовместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, вводятся постановлениями Правительства Российской Федерации.

Нарушение указанных запретов и подпадает в основном под ст. 189 УК РФ.

5. Основными целями экспортного контроля, согласно ст. 4 Закона об экспортном контроле, являются:

- защита интересов Российской Федерации;

- реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

- создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

6. Российская Федерация проводит государственную политику в области экспортного контроля, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

Государственная политика в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:

- добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

- законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;

- приоритет интересов безопасности государства;

- осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;

- взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 5 Закона об экспортном контроле).

7. Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий;

- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный законодательством Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия (ст. 7 Закона об экспортном контроле).

8. Преступление, предусмотренное ст. 189 УК РФ, также нарушает в некоторых случаях принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, такие, как приоритетность интересов РФ при осуществлении военно-технического сотрудничества; государственная монополия на деятельность в этой области; соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения; соблюдение международных обязательств России в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения; недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности РФ при осуществлении военно-технического сотрудничества; сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов и др. (ст. 4 Закона о военно-техническом сотрудничестве).

9. В результате совершения преступления могут пострадать мир и безопасность человечества, национальная безопасность, политические, экономические или военные интересы Российской Федерации.

10. Преступления, предусмотренные ст. 189 УК РФ, связаны с внешнеэкономической деятельностью, в том числе в области военно-технического сотрудничества.

Закон об экспортном контроле под внешнеэкономической понимает внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) (ст. 1).

Понятие внешнеторговой деятельности дано в ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности: это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Военно-техническое сотрудничество представляет собой деятельность в области международных отношений, связанную с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. Последняя понимается как вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области (ст. 1 Закона о военно-техническом сотрудничестве).

11. Объективная сторона состава заключается в нескольких самостоятельных формах:

1) в незаконном экспорте сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации;

2) в передаче лицом, наделенным правом внешнеэкономической деятельности, сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации иностранной организации или ее представителю;

3) в незаконном выполнении этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя;

4) в незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 188 и 275 УК РФ).

12. Две первые формы преступления объединяются предметом преступного посягательства. В качестве него выступают:

1) сырье;

2) материалы;

3) оборудование;

4) технологии;

5) научно-техническая информация.

13. Все виды предмета должны одновременно обладать двумя признаками:

1) они могут быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1 ст. 189 УК РФ) или оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3 ст. 189 УК РФ);

2) в отношении их должен быть установлен экспортный контроль.

14. Сырье представляет собой вещества и материалы естественного происхождения, служащие основным компонентом при создании вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки.

15. Материалы, выделяемые в качестве самостоятельного предмета в ст. 189 УК РФ, объединяют остальные компоненты создаваемого вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Они могут быть как естественного, так и синтетического происхождения.

16. Оборудование есть специально созданные системы и приспособления, позволяющие перерабатывать исходные компоненты (сырье и материалы) с использованием соответствующих технологий в конечный продукт - вооружение и военную технику или оружие массового поражения, средства его доставки.

17. Под технологиями понимают всю совокупность специальной информации, которая требуется для разработки, производства и использования (применения) любого вида вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки.

18. Научно-техническая информация включает материальные носители информации: о любых стадиях разработки (проектировании, проектных исследованиях, анализе проектных вариантов, выработке концепций проектирования, сборке и испытании прототипов (опытных образцов)); о любых стадиях производства (сооружении, изготовлении, интеграции, монтаже (сборке), испытаниях и др.); об использовании (эксплуатации, установке, техобслуживании и т.д.) вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки.

Научно-техническая информация может выражаться в чертежах, копиях, оригиналах различных документов, опытных образцов, в схемах, диаграммах, моделях, формулах, справочных материалах в письменном либо ином другом виде (на диске, магнитной ленте, в постоянных запоминающих устройствах и др.).

19. Вооружение и военная техника, по разъяснению Закона о военно-техническом сотрудничестве, включает комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники) (ст. 1).

20. Понятие оружия массового поражения дано при анализе ст. 188 УК РФ.

21. Средства доставки оружия массового поражения представляют собой ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст. 1 Закона об экспортном контроле).

22. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, средств его доставки (контролируемые товары), определяется списками (перечнями), утверждаемыми указами Президента РФ (по представлению Правительства РФ) (ст. 6 Закона об экспортном контроле).

Порядок экспортного контроля устанавливается отдельно для разных видов вооружения, военной техники, оружия массового поражения.

23. Под экспортом понимаются любые виды вывоза сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки, с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе (ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности).

24. Закон о внешнеторговой деятельности дает понятие международного транзита, под которым понимается перемещение через таможенную территорию РФ товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории РФ (ст. 2). Транзит не подпадает под понятие экспорта.

25. Не охватывается этим понятием и временный вывоз за пределы страны продукции военного назначения (для участия в международных выставках).

В некоторых случаях возможна уголовная ответственность за незаконную передачу предмета преступления иностранной организации или ее представителю.

26. Экспорт незаконен, когда он нарушает положения, разрабатываемые Правительством России и утверждаемые Президентом России, об экспорте указанных опасных предметов.

По всем видам предмета преступления незаконным считается экспорт без лицензии на него (согласно ст. 19 Закона об экспортном контроле, внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию).

В соответствии со ст. 20 Закона об экспортном контроле российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если им достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки. Нарушение указанного положения делает экспорт незаконным.

27. Под передачей лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации следует понимать незаконные действия в любой форме, результатом которых стало обладание указанными предметами иностранной организацией или ее представителем.

В данном случае вывоз предметов преступления, как правило, отсутствует; передача осуществляется на территории России. В то же время под передачу подпадает и временный вывоз сырья, материалов за пределы страны без признаков экспортной операции.

28. Для квалификации не имеет значения характер иностранной организации (она может быть как государственной, так и негосударственной, коммерческой и некоммерческой и т.д.), а также в каком именно государстве она находится.

Под представителями иностранной организации следует понимать ее руководителей или лиц, уполномоченных совершать действия от имени организации.

29. Незаконное выполнение работ для иностранной организации или ее представителя - это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки (например, создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники) в нарушение установленного законом порядка.

30. Незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю состоит в незаконном обучении (повышении уровня квалификации), практической подготовке кадров, консультировании, проверке работы, ремонте, модернизации указанных выше оружия, техники, средств их доставки; оказании в нарушение нормативных предписаний услуг инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера и др.

31. В деянии виновного не должны присутствовать признаки преступлений, предусмотренных ст. 188 и 275 УК РФ.

32. Состав преступления формальный, преступление окончено в момент совершения любого из указанных в диспозиции статьи деяний.

33. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.

34. Мотив и цель не включены в число обязательных признаков субъективной стороны.

Однако, если действия виновного направлены в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, он привлекается к ответственности по ст. 275 УК РФ за государственную измену.

35. Субъект преступления - специальный. Его понятие определено в примечании к статье.

Субъектом выступает лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации; физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на этой территории в качестве индивидуального предпринимателя.

36. В ч. 2 ст. 189 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий деяние признак - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Он рассматривался выше. Группу могут составить только лица, обладающие признаками специального субъекта.

37. В ч. 3 ст. 189 УК РФ содержится квалифицирующий признак к деяниям, предусмотренным ч. 1 статьи, - организованная группа (ее понятие традиционно для уголовного закона) и самостоятельный состав всех описанных в ч. 1 деяний, если они совершены в отношении предметов, работ или услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

 

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран*(339)

 

1. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран почти не представлено в официальной статистике.

 

Таблица 41

 

Состояние преступности, связанной с невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, в 1997-2005 гг.

 

┌──────────────────────┬───────────────────────┬────────────────────────┐

│ │ │ Количество │

│ Годы │Количество преступлений│ привлеченных к │

│ │ │ ответственности │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 1997 │ 4 │ 5 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 1998 │ 0 │ 3 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 1999 │ 2 │ 0 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2000 │ 1 │ 0 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2001 │ 0 │ 3 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2002 │ 0 │ 1 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2003 │ 0 │ 0 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2004 │ 0 │ 0 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2005 │ 0 │ 1 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ Итого │ 7 │ 13 │

└──────────────────────┴───────────────────────┴────────────────────────┘

 

2. Объект преступления - общественные экономические отношения, не противоречащие принципу добропорядочности субъектов экономической деятельности.

Общественная опасность деяния заключается в нарушении принципов экономической деятельности и в причинении вреда федеральной собственности на особо ценные объекты культурного наследия, к которым, в частности, относятся объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. В Российской Федерации ведется Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Внесенные в него объекты являются исключительно федеральной собственностью, изменение формы собственности объектов или их перепрофилирование не допускается.

3. Нормативный материал к статье включает: Закон о вывозе культурных ценностей; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"*(340); Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей"*(341) и др.

4. Предметами преступления являются особо ценные объекты культурного наследия народов РФ и зарубежных стран:

1) предметы художественного достояния;

2) предметы исторического достояния;

3) предметы археологического достояния, возвращение которых обязательно на территорию России в соответствии с законодательством.

Разумеется, часто подобное деление условно, поскольку отдельные предметы представляют собой синтез археологического, исторического и художественного достояния.

5. К предметам художественного достояния относятся художественные ценности, в том числе:

- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

- оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы;

- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

- произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

- изделия традиционных народных художественных промыслов;

- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

- редкие рукописи и документальные памятники;

- архивы, включая фото, фоно, кино, видеоархивы;

- уникальные и редкие музыкальные инструменты;

- почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры (ст. 7 Закона о вывозе культурных ценностей).

6. Предметы исторического достояния - это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства) (ст. 7 Закона о вывозе культурных ценностей).

7. Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (ст. 7 Закона о вывозе культурных ценностей).

8. В смысле ст. 190 УК РФ, в качестве предмета преступления могут выступать как предметы, которые могут быть вывезены за пределы Российской Федерации, так и предметы, вывоз которых запрещен, кроме случаев временного вывоза.

Под временным вывозом культурных ценностей понимают перемещение их любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ на территорию иностранного государства с обязательством возвращения в оговоренный срок в Россию (ст. 5 Закона о вывозе культурных ценностей).

9. Обязательному возвращению в Россию безусловно подлежат следующие законно вывезенные за ее пределы (для проведения выставок, реставрационных работ, научных исследований и т.п.) предметы культурного достояния:

1) движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия РФ, независимо от времени их создания;

2) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;

3) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

4) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом (ст. 9 Закона о вывозе культурных ценностей).

В отношении указанных предметов возможен только временный вывоз за пределы Российской Федерации. По другим предметам культурного достояния специальным законом должно быть установлено положение об их обязательном возвращении в РФ.

10. Порядок вывоза культурных ценностей из РФ состоит в следующем.

Заявленные к вывозу или временному вывозу с территории Российской Федерации культурные ценности подлежат обязательной экспертизе (ст. 18 Закона о вывозе культурных ценностей). Экспертизу осуществляют уполномоченные на это Министерством культуры РФ и Федеральной архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научноисследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей. Результаты экспертизы являются основанием для принятия Министерством культуры РФ или его территориальными органами решения о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации (п. 3, 4 Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей).

Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Министерство культуры или его территориальные органы. Заявление должно содержать информацию о собственнике культурных ценностей, об основании возникновения у него права собственности на заявляемые к вывозу или временному вывозу с территории России культурные ценности, а также их описание. При временном вывозе культурных ценностей в заявлении также указываются цель, условия и сроки их нахождения за пределами территории России. К заявлению прилагаются:

а) список с описанием культурных ценностей при количестве предметов более двух (в трех экземплярах);

б) по три фотографии каждой культурной ценности размером не менее 8х12 см. При вывозе и временном вывозе архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики представления фотографий не требуется;

в) копии документов, подтверждающих право собственности юридического лица на вывозимые культурные ценности (с представлением оригиналов);

г) документы, удостоверяющие стоимость культурных ценностей;

д) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами РФ, или документа, удостоверяющего личность гражданина или подданного иностранного государства на территории России, либо копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

е) в случае временного вывоза культурных ценностей - договор с принимающей стороной о целях и условиях вывоза; документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности; документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей и др. Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются в специальном журнале. Заявителю выдается уведомление о получении заявления с указанием его регистрационного номера (п. 8-10 Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей).

Выявление в процессе рассмотрения документов, представленных заявителем, обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временный вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации, является основанием для отказа заявителю в их вывозе или временном вывозе.

Срок проведения экспертизы культурных ценностей в зависимости от сложности экспертных работ и объема представляемых материалов не должен превышать 30 дней. При необходимости культурные ценности с согласия заявителя могут подвергаться дополнительному технологическому исследованию в музейных, архивных и реставрационных учреждениях Министерства культуры или Федеральной архивной службы России. В этом случае срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Экспертное заключение (в письменной форме) выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса), отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов. Оно должно содержать обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей с территории Российской Федерации и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости (п. 11-16 Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей).

На основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии, а также по результатам проверки культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам Министерство культуры или его территориальные органы принимают решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории России. Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, принимается только при наличии документа, подтверждающего согласие на это органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, заявляющее о временном вывозе культурных ценностей.

При принятии решения выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории России. Бланки свидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Свидетельство оформляется в двух экземплярах, каждый из которых скрепляется печатью Министерства культуры или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные указанной печатью список и фотографии разрешенных к вывозу или временному вывозу культурных ценностей, заверенные подписью выдающего свидетельство должностного лица. При временном вывозе культурных ценностей в свидетельстве указываются цель и срок их вывоза, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами территории Российской Федерации. Свидетельство является основанием для пропуска вывозимых или временно вывозимых культурных ценностей через таможенную и государственную границы Российской Федерации (п. 19-21 Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей).

11. Объективная сторона преступления заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России указанных выше предметов, вывезенных за ее пределы.

12. Под невозвращением культурных ценностей на территорию России понимают оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока.

13. Срок возвращения культурных ценностей устанавливается в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, который заключается между организацией или лицом, вывозящими ценности, и их владельцами (государством, организацией, другим владельцем). Интересы владельца представляет федеральная служба по сохранности культурных ценностей.

14. Преступление окончено с момента несовершения действий, которые лицо должно было совершить.

15. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

Должна быть установлена реальная возможность возврата ценностей виновным.

16. Если лица, ответственные за возвращение ценностей, еще до их вывоза преследовали цель присвоения ценностей на территории иностранного государства, ответственность по ст. 190 УК РФ исключается. Виновный привлекается к уголовной ответственности за хищение.

17. Субъектом преступления может быть любое лицо (частное, руководитель любой организации), ответственное за возвращение предметов культурного достояния в Россию.

 

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга*(342)

 

1. О распространенности незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга свидетельствуют следующие данные.

 

Таблица 42

 







Date: 2015-08-24; view: 376; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.061 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию