Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние преступности, связанной со злоупотреблениями при эмиссии ценных бумаг, в 1997-2005 гг





 

┌───────────┬────────────────┬─────────────────────┬─────────────────┬──────────────────────┬────────────┐

│ Годы │ Количество │ В % ко всем │ Количество │ В % ко всем │ В % к │

│ │ преступлений │ зарегистрированным │ привлеченных к │ привлеченным к │ 1997 г. │

│ │ │ посягательствам в │ ответственности │ ответственности за │ │

│ │ │ сфере экономической │ │ преступления в сфере │ │

│ │ │ деятельности │ │ экономической │ │

│ │ │ │ │ деятельности │ │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ 1997 │ 0 │ 0 │ 1 │ 0,002 │ - │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ 1998 │ 6 │ 0,007 │ 5 │ 0,008 │ 500 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ 1999 │ 3 │ 0,003 │ 1 │ 0,001 │ 100 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤


│ 2000 │ 6 │ 0,004 │ 2 │ 0,002 │ 200 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ 2001 │ 3 │ 0,002 │ 1 │ 0,0008 │ 100 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ 2002 │ 8 │ 0,006 │ 1 │ 0,001 │ 100 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ 2003 │ 5 │ 0,004 │ 0 │ 0 │ 0 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤


│ 2004 │ 3 │ 0,005 │ 1 │ 0,006 │ 100 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ 2005 │ 6 │ 0,007 │ 1 │ 0,005 │ 100 │

├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┼──────────────────────┼────────────┤

│ Итого │ 41 │ - │ 13 │ - │ - │

└───────────┴────────────────┴─────────────────────┴─────────────────┴──────────────────────┴────────────┘

 

Соответственно, судить о каких-то тенденциях в анализируемом виде преступности на основе таких данных нельзя; даже если собрать данные обо всех возбужденных уголовных делах и обо всех привлеченных к ответственности лицах, они все равно единичны.


Очевидно, что данные официальной статистики не соответствуют действительному положению дел с преступлениями на рынке ценных бумаг; последние являются высоко латентными в силу разных причин. В их числе, к сожалению, должно быть названо несовершенство уголовного законодательства и неумение его применять даже в тех случаях, когда закон это позволяет.

 

"Диаграмма 33. Динамика преступности и привлечения к ответственности за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг в 1997-2005 гг."

 

2. Объект преступления - общественные экономические отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности.

Злоупотребляя при эмиссии ценных бумаг, виновные нарушают установленный законодательством порядок обращения рынка ценных бумаг, руководствуясь своими своекорыстными интересами, взламывают изнутри отношения, предполагающие добросовестность поведения хозяйствующих субъектов на рынке ценных бумаг, и, соответственно, не только не выполняют своих обязанностей перед партнерами в хозяйственных отношениях, но и допускают в этих отношениях - ради получения своей выгоды - ложь, обман, грубое попрание любых других, кроме своих собственных, законных прав и интересов.

Вредоносность отклоняющегося экономического поведения на рынке ценных бумаг очень высока: как правило, в обращении ценных бумаг участвует одновременно громадное количество лиц (физических и юридических), и недобросовестность хотя бы одного из многочисленных звеньев цепочки причиняет (или способна причинить) ущерб, прежде всего, - материальный, однако - и другой, большому количеству субъектов рынка ценных бумаг.

3. Нормативный материал к статье включает в себя ГК РФ; федеральные законы: от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(278) (далее - Закон о рынке ценных бумаг), от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"*(279), от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"*(280) (далее - Закон о защите инвесторов), от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"*(281), от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации"*(282); Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. N 754 "О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии"*(283); Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317*(284); инструкцию ЦБР от 22 июля 2002 г. N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации"*(285); приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 054/пзн "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг"*(286) и др.

4. Сфера действия ст. 185 УК РФ указана в законе. Ею является эмиссия ценных бумаг.

5. Эмиссия ценных бумаг представляет собой последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Эмитентами могут быть юридические лица или органы исполнительной власти либо местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Размещение эмиссионных ценных бумаг понимается в Законе о рынке ценных бумаг как отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (ст. 2).

6. Процедура эмиссии, как правило, включает в себя следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. При этом под выпуском эмиссионных ценных бумаг Закон о рынке ценных бумаг понимает совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер. Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг представляет совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг);

3) государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В том случае, если эмиссионные ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта. Когда требуется регистрация проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации (ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг).

7. Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным Федеральным законом (ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).

8. Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или, в случаях, определенных законом, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

9. Ст. 185 УК РФ распространяется на выпуск не всех ценных бумаг, а только относящихся к эмиссионным.

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

10. Эмиссионные ценные бумаги могут быть государственными, муниципальными; они могут относиться к ипотечным или быть иными. Закон о рынке ценных бумаг (ст. 2, 16) различает, например, именные эмиссионные ценные бумаги (ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца; за некоторыми исключениями, они выпускаются только в бездокументарной форме) и эмиссионные ценные бумаги на предъявителя (ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца; они выпускаются только в документарной форме).

Разные виды эмиссионных ценных бумаг имеют особенности эмиссии, установленные законодательством.

Чаще других в качестве эмиссионных бумаг выступают акции и облигации, понятие которых также дано в Законе о рынке ценных бумаг.

11. Объективная сторона преступления заключается в злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг, повлекших крупный ущерб гражданам, организациям, государству.

12. Понятие злоупотребления - традиционное для уголовного права и уголовного закона. Злоупотребление (дословно - употребление во зло) есть использование предоставленных законом полномочий, в данном случае - полномочий при эмиссии ценных бумаг, вопреки интересам дела, в своекорыстных или личных интересах.

13. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг могут выразиться в четырех формах:

1) во внесении в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;

2) в утверждении проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию;

3) в утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию*(287);

4) в размещении эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Для наличия оконченного состава преступления достаточно одной из названных форм.

14. Предмет двух первых форм злоупотреблений совпадает. Им выступает проспект эмиссии ценных бумаг с заведомо недостоверной информацией.

15. Проспект эмиссии должен содержать:

- краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

- краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

- подробную информацию об эмитенте;

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

- подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

- сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

- бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

- подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах.

Требования к информации, которая должна быть указана на титульном листе проспекта ценных бумаг, устанавливаются стандартами эмиссии и проспектов ценных бумаг. Проспект ценных бумаг должен содержать также введение, в котором кратко излагается основная информация, приведенная далее в проспекте ценных бумаг (ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг).

16. Содержание каждого из названных выше разделов проспекта эмиссии ценных бумаг подробно регламентировано в законе; недостоверная информация, о которой говорится в уголовном законе, может касаться любого из этих разделов.

Недостоверная информация в проспекте эмиссии может состоять, например, в сообщении вымышленных или ложных данных:

- об аудиторе эмитента, якобы составлявшем заключения в отношении годовой бухгалтерской отчетности эмитента за последние три года;

- о цене или порядке определения цены размещения эмиссионных ценных бумаг;

- о предполагаемом объеме выпуска в денежном выражении и (или) о количестве эмиссионных ценных бумаг;

- о показателях финансово-экономической деятельности эмитента за пять последних завершенных финансовых лет;

- о составе, структуре и стоимости основных средств эмитента;

- о ликвидности эмитента;

- о рисках, возникших в связи с приобретением размещаемых эмиссионных ценных бумаг;

- об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем 5% его уставного (складочного) капитала (паевого фонда);

- о совершении эмитентом сделок, в которых имелась заинтересованность за последние пять лет;

- о размере дебиторской задолженности за пять последних завершенных финансовых лет.

Недостоверная информация может содержаться в представленной годовой бухгалтерской отчетности эмитента за три последних завершенных финансовых года или в квартальной бухгалтерской отчетности за последний завешенный отчетный квартал; в сведениях о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента (за исключением акций эмитента); в сведениях об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям эмитента и т.д.

17. Под внесением в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации понимают включение в названный документ не соответствующих действительности сведений.

18. Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами. Проспект должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг.

Проспект также должен быть подписан аудитором, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, независимым оценщиком, подтверждающими достоверность проспекта в указанной ими части.

Проспект ценных бумаг по усмотрению эмитента может быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Финансовым консультантом на рынке ценных бумаг не может являться аффилированное лицо эмитента.

В случае выпуска облигаций с обеспечением лицо, предоставившее обеспечение, обязано подписать проспект ценных бумаг, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении (ст. 22.1 Закона о рынке ценных бумаг).

19. Утверждение проспекта эмиссии с недостоверными сведениями, как форма злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг, представляет собой установленную нормативными актами и описанную выше процедуру одобрения проспекта при осознании участвующими в ней лицами того, что проспект содержит недостоверные сведения.

20. Предметом третьей формы злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг выступает содержащий заведомо недостоверную информацию отчет об итогах выпуска ценных бумаг.

Отчет должен содержать следующую информацию:

1) дату начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическую цену (цены) их размещения;

3) количество размещенных ценных бумаг. Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг наряду с этой информацией дополнительно указывается список владельцев пакетов эмиссионных ценных бумаг, размер которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

4) долю размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска;

5) общий объем поступлений за них, в том числе:

- объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;

- объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения;

- объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации;

6) о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг (ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

21. Недостоверная информация в отчете состоит, например, в неверном определении фактической цены размещенных ценных бумаг, в неверном указании количества размещенных ценных бумаг, объема поступлений за них и т.д.

22. Законодательством предусмотрена также возможность в некоторых случаях представлять в регистрирующий орган не отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а уведомление о нем.

23. Внесение ложной информации в уведомление не предусмотрено в качестве форм уголовно-наказуемых злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг, и не может составить это преступление. В ряде случаев такая ситуация может быть расценена как должностное или управленческое преступление (злоупотребление полномочиями, ст. 285, 201 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), или как приготовление к уголовно-наказуемому мошенничеству (ст. 30, ч. 3 или ч. 4 ст. 159 УК РФ).

24. Под утверждением отчета об итогах выпуска ценных бумаг понимают установленную нормативными документами процедуру одобрения проведенной эмиссии органом управления эмитента. Виновные осознают, что отчет содержит недостоверные сведения.

Согласно п. 2.6.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается единоличным исполнительным органом этого хозяйственного общества, если уставом (учредительными документами) хозяйственного общества принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается единоличным исполнительным органом юридического лица, если иное не установлено федеральными законами или уставом (учредительными документами) юридического лица.

25. Четвертая форма заключается в размещении эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Согласно ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг является одним из необходимых этапов процедуры эмиссии. Порядок регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг определен в ст. 20 названного Федерального закона.

Для регистрации выпуска эмитент обязан представить в регистрирующий орган заявление на регистрацию; решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства РФ, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, сам проспект ценных бумаг.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов.

В регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть отказано на законных основаниях. Решение об отказе в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд или арбитражный суд (ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг).

26. На основании изложенного, под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, понимают размещение ценных бумаг, в отношении которого:

1) эмитенты не обращались за государственной регистрацией в регистрирующий орган;

2) обратились за государственной регистрацией, но разместили эмиссионные ценные бумаги, не дожидаясь решения регистрирующего органа;

3) получили от регистрирующего органа отказ в регистрации выпуска ценных бумаг.

27. Для оконченного преступления необходимо, чтобы любая из четырех указанных в законе форм деяния повлекла за собой причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

В соответствии с законом, крупным признается ущерб, превышающий один миллион рублей (примечание к статье).

28. Из такого определения крупного ущерба следует несколько выводов*(288), некоторые из которых, к сожалению, могут использоваться и, очевидно, уже используются недобросовестными представителями хозяйствующих субъектов:

1) при недостижении в результате злоупотребления при эмиссии ценных бумаг ущерба на сумму свыше одного миллиона рублей, уголовная ответственность для виновных возможна только в случае доказанности их умысла причинить такой или больший ущерб. При этом такой умысел должен быть прямым, т.е. лицо должно желать наступления указанных последствий; а само содеянное квалифицируется как неоконченная преступная деятельность, а именно - покушение на преступление, предусмотренное ст. 185 УК РФ. При назначении наказания за покушение, согласно ч. 2 ст. 66 УК РФ, срок или размер наказания не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного ст. 185 УК РФ. Соответственно, максимальное наказание в этом случае по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 185 УК РФ будет равняться полутора годам исправительных работ; по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 185 УК РФ - двум годам и трем месяцам лишения свободы;

2) если, совершая злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, лицо безразлично относилось к размеру ущерба, который может быть причинен, или сознательно допускало, что его размер может превысить один миллион рублей, однако фактически в результате его действий был причинен меньший ущерб, - уголовная ответственность исключается; в действиях виновного отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ;

3) если уголовная ответственность невозможна, в некоторых случаях лица могут быть привлечены к административной ответственности за отклоняющееся поведение на рынке ценных бумаг: за недобросовестную эмиссию ценных бумаг, под которой понимается нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, по ст. 15.17 КоАП; за незаконные сделки с ценными бумагами, т.е. совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, по ст. 15.18 КоАП; за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а именно, за непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации, или предоставление недостоверной информации, или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, по ст. 15.19 КоАП.

29. Административному законодательству известны и такие правонарушения, аналогов которым в числе преступных деяний нет; речь идет о воспрепятствовании эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом (ст. 15.20 КоАП); об использовании служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно о передаче служебной информации для совершения сделок третьим лицам (ст. 15.21 КоАП); о нарушении правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, в числе которых - незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, внесение в реестр недостоверных сведений по вине держателя реестра, нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра, невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг (ст. 15.22 КоАП); об уклонении от передачи или о нарушении сроков передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 15.23 КоАП); о публичном размещении, рекламе или предложении в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24 КоАП).

Подобные действия в случае совершения их лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и при условии причинения в результате правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства существенного вреда, либо тяжких последствий, могут быть расценены как злоупотребление полномочиями и квалифицироваться по ч. 1 или ч. 2 ст. 201 УК РФ.

Последнее же из названных административных правонарушений - публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, при наличии признаков хищения должны быть квалифицированы как мошенничество, по ст. 159 УК РФ.

30. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной; при этом возможен как прямой, так и косвенный умысел.

Неосторожное отношение к последствиям ненаказуемо в рамках ст. 185 УК РФ.

31. Законодатель не оговаривает специально мотивацию или цель действий виновного; соответственно, они могут быть любыми.

32. Закон подчеркивает необходимость осознания виновным факта недостоверности информации в проспекте эмиссии или в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

33. Субъектом преступления выступают руководители эмитентов - юридических лиц, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления: члены совета директоров, правления или органов управления эмитента, главные бухгалтеры, аудитор, оценщик, финансовый консультант на рынке ценных бумаг и др. Конкретные субъекты определяются во многом той формой злоупотребления, которая имела место в действительности.

34. В ч. 2 ст. 185 УК РФ предусмотрены квалифицирующие признаки. Уголовная ответственность повышается, если деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Все признаки понимаются традиционно, в соответствии с нормами Общей части уголовного законодательства, и выше уже рассматривались.

35. Поскольку злоупотребления при эмиссии ценных бумаг совершаются только названными выше специальными субъектами, постольку в любую группу - и в группу, действующую по сговору, и в организованную группу, - должны входить, как минимум, два лица, обладающих признаками специального субъекта. В противном случае, вменение указанных квалифицирующих признаков невозможно; виновные будут привлечены к уголовной ответственности по ст. 33, ч. 1 ст. 185 УК РФ.

36. Несмотря на то что о преступности деяния при злоупотреблении свидетельствуют одновременно несколько криминообразующих признаков (ложь в документах - обман, совершение запрещенных действий - эмиссия без государственной регистрации, причиненный крупный ущерб - действительно, объективно очень крупный), законодатель не считает это преступление тяжким. Злоупотребление, которое не сопровождалось наличием квалифицирующих признаков, отнесено к преступлениям небольшой тяжести, при котором максимальное наказание заключается в исправительных работах. Злоупотребление по ч. 2 ст. 185 УК РФ - это преступление средней тяжести, с максимальным наказанием за него в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Полагаю (и в науке уголовного права это мнение широко поддерживается), что это неверное законодательное решение; сроки наказания, установленные за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, не соответствуют общественной опасности содеянного, и категорийность деяния определена неправильно.

Без сомнения, завышен и размер крупного ущерба, фактически позволяющий избегать виновным уголовной ответственности при злоупотреблениях при эмиссии; он должен быть таким же, как и в большинстве других преступлений в сфере экономической деятельности (превышающим 250 тыс. рублей - примечание к ст. 169 УК РФ). Соответственно преступление, предусмотренное ст. 185 УК РФ, требует внесения в него законодательных поправок; иначе превентивная сила уголовного закона просто не работает.

 

Статья 185.1. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах*(289)

 

1. Статья 185.1 УК РФ, включенная в УК РФ в марте 2002 г., в России практически не применялась. Об этом свидетельствуют нижеследующие данные.

 

Таблица 36

 

Состояние преступности, связанной со злостным уклонением от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в 2002-2005 гг.

 

┌──────────────────────┬───────────────────────┬────────────────────────┐

│ Годы │ Количество │Количество привлеченных │

│ │ преступлений │ к ответственности │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2003 │ 0 │ 0 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2004 │ 1 │ 0 │

├──────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤

│ 2005 │ 1 │ 0 │

└──────────────────────┴───────────────────────┴────────────────────────┘

 

2. Объект - общественные отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности.

До введения в УК РФ ст. 185.1 нарушение требований Закона о защите инвесторов, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, являлось только основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 450 ГК РФ). В настоящее время при определенных условиях такие действия влекут уголовную ответственность.

3. Анализируемая уголовно-правовая норма гарантирует обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг и защиту интересов участников рынка ценных бумаг.

Под раскрытием информации, согласно ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом*(290).

4. Нормативный материал к данной статье: Закон о защите инвесторов, Закон о рынке ценных бумаг, Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"*(291); Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 055/пзн*(292), и др.

5. Потерпевшими по составу являются инвесторы и (или) контролирующий орган.

6. Под инвесторами следует понимать физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (ст. 1 Закона о защите инвесторов).

7. Контролирующим органом на рынке ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам и ее территориальные органы, которые являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору на финансовых рынках (согласно ст. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317*(293); ст. 40 Закона о рынке ценных бумаг).

Среди прав Федеральной службы, определенных ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг, значится право "направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям, предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг".

8. Объективная сторона включает в себя деяние, выражающееся в нескольких самостоятельных формах, последствия - в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству и обнаруживающее причинную связь между деянием и последствием.

9. Деяние представлено следующими формами:

1) злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами;

2) предоставление заведомо неполной информации;

3) предоставление заведомо ложной информации.

Для наличия состава достаточно одной из них.

10. Таким образом, все перечисленные формы объединяет предмет преступления - информация, предоставляемая инвестору или контролирующему органу.

11. Информация, предоставляемая инвестору или контролирующему органу, согласно диспозиции ст. 185.1 УК, должна включать в себя данные:

1) об эмитенте;

2) о его финансово-хозяйственной деятельности;

3) о ценных бумагах;

4) о сделках и иных операциях с ценными бумагами.

Она различна в зависимости от эмитента.

12. В позитивном законодательстве точно определено, когда, какую и кому должны представлять информацию профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты, владельцы ценных бумаг.

При этом профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют на рынке ценных бумаг следующие виды деятельности: брокерскую, дилерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ст. 2, гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Эмитенты представляют собой юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Владелец ценных бумаг - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

13. Профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить:

- копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);

- сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде (п. 2 ст. 6 Закона о защите инвесторов).

14. Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен законодательными и иными правовыми актами, предоставить следующую информацию:

- сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска;

- сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;

- сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;

- сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;

- сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством РФ (п. 3 ст. 6 Закона о защите инвесторов).

15. Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен законодательными и иными правовыми актами, предоставить следующую информацию:

- о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;

- о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились (п. 4 ст. 6 Закона о защите инвесторов).

16. Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, о которой говорилось выше. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам - физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с законом (п. 5 ст. 6 Закона о защите инвесторов).

17. Все перечисленные виды информации может затребовать у профессионального участника рынка ценных бумаг и контролирующий орган - Федеральная служба по финансовым рынкам; при этом, исходя из статуса этого органа, предоставление ей информации является обязательным.

18. Кроме указанного, согласно ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:

- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), содержащего информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за первый квартал. В случае составления сводной бухгалтерской отчетности эмитента такая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал;

- сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). Сообщениями о существенных фактах признаются сведения о:

- реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

- фактах, повлекших за собой разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%;

- фактах, повлекших за собой разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10%;

- фактах разовых сделок эмитента, размер которых или стоимость имущества по которым составляет 10% и более активов эмитента по состоянию на дату сделки;

- выпуске эмитентом ценных бумаг, начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;

- включении в реестр акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента, а также любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций;

- дате закрытия реестра акционеров эмитента, сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами, решениях общих собраний;

- принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

- поступившем эмитенту - открытому акционерному обществу в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(294) (далее - Закон об АО) - добровольном или обязательном предложении (в том числе конкурирующем предложении), уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг или требовании о выкупе ценных бумаг, направленных лицом, которое приобрело более чем 95% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона об АО, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.

Порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

19. Владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5% и более общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций.

В случае, если приобретение или изменение указанной доли произошло в результате размещения дополнительных обыкновенных акций, раскрытие соответствующей информации осуществляется не позднее чем через пять дней со дня, когда он узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций.

Владелец обыкновенных акций раскрывает соответствующую информацию с указанием имени или наименования владельца, наименования эмитента, государственного регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) акций, количества принадлежащих владельцу акций путем направления уведомления эмитенту указанных акций и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

20. Лицо, приобретающее в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" крупный пакет акций акционерного общества, ценные бумаги которого обращаются на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, на основании добровольного или обязательного предложения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, обязано раскрыть:

- информацию о направлении добровольного или обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанная информация раскрывается не позднее дня, следующего за днем направления соответствующего предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- содержание добровольного или обязательного предложения. Соответствующее предложение раскрывается не позднее дня, следующего за днем истечения срока, предусмотренного для его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если в течение указанного срока федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не было вынесено предписание о приведении добровольного или обязательного предложения в соответствие с требованиями Закона об АО (ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

21. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях, если:

- он произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которым количество ценных бумаг составило не менее чем 100% общего количества указанных ценных бумаг;

- он произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которой количество ценных бумаг составило не менее чем 15% общего количества указанных ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг раскрывает соответствующую информацию с указанием наименования профессионального участника рынка ценных бумаг, вида и государственного регистрационного кода ценных бумаг, наименования эмитента, цены одной ценной бумаги, количества ценных бумаг по соответствующим сделкам не позднее чем через пять дней со дня окончания соответствующего квартала или со дня проведения соответствующей разовой операции путем направления уведомления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченный им орган.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг при предложении и (или) объявлении цены покупки и (или) продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него и предоставляемую ему эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг общедоступную информацию или сообщить об отсутствии у него такой информации.

Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

22. Злостное уклонение от предоставления информации характеризуется следующими признаками:

1) оно заключается в умышленном непредставлении информации профессиональным участником рынка ценных бумаг (его представителем) инвестору или контролирующему органу в случаях, когда такое представление обязательно (по прямому указанию закона о раскрытии информации, по требованию инвестора или контролирующего органа);

2) оно является злостным; о злостном характере уклонения свидетельствует, например, невыполнение неоднократно предъявлявшихся требований; создание препятствий для контактов с инвесторами или контролирующим органом; умышленное сокрытие или уничтожение требуемой информации и т.д. Уклонение от предоставления информации, не являющееся злостным, не дает оснований для квалификации содеянного по ст. 185.1 УК РФ.

23. Предоставление заведомо неполной информации. В этом случае требуемая информация представляется инвестору или контролирующему органу не в полном объеме. Часть информации утаивается, скрывается. При этом представленная информация выдается за полную, т.е. всю имеющуюся у профессионального участника рынка ценных бумаг.

Если же, предоставляя неполную информацию, профессиональный участник рынка ценных бумаг (его представитель) одновременно сообщает инвестору или контролирующему органу заведомо ложные сведения об утрате части информации, возможно сочетание двух форм деяния - злостного уклонения (при наличии фактора злостности) и предоставления заведомо неполной информации.

24. Предоставление заведомо ложной информации имеет место тогда, когда инвестору или контролирующему органу представляется фальсифицированная, не соответствующая действительности информация. При этом не влияет на квалификацию, дефектна ли вся представленная информация, или же фальсификации подвергалась лишь ее часть.

25. Подделка документов, в которых содержится информация, не охватывается составом ст. 185.1 УК РФ и требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК РФ - служебный подлог, или по ст. 327 УК - подделка, изготовление, сбыт поддельных документов.

26. По составу, предусмотренному ст. 185.1 УК РФ, не имеет значения, кто занимался изготовлением ложной информации; принципиально лишь, чтобы профессиональный участник рынка ценных бумаг (его представитель) и другое лицо, представляя информацию инвестору или контролирующему органу, осознавали, что она является ложной.

27. Для оконченного преступления необходимо, чтобы любая из указанных в законе форм деяния повлекла за собой причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

28. Понятие крупного ущерба дается в примечании к ст. 185 УК РФ. В соответствии с законом, крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн рублей.

29. Субъективная сторона характеризуется прямым и косвенным умыслом.

По второй и третьей формам деяния лицо должно сознавать, что представляет инвестору или контролирующему органу, соответственно, неполную или ложную информацию.

30. Мотивы и цели содеянного могут быть любыми.

31. Субъектом преступления является представитель профессионального участника рынка ценных бумаг. Привлечению к уголовной ответственности подлежат руководители и работники предприятий, учреждений, организаций, осуществляющие указанные виды деятельности.

Субъектом преступления могут быть также владельцы ценных бумаг; эмитенты - представители юридических лиц или органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Последние лица, признаваемые должностными, могут, при наличии необходимости, дополнительно привлекаться к уголовной ответственности за должностные преступления.

 

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг*(295)

 

1. Общественная опасность изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг определяется не в малой степени его распространенностью в обществе. Об этом свидетельствуют нижеследующие данные.

 

Таблица 37

 







Date: 2015-08-24; view: 453; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.1 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию