Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VII. Право международных договоров 1 page





 

§ 1. Понятие, юридическая природа

и виды международных договоров

 

Международный договор является нормоустанавливающим источником, т.е. он создает общие или индивидуальные нормы, права и обязанности для сторон. Ян Броунли называет такие договоры правообразующими, они создают правовые обязательства, выполнение которых не прекращает договорные обязательства: "Правообразующие договоры создают общие нормы для будущего поведения сторон, выраженные в форме правовых положений, и обязательства в основе своей одинаковы для сторон" <1>.

--------------------------------

<1> Броунли Я. Международное право: В 2 кн. М., 1977. Кн. 1. С. 36, 37.

 

Юридическая природа международного договора состоит в том, что он есть выражение согласованной воли, интересов, позиций государств и иных субъектов международного права. О том, что договор - это компромисс и согласование интересов государств, видно на примере заключения Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г. Сорок лет государства пытались разделить так называемую серую зону Баренцева моря, и не случайно: здесь морской шельф и рыбные ресурсы. По Договору были установлены четкая юрисдикция и четкие границы. Президент РФ Д.А. Медведев при подписании Договора сказал: "Смысл Договора в том, чтобы размежевать интересы. Договор получился абсолютно проработанным. Он отражает баланс интересов по всем чувствительным сферам сотрудничества" <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2010. 17 сентября.

 

Международные договоры образуют правовую основу международных отношений. Трудно назвать количество международных договоров, заключаемых государствами. В Российской Федерации издан Указ Президента РФ от 5 июля 1996 г. N 1019 "О формировании банка данных международных договоров Российской Федерации". В настоящее время заключение договора должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. В 1969 г. на конференции государств была принята Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая подробно урегулировала отношения в связи с заключением международного договора. Венская конвенция 1969 г. стала главным источником, сформировавшим отрасль международного права, - право договоров. Венская конвенция 1969 г. применяется только к договорам, заключенным государствами. Венская конвенция 1969 г. - это всесторонний кодекс права договоров, или своего рода договор о договорах. К Венской конвенции 1969 г. были приняты два важных документа: 1) Декларация о запрещении применения военного, политического или экономического принуждения при заключении международных договоров; 2) Декларация о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договоров (Декларация об универсальности). Последняя была принята в ответ на дискриминационную формулу ст. 81 Венской конвенции, которая назвала условия, предъявляемые к государству для участия в Конвенции. К ним относятся: членство в ООН или в одном из ее специализированных учреждений, или членство в МАГАТЭ, или участие в Статуте Международного суда ООН, или приглашение со стороны Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1986 г. была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, что также способствовало формированию отрасли права договоров (далее - Венская конвенция 1986 г.). Статья 73 Венской конвенции 1986 г. "Связь с Венской конвенцией о праве международных договоров" закрепила, что "в отношениях между государствами - участниками Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. отношения этих государств в соответствии с договором между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями регулируются этой Конвенцией". К праву договоров относится и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Проекты статей названных конвенций были подготовлены КМП ООН. В настоящее время Комиссия работает над темой "Оговорки к международным договорам". В 2004 г. Комиссия включила тему "Последствия вооруженных конфликтов для международных договоров". 8 августа 2008 г. Комиссия постановила включить тему "Договоры сквозь призму времени". Речь идет о том, что договоры могут меняться с течением времени, они должны адаптироваться к новым ситуациям, развиваться в соответствии с социальными потребностями международного сообщества. На договоры сквозь призму времени влияет практика их применения и толкования. Таким образом, кодификация права договоров вносит прогрессивный вклад в развитие международного права. Следует отметить и другое: Венские конвенции 1969 и 1986 гг. подтвердили в преамбулах, что "нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции".


Право договоров - это совокупность норм, регулирующих деятельность субъектов международного права в процессе заключения, выполнения, толкования, прекращения и приостановления действия международных договоров. Право договоров - это не просто отрасль, а отрасль "сквозная", межсистемная, специальные нормы которой имеют значение для заключения договоров как источников других отраслей и институтов международного права. Таким образом, право договоров - это все, что связано с оформлением договоров: их подготовкой, заключением и дальнейшим движением. В право договоров включаются все юридические действия, акты, процедурные правила, которые "делают", оформляют договор <1>. Нормы международного договора достигаются путем согласия сторон, и они, будучи письменными, не могут быть расплывчатыми и допускать разночтения. В настоящей главе будут приведены примеры, как на основе Венских конвенций 1969 и 1986 гг. заключаются международные договоры.

--------------------------------

<1> Иногда проводят различие между понятиями "право договоров" и "договорное право". Последнее - это сумма, массив правовых норм, содержащихся в международных договорах.

 

При изучении данной темы необходимо знать употребление терминов, о чем говорится в ст. 2 Венской конвенции 1969 г. К ним относятся: "договор", "ратификация", "утверждение", "присоединение", "полномочия", "оговорка", "участвующие в переговорах государства", "договаривающиеся государства", "участник", "третье государство", "международная организация". По мнению А.Н. Талалаева, термины имеют функциональный характер, и они важны для правильного применения статей Конвенций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Талалаев А.Н. Венская Конвенция о праве международных договоров: Комментарий. М., 1997. С. 10.

 

Многие государства приняли национальные законы о международных договорах в соответствии с Венскими конвенциями. В Российской Федерации это Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон 1995 г.) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". М., 1996.

 

Определение понятия международного договора содержится в ст. 2 Венской конвенции 1969 г.: договор "означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".


Дадим разъяснение отдельных положений ст. 2.

Во-первых, как уже говорилось, соглашение государств является результатом заключения международного договора, или, иначе, соглашение, согласительная природа выражают юридическую сущность международного договора, его действительность. В преамбуле к Венской конвенции 1969 г. отмечается, что "принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание".

Во-вторых, что означает соглашение, регулируемое международным правом? В настоящее время все договоры, заключаемые государствами, должны исходить из норм Венской конвенции 1969 г. как источника международного права, регулирующего договорные отношения. Договор - это явно выраженное соглашение между государствами. В связи с этим Э.Х. Аречага приводит такой пример: государство покупает здание или земельный участок для посольства. В данном случае соглашение между аккредитующим государством и государством пребывания регулируется национальным правом одной из сторон и является контрактом (сделкой), оно не может относиться к международному договору. И другой пример: Франция передает небольшой участок своей территории Швейцарии с тем, чтобы расширить Женевский аэропорт. Это соглашение оформляется в виде международного договора, поскольку в нем предусматривается передача государственного суверенитета на территорию <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хименес де Аречага Эдуардо. Современное международное право. М., 1983. С. 62.

 

В практике Международного суда ООН было несколько дел, при решении которых ставился вопрос, является ли данное соглашение международным договором или нет. Классическим примером было дело о национализации англо-иранской нефтяной компании. В 1933 г. Иран и нефтяная компания заключили концессионный договор. В 1952 г. компания была национализирована правительством Ирана. Великобритания заявила, что данный договор является международным, и это соглашение имело двойственный характер: оно было договором между иранским правительством и компанией и договором между двумя правительствами. Великобритания обратилась в Международный суд ООН. Однако Суд не принял дело к производству, поскольку считал, что это контракт англо-иранской компании и правительства Ирана и он не является международным договором.

В-третьих, что означает соглашение в двух или нескольких связанных между собой документах? К международному договору могут быть протоколы, приложения, другие документы, в которых детализируются положения основной части договора. Например, в Протоколе к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. закреплены нормы о международной системе мониторинга, об инспекции на месте и о мерах укрепления доверия. Приложения, протоколы к тексту договора составляют его контекст.


В-четвертых, что означает соглашение независимо от его конкретного наименования? Здесь надо иметь в виду, что термин "договор" является родовым понятием. Наименование договора может быть разным: договор, трактат, соглашение, конвенция, устав, статут, хартия, пакт, протокол, совместное заявление, декларация, коммюнике, регламент, меморандум <1>. Независимо от наименования главным должно быть намерение сторон и чтобы государства приняли на себя юридические обязательства в отношении друг друга. Вместе с тем наименование договора зависит от предмета и уровня развития отношений между государствами. Непосредственно наименование "договор" - это, как правило, политические договоры о дружбе, сотрудничестве. Соглашения заключаются чаще всего по экономическим, научно-техническим вопросам, а также в области науки и культуры. Конвенции также заключаются по специальным вопросам экономического, юридического и гуманитарного характера. Уставы, статуты, хартии, пакты - это учредительные акты о создании международных организаций и органов. Вместе с тем пакты бывают другого рода, например Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Как отмечал В.Н. Шуршалов, наименование договора не лишено определенного практического значения <2>. От наименования договора следует отличать его название (заглавие), например: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г.; Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Дания 1994 г. "Еще 500 лет дружбы и мира". 8 апреля 2010 г. в Праге был заключен Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров во избежание дальнейшей путаницы предложил использовать для краткого названия этого Договора понятную всем аббревиатуру с добавлением года подписания документа: ДСНВ-2010 <3>. В Федеральном законе от 28 января 2011 г. N 1-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений" в ст. 1 Договор именуется "новым Договором о СНВ" <4>.

--------------------------------

<1> Есть также наименование "конкордаты", т.е. договоры, заключаемые Ватиканом по религиозным делам.

<2> См.: Шуршалов В.Н. Основные вопросы теории международного договора. М., 1959. С. 19.

<3> См.: Лавров С. Новый договор о СНВ в матрице глобальной безопасности // Международная жизнь. 2010. N 7. С. 6.

<4> СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 667.

 

Виды международных договоров. В связи с тем что субъектами международного права заключается большое количество договоров, подчас трудно их классифицировать или подразделять на виды. Можно выделить следующие критерии (основания) классификации международных договоров.

По форме заключения договоры бывают письменными и, что редко, устными (так называемые джентльменские соглашения). Устные договоры не имеют текста, не подписываются и не ратифицируются. Обычно приводят такие примеры: 1) в 1934 г. СССР и Монголия в устном соглашении договорились о поддержке в случае нападения какого-либо третьего государства. Впоследствии в 1946 г. они заключили договор в письменной форме; 2) в 1946 г. между СССР, США, Англией и другими государствами было заключено джентльменское соглашение о принципе справедливого географического распределения мест для непостоянных членов Совета Безопасности ООН; 3) государства заключили устное соглашение (договор не в письменной форме) о правилах процедуры III Конференции ООН по морскому праву, утвержденное Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября 1973 г.

По числу участников - двусторонние и многосторонние договоры.

По срокам действия - срочные, бессрочные или договоры на определенный срок.

По характеру сторон - договоры между государствами и международными межправительственными организациями.

По объекту регулирования и предметному содержанию - политические (договоры о взаимопомощи, дружбе и др.), экономические (торговые, соглашения о научно-техническом сотрудничестве и т.п.), соглашения по специальным вопросам (в области связи, транспорта, об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и др.).

По кругу участников - открытые и закрытые.

Среди многосторонних договоров выделяются общие договоры, или договоры универсального характера. В Декларации об универсальности дано определение общих многосторонних договоров. Это договоры о кодификации и прогрессивном развитии международного права, объекты и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Общий многосторонний договор как кодифицирующий акт помогает становлению отрасли или института международного права.

Закон 1995 г. выделяет следующие виды договоров Российской Федерации: межгосударственные (международные), заключаемые от имени Российской Федерации; межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ; межведомственные, заключаемые от имени федеральных министерств <1>. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. N 79 утверждено Положение "О подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации". Эти акты подписываются Правительством РФ с правительствами иностранных государств либо с международными организациями или с их органами. Международные акты составляются в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, планов и программ сотрудничества. Они не должны содержать юридически обязывающих положений, но в них могут допускаться ссылки на обязательства, принятые сторонами по международным договорам. В указанном Положении говорится о принимаемых мерах по выполнению таких актов органами исполнительной власти. При необходимости в этих целях могут создаваться соответствующие нормативные и иные правовые акты.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Тиунова О.И., Каширкиной А.А., Морозова А.Н. "Статус международных межведомственных договоров Российской Федерации" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2007, N 1.

 

<1> См.: Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международные межведомственные договоры Российской Федерации. М., 2008.

 

§ 2. Основные стадии (этапы) заключения

международных договоров

 

Все субъекты международного права правоспособны заключать международные договоры. Следует отметить норму ст. 74 Венской конвенции 1969 г.: "Разрыв или отсутствие дипломатических или консульских отношений между двумя или несколькими государствами не препятствует заключению договоров между этими государствами". В этих целях создаются рабочие группы, проводятся открытые обсуждения. Официальные и неофициальные дипломатические переговоры, разумные компромиссы нацелены на достижение широкого соглашения <1>. В конечном итоге договор - это общеприемлемое решение в виде сбалансированного текста. По количеству заключаемых договоров на первом месте находятся государства. Статья 6 Венской конвенции 1969 г. установила: "Каждое государство правоспособно заключать договоры".

--------------------------------

<1> См.: Лукашук И.И. Дипломатические переговоры и принимаемые на них акты. М., 2004.

 

Заключение договоров - весьма сложный процесс с присущими ему правилами процедуры. Именно здесь проявляются интересы, подходы, противоречия государств.

Как правило, государства уполномочивают лиц на заключение международного договора. Лицо может представлять свое государство или на всех, или на отдельных стадиях заключения международного договора. Эти лица делятся на три категории: 1) лица, наделенные специальными полномочиями на все стадии, 2) на отдельные стадии и 3) лица без специальных полномочий. К последней категории относятся главы государств, правительств и министры иностранных дел. Они выступают по должности (ex officio) и имеют право совершать все действия, связанные с заключением международного договора. Это относится и к главам дипломатических представительств, за исключением того, что они должны иметь полномочия на подписание международного договора. Представители, уполномоченные государствами, представляют их на международной конференции, или в международной организации, или в одном из ее органов в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе (ст. 7 Венской конвенции 1969 г.).

Полномочия выдаются компетентными органами государства: главой государства, правительства или министром иностранных дел. Если переговоры двусторонние, то стороны предъявляют свои полномочия и обмениваются ими; если переговоры на международной конференции, то создается мандатная комиссия для проверки полномочий. Полномочия дают право должностному лицу (уполномоченному) вести переговоры, принимать текст договора, устанавливать его аутентичность и подписывать договор. Как говорилось, эти полномочия могут быть выданы на все или на отдельные стадии заключения договора. От полномочий необходимо отличать инструкции, которые определяют позицию делегатов по обсуждению договора; это своего рода внутренняя деятельность делегации, и она не доводится до сведения других участников переговоров <1>.

--------------------------------

<1> См.: Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров: Комментарий. М., 1997. С. 132 - 133.

 

Основные стадии (этапы) заключения международных договоров:

1. Выработка или согласование текста договора. Это происходит следующим путем: на переговорах, на конференции или в рамках международных организаций. Согласование текста - это сложный переговорный процесс, и сюда прежде всего относится дипломатическая деятельность. Как отмечает И.И. Лукашук, переговоры - это "многоплановый процесс, требующий значительных усилий и времени, опыта и знаний, привлечения широкого круга специалистов" <1>. Не случайно дипломатию определяют как искусство ведения переговоров. В частности, функции дипломатического представительства состоят в ведении переговоров с правительством государства пребывания (ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.). Переговоры - это поиск решений посредством мирных и взаимоприемлемых соглашений <2>. В Положении о Посольстве Российской Федерации от 28 октября 1996 г. названа такая функция, как участие Посольства в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания.

--------------------------------

<1> Лукашук И.И. Современное право международных договоров. М., 2004. Т. I: Заключение международных договоров. С. 302.

<2> См.: Вуд Ж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 2003. С. 188.

 

Международно-правовой основой переговоров являются принципы международного права, при нарушении которых заключение международного договора признается недействительным (неправомерным).

2. Принятие текста договора, или, иначе, особая процедура голосования. Это может быть в следующих формах: по согласию всех государств, участвующих в заключении договора; на международной конференции текст договора принимается путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применить иное правило (ст. 9 Венской конвенции 1969 г.); консенсусом (согласие, общее мнение), т.е. текст договора принимается на основе общего согласия участников конференции или организации без проведения голосования; голосованием за Резолюцию об одобрении договора (например, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН). В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, под эгидой которой заключается конвенция, даются следующие формулировки: принимает и открывает для подписания или присоединения конвенцию ООН, содержащуюся в приложении к настоящей Резолюции; призывает все правительства рассмотреть вопрос о том, чтобы стать участниками этой конвенции.

3. Установление аутентичности (аутентификации) текста договора. Аутентичность - это подлинность, достоверность текста, соответствие подлинному первоисточнику. Международные договоры являются сложными по своему текстуальному содержанию. В особенности это относится к многосторонним, универсальным договорам, принимаемым в рамках ООН, текст которых составлен на многих языках. Уполномоченные окончательно сверяют текст многоязычного договора, формулировок его статей и осуществляют предварительное подписание. Это необходимо для последующей стадии - подписания и в будущем - для выполнения договора (чтобы не было разночтения договора и противоречий при его толковании).

Аутентичность текста устанавливается следующим путем:

- парафирование (сокращенная подпись), когда уполномоченные в знак согласия ставят свои инициалы под текстом договора (как ко всему тексту договора, так и к отдельным его статьям);

- включение текста в дополнительный акт конференции;

- принятие Резолюции международной организации об одобрении текста договора;

- ad referendum ("отложить для дальнейшего рассмотрения"), т.е. условное, предварительное подписание текста договора, которое требует подтверждения компетентного органа государства.

После этого в многосторонние конвенции включается такая статья: "Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций". Таким образом, текст договора, принятый на разных языках, рассматривается одинаково подлинным и имеет равную силу. Аутентичность текста договора может подтверждаться в последующем. Например, Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. была подписана на английском языке. Затем государства приняли два акта: Протокол об аутентичном трехъязычном тексте Конвенции от 24 сентября 1968 г. (английский, испанский, французский) и Протокол об аутентичном четырехъязычном тексте Конвенции от 30 сентября 1977 г. (английский, испанский, французский, русский) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное публичное право: Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев и Д.К. Бекяшев. Ч. II. М., 2006. С. 1708 - 1711.

 

4. Согласие на обязательность договора. На этой стадии государства выражают или дают окончательное согласие на юридическую обязательность положений договора. Согласие государства может быть на обязательность части многостороннего договора, при этом возможен выбор различных положений договора, но при условии, если это допускается договором, если согласны другие участники, если государство ясно указывает на части и положения договора. Согласие на обязательность договора может быть выражено следующими путями:

- подписанием - это самый главный способ выражения согласия государства на обязательность договора, и, как правило, датой заключения договоров считается день их подписания. Необходимо учесть и такое правило: подписание является одной из форм (или одним из путей) согласия на обязательность договора и может быть формой принятия текста договора, например, при установлении его аутентичности;

- обменом документами (стороны направляют друг другу письма или ноты и дают согласие на обязательность договора), например, одобрено заключение путем обмена письмами Соглашение между Правительством РФ и Правительством Восточной Республики Уругвай об урегулировании задолженности бывшего СССР от 24 октября 1997 г.;

- ратификацией, т.е. когда дается согласие на обязательность договора высшим представительным органом государства (парламентом);

- принятием договора (акцепт), т.е. когда дается согласие государства принять положения заключенного договора;

- утверждением (конфирмация), т.е. когда органами государства (например, правительством) утверждаются договоры, не подлежащие ратификации;

- присоединением - государство присоединяется к договору, если оно не участвовало в его заключении (например, в выработке и принятии текста). Причины здесь разные: новое государство, государство, которое ранее в силу тех или иных обстоятельств не участвовало в заключении договора. Присоединение бывает, как правило, к открытому договору. Это своеобразный способ заключения договора, и здесь возможны предварительные переговоры с участниками договора. Государством подписывается договор о присоединении, и возможна ратификация акта о присоединении к договору. Присоединение оформляется документами, например депонированием ратификационной грамоты. При присоединении государство может делать оговорки и заявления.

Могут быть и другие пути выражения согласия на обязательность договора, о которых условились стороны.

В принципе выражение согласия на обязательность договора является окончательной стадией заключения международных договоров. При этом государства, давая согласие, обязаны не лишать договор его объекта и цели (ст. 18 Венской конвенции 1969 г.).

Далее по этому вопросу необходимо обратить внимание на то, что ст. 2 Закона 1995 г. следующим образом разъясняет употребление терминов: "подписание" означает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора; "заключение" означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. В последнем случае Закон 1995 г. отошел от формулы Венской конвенции 1969 г. "способы выражения согласия на обязательность договора".

В ст. 22 Закона 1995 г. говорится об особом порядке выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров. Речь идет о международном договоре, который содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ. Поэтому сначала надо внести соответствующие поправки в Конституцию РФ, затем издать федеральный закон по этому вопросу и лишь после этого вынести решение о согласии на обязательность международного договора.

По вопросу о заключении договора Закон 1995 г. также установил новые правила о роли Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти в связи с заключением международных договоров. Кроме того, Конституционный Суд рассматривает такие же споры в связи с заключением международных договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.







Date: 2015-08-24; view: 613; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию