Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовое сотрудничество в области культуры. Многообразная и широко разветвленная практика межгосударственных культурных связей на базе основных принципов международного права привела к созданию нового





 

Многообразная и широко разветвленная практика межгосударственных культурных связей на базе основных принципов международного права привела к созданию нового типа международных культурных отношений и оказывает благотворное воздействие на характер и формы международных отношений. В его основе лежит понимание, в соответствии со
ст. 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., того, что “каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами”.

Провозглашение одной из целей ООН осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем культурного характера означает, что такое сотрудничество должно осуществляться на основе принципов, закрепленных в Уставе ООН: неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др.

В принятой в 1970 г. Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что каждое государство обладает правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему, без вмешательства извне определять свое культурное развитие.

Культуры всех государств равны, так же как равны культуры всех народов, наций, национальностей, национальных и этнических групп, а также культуры давно исчезнувших цивилизаций, оставившие свой неповторимый след. Все культуры в их богатом многообразии и взаимном влиянии являются частью общего достояния человечества.

Культурное сотрудничество должно осуществляться на основе взаимной выгоды, содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей.

Целями международного культурного сотрудничества являются: распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур, обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов. При осуществлении культурного сотрудничества следует уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодежи.

В сфере культурного сотрудничества имеются и специальные принципы. Они отражены в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, которая была одобрена
14-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г. В Преамбуле Декларации говорится, что она провозглашена для того, чтобы “правительства, власти, организации, ассоциации и учреждения, ответственные за культурную деятельность, постоянно руководствовались этими принципами”.

В Декларации содержатся следующие принципы:

1) равенство культур: каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять;

2) служение культуры делу мира, развитию мирных и дружественных отношений между государствами;

3) взаимовыгодность культурного сотрудничества;

4) обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.

В 1976 г. была принята и одобрена Генеральной конференцией ЮНЕСКО Рекомендация об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь.

В 1970 г. в Венеции была созвана Первая межправительственная конференция министров культуры. Затем были проведены региональные конференции министров культуры стран Европы в Хельсинки (1972 г.), стран Азии и Тихого океана в Джакарте (1973 г.), африканских стран в Аккре (1975 г.) и стран Латинской Америки в Боготе (1978 г.).

Их выводы и рекомендации стали предметом изучения на состоявшейся в Мехико в 1982 г. Всемирной конференции по политике в области культуры, в которой участвовали представители 129 государств-членов. На этой Конференции была принята 181 рекомендация. Под эгидой ООН и ЮНЕСКО в 1988 г. было провозглашено Всемирное десятилетие развития культуры, основными задачами которого были учет культурного аспекта развития, утверждение культурной самобытности, расширение участия в культурной жизни и содействие международному культурному сотрудничеству.

Обширная программа мероприятий в рамках Десятилетия стала крупным вкладом в развитие культуры и цивилизации на нашей планете.

Международно-правовыми источниками, регулирующими сотрудничество стран в области культуры, являются международные договоры о дружбе и сотрудничестве, о правовой помощи, о культурном и научном сотрудничестве, соглашения о создании и деятельности культурных центров, планы культурных и научных обменов.

В области культурных отношений заключены международные договоры на региональном уровне. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный государствами Американского континента в 1935 г. (Пакт Рериха), Европейская культурная конвенция 1954 г., Европейская конвенция об охране археологического наследия, подписанная государствами-членами Европейского совета в 1969 г., Договор между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией о культурном сотрудничестве, Конвенция об охране археологического, исторического и художественного наследия американских наций 1976 г. (Сан-Сальвадорская конвенция), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы, подписанная государствами-членами Совета Европы в 1985 г., и т.д.


На универсальном уровне сотрудничество в области культуры обеспечивает Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В Преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира.

Руководствуясь Уставом, ЮНЕСКО поощряет международные обмены, имеющие культурно-просветительные цели, работает над ознакомлением широкой общественности с малоизвестными сокровищами мирового культурного наследия и содействует обоюдному признанию различных культурных ценностей, служит информационным центром, предоставляющим государствам-членам документацию в области образования, науки и культуры.

По линии ЮНЕСКО подписано большое количество международных договоров:

― Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (14 мая 1954 г.);

― Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г.);

― Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) и др.

ЮНЕСКО были приняты рекомендации по вопросам культуры: о принципах международной регламентации археологических раскопок (1956 г.); о наиболее эффективных мерах обеспечения общедоступности музеев (1960 г.); о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (1964 г.); о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общес-твенных или частных работ (1968 г.); об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 г.); об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (1976 г.); о международном обмене культурными ценностями (1976 г.) и др.

16 ноября 1972 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО одобрила Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Ее участниками являются более 140 государств, в том числе и Российская Федерация.

Конвенция дает определение культурного и природного наследия, под которым понимаются три категории объектов: памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Каждое государство – сторона настоящей Конвенции – должно обеспечивать выявление, охрану, сохранение и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории.

Этой Конвенцией создан Межправительственный комитет и Фонд по охране всемирного культурного и природного наследия. Как элемент Конвенции в 1972 г. был составлен список всемирного наследия. К настоящему времени в него внесены более 500 памятников культуры и природы, в том числе 12 российских объектов: исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместий Санкт-Петербурга, Кижский погост, Московский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и окрестностей, Соловецкий историко-культурный комплекс, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Коми (первый российский природный объект), озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая.


В стадии разработки находятся документы по представлению международных трансграничных природных объектов: Убсунирская котловина (совместно с Монголией) и Куршская коса (совместно с Литвой).

В список всемирного наследия также включены культурные памятники других стран: церковь Бояны в Болгарии, где сохранились древнейшие фрески XIII века, Шартрский собор Парижской богоматери во Франции, церковь Урнеса XII века в Норвегии и т.д.

В 1997 г. при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО создан Российский национальный комитет всемирного наследия.

Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнением Конвенции об охране культурного и природного наследия и созданием региональной системы для охраны памятников, включенных в список мирового культурного наследия.

ЮНЕСКО сделала многое в плане практических мер по спасению ряда выдающихся памятников культуры. Были спасены от затопления в связи со строительством Асуанской плотины памятники Древней Нумибии в Египте и Судане, а позднее было принято решение о спасении памятников на египетском острове Филе, пострадавшем от частых наводнений, и т.д.

Вопросы культурных связей заняли значительное место на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г., где был подписан Заключительный акт, а котором специальный раздел посвящен сотрудничеству в области культуры.

Одобренная этим совещанием Программа культурного сотрудничества включает расширение двусторонних и многосторонних контрактов между соответствующими государственными учреждениями, неправительственными организациями и деятелями культуры, обеспечение лучших условий для доступа граждан к сокровищам мировой и национальной культуры.

Сотрудничество в области культуры Содружества Независимых Государств является важным моментом по сохранению исторической общности народов бывших республик Советского Союза. Подписаны соглашения о культурном и научном сотрудничестве с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией и др., всего с 11 государствами СНГ.

Государства СНГ, основываясь на договорно-правовой базе, которая охватывает широкий круг вопросов в области культуры, проводят большую работу в сфере расширения культурного сотрудничества в области кинематографии, книгоиздания, полиграфии, возвращения культурных и исторических ценностей.


С 1995 г. действует Совет по культурному сотрудничеству на уровне заместителей министров культуры. Создан Фонд поддержки культурного сотрудничества. Проводятся Дни культуры и памятных дат, международные выставки, фестивали театра и кино.

Подписаны международные договоры об учреждении информационных культурных центров с Азербайджаном, Арменией, Украиной, Казахстаном, Молдавией, Узбекистаном.

15 апреля 1998 г. был принят Закон Российской Федерации о культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. Основными целями этого Закона являются: защита указанных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы РФ, а также неправомерной передачи кому бы то ни было, создание необходимых правовых условий для реального обращения указанных культурных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию и культурным ценностям Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны.

15 апреля 1998 г. был принят Закон Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, который имеет своей целью сохранение культурного наследия народов РФ, а также должен способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов России и других государств с культурными ценностями друг друга.

Сегодня Российская Федерация поддерживает культурные связи в общей сложности со
146 государствами мира, в том числе с 11 государствами СНГ.

12 января 1995 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации “Об основных направлениях культурного сотрудничества с зарубежными странами”, а 17 мая 1996 г. – “О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом”.

 








Date: 2015-08-24; view: 454; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию