Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международно-правовое сотрудничество в области науки и техники
Развитие производительных сил в обществе сопровождается углублением и расширением сферы международного разделения труда, а, следовательно, развитием не только политических, экономических и правовых, но и научно-технических связей между государствами, в том числе технологических и производственных. Это объективно повышает роль международного права в сфере научно-технического партнерства и сотрудничества. В процессе обменов научно-техническими достижениями между государствами совершенствуется механизм правового регулирования научно-технических связей, складывается система универсального международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются как государства, так и международные организации. Эта система охватывает: международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки, международные технические и технологические связи, подготовку кадрового потенциала, международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов, обеспечение безопасного использования достижений научно-технического процесса, предотвращение ущерба окружающей среде. Система норм международно-правового регулирования сотрудничества государств в области науки и техники составляет фундамент международного научно-технического сотрудничества. Правовые нормы научно-технического сотрудничества формируются на базе общих принципов международного права и специальных принципов, складывающихся применительно к правоотношениям в области науки и техники. К таким принципам относятся: принцип свободы научных исследований; принцип сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса; принцип научно-технического содействия; принцип разделения сфер научных исследований между отдельными государствами с учетом географических, социальных, экономических и исторических факторов; принцип равноправия в области научно-технических достижений, включая международный книгообмен; принцип взаимности и др. Источниками международного права в области научно-технического сотрудничества являются международный договор, международный обычай, а также программы международных организаций в области науки и техники. Международное право оказывает влияние на формирование национального законодательства в этой сфере. Так, в Российской Федерации приняты Законы Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политике” 1996 г., Федеральный закон “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” 1998 г. Аналогичные законы приняты государствами мирового сообщества. Международный обычай. Ряд международных обычаев вошел в Конвенцию о принципах экологического мониторинга, Конвенцию об изменении климата и о биологическом разнообразии 1992 г. и др. Международные договоры и соглашения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о научно-техническом сотрудничестве 1996 г., по которому стороны осуществляют мероприятия по развитию генной инженерии и биотехнологии, стандартизации, метрологии, сертификации, энергетики и окружающей среды. Одновременно такие соглашения только в 1998 г. подписаны РФ с Султанатом Оман, Чешской Республикой, Монголией, Соединенными Штатами Америки и др. Программы в области науки и техники заключаются в рамках международных организаций и между отдельными государствами и представляют собой договоры особого рода, например, Программа развития ООН в области науки и техники, Программа технологического возрождения Европы “Эврика” и др. Нормы, сформулированные в этих Программах, устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники, выполняя тем самым роль международного согласованного планирования отношений в области науки и техники. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники. Использование государствами достижений научно-технического развития, углубление международной специализации в этой сфере способствуют развитию международно-правового регулирования новых направлений научно-технического сотрудничества, которые реализуются в следующих формах: осуществление научно-исследовательских и технологических проектов, в том числе силами совместных коллективов; содействие созданию государственных и частных структур для развития научно-технического сотрудничества, внедрению его результатов; обмен учеными и специалистами; проведение совместных семинаров, конференций, симпозиумов и научно-технических выставок и др. В области интеллектуальной собственности физическим и юридическим лицам предоставляется правовая охрана в соответствии с международными договорами и соглашениями. Значительный объем научно-технического, технологического сотрудничества между государствами координируется в рамках ООН. Так, Конференцией ООН “Мир науки” 1963 г., второй Конференцией ООН в области науки и техники в целях развития 1979 г. были приняты Программы развития науки и Всемирный план действий по применению науки и техники в целях развития. В свете реализации этих программ в 1989 г. разработана и сформулирована Программа ООН по техническому сотрудничеству развивающихся стран (ТСРС), включая использование заинтересованными странами организационно-правовых методик ТСРС в решении неотложных проблем во взаимных обменах ноу-хау между ними. Большое значение ООН придает формированию кадрового потенциала для многостороннего сотрудничества в области науки и техники, которое осуществляется на национальном, региональном и международном уровнях. Только в системе органов и учреждений ООН созданы Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР), осуществляющий подготовку кадров, в том числе и в области научно-технического сотрудничества; Университет мира Формируется международное образовательное право, принято более 50 нормативных международных документов: о статусе образовательных учреждений, о статусе научного и педагогического работника, о признании учебных курсов и дипломатов, о стандартизации в образовании, о правовом положении учащегося и др. Эти конвенции и рекомендации, стандарты и международные договоры оказывают существенное влияние на национальное образовательное законодательство. Единые формы документов о повышении квалификации и профессиональной подготовки с использованием опыта зарубежных форм получают международно-правовую регламентацию. Так, в ходе советско-германских переговоров 1988 г. сторонами были приняты соглашения по подготовке и повышению квалификации специалистов и руководящих кадров экономики. В рамках ООН формируется механизм международно-правового контроля за использованием новых научно-технических разработок, имеющих потенциально военное применение. Вопросы организации международного контроля за использованием достижений науки и техники в мирных целях были сформулированы на Конференции ООН “Новые тенденции в науке и технике” (Сензе; Япония, 1990 г.), где были определены широкие области, в которых осуществляются научно-технические разработки и открытия: информатика, биотехнология, технология материалов, ядерная и космическая технология. Эта же конференция рассмотрела вопросы, связанные с технологическими изменениями и глобальной безопасностью. Интегрированные процессы развития мирового хозяйства, процессы ускорения научно-технического развития государств ведут к появлению новых международных региональных программ в области науки и техники. В 1987 г. в рамках Всеафриканского научного и технического союза принята Программа по использованию достижений науки и техники в целях развития, которая предусматривает формирование механизма международного сотрудничества научных объединений в области науки и техники африканских государств с другими странами. Африканское экономическое сообщество, как и субрегиональные африканские экономические объединения, осуществляет координацию деятельности государств в области науки и техники. В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе разработан и подписан всеобъемлющий свод законодательных актов, направленных на развитие науки и техники стран-членов АСЕАН и других интеграционных экономических объединений этого региона. В Европейском Союзе в середине 80-х годов предприняты шаги по выработке единой научно-технической и промышленной политики. Цель этой деятельности – “обеспечить условия, необходимые для стимулирования конкурентоспособности промышленности Сообщества, и укрепить научную и технологическую базу европейской промышленности” (Римский договор 1957 г., Амстердамский договор 1997 г., ст. 130 разд. 15 “Промышленность” и “Исследования и технологическое развитие”). Реализация этих целей осуществляется путем создания и финансирования Европейским Союзом (или совместно с государствами-членами, другими странами и организациями) различных программ развития научных исследований и новых технологий. В 1985 г. в ЕЭС была принята программа технологического возрождения Европы “Эврика”, которая в настоящее время составляет Европейское технологическое сообщество. В рамках программы “Эврика” разрабатываются и утверждаются совместные проекты стран ЕС по использованию новых научных разработок. Заключены также рамочные соглашения с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, странами Северного совета о научно-техническом партнерстве и сотрудничестве в рамках программы “Эврика”. Среди других научно-исследовательских программ Сообщества можно назвать программы развития электрических технологий (ЭСПИРИТ) и др. В рамках Содружества Независимых Государств в соответствии с Соглашением о межгосударственном научно-техническом сотрудничестве от 15 мая 1992 г. был создан Межгосударственный научно-технический совет, на который возложено выполнение функций согласования предложений по направлениям межгосударственного научно-технического сотрудничества. В 1995 г. государства-участники СНГ заключили Соглашение о создании общего научно-технологического пространства, базирующегося на формировании технопарков и зон технологической кооперации и передаче новейших технологий. В 1997 г. образовано объединение энергосистем СНГ на основе договора о параллельной работе энергетических систем СНГ. Соглашением, подписанным в 1992 г. представителями РФ, США, Японии и Европейским Союзом, учрежден Международный научно-технический центр как международная межправительственная организация, которая финансирует и контролирует научно-технические проекты в мирных целях на территории России, а также других заинтересованных государств СНГ и Грузии. Центр должен содействовать фундаментальным прикладным исследованиям и техническим разработкам в области разоружения, ликвидации ядерных средств массового уничтожения, охраны окружающей среды, производства энергии и обеспечения безопасности в атомной энергетике. Продвижение российской высокотехнологической продукции на мировой рынок, как отмечается в Законе Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политике” от 1996 г., направлено на налаживание и расширение научно-технических связей с ведущими государствами и международными организациями и ускорение процесса кооперации с индустриальными странами в области наукоемких технологий с целью обеспечения единого научного и экономического пространства стран Содружества Независимых Государств. Дальневосточное энергетическое сообщество (Евроазиатский мост) позволит обеспечить природным газом развитые государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В повестку дня международных организаций и на двустороннем уровне научно-технического сотрудничества входят вопросы использования полученных результатов научно-технической деятельности и распределения прав на интеллектуальную собственность (Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. от 18 мая 1998 г.). Таким образом, научно-техническое сотрудничество определяется как деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе поставкой и закупкой, а также разработкой и производством продукции научно-технического назначения (Федеральный закон “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” от 19 мая 1998 г.). Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию государственной политики в области научно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, издает в пределах своих полномочий нормативные акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции научно-технического, технологического назначения, заключает международные соглашения с иностранными государствами, создает двусторонние и многосторонние межправительственные комиссии по научно-техническому сотрудничеству
Date: 2015-08-24; view: 607; Нарушение авторских прав |