Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е годы XX века





 

Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е годы XX века. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, которую подписали 24 государства, но ратифи-цировала одна лишь Индия.

Во второй половине XX века, когда терроризм получил широкое распространение на планете, мировое сообщество вновь предприняло серьезные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с терроризмом. Центром разработки международно-правовых документов по борьбе с терроризмом является Организация Объединенных Наций. В ее рамках подготовлен и принят ряд международных договоров, направленных на борьбу с терроризмом:

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.;

- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.;

- Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г.;

- Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г.;

- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 9 декабря 1994 г.

В один ряд с международными договорами по борьбе с терроризмом необходимо поставить Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 18 декабря 2000 г. Однако для того чтобы этот документ можно было более эффективно использовать для непосредственной борьбы с терроризмом, его следовало бы дополнить соответствующим прото-колом, о чем говорилось 19 июня 2003 г. на «круглом столе» в Государственной Думе Федераль-ного Собрания Российской Федерации при обсуждении проблемы борьбы с терроризмом.

Одной из важнейших задач мирового сообщества является перекрытие мировых финансовых потоков, направленных на поддержку террористов. Решению этой задачи служит принятие Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.

Согласно ст. 8 Конвенции «каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделяемые в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации».

Специфика борьбы с финансированием, и это отражено в Конвенции, включает сложную взаимосвязь разведывательных и правоприменительных аспектов, затрагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, связанную как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом собственности, коммерческими и личными интересами отдельных граждан, в чем и заключается исключительная трудность соответствующей деятельности как внутри государства, так и на международном уровне.

Помимо универсальных международных договоров, направленных против терроризма в целом, действует целый ряд соглашений, задача которых заключается в том, чтобы создать международно-правовую базу для борьбы с терроризмом на отдельных направлениях или в отдельных территориальных пространствах, где осуществляется разнообразная деятельность государств.

Международно-правовой основой сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на воздушном транспорте являются следующие документы:

- Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна от 14 сентября 1963 г.;

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.;

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.;

- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 24 февраля 1988 г.

Эти документы были приняты в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Поскольку многие террористические акты совершаются на воздушных судах или с их использованием, как это имело место 11 сентября 2001 г. в США, ИКАО обращает особое внимание государств на то, чтобы гражданские воздушные суда не использовались в качестве разрушительного оружия. В сентябре 2002 г. был принят План действий ИКАО по обеспечению авиационной безопасности, в котором предусмотрен ряд конкретных мер, в том числе проведение регулярных, обязательных, систематических и согласованных проверок с целью обеспечить возможность проведения оценки применяемых во всех договаривающихся государствах ИКАО процедур обеспечения авиационной безопасности.

Международно-правовой основой борьбы государств с терроризмом на море являются следующие договоры:

- Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (ст.ст. 100-113);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.);

- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988 г.).

В последние годы Международная морская организация (ИМО) приняла ряд мер, направленных на предупреждение и пресечение террористических актов, угрожающих безопасности судоходства. В частности, ею развернута глобальная программа по безопасности на море, в том числе в портах, призванная помочь этой организации удовлетворить соответствующие потребности в технической помощи развивающихся стран, первоначальные ассигнования на осуществление которой составили свыше двух миллионов долларов США. В 2002 г. созванная под эгидой ИМО международная конференция одобрила Международный кодекс по охране судов и портовых средств и поправки к Конвенции СОЛАС-74.

Огромную опасность для государств представляют возможности использования террористами ядерного материала при овладении им. Одно из направлений препятствования такого возможного развития событий – заключение Конвенции ООН о физической защите ядерного материала от
3 марта 1980 г. Чтобы полностью перекрыть возможности ядерного терроризма, в рамках ООН разрабатывается проект международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

Еще одним средством, которое может оказаться в руках террористов в целях совершения ими террористических актов, могут быть оружие и взрывчатые вещества. В целях противодействия этому в рамках ООН были приняты два документа: первый – Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 1 марта 1991 г. (Россия пока не ратифицировала); второй – Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 31 мая 2001 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на 1 ноября 2003 г. по борьбе с терроризмом принято около полутора десятков универсальных международно-правовых документов, которые составляют правовую базу для деятельности государств, международных организаций и иных субъектов международного права в борьбе с величайшим злом цивилизации – терроризмом.

Однако в этом перечне документов нет пока универсальной всеобъемлющей конвенции, которая давала бы возможность мировому сообществу, с одной стороны, всесторонне и более эффективно вести борьбу с терроризмом, а с другой – позволила бы иметь четкое определение самого понятия «терроризм». В связи с этим следует отметить, что международному сообществу пока не удается выработать общеприемлемое определение терроризма.

В рамках ООН предпринимаются настойчивые усилия по окончательному согласованию Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом, предложенной Индией и инициированной Россией.

Совершенно очевидно, что борьба с конкретными террористами, их организациями должна дополняться усилиями по ликвидации питательной среды терроризма. Это очень серьезная и долгосрочная задача, поскольку корни терроризма глубоки. Надежное предотвращение терроризма требует всеобъемлющего подхода, активизации совместных политических, экономических и силовых действий со стороны всех стран международного сообщества.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию