Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из поучений святителя Феофана Затворника





Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва -дыхание духа. Есть молитва - живет дух, нет молитвы - нет жизни в духе. Стоять перед иконою и класть поклоны - не есть еще молитва, - а только принадлежность молитвы; читать молитвы -на память, или по книжке, или слушать их - не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва - есть возникновение в сердце нашем одного за другим - благоговейных чувств к Богу, - чувства само-

459 —

уничижения, покаяния, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и подобных.

Вся наша забота должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем эти чувства, или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет - оно не есть еще молитва.

Молитву, или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и возбужденную укрепить, или, что тоже нужно, воспитать в себе молитвенный дух.

Первый способ к этому есть читательное, или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие, - и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух. В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот - в силу закона взаимодействия - непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы... Необходимо совершать молитвословие так, чтобы - и мысль и сердце воспринимали содержание молитв. Три самых простых приема для этого: 1) не приступай к молитвословию без должного приготовления, 2) не совершай его кое-как, - а со вниманием и чувством, 3) и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Когда молимся, надо умом стать пред Богом и о Нем Едином помышлять. Между тем в голове непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того, чтоб научить ум стоять на одном, святые отцы употребляли молитвы и навыкли произносить их непрестанно... Они держали и ум, и помышление в Боге, и разгоняли все сторонние мысли. У нас вошла в общий обычай молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Что есть молитва Иисусова?.. Она назначается на то, чтоб ум держать на одной мысли о Боге.

— 460 —

...Этим путем скорее укрепиться можно, скорее прозреть духовно и дойти до мира внутреннего. Не зная сего, иные, или большая часть, останавливаются на телесных и душевных деланиях и почти праздно иждивают труды и время. Кажется, простая вещь, но, не узнав о ней, можно долго пропотеть - и все малоплодно... Телесная деятельность... легче, потому и привлекает; внутренняя же трудна, потому и отталкивает... Оставит иной внутреннее, будто до времени созрения... но после (поймет), что срок пропущен... он вовсе (к внутреннему) стал неспособным...

Отчего совесть неспокойна и недовольна? Тут же сами отвечаете: от того, что Бога не помню. Это правда: без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя. Если так, то об этом теперь и заботу всю надо иметь.

...Правила молитвенного оставлять никогда не должно... Всегда начинать с молитвы делательной. С нею должна быть умная, а за ними придет и сердечная...

Молитва Иисусова... сильнее всех только всесильным именем Иисуса Христа, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, что Он - близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят, вседушно внимает и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит -от неготовности еще просящего принять просимое.

Духовное горение сердца к Господу есть Любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу. Как Господь весь есть Любовь, то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает Любовь к Нему. А от Любви - и горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания.

Иисусова молитва*

Оставь все мирское, отрекись от него, возненавидь (все страсти и приманки его), исторгни мир из сердца своего и возлюби толь-

* Старец Ефрем Катунакский. Русский хронограф. М., 2002.

— 461 —

ко Иисуса. День и ночь думай о Нем, читай молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, Иисусе Христе, помилуй мя, дражайший Иисусе мой, помилуймя. Всесветный, сияющий Женише мой, помилуй мя.

Все в мире - нищета, богатство - на Небесах. Куда бы ты не пошла, где бы ни сидела, где бы ни находилась, не оставляй Иисусову молитву, читай ее постоянно...

Когда будешь постоянно читать Иисусову, зажжется внутри тебя Его Любовь, радость и ты будешь вопиять, что «самый счастливый человек в мире - это я»...

С этой маленькой, но всесильной молитвы начинали святые Отцы и стали светилами Церкви, учителями вселенной, и возблагоухали их мощи.

Читай Иисусову, чистая голубица... и обретешь духовное восхождение...

Необходимо, однако, и понуждение, и терпение, и настойчивость. Благодать не задержится - придет...

О ВНИМАНИИ СЕРДЕЧНОМ ПРИ МОЛИТВЕ И ЧЕМ ОНО ДОСТИГАЕТСЯ

- Каких только мыслей бесовских не наслушаешься на молитве. Как с вражескими помыслами бороться?!

- Вот читаешь молитву, поймал себя на помысле -возвращайся к началу, так святые отцы учат. И так, хоть сто раз - пока единожды прочтешь со вниманием. Дьявол убедится, что ты за количеством не гонишься и твердо на своем стоишь - желая добиться внимания сердечного, призывая на помощь Ангела-Хранителя и любимых угодников, и отбежит прочь. Проси святых: «Вы-то, как по-настоящему молились - не откажите, дайте каплю вашего покаяния, вашего понимания своей никчемности перед Владыкой». Один отец говорил: «Надо молиться так, чтобы святые отложили свои дела, желая послушать, что ты им хочешь сказать». А вообще, если от сердца и в простоте просить (а что такое простота?! -

— 462 —

это знание: я - ничто!) - тогда никто не помешает, и Бог легко услышит.

В революцию в голодные годы отец одного семейства уехал менять вещи на хлеб из Москвы на Украину. Шло время - никаких вестей. В воскресенье семья пошла в Данилов монастырь. После Литургии ищут - не найдут младшего. А он приник к мощам благоверного Князя Даниила и что-то шепчет. Мать ему: «Мы уходим». Он серьезно отвечает: «Не мешайте мне разговаривать с Князем Даниилом», - и продолжает шептать, уткнувшись лобиком в край раки. Через неделю вернулся отец. Рассказал, что долго ничего не мог обменять, а потом в один день всего навезли. Это был день, в который его пятилетний сын разговаривал с любимым святым. Так и ты молись - с простотой и верой несомненной - как дети у любимых матери и отца просят. Ребенок ведь знает, что во всем необходимом мама, конечно, не откажет.

И повторила еще раз: «Проще, как можно проще молись...»

Годы спустя, меня утешил Московский старец Алексий Мечев: «...Молиться как-нибудь, - говорит преподобный Марк Подвижник, - состоит в нашей силе, а молиться чисто - есть дар Божией благодати. Итак, что сможем, то и пожертвуем Богу, хотя бы количество, для нас возможное, и Божия сила изольется в вашу немощную силу, и молитва сухая и рассеянная, но частая - всегдашняя, обретши навык и обратясь в натуру, сделается молитвою чистою, светлою, пламенною и достодолжного...»*

О СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ

Однажды матушка вспоминала о том, как молилась матушка Любовь. «Ищу, ищу ее, наконец, найду в пустом храме или в другом укромном месте - перед иконами. Она молится

* Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. М., 2000.

—463 —

так, что страшно на нее смотреть: лицо полыхает, глаза не видят этого мира, будто без слов с Господом говорит - лицом к Лицу. Порой лежит на полу, распростертая ниц, ручьи слез, если ее и позвать - не отзовется и не услышит - восхищена умом и душой к Господу. Это высшая степень молитвы. Редкие удостаиваются...»

Годы спустя прочла у игумений Таисии (Леушинской) воспоминание о молитве одной из монахинь ее монастыря, которое напомнило мне слова нашей матушки о молитве матушки Любови.

«Помню только, что я стала читать наизусть акафист Сладчайшему Иисусу, присутствие Которого я еще ощущала в своем сердце, ибо только в тот день приняла Святые Тайны. Читаю икос, читаю другой, чувствую, что душа моя все больше и больше умиляется и согревается любовию к Господу, помню, что мало-помалу вся я, и душой и телом, начинаю как бы трепетать, обливаясь слезами, силы физические изменяют мне и, чтобы не упасть, становлюсь на колени и повергаюсь ниц перед святыми иконами, продолжая мысленно читать акафист; кажется, уже до половины прочитала я его, но затем ничего уже не помню; все окружающее меня в келье, самый пол, на котором лежала ниц, все словно скрылось куда-то, а мне виделось все иное: словно вдали Престол Божий, и Сам Иисус воссидит на нем, вокруг Престола бездна стоящих, не знаю - людей ли или Ангелов, но все они поют дивно, дивно хорошо; я тут же позади всех стою и наслаждаюсь. Больше я ничего не помню, и сказать не могу. Долго ли длилось это видение - я тоже не знаю; только потом сказывали мне мои келейные послушницы, что когда они пришли в келью и увидели меня поникшею перед иконами, подумали сперва, что я молюсь, а затем, так как я долго не подымалась, - приняли меня за спящую, стали окликать меня, но безуспешно, - и оставили меня в покое. Когда я пришла в себя от чудного восхищения и видения, в келье опять не было никого, чему я была весьма рада. Пол, на том месте, где лежала голова моя, был так

—464 —

обильно смочен слезами, как бы пролита была на него вода, -значит, телесные члены не были лишены жизни в то время, -глаза источали потоки слез, но я этого не чувствовала и не знала. Да вернее сказать, я и совсем не знаю, что было со мною; но сладость, наполнившая мое сердце в те святейшие минуты, долго оставалась в нем, как залог небесного посещения»*.

В начале Великого поста матушка посоветовала знакомой иметь текст Канона Андрея Критского, чтобы полноценно воспринимать службу.

В праздник Пресвятой Троицы одна жаловалась: «Батюшка очень тихо читал Коленопреклоненные молитвы, так хочется все понять, ну, ничего не разобрала...» - «В таких случаях надо хоть раз в году их прочитывать, хотя бы знать, о чем в них идет речь!».

Помня наставления матушки, стараюсь прочитать, если не все, то основные молитвы из Троичной Минеи. Как радостно стоять на службе, когда понимаешь, что читают и поют! Мы старались с матушкой всегда прочесть что-нибудь из святых отцов, посвященное празднику.

Святая Троица Из проповедей Святителя Николая Сербского**

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, во имя Троицы Единосущной и Нераздельной и Животворящей, Бога единого. Отец, Сын и Дух Святой... Святая Троица, Которую явил Господь Иисус. Все ипостаси Троицы в наиближайшем родстве, все нераздельны, однако и неслитны. Триипостасность и Единство. Вечная гармония, вечная песнь и вечная музыка в слаженности упоительной. Самое близкое, самое тесное родство. Какое родство может быть ближе и теснее, чем Отец, Сын и Дух Святой, тот именно Дух, которым

* Игумения Таисия. Письма к новоначальной инокине. СПб., 2003.

** Святитель Николай (Велимирович). Из книги: Святая Троица. М., 2004.

 

30 Золотой святыни спет

—465 —

дышат и Отец и Сын? Здесь нет трех отдельных имен - как Вишну, Брама и Шива, - а лишь именование родства: Отец, Сын и Дух Святой. Родство подчеркнуто, а не имя. Между тем в индийской триаде подчеркивается имя... Это - три компаньона, которые в постоянном несогласии. Ведь что бы ни говорил Вишну, Брама это подвергает сомнению, а Шива отрицает. И все, что Вишну строит, Брама не одобряет, а Шива разрушает.

Такова же и триада египетская... и эллинско-римская... Все пребывают в ссорах, наветах и в недоверии друг к другу... (Так называемые «боги» дышат жаждой убийства и мщения.) (Не говоря уже) о бесчисленных иных «божествах» - развратного олимпийского табора. (Все эти мифические существа - олицетворение бесовских страстей. И демоны мечтали бы заразить ими все человечество.)

Совершенно иное - Святая Троица христианская. Личные имена здесь и неведомы, и сокрыты. Объявлены человечеству лишь наименования родства: Отец, Рождающий Сына, и Дух, Исходящий от Отца. Отец, Сын и Дух Святой. Никакого упоминания о столкновении либо расхождении... Это Откровение, это Откровение Христово о Святой Троице. И всегда Церковь Христова вспоминает Святую Троицу как Бога единого, а не трех...

А сейчас, вот тебе указатель пути, чтобы ты отличал Святую Троицу в единстве от несвятой триады в раздоре, истину от лжи, свет от тьмы, жизнь от смертной плесени. Господь Иисус Христос, Сын Превечного Отца говорит:

Никто не знает Отца, кроме Сына; и Сына не знает никто, кроме Отца... Я Сын Божий... Я и Отец - одно... Отец во Мне, иЯв Отце... Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего... Все, что имеет Отец, Мое есть... Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам...

После Своего славного Воскресения явился Господь ученикам Своим и сказал им: Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас. Произнеся это, дунул и сказал им: ПриимитеДуха Сея-

—466

таго. Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...Примете силу, когда снизойдет Дух Святый на вас; и будете Мне свидетелями... вплоть до края земли.

И когда прошло пятьдесят дней... исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал, так и говорили.

Евангелист Иоанн пишет: Всякий, кто отвергает Сына, не имеет и Отца.

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. И еще много подобного есть в Евангелии и в Писаниях святых Апостолов Христовых.

И все, что написано и передано Святой Церкви Божией во спасение людей, свидетельствует единодушно, что Святая Троица есть Единый и Единственный Бог... Один Бог, одна Любовь, одна мысль, одна воля, одно действие. Из вечности в вечность. Как же это несопоставимо отличается от всех верований!

В истории мира только Бог христианский - Бог безымянный. Единственное имя Его - Отец. Никакого другого имени Его Новый Завет не упоминает. Как же это чудесно! И зачем нам другое имя?

Он хочет, чтобы мы были Его детьми. В Новом Завете, в Завете родства и Любви, Бог не именуется иначе как Отец. Вечный Отец, вечный Сын и вечный Дух Святой. Одна жизнь и один источник жизни...

В индийских Ведах есть и такое страшное учение: «Истина и ложь относительны, и обе необходимы как составные части иллюзии» (Пранова Веда, 1,24). Действительно страшно!.. Ложь стоит рядом с истиной и зло царит наряду с добром. Но и одно, и другое - иллюзия!

Встань... и перекрестись. Помяни Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу Единосущную, Нераздельную и Животворящую, Бога Истины и Света, к Которому ни наималейшая ложь не смеет приблизиться... (Бога, в Котором нет никакой тьмы).

зо* —467 —

Date: 2015-08-24; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию