Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот





 

21. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, знаний, информации). В эк науке под интеллектуальной собственностью понимают собственность на исключительные права, относящиеся к: литературным, промышленным образцам, защите против недобросовестной конкуренции и др. Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право. Наиболее характерными объектами промышленной собственности явл полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, изобретения и др. К другой категории относится авторское право. В условиях глобализации мировой эк д/успешного распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий. В этих условиях происходит формирование мирового рынка интеллектуальной собственности, кот представлен главным образом тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав. Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоемкой продукции (технологические установки, вычислительная техника и др.), кот приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. На рынке информационной прод-и и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио-и видеокассетах, лазерных дисках, серверах. Структура прод-и этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Патентная статистика явл одним из основных показателей научно-технического прогресса. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС) осуществл для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного (отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными знаками) и авторского (правоотношения касающиеся литературных, научных, художественных произведений).Однако некоторые ОИС не поддаются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей законодательства, такие принято называть нетрадиционными (коммерческая тайна, технологии интегральных микросхем и др.).

22. Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития. Мировой рынок технологий – сфера международной торговли, связанная с систематическими устойчивыми операциями по купле-продаже технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации. Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта. Формирование современного мирового рынка технологий происходило в 50-е – 60-е годы XX века, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. Экспорт и импорт. Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно. Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Основные формы обмена технологиями Германии с другими странами – это прежде всего экспорт и импорт готовой продукции, произведенной с использованием этих технологий (причем в последние годы доля наукоемкой продукции во внешнеторговом обороте Германии возрастает), прямые иностранные инвестиции (как видно из структуры экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций, Германия скорее вывозит технологии за счет миграции капитала, чем импортирует), а также совместное проведение НИОКР и научно-производственная кооперация в рамках различных программ (в этом смысле для Германии плодотворно сотрудничество с США и рядом скандинавских стран).
Структура мирового рынка технологий:
1. рынок патентов и лицензий;
2. рынок науко- и технологически емкой продукции;
3. рынок высокотехнологичного капитала;
4. рынок научно-технических специалистов.

Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – специалисты. Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществленной (информация, знания, производственный опыт) форме. Особенности рынка технологий: 1. неуничтожимость в процессе использования;
2. иной механизм «старения» по сравнению с амортизацией вещественных предметов; 3. отсутствием универсальной стоимостной оценки.

Международная передача технологий
этопередача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и находящих там практическое применение. Передача технологии в мировом хозяйстве может быть сведена к трем каналам:
• экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;
• в чистом виде, т.е. технологии являются непосредственно товаром — лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи;
• вместе с капиталом и производительными силами, предоставление технического капитала.

23. Основные формы научно-технического сотрудничества и механизмы передачи научно-технических знаний. Государственное и межгосударственное регулирование. Основными формами сотрудничества являются:- координация научных исследований; - договорная кооперация;- проведение совместных исследований и разработок. Первой, наиболее простой, формой является координация. Она строится на основе рабочих планов, в которых определяются сроки и этапы в проведении совместной научной работы, степень участия в ней сотрудничающих научных учреждений и ожидаемые результаты. Такая форма позволяет в значительной степени избежать дублирования при проведении научных разработок, но материальной или юридической ответственности между участниками сотрудничества не возникает. Кооперация при проведении научных разработок предполагает договорное распределение взаимной ответственности между партнерами по сотрудничеству. В договорах также отражаются такие вопросы, как финансирование, распределение прибыли, которая может быть получена в результате использования научно-технических разработок, предусматривается материальная ответственность сторон за невыполнение своих обязательств. Одной из важных форм сотрудничества является проведение совместных исследований и разработок. Большое значение имеет обмен научно-технической информацией, которая может быть передана партнерам по сотрудничеству полностью, в качестве лицензии, ноу-хау, технологии и т. п. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др. Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Межгосударственное регулирование - высшая ступень государственного регулирования современной экономической жизни, исторически появившаяся последней. Как и государственное регулирование национальной экономики в целом либо ее составных частей, межгосударственное регулирование может осуществляться прямыми (административно-правовыми) и косвенными (экономическими) методами. Межгосударственное регулирование, как правило, сводится к выработке общей политики между группой стран в области различных сфер международных экономических отношений: торговли, миграции капиталов и рабочей силы, валютной поли­тики, таможенных тарифов, инвестиций. Данное регулирование осуществляется посредством проведения совещаний министров финансов, торговли, экономики, глав правительств и госу­дарств. Такое координационное регулирование проводится ли­бо в рамках интеграционных группировок, либо вне их. В настоящее время эти решения являются определяющими для многих других стран и международных кредитно-финансовых институтов.

24. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития. В современном мире состояние внешней торговли гос-ва – это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом гос-ой политики. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. РБ поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В стр-ре внешнеторгового оборота около 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в котором достигает почти 50%. На втором месте развитые страны Западной Европы. Далее европейские страны с переходной экономикой Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки. В товарной стр-ре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные ср-ва, продукты химической промышленности. РБ ежегодно в среднем экспортирует: тракторов 24 тыс штук (97% от их пр-ва), грузовых автомобилей 11,3 тыс штук (74% от их пр-ва), телевизоров 408 тыс штук (65% от их пр-ва), холодильников, морозильников 655 тыс штук (76% от их пр-ва), химических волокон и нитей в среднем год 148 тыс тонн (70% от их пр-ва), калийных удобрений свыше 3 млн тонн (83% от их пр-ва), азотных удобрений 353 тыс тонн (58% от их пр-ва). В экспорте РБ значаться и минеральные продукты. В основном это продукты переработки нефти. Их доля превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов. В товарной стр-ре импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные ср-ва, продукция химической промышленности, черные м цветные металлы. Одной из проблем эк республики явл ее высокая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов. Доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля импорта около 7%. Негативным показателем в торговле РБ явл постоянное в течение последних лет превышение импорта над экспортом. Так коэффициент покрытия импорта экспортом за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе. Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала, Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.

25. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли. Внешнеторговая политика – это дея-ть гос-ва, направленная на регулирование торговых отношений с другими гос-ми. Внешнеторговая политика – один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны. Основными видами внешнеторговой политики явл: меркантилизм, протекционизм и свободная торговля. Меркантилизм – это политика, направленная на стимулирование экспорта для повышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Он как правило приводит к снижению экономической активности, падению жизненных стандартов внутри страны, ограничению импорта. Под протекционизмом следует понимать экономическую политику гос-ва. Направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от оностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, кот внутри страны производятся в достаточном количестве. Осн цели протекционизма явл: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики. Имеющих стратегическое значение; расширение внешнего рынка. Барьеры используемые гос-ом для защиты национальной эк делят на экономические и неэкономические. К экономическим относ: таможенные пошлины, импортные квоты, экспортные ограничения, когда импорт ограничивают свой импорт в отдельные страны. К неэкономическим относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах, введение неоправданных стандартов качества продукции. Свободная торговля – это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных гос-ом ограничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. В пользу свободной торговли выдвигаются след аргументы: -беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда; -в большой степени увеличивает реальный национальный продукт всех стран; -создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре. Основой школы свободной торговли является теория сравнительных конкурентных преимуществ стран, сформулированная Рикардо, суть этой теории состоит в том, что если страны специализируются на товарах в кот они имеют наибольшее конкурентное преимущество, продавая излишки в обмен на товары других стран, совокупное богатство экономических субъектов увеличивается.

26. Протекционизм. Аргументы «за» и «против» протекционизма. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Основными целями протекционизма являются: защита от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение; временная защита недавно созданных отраслей отечественно экономики; расширение внешнего рынка. Барьеры, используемые государством для защиты национальной экономики, делят на экономические и неэкономические. К экономическим относят: таможенные пошлины, импортные квоты, экспортные ограничения. К неэкономическим относят: бюрократические запреты в таможенных процедурах, систему лицензирования. Аргументы в пользу протекционизма Стимулирование производства и увеличение занятости. Защита молодых отраслей. Увеличение доходов государственного бюджета. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. аргументы против протекционизма. Снижение заинтересованности отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. Обострение межгосударственных противоречий. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Государства, проводя протекционистскую политику, ис­пользуют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:
1) тарифные методы;2) нетарифные методы.

Date: 2015-08-24; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию