Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевуюспециализацию и на специализацию отдельных предприятий (компаний)





Территориальное направление МСП предполагает специализацию отдельных стран, группы стран и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.

Основными видами МСП являются:

1. предметная (производство продуктов);

2. подетальная (производство частей, компонентов продуктов);

3. технологическая, или стадийная, специализация (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).

Общей объективной основой международного кооперирования производства (МКП) являются:

1. растущий уровень развития производительных сил;

2. степень разделения производительных сил на отрасли, производства, предприятия.

Основная функция кооперации труда – служить средством увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда, для реализации принципиально новых задач, была дополнена другой важной функцией – объединение усилий производителей нескольких стран.

Основные методы, используемые при налаживании кооперационных связей:

1. осуществление совместных программ;

2. специализация в договорном порядке;

3. создание совместных предприятий (СП).

6. Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики. Открытая экономика – это экономика, интегрированная в мировое экономическое пространство, достаточно полно реализующая преимущества международного разделения труда, новых технологий, активно использующая различные формы мирохозяйственных связей, обусловленных процессами глобализации. По формам взаимодействия на мировом экономическом пространстве различ большую открытую и малую открытую экономики. Большая – характеризуется тем, что оказывает существенное влияние на развитие всей мировой экономике. Малая не влияет на общий доход мировых экономических процессов и вынуждена подстраиваться к тенденциям развития мировой экономики. Переход нац эк к определ типу открытости дает преимущества нац эк в: -углублении специализации, а следовательно, и международной кооперации, что ведет к росту производительности труда. –использовании современных мировых технологий; -повышении конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке; -повышении роста благосостояния резидентов и т.д. Недостатками можно считать зависимость национального рынка от кризисов мегаэкономики, затрагивающих национальную экономику. Индикаторами открытости нац эк считаются: экспортная и импортная квота; объем чистого экспорта; внешнеторговая квота. На степень открытости экономики влияют четыре фактора: 1.уровень экономического развития страны, кот принято измерять величиной нац дохода, приходящего на душу населения. 2.степень развития структуры общественного продукта. 3.наличие в государстве производственных ресурсов, необходимых для реального сектора экономики. 4.характер внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок способствует расширению внешнеэкономических связей с другими гос-ми, так как обеспечивает реализацию готового продукта в больших объемах.

7. Тенденции развития международной экономики. Современные тенденции развития определ теми структурными изменениями, кот сегодня в ней происходят. К ним относ: 1.изменение отраслевой структуры мирового ВВП и изменения, в связи с этим, структуры занятости. 2.стремление многих развивающихся стран к структурным преобразованиям на основе индустриализации и превращение их в новые индустриальные страны. (НИС). 3.рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и увеличение высокотехнологичных производств, что ведет к усилению конкуренции на мировых рынках. Осн факторами определ особенности развития современной МЭ явл: 1.производственные, научно-технические и технологические. Для них характерны: резкий рост масштабов пр-ва; переход к новому способу пр-ва основанному на наукоемких технологиях; появление новых ср-в транспорта и связи, обеспечивающих быстрое передвижение товаров, услуг. Ресурсов и идей в более благоприятные экономические условия. 2.Организационные, предполагающие: международные формы осуществления производственно-хозяйственной дея-ти, превращение многонациональных компаний и других организаций в основных действующих субъектов МЭ. 3.Экономические, основывающиеся на: либерализации торговли товарами и услугами, рынка капитала; внедрение единых технологических стандартов и требований к экономической и финансовой отчетности. 4.Информационные, предполагающие: радикальное изменение ср-в делового общения, обмена производственной, научно-технической и финансовой информацией. 5.Политические, включающие: усиление прозрачности гос границ, позволяющее свободно передвигаться рабочей силе, товарам, капиталу. 6.Социальные и культурные. К кот относятся: ослабление привычек и традиций, соц связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном и духовно-психологическом отношении и способствует международной миграции. Сегодня в МЭ действуют две противоположные тенденции: первая – стремление обеспечить устойчивость хоз процессов всего мирового сообщества; вторая – отстаивание каждой страной своих национальных интересов.

8. Глобализация международной экономики: сущность, признаки, факторы. Глобализация – процесс формирования целостного мирового хозяйства, глубокой взаимозависимости нац экономик в результате интенсификации международного разделения и кооперации труда, либерализации экономики, ее широкой транснационализации. Важнейшим фактором глобализации в сфере экономики явл научно-техническая революция. Глобализация эк дея-ти развивается по след осн направлениям: а)международная торговля: товарами и услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности; б)международное движение факторов пр-ва: капитала – в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»; в)международные финансовые операции: частные и государственные кредиты, операции с ценными бумагами и др. Характерной чертой глобализации в эк стало сочетание процессов автономизации и интеграции. С одной стороны, гос-ва стремятся к политической независимости и самоуправлению, а с другой к формированию экономических союзов. Один из основных факторов образования мирового финансового рынка компьютеризация системы электронных счетов и кредитных карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить ср-ва с одних счетов на другие независимо от расстояния и гос границ. Другой фактор – изменение внешних и внутренних условий дея-ти финансовых институтов. Крах Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 году и отмена режима фиксирования валютных курсов привели к размыванию границ прежде замкнутых национальных финансовых пространств. Произошли изменения и на мировом рынке банковских услуг. Процессы глобализации финансовой сферы привели не только к свободному, неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Глобализация в современных условиях ведет к усилению диспропорций в МЭ, порождая такие новые явления как: - превращение мирового хоз-ва в целостную экономическую сис-му, где национальные хозяйства становятся ее подсистемами; - господство всемирных экономических отношений над внутристрановыми; - размывание и ослабление функции национальных государств в области макроэкономического регулирования внешнеэкономической дея-ти.

9. Позитивные и негативные последствия глобализации. В качестве позитивных преимуществ глобализационных процессов можно назвать: 1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения. 2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно к устойчивому экономическому росту. 3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. 4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. 5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. 6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе. 7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. 8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества и координацией действий в различных сферах. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализации, можно назвать: · Неравномерность распределения преимуществ от глобализации в отдельных отраслях национальной экономики; · Возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам; · Возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптировать к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики [5]. Таким образом, процесс глобализации, наиболее активизирующийся в последние два десятилетия, таит в себе немало неясностей и противоречий, становится предметом острых дискуссий. Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения, а также ценности, предрассудки всех слоев населения. На данный момент, нельзя говорить о полной глобализации во всех отраслях, так как нет единого «совета», который бы решал все возникавшие проблемы.

10. Современный мировой рынок. Субъекты, объекты и формы международной торговли. Есть четыре этапа формирования мирового хозяйства. Первый этап возник на доиндустриальной стадии пр-ва. Его результатом стал регулярный обмен между разными гос-ми. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля. На втором этапе в результате развития рыночных отношений и крупного машинного пр-ва внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой нац эк-и. Возник мировой рынок. Третий этап – это этап образования глобальной экономики. Возникла мировая сис-ма хозяйства. С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от политической зависимости, наступил четвертый (современный) этап развития мирового хоз-ва. Сформировалось мировое рыночное пространство. Постсоциалистические гос-ва, входившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок. Он представл собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда (МРТ). К осн чертам мирового рынка относят: 1.сфера функционирования мирового рынка шире национальных рамок. 2.межгосударственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы, капитала происходит под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения. 3.ценообразование на мировом рынке имеет свою специфику. 4.Мировой рынок в большей степени, чем внутренний, оптимизирует использование факторов пр-ва, направляя их в экономически эффективные отрасли пр-ва. 5.мировой рынок выступает в качестве своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена товары, не соответствующие жестких требований международной конкуренции. Субъектами международной торговли выступают все государства мира, транснациональные корпорации и региональные интеграционные группировки. Объектами международной торговли являются продукты труда человека – товары и услуги.

 

Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, выделяют две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами. Международная торговля товарами – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

11. Конъюнктура мирового рынка. Равновесие на мировом рынке. Конъюнктура рынка это совокупность условий, при кот в данный момент протекает дея-ть на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменений. При анализе состояния мирового рынка исследуют: -общеэкономическую конъюнктуру; -конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка; - конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг. По временным критериям выделяют конъюнктуры: текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Конъюнктура мирового рынка не является статичной. Она изменяется под воздействием конъюнктурообразующих факторов: экономических, научно-технических, социальных, политических. Эти факторы в свою очередь подраздел на временные и постоянные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие мирового рынка и сдерживающие его, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Основным методом исследования конъюнктуры мирового рынка явл метод прогнозирования, основанный на предположении, экспертных оценках наиболее авторитетных ученых, экономико-математических методах.Рыночное равновесие спроса и предложения на товар достигается в точке Ех в стране I, где цена товара составляет Рр и точке Е2 в стране II, где цена товара составляет Р2. Поскольку Рг < P2, данный товар дешевле в стране I, чем в стране II, и, следовательно, стране I выгодно его экспортировать в страну II и получить от этого какую-то прибыль, а стране II выгодно его импортировать из страны I и тем самым сэкономить и снизить его закупки на внутреннем рынке. Из-за различия во внутренних ценах между странами I и II у страны I при любой цене на товар больше, чем Рр возникает его избыточное предложение. У страны II при любой цене на товар меньше, чем Р2, возникает избыточный спрос на него.

Баланс спроса и предложения на мировом рынке

Страны устанавливают торговые отношения. Равновесная цена Р1 в стране I показывает, что в точке Е1 спрос на товар точно равен предложению и у страны I нет товара для экспорта. Тем самым определяется точка Р1 на кривой предложения на мировом рынке, показывающая минимальную цену, по достижении которой экспорта товара из страны I не будет. Для страны II равновесная цена Р2 показывает, что в точке равенства спроса и предложения Е2 стране не требуется никакого импорта товара, поскольку она обходится своими собственными ресурсами. Тем самым определяется точка Р2 на кривой спроса на мировом рынке, показывающая максимальную цену, по достижении которой импорт товара страной II прекратится. Поскольку существуют только две страны, количество товара, экспортируемого страной I, должно соответствовать количеству товара, импортированного страной II. Или, что то же самое, избыточное внутреннее предложение в стране I должно быть равно избыточному внутреннему спросу в стране II, то есть графически А1В1 = А2В2, где А1В1 представляет собой экспорт страны I, a А2 В2 — импорт страны II. Величина экспорта Aj Вj покажет вторую точку, определяющую кривую предложения товара на мировом рынке, а величина импорта А2 В2 покажет вторую точку, определяющую кривую спроса на товар на мировом рынке. Но поскольку количественно экспорт и импорт равны, то на графике мирового рынка они совпадут на отрезке РЕ, определив новое рыночное равновесие, которое дости гается в точке Е при новом уровне мировой цены Р — равновесной цене товара на мировом рынке. Мировой спрос и предложение товара по этой цене определяются соответственно кривыми Dw и Sw.

12. Теории международной торговли: теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д.Рикардо). Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Эти абсолютные преимущества могут, одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием огромных природных ресурсов. С др стороны, преимущества в пр-ве различной продукции зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работников, организации пр-ва и т.д. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое кол-во, кот она производит. Цены этих товаров на рынке определ национальными издержками их производства. При наличии внешней торговли в силу различий в обеспеченности факторами пр-ва, используемых технологий, квалификаций рабочей силы, внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны. Чтобы внешняя торговля была выгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере. Вывод: каждая страна должна специализироваться на пр-ве того товара, по кот она обладает исключительным преимуществом. Теория сравнительных преимуществ для илюстрации Рикарда рал две страны Англию и Португалию, два товара Вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор – национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Издержки пр-ва он условно измерял рабочим временем.В данном примере пр-во вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого смысла, можно утверждать, что если пр-во в данной стране (португалии) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране (англии), где их пр-во обходится дороже. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки на пр-во сукна составл 2:1 затрат на пр-во вина, а в Англии – 4:3, то есть относительно меньше. С вином ситуация противоположная. Эффективность пр-ва вина в Португалии в сравнении с пр-ом сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно Португалии из соображений эффективности нац эк выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив пр-во сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на пр-ве сукна, импортируя вино из Португалии.

13. Теория международной торговли Хекшера-Олина. Теоремы Хекшера-Олина Самуэльсона. Шведский экономист Хекшер и его ученик Олин попытались ответить на вопрос «В силу чего возникают различия в издержках между странами?». По их мнению различия в издержках между странами объясняются главным образо тем, что относительная обеспеченность стран факторами пр-ва разная. В соответствии с моделью международной торговли происходит выравнивание цен факторов пр-ва. Суть механизма выравнивания состоит в следующем. Первоначально цена факторов пр-ва будет сравнительно низкой на те из них, кот имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, кот недостает. Специализация той или иной страны на пр-ве капиталоемких товаров приводит к интенсивному переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и, соответственно, растет его цена. Таким образом в соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в международное разделение труда с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.

14. Парадокс Леотьева. Теорема Столпера-Самуэльсона. Эффект усиления Джонса. Леонтьев использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», доказал что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Многочисленные попытки оюъяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить: неоднородность факторов пр-ва, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации; качество управленческих решений; гос внешнеторговую политику и др. Столпер и Самуэльсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит общество на тех, кто остается в чистом выигрыше, и тех, кто несет потери. Предпосылки: страна производит два товара, используя два фактора пр-ва; ни один из товаров не используется для пр-ва другого; существует абсолютная конкуренция; установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на один из товаров. Теорема Столпера-Самуэльсона: при перечисленных выше предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в пр-ве товара, цена на кот растет(земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в пр-ве товара, цена на кот падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов пр-ва. В соответствии с теоремой Столпера-Самуэльсона международная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно используемого для пр-ва товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для пр-ва товара, цена на кот падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост (или снижение) цены фактора пр-ва росту (или снижению) цены товара, произведенного с его помощью? Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов пр-ва происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.

Стандартная модель международнй торговли. Теорема Рыбчинского и «голландская болезнь». «Разоряющий рост» факоров производства. Стандартная модель, также как и классические теории международной торговли, исходит из того, что мировая экономика представлена двумя странами, в каждой из которых производятся два товара: Х и Y. Кроме того, в стандартной модели используются следующие допущения: покупатели в процессе потребления стремятся обеспечить максимум эффекта (графически это изображается с помощью кривых безразличия), а производители стремятся извлечь максимум прибыли; на внутреннем и мировом рынках существует совершенная конкуренция, в условиях которой равновесная цена устанавливается на уровне, соответствующем предельным издержкам производства. Английский экономист польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина. Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х — начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа. Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны. Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы. Опыт промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономической стратегии.

 

16. Новые теории международной торговли: теории жизненного цикла продукта Р. Вернона, теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществ М. Портера. Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.). Теория жизненного цикла продукта - это еще одна современная теория международной торговли. Разработанная в 60-е гг. профессором Гарвардской школы бизнеса Реймондом Верноном (Raymond Vernon) теория международного жизненного цикла продукта позволяет отследить роль инноваций, расширение рынка сбыта, сравнительное преимущество производства продукта, а также стратегические действия конкурентов в процессе принятия решений относительно международного производства, международной торговли и международных инвестиций. Согласно теории Вернона, международный жизненный цикл продукта состоит из трех стадий: стадии освоения нового продукта, стадии зрелости и стадии стандартизации продукта. На первой стадии жизненного цикла продукта, или стадии освоения нового продукта, в компании происходит разработка и внедрение нового изделия в ответ на возникновение потребности в этом продукте на отечественном рынке. На следующем этапе, поскольку размер рынка по- прежнему остается неопределенным, компания стремится минимизировать свои инвестиции в производственные мощности по выпуску продукта. Практически вся продукция, выпущенная на этом этапе, продается на отечественном рынке, а объем экспортных продаж ограничен. На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 34.8).

Рис. 34.8, Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие, которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специ ализированные, которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в однойединственной отрасли. Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться. Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.

 

17. Международная (мировая) торговля товарами: особенности, структура, динамика и тенденции развития. Международная торговля товарами появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Она представляет собой совокупность экспорта и импорта. Экспорт товаров – вывоз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары так и сделку, то есть действие, имеющее целью реализацию их иностанному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары ранее ввезенные из-за границы. В зависимости от видов товаров существуют несколько способов их экспорта. Сырье и необработанные продукты питания обычно экспортируются специализированными торговыми компаниями, которые предварительно закупают товары у производителей от своего имени и со своего счета. Производители таких промышленных товаров как оборудование, суда, подвижной состав железных дорог как правило осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером либо через сеть своих представительств и агентских фирм. Наиболее распространенный метод экспорта потребительских товаров состоит в их реализции через универсальные торговые дома. Фирмы которые устойчиво ориентируют производство на экспорт стремятся обычно организовать собственную сбытовую сеть за рубежом, для чего создают заграничные филиалы и дочерние общества,которые делятся на заграничные оптовые конторы, предприятия розничной торговли, ремонтные предприятия, пункты сервиса. Помимо производителей экспортной продукции в зарубежных продажах участвуют специализированные внешнеторговые предприятия. Они делятся на экспортно-импортные фирмы и торговые дома-предприятия совершающие внешнеторговые операции как со своего счета, так и на комиссионных началах с самым широким кругом товаров. Экспортные фирмы в отличие от торговых домов не носят универсального характера, а специализируются на продаже определенной группы товаров. Объектом их торговли являются преимущественно товары потребительского назначения, горнодобывающей промышленности, с/х, а также кустарных промыслов. Импорт товаров – ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются товары иностранного происхождения ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью потребления или последующего вывоза из страны. Структура импорта материальных ценностей определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны и ее ролью в международном разделении труда. В импорте промышленно развитых стран высока доля промышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что объясняется углублением международной специализации и кооперирования производства. Импорт в большей степени чем экспорт подвергается государственному воздействию, которое особенно усиливается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках и обострении проблемы платежного баланса. Сумма экспорта и импорта товаров называется товарооборотом. Разница между экспортом страны и импортом составляет торговый баланс. Если экспорт превышает импорт то образуется положительное сальдо торгового баланса, если же импорт превышает экспорт то возникает внешнеторговый дефицит или отрицательное сальдо торгового баланса.

18. Влияние мировой торговли на экономическое развитие стран. Важную роль, определяющую положение развивающихся стран в мировом хозяйстве, играют внешнеэкономические связи. Их развитие профилирует не только взаимосвязи с другими подсистемами, но и степень воздействия последних на внутренний рынок.

Внешнеэкономические связи могут содействовать расширению и модернизации материально-вещественной части фонда накопления, а также смягчению экономических и социальных диспропорций, возникающих в ходе ломки традиционных экономических структур. Внешний сектор предоставляет возможность получать наиболее эффективные средства производства и новую технологию, являющиеся необходимым фактором экономического развития. Внешнеэкономические связи, расширяя рамки внутренних рынков, могут ускорять или сдерживать экономический рост. Их воздействие на процессы воспроизводства, темпы и пропорции экономического роста имеют в развивающихся странах возможно большее значение, чем для многих промышленно развитых стран. В 1998 г. 26,3% совокупного ВВП развивающихся стран было реализовано за рубежом, а импорт товаров и услуг составил 26,8% совокупного продукта. Это больше, чем в промышленно развитых странах.

Наличие двойственной структуры экономики вынуждало развивающиеся страны при развитии современных производств гораздо быстрее выходить на внешние рынки, чем это происходило на соответствующей стадии промышленного развития западных стран. В воспроизводстве основного капитала в современных секторах и в потреблении высших по доходу слоев общества высок импортный компонент. Наиболее высокая открытость экономики характерна для стран Ближнего Востока и Африки.

Своеобразие социально-экономической структуры предопределяет степень воздействия внешнеэкономических связей на развивающиеся страны. Более отсталые экономические структуры болезненно переживают внешние воздействия в силу особенностей включения их национальных хозяйств в международное разделение труда. Те же страны, в которых промышленный переворот охватил все сферы хозяйства, более успешно приспосабливаются к перипетиям мировой хозяйственной системы. Развивающиеся страны в мировой торговле. Центральное место в сегменте внешнеэкономических отношений развивающихся стран принадлежит внешней торговле. Она развивалась неравномерно. В 90-е годы темпы прироста экспорта значительно, в 1,4 раза, превосходили соответствующие показатели 80-х годов, что свидетельствовало об усилиях стран-должников увеличить валютные поступления для снижения долгового бремени. Темпы прироста торговли развивающихся стран были выше, чем у других подсистем мирового хозяйства. Более высокие темпы внешнеторгового оборота по сравнению с другими подсистемами стабилизировали позиции развивающихся стран в мировом товарном экспорте и импорте.

19. Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее. Услиг в отличие от товаров производятся и потребляются как равило одновременно и не подлежат хранению. Выделяют четыре способа международной торговли услугами: 1.трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу. 2.потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. 3.торговое присутствие продавца в стране предоставления услуги, т.е. ситуация когда фирма предоставляющая услугу, пересекает границу и находясь на территории данной страны открывает правительство или дочернюю фирму через которые осуществляет предоставление услуги. 4.присутсиве на территории данной страны физических лиц предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга предоставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя. Все услуги подразделяются на 12 секторов: 1.услуги для бизнеса; 2.строительные услуги; 3.услуги связи; 4.дистрибуционные услуги; 5.транспортные услуги; 6.финансовые услуги; 7.образовательные услуги; 8.услуги здравоохранения; 9.туристические услуги; 10.реакционные услуги; 11.услуги по охране окружающей среды; 12.услуги в другом месте не классифицированные. В соответствии с положениями все члены должны придерживаться следующих принципов в области торговли услугами: обеспечивать прозрачность системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантировать доступ к национальным процедурам разрешения споров и в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений; не расширять круг ограничений в доступе на рынок услуг и следовать принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств. В то же время каждая страна имеет право: сохранить национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа недискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса.

Date: 2015-08-24; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию