Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательство и его роль в социальной сфере





Термин «предпринимательство», как и само явление предпринимательской деятельности, вошел в России в общественную практику лишь во второй половине 80-х годов.

Предпринимательство можно охарактеризовать как инициативную самостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность.

Оно может осуществляться в разных сферах экономики как с привлечением, так и без привлечения лиц наемного труда. Для развития предпринимательс­кой деятельности важное значение имеет предпринимательская среда. Предпринимательская cреда – совокупность общественных институтов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки. Это также определенный социальный климат, условия безопасности, специальная инфраструктура для предпринимательства, т.е. все то, что обеспечивает дальнейшее становление и развитие предпринимательства.

Одним из направлений предпринимательской деятельности является малое предпринимательство, или малый бизнес. Он наиболее характерен для социальной сферы.

Понятие малого предпринимательства связано, прежде всего, с критерием величины предприятия. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли, по объему товарооборота, по числу занятых. В действующем законодательстве Российской Федерации наиболее значимым критерием принят учет численности.

В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предлагается относить к малым предприятиям те, которые имеют численность занятых:

§ в промышленности – до 200 чел.;

§ в строительстве – до 100 чел.;

§ в оптовой торговле – до 50 чел.;

§ в сельском хозяйстве – до 50 чел.;

§ в науке и непроизводственной сфере – до 25 чел.;

§ в розничной торговле – до 15 чел.

К настоящему времени малое предпринимательство заняло довольно существенное место в экономике России. Наибольшее распространение оно получило в таких отраслях, как розничная торговля и сфера услуг. Заметное место малое предпринимательство занимает в строительстве, сфере аудита, страховании. Значительное количество малых фирм и отдельных предпринимателей участвуют в городском хозяйстве, здравоохранении, науке.

Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах, в процессе реализации экономической реформы. Прежде всего, нужно выделить роль малого предпринимательства как гибкой быстрореагирующей сферы экономики в удовлетворении изменчивого потребительского спроса и установлении определенного равновесия на потребительском рынке. Малое предпринимательство с успехом решает проблему быстрой доставки к конкретному потребителю малых и средних партий товаров и предоставления услуг, исходя из самых разнообразных потребностей. Оно весьма успешно осуществляет поиск необходимого товара как на отечественном, так и на мировом рынке.

Малое предпринимательство в принципе по своей природе наиболее эффективно в использовании малого ресурсного потенциала – незанятые и устаревшие основные фонды, вторичные ресурсы, отходы, специфические ресурсы городской среды (которые ранее практически не использовались), мелкие незанятые земельные участки.

Исключительно важна роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. Здесь оно в значительной мере компенсирует сокращение занятости на крупных государственных и просто убыточных предприятий всех категорий. Рабочее место в малом предприятии не требует больших затрат, может быть организовано везде, в том числе на дому. В связи с этим значительна его роль в обеспечении занятости инвалидов, женщин, пожилых людей. Малое предпринимательство, как показывает практика ряда стран, играет очень важную роль в производстве ряда общественно необходимых товаров и услуг. Это производство многих предметов домашнего обихода, одежды, определенных продуктов питания, различные виды ремонтных работ, строительные услуги, оказание самых разных видов услуг в рамках социальной помощи населению, организация спортивного и культурного досуга граждан.

Малое предпринимательство содействует структурной перестройке экономики, формированию пользующейся общественным признанием рыночной инфраструктуры (в том числе кредитно-финансовой), более мягкому изменению отношений собственности, проведению земельной реформы, созданию новых организационно-технологических форм организации производства.

В становлении малого предпринимательства имеется целый ряд нерешенных проблем, которые мешают его развитию, ставят под вопрос возможность выживания. Это система жесткого налогообложения, острая нехватка у потенциальных и действующих предпринимателей средств для расширения своего бизнеса или для его открытия, криминальная обстановка, процветающая в этой сфере.


К числу проблем малого бизнеса можно также отнести:

§ отсутствие реалистической концепции развития малого предпринимательства на государственном (муниципальном) уровне и, соответственно, эффективных мер его государственной поддержки;

§ высокий уровень риска;

§ отсутствие нормальных взаимоотношений с органами власти.

Решение этих проблем возможно лишь при эффективном сочетании поддерживающей и регулирующей деятельности в отношении малого бизнеса на всех уровнях государственной власти. При этом акцент должен все более смещаться в сторону расширения полномочий и степени участия местных структур.

Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

§ правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

§ изменение отношений собственности и смещение акцента деятельности субъекта (предпри­ни­ма­теля) в сторону получения прибыли;

§ резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;

§ появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

Кого же можно назвать предпринимателем? Предприниматель – это хозяйствующий субъект, организующий деятельность по производству продукции или оказанию услуг за счет собственных и (или) привлеченных средств с целью получения прибыли.

Отличительными признаками предпринимателя являются:

§ участие в формировании первоначального капитала;

§ участие в управлении предприятием;

§ материальная ответственность за результаты деятельности;

§ право принимать решения при выборе стратегии развития;

§ право распределения и использования прибыли.

В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:

§ дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей персональных компьютеров, организация групп по изучению иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);

§ услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им учебные пособия);

§ услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Социальная сфера имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать предпринимателям.

На развитие и специфику предпринимательской деятельности решающее влияние оказывает характер собственности.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ в России существуют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Главная особенность государственных предприятий заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. В отличие от частных предприятий в государственных это право остается за государством.

Государственные федеральные и муниципальные унитарные предприятия имеют право хозяйственного ведения, а федеральные казенные предприятия - право оперативного правления.


В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса РФ предприятие не имеет права лично продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (государства). Государство имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении и контролирует деятельность предприятия.

Для решения региональных задач создаются муниципальные предприятия. Сфера их деятельности связана с обслуживанием жилого фонда, предоставлением населению коммунальных, медицинских, социально-культурных услуг. Основой деятельности этих предприятий является имущество, находящееся в муниципальной собственности, но переданное предприятию в хозяйственное ведение.

В результате приватизации значительная часть собственности организаций социальной сферы перешла из государственной в частную или смешанные формы. В то же время в ряде отраслей, и, в первую очередь, в здравоохранении, образовании, культуре большинство учреждений остались в федеральной или муниципальной подчиненности.

Поэтому в социальной сфере предпринимательство осуществляется на базе различных видов собственности (федеральной, муниципальной, частной и смешанной). Новые организации и учреждения социальной сферы создавались в основном на базе частной собственности. В ряде отраслей социальной сферы – розничной торговле, бытовом обслуживании, туризме – предпринимательская деятельность осуществляется, в большей части, на базе бывшей государственной собственности, ныне приватизированной.

Таким образом, государственное предпринимательство можно определить как предпринимательство, которое осуществляется на предприятиях федеральной и муниципальной подчиненности, под непосредственным контролем и при участии государственных служащих с сохранением основного профиля деятельности предприятия.

Так, если предприятия производственной сферы можно перепрофилировать, и государство в большинстве случаев не будет этому препятствовать, то перепрофилирование предприятий социальной сферы ограничено, а в некоторых отраслях, например в образовании, здравоохранении, практически запрещено.

Частное предприятие обладает большей хозяйственной самостоятельностью в выборе видов деятельности и является собственником имущества. Частный бизнес в социальной сфере имеет большие возможности привлекать высококвалифицированных специалистов (высокая заработная плата, удобный график работы и т.д.) для эффективного решения задач предпринимательской деятельности.

Частный бизнес в отличие от государственного более мобилен и широко применяет методы маркетинга, затрачивает большие средства на рекламу (напри­мер, туристические, медицинские фирмы).


Государственное предпринимательство в социальной сфере имеет высокий имидж (особенно в образовании и здравоохранении) и определенные налоговые льготы, что позволяет успешно конкурировать с частными предприятиями.

Государственные учреждения рассчитаны на более однородный спрос; реализуют социальные программы, охватывающие, как правило, крупные группы населения, объединенные общими характеристиками (учащиеся, пенсионеры, социально неблагополучные группы населения и т.п.). Деятельность данных учреждений ориентирована на доступность услуг.

Частнопредпринимательские структуры обычно утверждаются на более экономически выгодных рынках, где возможно тиражирование небольшого набора услуг. Они в значительной мере обслуживают платежеспособный спрос состоятельных слоев населения.

Процессы приватизации в ряде отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) протекают значительно медленней, чем в других сферах экономики, вследствие различных ограничений и значительной доли государственной собственности, не подлежащей приватизации (университеты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.).

Врезка. Господство государственного сектора в образовательных системах – это объективный факт, вытекающий из внутреннего единства образовательного процесса, преемственности различных ступеней, требующих единой стратегии.

Вместе с тем признано, что с государственным статусом образования связываются такие негативные явления, как обюрократизированность, чрезмерная регламентация, неспособность своевременно и адекватно удовлетворить нестандартные и новые потребности и, наконец, постоянный недостаток средств на образовательные цели.

Имеются по меньшей мере два практических способа борьбы с этими проявлениями.

Во-первых, в частных университетах возможно применение более высоких и иных по своему содержанию стандартов качества обучения, научной деятельности и общественных связей, оплаты преподавателей, оборудования, комфорта и т.п.

Во-вторых, необходима реорганизация государственного сектора образования на предпринимательских основах с вовлечением их в систему государственного предпринимательства. Этот аспект включает организацию прямых контактов с фирмами-потребителями трудовых ресурсов, функционирование совместных (университеты – предприятия) научных центров, создание эффективного рынка учебников и пособий, программ, методик, а также различные формы предпринимательства в обслуживании учебных заведений (текущее материальное снабжение, контрактные центры прикладных исследований и разработок и т.д.).

Например, Санкт-Петербургский институт методов и техники управления организовал различные платные курсы по подготовке программистов, пользователей персональных компьютеров, менеджеров по маркетингу, рекламе, брокеров и т.д. с выдачей соответствующих дипломов. В ряде университетов создана платная переподготовка специалистов по другим специальностям, имеющим спрос в условиях рыночной экономики (в рамках второго высшего образования): маркетинг, менеджмент и др.

14. Особенности бизнес-планирования в организациях социальной сферы.

Бизнес планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Бизнес планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, считая, что рынок расставит все по своим местам.

На сегодняшний день бизнес планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с бизнес планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка бизнес планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) бизнес планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.

В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержится расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Таким образом, бизнес планирование - это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.

Бизнес-планирование - это подробное обоснование проекта, возможность всесторонне оценить осуществимость и эффективность работы будущего проекта. Это качественная проработка идеи проекта, включающая в себя прогноз и оценку возможных рисков, определение коммерческой и бюджетной эффективности проекта, определение оптимальной стратегии и схемы финансирования проекта, анализ инвестиций, а также их окупаемости, доведение идеи и цели проекта до владельцев, акционеров, потенциальных партнеров, инвесторов и операторов.

Бизнес-планирование включает в себя:

  • маркетинговые исследования и анализ рынка,
  • анализ потенциала проекта (SWOT-анализ),
  • написание маркетингового плана,
  • составление экономической модели возврата инвестиций,
  • создание оптимальной управленческой структуры проекта,
  • анализ рисков проекта и стратегия их снижения, риск-менеджмент.

Бизнес-план, относящийся и к проекту, и к самому предприятию, может разрабатываться с целью привлечения инвестиций в рамках действующего предприятия и для определения направлений своего развития, ориентировки в сфере бизнеса. Он используется также для фирм, специально создаваемых под какой-либо проект. В этом случае бизнес-план вправе считаться планом реализации этого проекта.

Обычно целью разработки бизнес-плана является необходимость долговременного или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его дальнейшему освоению, собственному развитию фирмы. Но обойтись без него невозможно вовсе, если фирма принимает решение об открытии нового дела, при освоении производства нового продукта либо полном перепрофилировании деятельности, когда особенно велика потребность в инвестициях, и при выходе на внешний рынок.

Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:

- определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

- разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;

- проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;

- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;

- выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;

- оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;

- определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;

- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;

- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Анализ задач бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в том случае, если привлечение капитала извне фирма не планирует.

В бизнес-планировании практикуется разработка альтернативного плана на случай, если предложенную идею не удается по тем или иным причинам реализовать. План должен предусматривать вариант неудачи, возможность потери вложенных ресурсов, изменения на рынке, просчеты в механизме управления. Иными словами, бизнес-план призван убедительно доказать, что при его разработке продуманы мельчайшие подробности деятельности компании.

Ключевыми моментами при составлении бизнес-плана являются обоснование возможности, необходимости и объема выпуска продукции фирмы или предоставляемых ею услуг; определение конкурентоспособности продукта на рынках и рыночного сегмента для него; оценка критериев эффективности работы предприятия; обоснование достаточности капитала фирмы и выявление возможных источников финансирования. В связи с этим бизнес-план разрабатывается на перспективу. Зарубежный, да и в определенной мере отечественный, опыт показывает, что бизнес-план целесообразно составлять на 3-5 лет: для первого года основные показатели рекомендуется рассчитать по месяцам, для второго - по кварталам; начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. В целом, время, в течение которого действует бизнес-план, зависит от характера и масштабов деятельности фирмы. Основное требование к нему: срок бизнес-плана должен быть достаточным либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложенных финансовых средств и их рентабельности.

Разработке бизнес-плана предшествует огромная подготовительная деятельность специалистов, которая включает:

- сбор и анализ информации о продукции, которую фирма предполагает производить или уже производит;

- сбор и анализ информации о рынке сбыта продукции фирмы;

- анализ состояния и возможностей компании вести конкурентную борьбу на рынке и оценку состояния и перспектив развития соответствующей отрасли общественного производства;

- определение потребностей и возможностей обеспечения компании площадями, оборудованием, кадрами, другими факторами производства;

- расчет требований финансовых ресурсов и определение источников их привлечения;

- подготовку отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, прогнозный баланс фирмы, другие финансовые документы;

- определение направленности и масштабности предлагаемого проекта, расчет его эффективности;

- разработку организационной структуры управления компанией, правового обеспечения и графика реализации проекта;

- решение вопросов оценки риска и гарантий.

Бизнес-план - довольно сложный документ, структура которого может быть представлена в виде следующей концептуальной схемы, разработанной на базе отечественных и зарубежных публикаций. Примерный макет бизнес-плана можно представить в следующем виде:

Титульный лист: название фирмы, фамилия главы фирмы, адрес, номер телефона и факса фирмы.

Резюме: краткое содержание бизнес-плана.

Местонахождение фирмы.

Цель деятельности.

Продукт или вид услуг, производимый фирмой.

Описание вида деятельности.

Оценка рынка сбыта.

Конкуренция и конкурентное преимущество.

Организация и практика внешнеэкономических связей.

Стратегия маркетинга.

Прогнозирование продаж.

Переменная составляющая затрат на продажи.

План технической доработки продукта.

План производства.

Правление и персонал.

Планируемая прибыль.

Оценка риска.

Финансовый план.

Стратегия финансирования.

Деловое расписание.

Безопасность коммерческих секретов и деловой информации фирмы.

Бизнес-планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного круго­оборота производственных фондов достижения высокой результа­тивности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособ­ность и финансовую устойчивость предприятия.

Планирование ориентируется на имеющиеся источники как соб­ственных, так и привлекаемых средств и возможности их превраще­ния в производительный капитал. В рамках этого предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, най­ма производственного персонала, обеспечения необходимых условий работы, удовлетворения социальных запросов. Отсюда огромное зна­чение придается процессу определения размеров и направлений ис­пользования всех фондов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.

Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов ры­ночной деятельности компании и, в то же время как необходимый ин­струмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потреб­ностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммер­ческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется воз­можность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономиче­ских и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизо­ваться. Целью такого плана может быть получение кредита, привле­чение инвестиций, определение стратегических и тактических ориен­тиров фирмы, оценка ее рыночного положения достижение не­обходимых результатов по объемам сбыта продукции и др.

Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических за­дач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональ­ной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и фи­нансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление по­тенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый пери­од.

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элемен­ты функционирования предприятия в условиях рынка, выбор страте­гии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, матери­альных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возмож­ностях развития производства, способах продвижения товара на ры­нок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется неза­висимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, орга­низационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в современном менеджменте.

В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса откры­вается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразова­ния и повышения эффективности деятельности на рынке.

В бизнес-плане анализируется и обсновывается стратегия развития бизнеса, оцениваются возможные варианты производства, закупок и сбыта, а также влияние проекта на эффективность деятельности предприятия; рассчитывается срок окупаемости проекта, прогнозируются общие показатели эффективности для группы проектов, финансируемых из общего бюджета; определяются оптимальные способы и графики финансирования, потребность в инвестициях и кредитных средствах.

Разработка документов по инвестицинному проекту отличается от бизнем-плана повышенной глубиной и, как правило, наличием разделов с уже спроектированными бизнес-процессами и оргструктурой, основными организационно-распорядительными документами (например, должностными инструкциями).

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Для отраслей социальной сферы, так же как и производственной, любое мероприятие, требующее вложения средств, должно начинаться с разработки документа, называемого бизнес-планом.

Бизнес-план должен:

§ давать конкретное представление о том, как будет функционировать предприятие, какое место оно займет на рынке;

§ содержать все производственные характеристики будущего предприятия, детально описывать схему его функционирования;

§ раскрывать принципы и методы руководства предприятием;

§ содержать программу управления финансами, без которой невозможно начать любое дело и обеспечить его эффективность;

§ показывать перспективы развития производства инвесторам и кредиторам.

Бизнес-план используется для:

§ принятия основных решений на этапе становления фирмы;

§ обеспечения доступа к источникам заемного капитала;

§ оценки результатов хозяйственной деятельности;

§ проверки обоснованности заложенных плановых ориентиров;

§ корректировки прогнозов;

§ определения потребности в капитале и денежных средствах;

§ повышения эффективности управления.

Бизнес-план является также инструментом стратегического планирования. Стратегическое планирование совершенно необходимо, если организация социальной сферы собирается существовать долго и выигрывать в конкурентной борьбе.

Стратегический план – это результат разработки общего направления развития организации социальной сферы. Любая организация социальной сферы создается для какой-либо определенной цели, являющейся основой ее существования, а все дальнейшие действия направлены на реализацию поставленной цели.

Таким образом, можно выделить два уровня бизнес-планирования. Во-первых, стратегическое планирование, позволяющее устанавливать или видоизменять цель создания организации, оценивать ее положение на текущий момент, решать, какой хотели бы видеть фирму ее учредители через три – пять лет. Оно позволяет также намечать, что нужно сделать, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в желаемое состояние. Во-вторых, бизнес-планирование, представляет собой тщательную проработку реализации конкретного мероприятия, детализацию отдельного этапа стратегического плана.

Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел составляется в самом конце работы над бизнес-планом. Он содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Раздел небольшой. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Раздел этот очень важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.

При этом его интересуют прежде всего два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?

Резюме содержит следующие сведения:

§ что именно предполагается сделать (суть проекта);

§ за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);

§ чем данный вид продукции или услуг лучше других;

§ основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.

Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект.

Выбор товара или услуги – задача очень сложная. Можно, конечно, остановить свой выбор на производстве, требующем минимальных затрат и достаточно простом технологически. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности. При этом выделяют два типа конкурентных преимуществ: низкие издержки и монопольное положение.

Под низкими издержками понимается способность фирмы разрабатывать, производить и продавать продукцию более эффективно, чем ее конкуренты. Это означает, что предприятие организует весь цикл производства – от разработки новой услуги до ее сбыта – в более короткие сроки и с меньшими затратами. Следует учесть все стадии производства новой услуги – от идеи до получения выручки от ее реализации. На каждой из этих стадий необходимо добиться выигрыша по сравнению с конкурентами, иначе, получив экономию на какой-либо одной стадии, предприниматель рискует потерять свои преимущества, проиграв на другой.

Под монопольным положением понимается способность получать более высокую цену по сравнению с конкурентами за счет умения выделяться среди производителей и распространителей аналогичной услуги.

Выбор стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает организации социальной сферы. Разумеется, эта стратегия не является раз навсегда заданной. В процессе развития предприятия становится ясно, во что следует вкладывать средства исходя из ситуации на рынке.

Конкурентные преимущества делятся на преимущества низкого и высокого порядка. К преимуществам низкого порядка относятся возможности использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы. Эти преимущества являются неустойчивыми, ими могут воспользоваться и конкуренты, они не могут обеспечить длительного лидерства. К преимуществам высокого порядка относятся уникальная технология, высокая квалификация специалистов. Эти преимущества могут обеспечить длительный успех на рынке, они устойчивы и достаточно долговечны. Особо следует сказать о таком виде конкурентного преимущества, как хорошая репутация фирмы. Хорошая репутация зарабатывается годами успешной работы, она требует крупных затрат на свое поддержание, но и дает отдачу в течение длительного времени. Репутация относится к конкурентным преимуществам высокого порядка.

Итак, во втором разделе бизнес-плана содержатся следующие сведения:

§ какие потребности может удовлетворить данный вид услуг;

§ каковы особенности услуги, чем она отличается от других, уже существующих;

§ насколько долго эта услуга будет новинкой на рынке;

§ какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этой услуги;

§ оценка конкурентоспособности.

Первый этап исследования рынка – оценка его потенциальной емкости, то есть определение общей стоимости аналогичных услуг, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и экономических факторов. Среди последних выделяются уровень доходов потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции.

Второй этап – оценка доли рынка, которую в принципе может охватить данная организация социальной сферы. В результате определяется примерное количество клиентов и максимально возможный объем реализации услуги, на которые можно рассчитывать в месяц (год).

При исследовании потенциальных покупателей их группируют по наиболее важным характеристикам. Такие группы покупателей составляют сегменты рынка. Сегментацию рынка используют для того, чтобы выбрать группу покупателей, на которую будет ориентироваться организация.

Третий этап оценки рынка сбыта – прогноз объема продаж услуги и ее примерной цены, по которой покупатели будут потреблять услугу. В бизнес-плане необходимо отразить следующую информацию о конкурентах:

§ какие организации производят аналогичные услуги;

§ качество, основные характеристики услуг конкурентов;

§ цены, ценовую политику конкурентов;

Оценивая конкурентов, необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам их услуги.

Практика показывает, что в конкурентной борьбе побеждает тот, кто может предложить потребителю именно то, что он хочет. Обычно принято использовать два основных направления конкуренции: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Ориентиром должны служить потребности клиента.

Составной частью бизнес-плана является план маркетинга, к основным элементам которого относятся:

§ схема распространения услуг;

§ ценообразование;

§ реклама и другие методы стимулирования продаж.

В разделе, посвященном производству услуги, указывают:

§ где будет организовано производство услуги: в действующей или во вновь созданной организации;

§ какие ресурсы необходимы для производства услуги;

§ возможна ли кооперация в производстве услуги: с кем, на каких условиях;

§ какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;

§ каков алгоритм производства услуги, включая точки контроля качества.

Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство услуги.

Раздел, посвященный организации производства и кадрам включает:

§ требования к специалистам, их образованию, квалификации, опыту работы;

§ сведения о заработной плате, условиях труда и правилах найма на работу;

§ способы привлечения специалистов.

Определяя численность и состав будущего персонала предприятия, следует иметь в виду, что квалификация работников, их опыт и отношение к работе – важнейшие составляющие успеха.

Особо оговариваются условия оплаты высшего руководящего звена: будет ли применяться система участия в прибылях или как оплата труда зависит от других конечных результатов деятельности организации.

Для крупных организаций необходимо привести в бизнес-плане организационную схему, содержащую состав и порядок взаимодействия служб, наметить координацию и контроль их деятельности, документооборот и обмен информацией.

Финансовый план обобщает данные всех предыдущих разделов и представляет их в стоимостном выражении.

Прогноз объемов реализации.

Этот документ представляет собой таблицу, содержащую информацию о доле рынка, которую предполагается завоевать продукцией предприятия.

На основании маркетинговых исследований строится прогноз объемов реализации услуги.

Самый большой раздел финансового плана- баланс денежных расходов и поступлений- позволяет оценить, какие средства нужно вложить в проект. Задача такого баланса – добиться синхронности поступления средств и их расходования, другими словами – добиться поддержания ликвидности проекта. Под ликвидностью в данном случае понимают возможность вовремя рассчитаться по своим обязательствам.

Баланс денежных расходов и поступлений иногда называют балансом денежных потоков. Начинается составление баланса с величины, которая показывает наличие денежных средств на начало первого периода. По вертикали в таблице указывают все возможные источники поступления средств; затем подводится итог – сколько всего средств имеется в течение периода; далее приводят данные о необходимых расходах.

В результате по каждому периоду сопоставляются две величины: сколько имеется средств и сколько их необходимо для покрытия расходов. Если средств больше, чем расходов, то разница между этими двумя величинами переносится в следующую колонку в первую строку и показывает наличие средств на начало следующего периода. Если средств не хватает, то необходимо найти источник, позволяющий профинансировать расходы. Таким источником может стать, например, банковский кредит.

В данный раздел финансового плана входит также таблица доходов и затрат, в которой отражаются следующие показатели:

§ доходы от реализации услуги;

§ издержки производства услуги;

§ суммарная прибыль от реализации;

§ общепроизводственные расходы;

§ прибыль от основной деятельности.

Баланс активов и пассивов организации рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Он важен для банков, собирающихся кредитовать проект, поскольку на его основании они могут сделать заключение о том, в какие именно активы предполагается вложить средства проекта и за счет каких источников они будут сформированы. Баланс активов и пассивов составляется как обычный бухгалтерский баланс.

Для расчета достижения безубыточности необходимо выделить в структуре затрат на производство услуги условно-постоянные и переменные затраты.

Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации услуги выручка от реализации равняется затратам на производство. Имеет смысл производить услугу, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию услуги в объеме, превышающем порог безубыточности. Только в этом случае проект начинает давать прибыль. Порог безубыточности рассчитывается по следующей формуле:

,

где

Б – объем производства услуги, при котором достигается безубыточность;

П – условно-постоянные затраты;

Ц – цена единицы продукции (услуги);

В – переменные затраты в расчете на единицу продукции.

 

В разделе «Стратегия финансирования» даются ответы на следующие вопросы:

§ сколько всего необходимо средств;

§ откуда и в какой форме предполагается получить эти средства;

§ когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получения инвесторами дохода;

§ каков будет доход.

Ответ на первый вопрос получается из финансового плана. Второй вопрос довольно сложен и не предполагает однозначного ответа. Суть этого вопроса сводится к тому, какую часть необходимых средств можно получить в виде заемных средств, а какая должна быть в форме уставного капитала создаваемой организации.

В самом общем виде можно сказать, что для вновь создаваемых предприятий источником финансирования скорее всего станет уставный капитал, а для проектов по расширению деятельности уже существующих предприятий – заемные средства в любой форме.

Наконец, оценка сроков возврата заемных средств требует специальных расчетов, включаемых в бизнес-план. Они основываются на сопоставлении первоначальных инвестиций и ежегодных денежных доходов.

15. Отличия маркетинга в социальной сфере от других видов маркетинга.

(См.стр. 60)







Date: 2015-08-24; view: 2364; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.071 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию