Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная мотивация персонала
Нематериальные мотивы к трудовой деятельности. Как уже отмечалось ранее, оплата труда ¾ один из важнейших, но не единственный стимул эффективной работы персонала. Нематериальные стимулы и мотивы не должны оставаться без внимания руководителя организации, работающей в сфере услуг. Особое значение имеет социальная мотивация персонала, т. е. в первую очередь удовлетворение личных интересов работников (мотивов к трудовой деятельности). Анализ рассмотренных выше потребностей человека позволяет выделить следующие виды нематериальных личных интересов: ■ интересы, связанные с любовью к профессии; ■ привлекательность и содержательность труда; ■ стремление к квалификационному росту; ■ стремление к творческому росту; ■ стремление к общению; ■ стремление к завоеванию уважения; ■ стремление добиться признания и доверия со стороны коллег по работе; ■ стремление добиться признания и доверия со стороны руководителей; ■ перспектива служебного продвижения; ■ стремление к самостоятельной и ответственной работе; ■ стремление к сохранению престижа; ■ условия труда; ■ жилищные условия; ■ интерес безопасности; ■ интерес здоровья. Основные направления социальной мотивации. Основные направления удовлетворения перечисленных интересов представлены на рис. 19.3. Рис. 19.3. Направления социальной мотивации персонала1 В соответствии с этими направлениями на предприятиях должен разрабатываться целый комплекс программ и планов: 1) программы участия в успехе, прибылях; 2) программы участия в управлении; 3) программы страхования жизни; 4) медицинские, стоматологические программы; 5) пенсионные программы; 6) стипендиальные программы; 7) программы повышения квалификации; 8) программы выплат по нетрудоспособности; 9) программы развития карьеры; 10) программы обучения смежным профессиям; 11) программы гибких социальных выплат; 12) программы кредитования, субсидий и скидок; 13) программы спортивных, культурных и туристических мероприятий; 14) программы гибкого рабочего времени и др.
Так, например, по опросам сотрудников нескольких консалтинговых компаний, среди действенных факторов, мотивирующих их активную работу, первые два места занимают материальное и моральное стимулирование соответственно. За ними следуют трудовой настрой коллектива (корпоративный дух) и наличие элементов состязательности. То есть из четырех факторов, ради которых аудиторы и консультанты готовы работать лучше, быстрее, качественнее, три не связаны с материальными благами. Такой подход как раз характерен для специалистов с высшим образованием и высоким интеллектуальным уровнем. Поэтому нельзя забывать про эти факторы и не надо делать упор в системе мотивации только на деньги2. Опыт работы компании «Катрис-Комплект» (оптовые продажи комплектующих для жалюзи) показывает, что, если материальное вознаграждение не приносит желаемого удовлетворения, сотрудники теряют интерес к работе. В этом случае целесообразно включать механизмы морального стимулирования. В качестве мер морального поощрения сотрудников предлагаются: ■ билеты в музей, зоопарк, цирк, кинотеатр, роллер-центр, на клубные концерты, в театр; ■ столик на двоих в пивном баре, ночном клубе, ресторане; ■ посещение фитнес-клуба в течение месяца (картинг-клуб, концерты); ■ путевка в санаторий; ■ туристическая поездка за границу на неделю3.
Из результатов деятельности многих российских и западных компаний следует, что показатели работы организации в целом можно значительно улучшить без особых финансовых вложений, если использовать дополнительные источники мотивации. Директор по персоналу ООО «Джонсон & Джонсон» С. В. Иванова, обобщая опыт работы ряда фирм, предлагает использовать следующие мотивационные мероприятия4: ■ team building, или тренинги командообразования (экстремальный, спортивный; с нестандартными, но не экстремальными ситуациями); ■ конференции, общие сборы, корпоративные праздники; ■ информационные источники (печатные издания: собственные газеты или журналы; внутренний корпоративный сайт); ■ конференц-звонки, которые особенно эффективны при дистанционном менеджменте, когда люди находятся в разных городах или даже странах; ■ награды; ■ конкурсы; ■ поздравления сотрудников с достижениями; ■ поздравления с личными и гражданскими праздниками, подарки (например, использование пластиковой карты «Подарочный сертификат»). Современный этап развития характеризуется поиском новых форм и методов мотивации и стимулирования труда. Так, в североамериканской бизнес-среде широко распространено убеждение в эффективности и значимости мотивационных программ. Последние получили всеобщее признание как важная часть стратегии управления персоналом, и почти все организации используют те или иные программы. Это объясняется тем, что они действительно работают ¾ побуждают работников приложить максимум усилий для достижения определенных целей. Акция «Работник месяца», годовые премии, вознаграждение за высокую работоспособность, обеспечение карьерного роста, поощрение за ответственность ¾ вот лишь некоторые из программ мотивации персонала, используемых на современном этапе развития менеджмента. Их количество может варьироваться в зависимости от размеров компании, сферы ее деятельности, объема и характера рынка, концепции корпоративной культуры. На первый взгляд кажется, что самая важная часть данных программ ¾ материальное вознаграждение. На самом же деле они дают хороший результат именно потому, что побуждают сотрудников выполнить свою работу задолго до получения какой-либо награды. Определение факторов, способствующих успеху организации, и разъяснение для сотрудников, каким именно образом их поведение может повлиять на эти факторы, ¾ вот на чем основываются мотивационный менеджмент. Эффективные мотивационные программы способствуют заключению взаимовыгодного соглашения между сотрудником и организацией. Они помогают реализовать присущее работникам желание повлиять на деятельность фирмы, сыграть важную роль в достижении общих целей5. Система сбалансированных показателей, или технология Balanced Scorecard (BSC), ¾ одна из самых «модных» и многообещающих тем практического менеджмента. Ее базовый принцип ¾ мотивирование сотрудников в зависимости от ключевых показателей результативности (КПР). Методика разработки системы мотивирования на базе КПР состоит из следующих этапов: 1) построение иерархии КПР для сотрудника; 2) отбор инструментов мотивирования и выделение групп мотивирования; 3) принятие той или иной иерархии инструментов мотивирования в рамках выделенных групп; 4) выделение подгрупп мотивирования и построение схем мотивирования; 5) определение параметров схем мотивирования и объединение схем мотивирования сотрудников в систему. Подобные схемы при правильном применении могут быть чрезвычайно эффективны: компаниям, использовавшим систему сбалансированных показателей, удавалось решать весьма непростые задачи6. Критерии социальной мотивации труда. В заключение можно перечислить 15 основных критериев мотивации труда персонала, работающего в сфере услуг 7. 1. Любые действия должны быть осмысленными. 2. Большинство людей испытывают радость от работы, от сопричастности к результатам деятельности. 3. Каждый хочет показать, на что он способен в своей работе. 4. Каждый стремится выразить себя в труде. 5. Каждый имеет собственную точку зрения на улучшение работы и хочет реализовать ее. 6. Человек хочет ощущать важность своего труда. 7. Каждый стремится к успеху. 8. Успех без признания ведет к разочарованию. 9. Каждый хочет получать всю информацию, оценивающую и определяющую его деятельность. 10. Сотрудники не терпят, если решения, относящиеся к ним, принимаются без их ведома. 11. Каждому требуется информация о качестве его труда. 12. Для всех неприятен контроль со стороны. 13. Каждый стремится к новым знаниям. 14. Опережение нагрузки по отношению к оплате труда ведет к убийству инициативы. 15. Каждый хочет быть сам себе шефом в цепочке «затраты ¾ результат».
1 Капустин А. Мотивация менеджмента ¾ залог стабильности компании // Управление компанией. 2003. № 6 (25). С. 43. 2 Капустин А. Мотивация менеджмента ¾ залог стабильности компании // Управление компанией. 2003. № 6 (25). С. 43. 3 Пиримова В. Р. Внутреннее побуждение к деятельности как способ мотивации // Справочник по управлению персоналом. 2003. № 1. С. 98. 4 Иванова С. В. Дополнительные источники мотивации // Справочник по управлению персоналом. 2004. № 12. С. 17-20. 5 Саттерфилд Т. Законы мотивации (Benefits & Compensation Maga-zine, June 2004) // Справочник по управлению персоналом. 2004. № 11. С. 118-119. 6 Вишняков О. Л. Мотивирование персонала в системе сбалансированных показателей / О. Л. Вишняков, В. П. Грачев // Управление персоналом. 2004. № 19 (105). С. 47-49. 7 Глухов В. В. Менеджмент: учеб. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2002. С. 204-205.
Date: 2015-08-24; view: 2719; Нарушение авторских прав |